Волкова А.А., Кулешова А.И.

III ВСЕРОССИЙСКАЯ ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

Модераторы: Кулешова А.И., Королева С.В.

Волкова А.А., Кулешова А.И.

Сообщение Королева С.В. » 06 июн 2019, 08:25

УДК 741.7
Волкова А.А., Кулешова А.И. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
Volkova A.A., Kuleshova A.I. ((Russia, Tula, Tula State University)

КЕЙС МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОМЫШЛЕННОМ ДИЗАЙНЕ

Аннонация: В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты образовательной технологии «кейс-стади» как эффективного дидактического средства формирования компетенций в промышленном дизайне.
Annotation: The article considers theoretical and methodical aspects of educational technology «case study» as an effective didactic means of formation of design educatin. Analyzes the stages of the case-technology and classification of cases, seem methodical aspects of industrial design-oriented case studies.
Ключевые слова: кейс-методика, обучение, компетенции, промышленный дизайн
Keywords: case- study methodology, industrial design

Многие годы советская школа дизайна существовала особняком. Однако современные российские школы дизайна работают в контексте общемировых тенденций. В условиях глобализации и цифрового пространства компетенции промышленных дизайнеров определяют конкурентоспособность продукции, влияют на образ жизни потребителя и экологическую ситуацию.
Обучение промышленному дизайну также претерпело существенные изменения за последние десятилетия. Оно стало более разнообразно и богато на методы.
Виды оценочных средств можно разделить на две крупные группы. Это количественные (стандартизированные тесты и анкеты) и качественные (стандартизированные тесты, портфолио, опросники практических умений, кейс - измерители, творческие задания). Существуют тесты, сочетающие качественный и количественный уровни измерений и оценивания – это тесты учебных достижений и компетентностные задания.
Средства оценивания компетенций – это и практические работы, и коллоквиумы, и проектная деятельность, и проведение презентации и публичных выступлений, и наблюдение, позволяющее собрать информацию и установить факты. К средствам оценки компетенций относят интервью, различные виды тестов (ситуационно-поведенческие тесты, тесты эффективности обработки информации, тесты «на применение» предметных и межпредметных компетентностей), контент-анализ документации, портфолио как комплекс материалов, создающий представление о достижениях обучающегося и др. Данные техники оценивания компетенций в образовании в настоящее время активно осваиваются различными педагогическими коллективами и считаются эффективными (по мнению Н.Ф. Ефремовой, Н.А. Шайденко и А.Н. Сергеева). В основание для отбора средств оценки компетенции должны быть положены принципы валидности, наглядности, надежности, системности, сочетания традиционных и инновационных методов оценки, возможности использования результатов оценки для дальнейшей собственной деятельности обучающегося и научно-практической деятельности педагога. При этом к самым надежным средствам оценки относятся структурированные интервью, ассессмент-центры и кейс-методики.
Можно говорить об оценочных средствах, универсальных для компетенций в различных областях, и о методах оценки компетенций исключительно в области дизайна. В данной области показателем компетенции будущего специалиста будет собственно дизайн-проект. Показательным может быть и участие в международных конкурсах дизайна. В качестве примера можно назвать Red Dot Design Awards (Германия), Electrolux Design Lab (Швеция), Международный комплекс Promosedia (Италия), Good Design Award (Япония) и др. Одной из тенденций является сокращение времени производства продукта. Современным способом оценки промышленного дизайна являются 3D-многопользовательские среды. Это виртуальные среды, в которые помещают 3D модели предметов и вещей, а затем анализируются отзывы виртуальных потребителей о потребительских качествах изделия, стиле, сочетаемости с окружающей средой.
Один из методов оценивания, который пришел к нам из Европы, встречается достаточно часто в обучении промышленных дизайнеров. Это кейс-методика. Актуальность кейс-методики связана с современным акцентом целей высшего образования на формирование компетенций, с их практикоориентированностью и междисциплинарностью.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. Долгое время существовав только на территории Великобритании, постепенно эта методика начала появляться в Германии и Франции. В использовании кейс-методики выделяют две классические школы case-study: Гарвардскую (американскую) и Манчестерскую (европейскую). Спецификой американской школы является поиск единственно правильного решения при помощи кейс-метода. Для дизайн-образования больший интерес представляет подход европейской школы case-study, допускающий многовариантность решения проблемы, что отвечает специфике дизайнерской деятельности.
В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года, в том числе в дизайн-образовании (Кольцова Е.А. в дизайне среды и др.)
Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Кейс методики разрабатывают наборы кейсов для решения конкретных задач. Положительную роль при формировании компетенций студентов, особенно инженерных и дизайнерских специальностей, может сыграть применение в учебном процессе технологии кейс-метода, позволяющего на примере разбора реальных моментов научить студентов оценивать производственную ситуацию в целом и принимать конкретные решения для выхода из проблемной ситуации. Основываясь на идеях Sezar Mendoza, Директора Туринского Европейского Института Дизайна, проблемной ситуацией для будущего дизайнера может являться использование какой-либо технологии, метода производства продукта, двигаясь к идее создания дизайнерского продукта на основе этого метода. Это способствует гибкости мышления, творческому подходу, умению мыслить системно, способности действовать самостоятельно.
Разбор кейса в группе вырабатывает у студентов элементы делового общения, этического поведения, доброжелательности. Современные рейтинги дизайн-образования ставят на первое место интегрированное мышление в области дизайн-бизнеса и дизайн-стратегии, междисциплинарный подход к решению проблем, навыки групповой работы над реальными проектами, преподавание методов co-creation и инновационных подходов в дизайне [3]. По мнению Sezar Mendoza, Директора Туринского Европейского Института Дизайна, важным для будущих дизайнеров является развитие гибкости и способности адаптировать дизайнерские идеи к видению проектной группы и заказчика. Свойства кейс-методики призваны развить данные компетенции дизайнера.
