Головин К.А., Кошелева А.А., Мельникова М.Д.

VI Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Post Reply
Кулешова А.И.
Posts: 84
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Головин К.А., Кошелева А.А., Мельникова М.Д.

Post by Кулешова А.И. »

УДК 378.14

Головин К.А., д-р техн. наук, доц., зав. каф. ГСАиД; Кошелева А.А., д-р техн. наук, доц., проф. каф. ГСАиД (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
Мельникова М.Д. (Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова)
Golovin K.A., Doctor of Engineering Sciences, Assoc., Head. cafe GSAiD; Kosheleva A.A., Doctor of Engineering Sciences, Assoc., Prof. cafe GSAiD (Russia, Tula, Tula State University)
Melnikova M.D. (Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ
CURRENT PROBLEMS AND NEW TRENDS IN EDUCATION IN THE FIELD OF DESIGN AND ARCHITECTURE


Аннотация: рассмотрены актуальные проблемы, существующие в образовательном процессе по направлениям «Дизайн» и «Архитектура» в отечественной высшей школе. Проанализированы тенденции дизайна, их изучение и освоение в рамках обучения в высших учебных заведениях
Ключевые слова: образование, конференция, дизайн, архитектура, тенденции дизайна
Abstract: the actual problems that exist in the educational process in the areas of "Design" and "Architecture" in the domestic higher school are considered. Analyzed design trends, their study and development in the framework of training in higher educational institutions
Key words: education, conference, design, architecture, design trends


