Федоренкова С.А., Мавшов П.В. СЕКЦИЯ «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»

VI Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Post Reply
Кулешова А.И.
Posts: 84
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Федоренкова С.А., Мавшов П.В. СЕКЦИЯ «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»

Post by Кулешова А.И. »

УДК 730

Федоренкова С.А., науч. рук.: доц. Мавшов П.В. (Россия, г. Владимир, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых)
Fedorenkova S.A., Scientific adviser: Mavshov P. V. (Russia, Vladimir, Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov)

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПОЗИЦИОННОЙ СПЕЦИФИКИ В СКУЛЬПТУРЕ
EXPRESSIVE POSSIBILITIES OF COMPOSITIONAL SPECIFICITY IN SCULPTURE

Аннотация: статья посвящена комплексному изучению искусства скульптуры. В статье рассматриваются особенности композиции в скульптуре. Выделяются и описываются пути для достижения выразительности пластических произведений.
Annotation: the article is devoted to the complex study of the art of sculpture. The article discusses the features of composition in sculpture. The ways to achieve the expressiveness of plastic works are highlighted and described.
Ключевые слова: искусство, скульптура, композиция, пластика, объемные формы, творческий потенциал
Key words: art, sculpture, composition, plastic, three-dimensional forms, creativity

Основа любого художественного произведения – есть композиция. Овладение композиционными закономерностями и средствами выразительности, способствует успешному овладению пластических основ и развитию творческого потенциала многих мастеров скульптуры. Вопросы композиции, ее закономерностей, приемов, средств выразительности и гармонизации всегда актуальны для художников, скульпторов, архитекторов и других личностей творческих профессий [8].
В связи с этим мастера всю свою жизнь пребывают в поиске новых композиционных идей и способов реализации своего творческого потенциала. Благодаря внимательному изучению пропорциональных отношений между линейными размерами, объемом и массой, авторы меняют эстетическое восприятие зрителя и позволяют по-новому взглянуть на привычные для нас образы [3].
Во всех областях искусства термин «композиция» означает сочетание частей в единое целое, то есть создание чего-то целостного, неделимого. Так, добиваясь данного эффекта, при создании скульптуры, мастера экспериментируют не только с формой, но и с различными материалами. В процессе материализации творческой идеи (имеющей определенный сюжет, ограниченной геометрической изобразительной поверхностью или материальным пространством) происходит раскрытие художественно-содержательной сущности произведения [2].
Выразительность произведения искусства в скульптуре очень важна, во многом зависит от выбранного материала. В связи с этим важно отметить, что каждый материал имеет свою собственную красоту, отличается особыми художественными характеристиками. В случае с каменной скульптурой, она часто вдохновлена природным материалом – камень предполагает цельную форму. Одна из основных задач автора – создать форму, отвечающую художественному замыслу, сохранив натуральный размер и естественный рисунок [1].
Дерево также подразумевает целостную работу, исключающую мелкие, тонкие детали. Данный материал обладает теплотой, которой нет у камня, однако не имеет такой массивности, благородной структуры и веса. Красота дерева в его поверхности, сохраняя природный узор и фактуру при её проработке, можно достичь выразительной скульптурной формы.
В свою очередь, отличительной характеристикой металлических скульптур являются тонкие, изящные детали, ведь литье способно передать даже отпечатки пальца автора. Также металл благодаря своей эстетичности и прочности позволяет делать скульптуры с большими воздушными просветами, отлично работающими в открытом пространстве. Так, каждый материал выполняет свою особенную роль, а при сочетании в одной работе, становится дополняющим друг друга элементом, позволяющим получить автору непредсказуемый, исключительный результат [4].
Возвращаясь к созданию таких работ, можно отметить, что любое произведение начинается с идеи, которую зачастую подсказывает сам материал. Кроме того, многие мастера постоянно изучают свойства различных пород камней, видов древесины, металлов и многих других. Добиваясь наивысшей степени выразительности произведений при помощи акцентирования их природной красоты, соотношения формы, массы и объема. При такой композиционной специфике, все три типа пропорций не просто существуют, но и взаимодействуют в работе, способствуя ее динамике, выразительной красоте [9].
Важно отметить, при создании композиции, размещение элементов происходит по определенной схеме и зависит от замысла автора. Некоторые скульпторы намеренно изменяют пропорции, стремясь освободиться от многовековых образных традиций, которые идеализировали человеческую форму в портретных бюстах и статуях. Художники пытаются вырваться из "статической" парадигмы, стараясь внедрить движение в свои работы [7].
Необычные формы поглощают и удерживают любое пространство, создающие ощущение динамики – всегда увлекательное явление для глаз [5].
Так, за счет многообразия материалов, форм, фактур скульптуры органично вписываются в любой интерьер и становятся неотъемлемой частью парков, скверов и пешеходных зон. Скульптурные композиции помогают разнообразить привычный серый городской пейзаж, придав ему новых красок [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что различные материалы в сочетании, раскрывают свои выразительные возможности, дополняя друг друга, так, каждый элемент приобретает уникальную роль, при этом, не нарушая общую композиционную идею произведения. По сей день эксперименты с пропорциями и композицией не оставляют многих авторов. Изучая возможности пластики, мастера намеренно деформируют свои фигуры, создавая необычные силуэты, тем самым устанавливая новый канон изображения, выходящий за рамки эпох и стилей. Используя уникальные образы в своих работах, мастера предлагают рассмотреть их творчество с новой точки зрения, тем самым вызывая у зрителя сильнейший эмоциональный отклик.

Библиографический список

1. Xavier Barral i Altet, Genevieve Bresc-Bautier, Philippe Bruneau, Bernard Ceysson, Jean-Luc Daval, Georges Duby, Maurizio Fagiolo dell`Arco, Sophie Guillot de Suduiraut, Reinhold Hohl, Antoinette Le Normand-Romain, Friedrich Meschede, Anne Pingeot, Barbara Rose, Francois Souchal, Mario Torelli. Sculpture. From Antiquity to the Present Day. 2009.
2. Dashi Namdakov [Электронный ресурс]: http://www.dashi-art.com/ (Дата обращения: 29.03.2022)
3. June Schwarcz. Artist in Glass and Metal. 2019
4. Javier Marin [Электронный ресурс]: https://javiermarin.com.mx/ (Дата обращения: 29.03.2022)
5. Santiago Mutis, Massimo Dona, Antonio Zaya, Marisa Veskovo y Juan José Santos Goldaracens. Escultura de Javier Marin. 2012
6. Mauricio Lopez Valdes, Massimo Dona, Francis Marmande, Marisa Vescobo, Santiago Mutis, Fabio Migliorati, Juan Rafael Coronel Rivera, Agustín Arteaga, Eligio Calderdntein, Nestor Jose Manuel Springer, Clayton C Kirking, Shifra M. Goldman, Aurora Norefa, Karla Roalandini Beyer en Ery Camara. Aproximaciones a la obra de Javier Marin (Antologia). – Barcelona: 2013
7. Ананьев, Б. Г. Восприятие пространства и времени / Б. Г. Ананьев, Э. Ш. Айрапитьянц. - М. : Наука, 1969.
8. Голубкина, А. С. Несколько слов о ремесле скульптора / А. С. Голубкина. - М. : Советский художник, 1963.
9. Мельник А.А. Основные Закономерности Построения Скульптурного Рельефа. - 1985.
Post Reply

Return to “Дизайн XXI века”