Оценка функциональных компетенций не может сводиться к ответам на вопросы тестового характера, ведь функциональные компетенции – это то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере или при решении логических задач. Описание функциональных компетенций обычно включает в себя такие формулировки как «способность формулировать цели, задачи и стратегии, выявлять тенденции, строить прогнозы». Наиболее эффективным способом их оценивания сейчас считается решение кейсов.
При работе над кейсом принято проходить следующие семь этапов.
1. Знакомство с конкретным случаем или ситуацией. Ситуационный анализ.
2. Выделение проблемы в конкретном случае или ситуации. Пространственно-временной анализ (конкретизация места и времени, определение пространственно-временных границ). Прагматический анализ (оценка эффективности компонентов дизайнерской системы). Аксиологический анализ с точки зрения ценностей потребителя. Эргономический анализ.
3. Отыскивание и разбор материалов для разрешения проблемной ситуации.
4. Проговаривание возможных альтернатив и их оценка. Мозговой штурм, метод Осборна.
5. Решение – определение в группе.
6. Визуализация информации. Защита концепции конкретными группами.
7. Сопоставление итогов – сравнение решений, принятых в группах с решением принятым в действительности.
Кейс-измерители обычно содержат специальные проблемы и задачи, для решения которых студенту необходимо проанализировать ситуацию, требующую актуализировать комплекс профессиональных знаний. Объектом проектирования бакалавра промышленного дизайна является не отдельный, единичный предмет, но многокомпонентная структура, включающая как технические, так и социальные, культурные составляющие. Промышленному дизайнеру необходимо использовать методы культурологи, семиотики, эргономики, инженерной психологии, социометрии и антропометрии. Проектируется не объект потребления, но образ жизни индивидуума, поэтому необходимо использовать прогнозирование на 10-15 лет вперед. Поэтому при использовании кейс-измерителя важно исходить из того, что дизайн является мультидисциплинарной деятельностью.
Кейс-метод призван трансформировать потенциальный талант студента в мощную способность эффективного принятия решений, основанного на опыте реальных ситуаций. Вовлекая в бизнес-конфликты, разработанные на основе реальных ситуаций, кейсы погружают студента в реальный мир работы по специальности. Данные задания требуют вдумчивого анализа при ограниченной или даже недостаточной информации, эффективного реагирования на двусмысленные обстоятельства или сложные экономические контексты. Они требуют решительных действий, и даже необходимости отстоять их перед равным оппонентом. «Дизайнеры должны нарушать правила и расширить границы, идти в разрез статусу-кво с целью постоянного развития инноваций», – говорит Мед Чарлес (Med Charles), заместитель СMDA ltd, Гонконг [1].
Результаты кейсов дают достаточно полное представление о профессиональных и личностных качествах студента.
Недостатком является необходимость постоянного обновления кейсов.
При создании подобных измерителей необходимо предусмотреть отсутствие однозначных решений.
К возможностям кейс-метода при обучении бакалавров-дизайнеров необходимо отнести диапазон формируемых и оцениваемых компетенций (ОК-10, ОПК-4 др.); допустимость разработки кейсов как для индивидуальной, так и для групповой работы, способствующих овладению навыками работы в профессиональных коллективах, возможность обучения и оценки будущего специалиста методике художественного конструирования, ярко продемонстрировать достоинства и недоработки.
Создание кейсов:
• постановка цели, выбор идеи, систематизация информации, формулирование задания,
• разработка структуры и содержания кейса,
• разработка модели оцениваемых компетенций,
• создание инструкций по использованию кейса,
• определение критериев оценивания компетенций,
• выбор и определение шкалы оценивания,
• создание рекомендаций по интерпретации результатов оценивания.
Кейс-метод может применяться при оценке компетенций бакалавра дизайна. Выполнение кейса по специальности воспроизводит проектную деятельность будущего специалиста, следовательно, демонстрирует его профессиональную компетентность. В зависимости от специфики изучаемой дисциплины, кейс-метод оценки может быть доминирующим, либо дополнен другими, традиционными, например, тестированием. Кейс-метод по промышленному дизайну может применяться на итоговом междисциплинарном экзамене по специальности.
Критерии оценки участников в кейс-методе:
• Метод экспертных оценок
• Параметры оценки решений кейса и пути его решения
• Система критериев оценки различных компетенций
• Подготовка и подбор надежных экспертов
• Выбор оптимального времени для решения кейсов.
Критерии для оценки кейса по промышленному дизайну могут быть следующие:
– новизна, изучение аналогов и прототипов, применение нормативов СНИП, ГОСТ, СанПИН, СП, ТУ и т.д. (0-20%);
– графическое оформление проектной подачи (композиционное решение проектной подачи, модульных сеток, использование шрифта и т.д.) (0-20%);
– использование междисциплинарных связей (эргономика, колористика, бионика и т.д.) (0-20%);
– использование графических редакторов, техническая грамотность (0-20%);
– общее художественное впечатление (включает тщательную проработку разделов, создание рекламных решений, экологичность предлагаемого решения и т.п) (0-20%);
– выполнение презентации, устная защита дизайнерского решения.
Применение кейсов для оценки компетенций позволяет оценить подготовленность студентов, помочь определиться с направлением практик и стажировок, с выбором темы для дипломного проектирования, ярче проявить свой потенциал как будущего профессионала, личностные характеристики, для создания атмосферы конкуренции, сотрудничества, лидерства и оценки дополнительных параметров.
Итогом работы над кейсом является отчет.
Кейс методика оценивания формирования компетенций промышленного дизайнера очень удобна, проста в исполнение и формирование и дает возможность проявить свои креативные способности и дать толчок к развитию профессиональных качеств будущего дипломированного дизайнера и его креативности. Дает возможность студенту самому понять необходимость изучения различных дисциплин для формирования профессионализма и важность разностороннего обучения для своего будущего.