Дизайн - признанная экономически развитыми странами важнейшая составляющая высокотехнологичной индустрии, мощный инструмент интенсификации развития промышленности и потребительской культуры, интеграции отечественной экономики в мировой рынок.
Образование в сфере дизайна и архитектуры претерпевает существенные изменения. Это вызвано современным состоянием экономики страны, общественно-политических отношений, возникновением новых производственных и социальных технологий.
Эффективное решение существующих проблем дизайн-образования требует глубокого анализа и осмысления составляющих образовательного процесса на всех его этапах: от формирования качественного контингента абитуриентов до выпуска дипломированных специалистов.
Опыт работы в приемной комиссии университета показал, что в высшие учебные заведения на направления «Дизайн» и «Архитектура» поступают 18-летние абитуриенты, зачастую не имеющие серьезной художественной подготовки. Еще 30 лет назад ситуация была в корне другой: в художественный вуз, как правило, поступали, получив среднее художественное образование. Современные абитуриенты недостаточно ремесленно подготовлены к освоению профессии. Поэтому целесообразным является работа одно- двухгодичных подготовительных курсов на факультетах довузовской подготовки, укрепление связей со школами, средними специальными учебными заведениями, преемственность образования.
Во многих регионах России наблюдается большой отток выпускников школ в Москву. Остановить этот процесс может как высокий уровень образовательного процесса в региональных вузах, так и заинтересованность и поддержка предприятий, будущих работодателей.
Наблюдаются гендерные детерминанты профессионального выбора. Так, в ТулГУ 90-100% обучающихся в учебных группах по направлению «Дизайн» – представители женского пола. Девушки преобладают и среди будущих архитекторов.
Еще одной особенностью приема в художественные вузы является крайне низкий процент абитуриентов из сельской местности. Это объясняется отсутствием художественных школ в малых населенных пунктах, что не позволяет многим ребятам реализовать имеющийся творческий потенциал.
Залогом успешного образовательного процесса является высокий кадровый потенциал, профессионализм преподавательского состава.
Именно преподаватель является носителем идеологии, установок, которые формирует у студентов.
Руководство вузов должно понимать и необходимость непрерывного профессионального роста работников, организации курсов повышения квалификации и стажировок во внешние организации.
Важным условием качественного образования является грамотно организованная учебная и производственная практика студентов. Практика - это возможность получения профессионального опыта в условиях производства. Чтобы стать профессионалом, студент должен нарабатывать опыт реальной деятельности, решать практические задачи, изучать технологические процессы и оборудование.
Важен и опыт командной работы с дизайнерами и архитекторами, общение с заказчиками.
Задачей вуза является укрепление и расширение связей с предприятиями, привлечение к работе ведущих специалистов, практикующих дизайнеров и архитекторов.
Проектная деятельность носит практический характер, поэтому наличие мастерских, оснащенных современным оборудованием, является условием конкурентоспособного образовательного процесса.
Полноценная образовательная среда требует наличия укомплектованных лабораторий и мастерских живописи, рисунка, скульптуры, фотографики, макетных мастерских, компьютерных классов.
Интересен опыт вузов, имеющих арт-пространство (креативное пространство) – открытую творческую площадку для выставки результатов творчества, способствующих личностному развитию с помощью коммуникаций.
Дизайн немыслим без инноваций. Без инноваций сегодня практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию. Еще в 2009 году Комиссия Европейского Союза выпустила документ «Дизайн как двигатель инновационной деятельности, направленной на человека». В учебный процесс по направлению «Дизайн» вводятся учебные дисциплины «Инновационные технологии», «Инновационный дизайн» и др. Студенты изучают инновационные материалы и покрытия, используют в своих проектах инновационные конструкторские решения. Важным является развитие инновационного потенциала дизайна, изучение механизма формирования инноваций. Дизайн - это не просто новое формообразование, дизайн – это визуализация новых функций, новых парадигм.
В постиндустриальном обществе наблюдается трансформация объекта проектирования: теперь им является не изделие, а потребности человека. Социолог А.В. Гофман предложил идею «опережающего» проектирования. Т.е. задача дизайнера - «видеть реальные проблемы для проектирования, где они не лежат на поверхности» [1].
Важной задачей современного образования является сохранение национальных традиций.
Развитие общества невозможно без знания истории, народных традиций.
Сегодня наблюдается процесс взаимовлияния культур.
В условиях глобализации мировой экономики используются идентичные технологии, материалы и т.д.
Новые технологии должны опираться на культурную преемственность. Достичь оригинальности можно за счет национальных особенностей - в материале, форме и др.
В учебном и реальном дизайн-проектировании следует учитывать региональные особенности. Использовать элементы национальной культуры.
Существуют веками сложившиеся формы, которые отличает смысловая целесообразность, пропорциональность и композиционную завершенность. Использование национальных и культурных традиций отечественными дизайнерами является одним из приемов создания собственного образного языка.
Нельзя не упомянуть о существующей реалии – дистанционном образовании в области дизайна и архитектуры.
