Баскакова Е. С., Илюхина А. А., Вахитова Р. Р. СЕКЦИЯ «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»

VI Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Post Reply
Кулешова А.И.
Posts: 84
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Баскакова Е. С., Илюхина А. А., Вахитова Р. Р. СЕКЦИЯ «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»

Post by Кулешова А.И. »

УДК 745.51::[7.05+68]

Баскакова Е. С., Илюхина А. А., науч. рук.: канд. пед. наук Вахитова Р. Р. (Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет)
Baskakova E. S., Ilyukhina A. A., scientific adviser: Ph.D. Vakhitova R. R. (Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod University of Architecture and Civil Engineering)

МОТИВЫ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ
(НА ПРИМЕРЕ ПРОДУКЦИИ АО ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ»)
MOTIFS OF KHOKHLOMA PAINTING IN MODERN FASHION
(ON THE EXAMPLE OF PRODUCTS OF JSC « KHOKHLOMSKAYA ROSPIS»)

Аннотация: в статье рассмотрена история создания хохломы, а также техники хохломской росписи. Продемонстрированы примеры присутствия мотивов хохломской росписи в современной моде.
Annotation: the article discusses the history of the creation of Khokhloma, as well as the technique of Khokhloma painting. Examples of the presence of motifs of Khokhloma painting in modern fashion are demonstrated.
Ключевые слова: хохломская роспись, орнамент, традиции, техника, современная мода, народный промысел.
Key words: khokhloma painting, ornament, traditions, technique, modern fashion, folk craft.