Библиографический указатель

1. Компетенции в образовании: формирование и оценивание/ Н.Ф. Ефремова. – Москва, Издательство «Национальное образование», 2012. – 416 с. (Контроль и оценивание в современной системе образования. Методический портфель учителя).
2. Дизайн. История, современность, перспективы/ под ред. И.В. Голубятникова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель, 2011. – 224 с. : ил., 64 с. Цв. Ил.
3. Зеленая книга Промышленный дизайн (Стандарты. Лучшая практика. Продьюсинг. Дизайн-школы)/ Под. Ред. В.Н. Княгина. – Спб.: Фонд центра стратегических разработок Северо-Запад, 2012. – 65 с.
3. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. Для вузов/ С.А. Васин, А.Ю. Талащук, В.Г. Бандорин, Ю.А. Грабовенко, Л.А. Морозова, В.А. Редько; под ред. С.А. Васин, А.Ю. Талащук. – М.: Машиностроение-1, 2004 – 692 с., ил.
4. «КЕЙС – МЕТОД как педагогическая технология» https://infourok.ru/keys-metod-kak-peda ... 83319.html
5. Методика использования кейс метода в учебном процессе ВУЗА https://cyberleninka.ru/article/v/metod ... sesse-vuza
6. Метод кейсов как инновационная педагогическая технология http://www.informio.ru/publications/id3 ... ehnologija
7. Электронный ресурс. Режим доступа http://masters.tpu.ru/uploads/0-kejs-di ... -06-27.pdf
Королева С.В.
 
Сообщения: 505
Зарегистрирован: 11 мар 2013, 11:00

Вернуться в Дизайн XXI века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1