Сафронова С. В.; Трошкина Ю.Ю. СЕКЦИЯ "Графический дизайн"

VI Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Post Reply
Кулешова А.И.
Posts: 84
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Сафронова С. В.; Трошкина Ю.Ю. СЕКЦИЯ "Графический дизайн"

Post by Кулешова А.И. »

УДК 7.012.23
Сафронова С. В.; Трошкина Ю.Ю., канд. пед. наук, доцент кафедры дизайна и art-менеджмента (ДНР, г. Донецк, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»)
Safronova S. V.; Troshkina J. Y., Candidate of Pedagogic Sciences, associate Professor at the Department of Design and Art-Management (DPR, Donetsk, SEI HPE «Donetsk National University»)

СОВРЕМЕННЫЕ ПУТЕВОДИТЕЛИ: ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ ДОНБАССА)
MODERN GUIDES: DESIGN PRINCIPLES (ON THE EXAMPLE OF THE GUIDE TO THE HOLY PLACES OF DONBASS)

Аннотация: путеводитель как средство коммуникации и рекламы, визуальное воплощение культурного наследия в определенной печатной форме; путеводитель как визитная карточка представляемого региона; истоки и современность в путеводителе; основные принципы разработка дизайна печатного издания.
Annotation: a guidebook as a means of communication and advertising, a visual embodiment of cultural heritage in a certain printed form; a guidebook as a business card of the region represented; origins and modernity in the guidebook; basic principles of designing a printed publication.
Ключевые слова: путеводитель, средство коммуникации, реклама, оформление, структурность, наглядность, понятность, визуальный образ, графическое решение, принципы проектирования, систематизация, концепция.
Key words: guide, means of communication, advertising, design, structure, clarity, clarity, visual image, graphic solution, design principles, systematization, concept.