Народные промыслы всегда занимали значимое место в жизни населения России. Предметы, в которых использовались народные мотивы, наполняли повседневность русских людей. На территории Нижегородской области сложилось народное искусство хохломской росписи. Зародившись несколько веков назад, хохломской промысел пользуется огромной популярностью и сегодня – как среди потребителей, так и среди художников и дизайнеров. Последние используют его наследие не только в традиционных вариантах оформления вещей ручной росписью – узоры по мотивам хохломского искусства украшают одежду, аксессуары и даже предметы интерьера. Благодаря сочетанию золотого фона и пышных растительных узоров, выполненных преимущественно чёрной и красной краской, хохломские изделия выглядят богато, ярко, торжественно. Предметы, созданные по технологии хохломской росписи, помогают создать уютную атмосферу, добавить в окружающее пространство национальный колорит.
Хохломскую роспись можно отнести к числу старинных народных художественных промыслов. Ее зарождение относят к XVII веку. В этот период нижегородские леса были пристанищем для гонимых старообрядцев. Среди них было немало мастеров иконописи. Большинство исследователей прослеживают истоки хохломского промысла в иконописном искусстве, считая, что именно у иконописцев крестьяне позаимствовали технику росписи [2]. Название же свое хохломской промысел получил от названия деревни Хохлома, где торговали расписной посудой.
Традиционная цветовая палитра хохломской росписи: золотой фон, красный и чёрный цвета как основные, оттенки зеленого, коричневого, желтого – как дополнительные. В данном промысле есть как простые, так и сложные орнаменты. В хохломской росписи можно встретить такие растительные мотивы, как веточки, травинки, цветы и листья, ягоды рябины и земляники. Намного реже мастера изображают различных птиц, рыб и животных. Кроме того в промысле используются и геометрические элементы узора.
Среди основных типов хохломского письма выделяют верховой и фоновый. Они отличаются технологией росписи и композиционными особенностями. Верховой тип письма традиционно выполняется на полуженной поверхности, при нанесении красок мазки мягкие, пластичные [7]. В такой росписи фон остаётся золотым, а на поверхности изделия красные и черные узоры выглядят особенно ажурно.
В рамках верхового типа письма мастерами используются несколько видов орнамента, которые будут рассмотрены ниже.
Первый вид орнамента – травный. Данный узор является классическим, мастера при его создании во все времена вдохновлялись луговыми травами и полевыми цветами, творчески перерабатывая их мотивы в соответствии с хохломской традицией. Витиеватые травинки, в ажурном переплетении которых мелькают мелкие ягодки, колоски и горошек, служат основой данного вида орнамента.
Следующий вид орнамента объединяет две разновидности росписи – «под листок» и «под ягодку». Если сравнивать такую роспись с ранее описанным травным орнаментом, то она характеризуется более широкими мазками, которые образуют плавные формы листочков, нередко мастер дополняет узор ягодками. При этом растительные мотивы в хохломской росписи являются стилизованными, так как автор в собственной манере интерпретирует природные формы и переносит их на поверхность изделия уже в соответствии со сложившейся народной традицией. Самыми популярными мотивами данного вида росписи являются земляника, гроздья смородины, ягоды крыжовника, ромашки и колокольчики. Все растения располагаются группами, при этом раскидываясь вдоль стебля. Округлость рисунку придают вплетения листочков. Роспись «под листок» и «под ягодку» предполагает использование не только традиционных красного и черного цветов, но и желтых, зеленых, коричневых оттенков.
Последний вид верховой росписи – узор «пряник». Данный мотив также относится к традиционным и восходит к языческой символике. Главное отличие от упомянутых ранее видов верхового письма – вплетение в узор геометрических фигур. Чаще всего в основе «пряника» изображают квадрат или ромб (символ земли), по центру которого выписывается элемент «рыжик» – стилизованная и упрощенная розетка. Уникальной чертой хохломского «рыжика» является то, что он олицетворяет настоящее солнце с лучами, которое находится в постоянном движении [7]. При сравнении всех трех видов орнаментов следует отметить, что данный вид росписи является более простым в техническом исполнении.
Помимо верхового письма хохломская роспись может быть еще и фоновой. По названию можно судить, что цветной (красный или черный) фон заполняет собой значительную часть расписываемой поверхности, основной узор же при этом остаётся золотым. Фоновый тип росписи в хохломском искусстве представлен двумя видами – «под фон» и «кудрина».
Роспись «под фон». Распространение данный вид росписи получил только во второй половине XIX века. Из-за сложности техники такие изделия выполняли только на заказ и за большие деньги. После появления большого ассортимента мебели письмо «под фон» стали использовать на ней – золотые элементы узора, дополненные более мелкими деталями, четко выделялись на черном или красном фоне. Сегодня этот вид росписи чаще всего применяют для декоративного оформления посуды.
Вторым видом фонового письма является «кудрина». Такая роспись позволяет создавать пышный узор, который дополнен внутренней графической проработкой элементов. При нанесении узора используются округлые, крупные мазки, что придает рисунку динамичности. Изображение цветов, листьев и плодов в этой технике довольно необычное: цветы словно раскрываются на своих стебельках, которые заполняют всю поверхность изделия.
Техника фонового письма очень сложна, чтобы применять ее для декоративного оформления деревянных изделий необходимо обладать определенным уровнем мастерства. Работы, выполненные художниками в технике фоновой росписи, высоко ценятся.
Интерес к хохломской росписи как к подлинно народному искусству возрос в XIX веке. В 1853 году данный промысел был представлен на Всероссийской промышленной выставке в Москве, а позднее и в таких городах, как Петербург и Нижний Новгород. Кроме того, в этот период вошел в моду так называемый «русский стиль», в связи с чем хохломскими изделиями стали пользоваться даже члены царской семьи. Так, например, в 1882 году императрица Мария Федоровна наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами с дарственной надписью «За свое искусство и представленные государю императору вещи». А в 1889 году на Всемирной выставке в Париже мастера хохломской росписи получили Гран-при [6].
Но к концу XIX века популярность хохломской росписи стала стремительно падать. Это объясняется прежде всего появлением на рынке более дешевой фабричной посуды. Нижегородское земство, приняв во внимание данную тенденцию, попыталось предотвратить упадок данного промысла, направив для обучения мастеров созданию актуальных изделий профессиональных художников – в Семёнов и другие центры производства предметов в хохломской технике. Таким образом была сделана попытка налаживания производства востребованной на рынке промысловой продукции.
В 1920-е годы возобновился интерес к данному виду народного искусства. Государство стало помогать мастерам в материальном плане: была обеспечена поставка необходимого сырья, а также была оказана финансовая помощь мастерам. Первые артели были организованы в этот период в Семенове и в деревнях Ковернинского района. В 1925 году изделия хохломской росписи демонстрировались на международной выставке в Париже и были удостоены золотой медали.