В условиях пандемии 2020-2022 гг. образовательный процесс необходимо было перестраивать: организовать полноценное дистанционное обучение, подготовить преподавательский состав к работе с новыми технологиями, переработать учебный материал к возможности дистанционного освоения. Ввиду снижения экономических и финансовых возможностей семей студентов, социального неравенства общества, произошел отток студентов из вузов (или из очной формы обучения в очно-заочную, в интернет-образовательные технологии). Интернет-образование для ряда студентов стало единственной возможностью получить профессию. Однако, получение качественного образования в очно-заочной форме возможно лишь при высокой мотивации студентов, умении самостоятельно и с полной отдачей осваивать учебный материал. Невозможность непосредственного общения студентов и преподавателей, контактной работы в мастерских при освоении культурного наследия, поиске креативных проектных идей еще раз продемонстрировало ценность очного художественного образования. Необходим анализ существующих проблем при использовании дистанционных технологий с целью повышения качества образовательного процесса в данной форме.
Одной из основных задач системы образования является не столько подготовка специалиста, сколько становление личности, осваивающей культурный опыт общества, обладающей высокими гражданскими, нравственными качествами. Образовательный процесс должен сопровождаться воспитательной работой в студенческой среде, формированием ценностно-смысловых ориентиров и установок.
Сложной проблемой остается трудоустройство выпускников вузов.
Наибольший спрос на труд дизайнеров и архитекторов наблюдается в мегаполисах. В малых городах выпускники учебных заведений сталкиваются с уходом из профессии.
Многие российские промышленные предприятия неохотно берут в штат дизайнеров, не понимая, что именно дизайнерские решения являются инструментом повышения конкурентоспособности продукции. Говорить об эффективности работы дизайнера можно лишь при внедрении результатов работы в производственный процесс.
Специалисты отмечают, что отсутствует государственная стратегия развития отечественного дизайна.
Это большая проблема российской промышленности, решение которой связано с так называемым преодолением «Дизайн-барьера», т.е. препятствия выхода отечественного дизайна на мировой рынок ввиду незначительности его развития. Российская продукция в течение нескольких десятилетий была слабо представлена на внешнем рынке. Отечественный дизайн не интегрирован в мировой рынок.
Между мировыми державами происходит острейшая борьба за рынки сбыта произведенных товаров. Выигрывает товар, имеющий высокие показатели качества при доступной стоимости.
Шведские ученые Кьелл А. Нордстрём и Йонас Риддерстрале отмечали, что в наше время происходит трансформация власти – власть переходит от тех, кто продает, к тем, кто покупает [2]. Увеличивается количество продукции, расширяется выбор потребителя. Поэтому бизнес должен быть индивидуальным, интеллектуальным и эмоциональным.
Новые тенденции в сфере дизайна и архитектуры необходимо внедрять в учебный процесс, чтобы выпускники были готовы решать актуальные проблемы современности.
Развивается эмотивный дизайн.
Дизайнер проектируют не только изделие, но и палитру эмоций потребителя, связанных с использованием продукта.
Современные маркетинговые технологии используют весь арсенал дизайнера. Профессия дизайнера отличается высоким уровнем ответственности за результат.
Еще одно направление современного дизайна – кастомизация, т.е. индивидуализация продукции под заказ конкретного человека, изменение массового товара при помощи дизайнерских изменений. В современном мире, в условиях свободы личности такая продукция востребована и имеет коммерческий успех.
Важным условием современного проектирования среды является ее безбарьерность для маломобильных групп населения. В рамках учебного проектирования по профилям «Дизайн интерьера», «Промышленный дизайн» ведется разработка доступной среды и ее элементов для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подобные задания не только способствуют развитию профессиональных навыков студентов, но и позволяют формировать активную жизненную позицию, решать актуальные социальные и гуманные задачи.
Развивается и универсальный дизайн – направление развития дизайна «для всех», создание предметов и среды, пригодных к применению без какой-либо адаптации.
Генеративный дизайн – важная тенденция современности. Данная технология основана на применении программного обеспечения, способного самостоятельно генерировать новые формы на основе заданных условий и ограничений.
В настоящее время многие ведущие корпорации занимаются изучением проблемам искусственного интеллекта и использования результатов его труда в области дизайна.
Интерес вызывают вопросы глобализации дизайн-образования.
Процесс глобализации предполагает развитие единого мирового образовательного пространства и является отражением процессов глобализации экономики и общества.
Проблемы образования в сфере дизайна и архитектуры обсуждаются на интернет-платформах, семинарах и конференциях.
Ежегодно в Тульском государственном университете проходит Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием «Дизайн XXI века».
В апреле 2022 году более 90 участников из 15 вузов России обсудили важнейшие проблемы образования в области дизайна и архитектуры с целью переосмысления основных целей и задач теоретической и практической подготовки будущих специалистов, поделились опытом и методическими разработками по учебным дисциплинам при подготовке выпускников по направлениям «Дизайн» и «Архитектура».
Конференция позволила лучше представить общие тенденции развития теории и методологии дизайна в целом и создать зримый образ дизайн-образования будущего. Научные и методические разработки предложено использовать в учебном процессе в области дизайна и архитектуры.

Библиографический список

1. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 1994. - 160 с.
2. Нордстрем, К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк: Капитал пляшет под дудку таланта. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 288 с.
Post Reply

Return to “Дизайн XXI века”