Потребность в путешествиях неотрывно и всегда появляется у человека. Всё большую популярность приобретают справочные издания, содержащие сведения о стране, историко-художественных памятниках, информирующие о туристическом маршруте, о достопримечательностях, о событиях и т. д. Как и в древние времена так и сейчас существует необходимость описывать значимые события и памятные места, составлять маршрут для путешествий. «Путеводитель (или гид) – печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте» [5, С. 445]. Технические возможности изготовления справочных изданий расширились, дополнились электронными носителями.
Проблемой, лежащей в основе разработки дизайна путеводителя, является поиск принципов проектирования визуальной трансляции информации и трактовки образной основы издания. Для современных путеводителей очень важна выразительность оформления, т. к. именно идея наглядности лежит в основе дизайн-проекта.
Актуальность темы исследования заключается в том, что современное поколение ориентировано на визуальную информацию, представленную в графическом виде. Структурность, наглядность и понятность – это основные характеристики путеводителя. Разнообразие фактов, сложность информации делает особенно значимыми способы построения визуального образа. В путеводителях по историческим, святым местам эта тенденция проявляется особенно ярко.
Проектирование современного путеводителя по святым местам представляет большой интерес для дизайнеров. Недостаточная разработанность принципов проектирования путеводителя подтверждает актуальность темы данной статьи и определяет ее основную цель, которая выражается в выявлении способов гармонизации практической функциональности и эстетической ценности содержательной части путеводителя, нахождения взаимосвязи между справочной информацией и визуальным воплощением [4]. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: изучить исторический аспект проектирования; определить особенности структурирования информации; выработать общий стиль графического решения; выполнить проект путеводителя. Создаваемый продукт должен быть логичным по структуре и продуманным по верстке.
Область практической реализации обусловлена возможностью использования путеводителя в процессе изучения исторических памятников и святых мест Донбасса. В последнее время люди все больше приходят в храмы. Они мало знают о том, какие храмы и святыни есть в нашем крае. На данный момент собирательного издания об этом нет. Есть отдельные справочники о истории строительства некоторых храмов Донбасса, в связи с этим возникает необходимость упорядочить имеющиеся данные, составить маршруты для паломничества, таким образом расширить знания о духовной жизни, истории, культуре нашего края. Путеводитель предназначен для самой широкой аудитории – как для паломников, так и для обычных туристов и путешественников, интересующихся культурой и историей родной страны. Идея путеводителя состоит в том, что его повествовательно будут вести две паломницы. Описание мест будет легкодоступно и понятно для каждого. Также на такой основе будет интересно почитать его и детям. Яркие картинки, интересные рассказы послужат стимулом для того, чтобы больше полюбить свой край, уважать свою историю и чтить подвижников веры нашей земли донецкой.
Вначале ведения работы над проектом использовались уже имеющиеся справочные издания из всех возможных источников. Были изучены материалы официальных сайтов Донецкого республиканского краеведческого музея и Донбасс Православный, музейного вестника республики, книги «Очерки Донецкого бассейна» Каронина-Петропавловского Н. Е., первого путеводителя по Донбассу, составленного редакцией журнала «Телегид» в 2010 году («Весь Донбасс. Путеводитель. Донецк туристический. 150 лучших мест для семейного отдыха»), открытой православной энциклопедии и информативных сайтов православных приходов.
Путеводитель несет в себе информацию определенной тематики – это и средство коммуникации, навигации и реклама. Создавая путеводитель по святым местам Донбасса, необходимо визуализировать некоторые основные моменты: ориентиры на общей карте Донбасса, краткую информацию об основной направленности и интересных местах в окрестностях. В основе концепции путеводителя по святым местам Донбасса лежат краткость изложения материала, интерес к родному краю, полезность.
В процессе проектирования выполняются творческие, технологические, экономические, организационные, практические задачи [5]. Работая над макетом путеводителя, очень важны единство вербальной и визуальной информации; эстетика подачи материала; организация динамики разворотов издания.
Процесс проектирования путеводителя базируется на следующих принципах:
1. Принцип актуальности и достоверности источника информации.
2. Принцип эстетического оформления, который основывается на гармонизации системы визуальной коммуникации.
3. Принцип структурированности и последовательности.
4. Принцип грамотного художественно-технического оформления.
5. Принцип доступности восприятия и практичности.
Актуальность информации, размещаемой в путеводителе, обязательно должна соответствовать текущему моменту времени, а ее достоверность обеспечивается только подтвержденными источниками.
Верстка путеводителя схожа с версткой книги. Графическое оформление основывается на тесной связи иллюстративного материала с типографикой, а качество готового продукта зависит от уровня и культуры труда полиграфического производства. Процесс дизайн-проектирования путеводителя также, как и любого печатного издания, состоит из трех последовательных этапов.
Подготовительный этап, на котором возникает, развивается и складывается замысел оформления, формируется концептуальная модель. Определяется значение и место каждого текстового блока и изображения в соответствии с концепцией и определенными графическими характеристиками, а также иерархической структурой издания и отражением ее в системе рубрикации.
Этап выполнения и редактирования оригиналов, на этом этапе формируются содержание и графический стиль внешнего и внутреннего оформления, проводится работа над эскизами, идет поиск и подбор иллюстраций, фотографий. Определяется гармоничное сочетание изображений, текстов, их классификация и проработка, идет создание макетов. Весь графический изобразительный ряд должен объединять разнородную текстовую часть и образовывать неразрывное единство, причем издание должно восприниматься целостно и неповторимо [1].
Композиционно-технический этап: набор и верстка, подготовка сверстанного материала для полиграфического этапа, окончательное размещение текстовых и изобразительных материалов, соответствие всех элементов издания существующим нормам и стандартам, проверка комплектации, создание оригинал-макета, передаваемого на полиграфическое предприятие для печати. Завершает работу над путеводителем верстка текста совместно с иллюстрациями. При верстке текста с иллюстрациями неизменно решается вопрос о таком их расположении, при котором было бы максимально облегчено восприятие иллюстративного материала. Верстка иллюстрационного материала – сложная композиционная проблема, решение которой требует большого художественного вкуса и изобретательности. Дизайнер должен организовать размещение иллюстраций по определенной линейной схеме и уравновесить их по зрительной тяжести как между собой, так и в отношении текста [2].
Основными направлениями дизайна на протяжении уже нескольких лет остается оригинальная типографика яркие, сочные цветовые схемы. Лаконичность и сухость визуальных форм, была на пике популярности на протяжении долгого времени, однако в последнее время, такая подача визуальных форм отходит на второй план.
Исходя из изложенного, мы делаем вывод, что проектирование путеводителя по святым местам Донбасса сложный и трудоёмкий процесс. Он предполагает не только основательную работу по разработке дизайн-концепции, по созданию элементов визуализации, по поиску гармоничных композиционных решений, но и серьезную аналитическую работу по отбору и систематизации необходимой и достаточной информации.

Библиографический список

1. Антонова, З. В. Становление и развитие путеводителя как вида издания/ З. В. Антонова // Вестник МГОУ. – М.: МГОУ, 2006 – Вып.9 (145) – С.13-17.
2. Дубина, Н. М. Художественное конструирование печатных изданий [Электронный ресурс] / Н. М. Дубина // КомпьюАрт. – Электрон. текстовые дан. – 2003. –Режим доступа: https://compuart.ru/article/8448, свободный (дата обращения: 23.03.2022).
3. Очерки истории Донецкого края (с древнейших времён до 1917 года) / Э. Е. Кравченко, В. И. Кузин, Г. Г. Чепига, В. Г. Ляшенко // Музейный вестник Республики. No 1. – Донецк: Типография «РА ДОН», 2017. – 495 с.
4. Розанова, Ю. Н. Путеводитель как жанр туристического дискурса: диахронический аспект/ Ю. Н. Розанова // Историческая и социально-образовательная мысль. Серия: Языкознание. – 2014. – №5 (27) – С. 281-285.
5. Чертыковцева, Е. А.: Особенности и принципы дизайн ­ проектирования путеводителя как средства рекламы и коммуникации / Е. А. Чертыковцева // Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Орловский гос. ун-т им. И.С. Тургенева, ‒ Орел, ‒ 2018. ‒ № 4. ‒ С. 444-447.
Post Reply

Return to “Дизайн XXI века”