Именно с началом советского периода развития хохломского производства связано зарождение всемирно известного бренда «Хохлома». В 1960-е – 1970-е годы отмечался расцвет народного искусства, возникли предприятия народных художественных промыслов, в том числе и фабрика «Хохломская роспись» в Семенове.
В 1964 году на базе данного предприятия была создана творческая лаборатория, которой руководила главный художник фабрики Е. Н. Доспалова. Началась разработка новых форм изделий и видов письма, которые были адаптированы к быту советских горожан. Многочисленные всемирные выставки (в Монреале (1967), Осаке (1970), Париже, в Москве на ВДНХ) приносили в копилку фабрики награды и дипломы и делали ее всемирно известной [8].
В период перестройки продолжалось производство товаров с хохломской росписью. Такие вещи служили отличным подарком: хохломской промысел высоко ценился за границей. Чаще всего изделия покупали для родственников из-за рубежа. В 1992 году предприятие «Хохломская роспись» открыло подразделение по производству матрешки, в 1993 году – мастерскую миниатюрной росписи, а в 2004 году – участок живописи.
В наши дни хохломская роспись не утратила своей актуальности и живет в изделиях современных дизайнеров. Основной особенностью феномена обращения к наследию народного искусства является тот факт, что сейчас хохломские мотивы в большой степени используются в фэшн-индустрии. Главным образом, хохломская роспись применяется при создании украшений и аксессуаров, в меньшей степени – в одежде.
В Нижегородской области, которая является родиной хохломской росписи, главным предприятием по изготовлению бижутерии и аксессуаров, украшенных по мотивам знаменитого на весь мир народного промысла, является основной производитель хохломских изделий – Ордена «Знак Почета» АО «Хохломская роспись» [2, с. 72]. Главным направлением деятельности предприятия является создание традиционных изделий с хохломской росписью. Однако для популяризации данного художественного направления фабрика также специализируется на создании дизайнерской бижутерии, платков, сумок и даже детской мебели с хохломскими узорами. Мастера и дизайнеры фабрики регулярно выпускают коллекции аксессуаров, выполненных с использованием мотивов хохломской росписи. Так предприятие не только повышает интерес потребителей к родной культуре и народным промыслам, но также привлекает новых работников на фабрику.
Каждая вещь в любой из модных коллекций уникальна и лимитирована. Будь то сумочка или элемент бижутерии, каждый из них выполняется в единственном экземпляре [5]. Таким образом, покупатель не теряет интереса к новому прочтению традиционного искусства, что позволяет каждому, кто приобретает изделия «Хохломской росписи», создавать уникальные и неповторимые образы. Такая интерпретация народной росписи способствует развитию промысла, рождению новых идей, вариантов рисунков и сочетаний цветов. Мастера открывают новые форматы работы не только в рамках хохломской росписи, но также разрабатывают оригинальные модели на основе творческой интерпретации существующих дизайнерских решений (среди таких изделий можно выделить сумки в виде сердец, бабочек и многие другие).
Так, например, в декабре 2016 года в торгово-развлекательном центре «Жар-Птица» прошел показ коллекции аксессуаров «Зимняя сказка хохломы» от АО «Хохломская роспись» [3]. Это событие знаменовало не только открытие торгового центра, но также стало рекламной акцией для фабрики и ее продукции. В оформлении моделей представленной коллекции применялись как традиционные мотивы хохломской росписи, так и новые элементы и художественный приемы, например, использовались белый и голубой цвета.
Возможно, некоторым покупателям производимые фабрикой модели могут показаться слишком броскими и имеющими потенциал лишь однократного использования в особенных случаях (для специализированного мероприятия или другого подобного выхода), но при этом в коллекциях существуют и более лаконичные аксессуары, которые могут подойти для повседневных образов.
Также АО «Хохломская роспись» имеет опыт выпуска собственных коллекций одежды с использованием мотивов народного промысла. Однако стоит упомянуть, что большим спросом все же пользуются аксессуары, поэтому фабрика на данный момент выпускает только предметы декора одежды, а не сами ее составляющие. Также стоит отметить и наличие в ассортименте продукции предприятия так называемого «мерча» с хохломскими узорами – это сувенирная продукция в виде футболок, толстовок, рюкзаков, масок и многих других изделий. На моделях представлены узнаваемые мотивы хохломской росписи, нанесенные на ткань с помощью технологий печати. Такие сувенирные вещи способствуют распространению и популяризации хохломской росписи и поддержанию интереса к народному искусству в целом.
Стоит упомянуть о том, что хохломские мотивы воспроизводятся и применяются не только в фэшн-индустрии, но также и в дизайне интерьера. Так, например, в 2019 году проводился конкурс «Дизайн и ремесло», который являлся частью проекта по разработке и внедрению модели рыночно ориентированной компании НХП [1, с. 3]. Среди конкурсных работ были представлены и предметы интерьера, в которых использовались мотивы хохломской росписи: «Семеновский снегирь» Семена Белугина и Анастасии Храмцовой, «Лампа-конструктор» Светланы Катаргиной и Татьяны Бобковой, коллекция сервировочных тарелок «Эволюция» Юли Корицы и другие.
Однако приходится признать, что подобные проекты, к сожалению, не нашли своего продолжения в серийном производстве. Так единожды сделанный экземпляр дизайнерского изделия хотя и является уникальным в своем роде, но при этом теряется в массе других предметов, и новая интерпретация мотивов хохломской росписи остается практически незамеченной обществом. Также стоит обратить внимание и на некоторые новые веяния в самом промысле появление которых может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, принимая новые мотивы, хохломская роспись расширяет потенциал своего развития, но с другой – рискует потерять исконный смысл и вид самих узоров и композиций.
В заключение можно подчеркнуть, что мотивы хохломской росписи продолжают существовать не только в традиционных формах, но также и проникают в другие сферы жизни общества. Дизайнеры и мастера фабрики «Хохломская роспись» используют народные мотивы для создания коллекций одежды и аксессуаров и даже для оформления предметов интерьера. Это позволяет расширять круг изделий с использованием традиционных мотивов, развиваться предприятию, а дизайнерам – придумывать новые интерпретации и формы привычных вещей. Новые решения подчас могут быть весьма специфическими, художники в своих творческих поисках могут значительно отойти от классического хохломского узора, что не может благоприятно отразиться на сохранении народной традиции. При этом новые способы использования традиционных мотивов могут способствовать росту интереса к народным художественным промыслам. В связи с этим важно обращаться к традиционным формам изделий и композиций, грамотно их дорабатывая в соответствии с потребностями современного общества, но не нарушая основ промысла.
В значительной степени АО «Хохломская роспись», выпуская продукцию в соответствии с требованиями модной индустрии, популяризирует народный промысел и повышает к нему интерес. Таким образом, создается благоприятная среда для сохранения и дальнейшего развития данного вида народного искусства, являющегося важным фактором формирования национальной идентичности россиян, и прежде всего – молодого поколения. Рассмотренные в статье примеры использования наследия хохломской росписи в пространстве современной культуры являются показателями плодотворного объединения традиций и инноваций.

Библиографический список

1. Дизайн и ремесло. Каталог изделий и эскизов работ участников конкурса для народных художественных промыслов Нижегородской области / под редакцией В. В. Самойлова, С. Ю. Липкиной. – Нижний Новгород : Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области, 2019. – 88 с. : ил. – Текст : непосредственный.
2. Исламова, Г. И. Роль фабрики НАО «Хохломская роспись» в сохранении народных художественных промыслов / Г. И. Исламова. – Текст : непосредственный // European science. – 2016. – №12 (22). – С. 71-73.
3. Золотая сказка хохломы. – Текст : электронный // Столица Нижний : сайт. – URL: https://stnmedia.ru/mag/january-2017/16452/ (дата обращения: 07.04.2022).
4. Золото нижегородских лесов. – Текст : электронный // Культура РФ : сайт. – URL: https://www.culture.ru/materials/52998/ ... kikh-lesov (дата обращения: 06.04.2022).
5. Модная сказка Хохломы. – Текст : электронный // Модная сказка Хохломы : сайт. – URL: https://hohloma.shop/brend/about/ (дата обращения 01.04.2022).
6. Разновидности и богатая история росписи под хохлому. – Текст : электронный // ЭтноБохо : сайт. – URL: https://ethnoboho.ru/slavyanskiy/istori ... xlomy.html (дата обращения 03.04.2022).
7. Федоровская, Т.Ф. Технология создания хохломы / Т.Ф. Федоровская. – Текст : электронный // Русские ремёсла : путеводитель. – URL: https://russianarts.online/44587-texnol ... a-xoxlomy/. – Дата публикации: 13.02.2016.
Post Reply

Return to “Дизайн XXI века”