УДК 7.03
Пономарева В.С. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
«ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ» КАРЛА БРЮЛЛОВА
Проведен анализ живописных и композиционных приемов, используемых К. Брюлловым при создании полотна «Последний день Помпеи». Особое внимание уделено предистории создания картины, символике, используемой автором, а также духовно-нравственному значению картины.
С самого детства Карл Павлович Брюллов занимался живописью. Его отец, француз по происхождению, Павел Иванович Брюлло преподавал в петербургской Академии художеств, бал гравером, резчиком по дереву и мастером миниатюрной живописи. Он хотел приобщить сына к живописи и помогал ему осваивать навыки, необходимые для этой профессии.
Карл Брюллов одиннадцать лет проучился в Императорской Академии в Санкт-Петербурге и прослыл там отличным учеником. Науки давались ему с легкостью, Брюллов отлично выполнял все задания.
В 1820 году К.Брюлловым была написана первая значимая работа «Гений искусства». В Академии она была признана блестящей и стала образцом для копирования.
К. Брюллов был одарен, и неудивительно, что на него обратило внимание Общество поощрения художников. Общество обещало оплатить заграничную поездку художника, если Брюллов хорошо покажет себя как художника. Так же он обязывался вести отчеты о том, что изучил и предоставлять новые работы. Таким образом, в 1823 году Брюллов оказывается в Италии. Это был самый большой и важный период в жизни и творчестве художника. Известность в Италии художнику принесли портреты современников. Заказы посыпались со всех сторон.
В 1830 году художник приступает к новому проекту. В то время была популярна археология, к тому же в 1828 произошло извержение Везувия: все это подтолкнуло художника к созданию картины «Последний день Помпеи».
Прежде чем начать работу на этой картиной, художник изучал различные источники, повествующие о катастрофе, делал эскизы. Он посетил раскопки в Помпеях и Геркулануме. Там он выполнил множество зарисовок не только самих руин и пейзажей, но и окаменевших фигур. Нам известно, что на картине изображена улица Гробниц, так, что художник стоит спиной к городским воротам.
Среди всех набросков выделяется эскиз 1828 года. Он достаточно не закончен, хотя некоторые части отлично проработаны, и остались неизменными и в законченной картине. Брюллову не нравился этот эскиз, от него веяло пессимизмом, во всех фигурах сквозила покорность судьбе. Главной идеей художника было как раз противоположное: он хотел показать борьбу человеческого разума с могущественной природой. Эти контрасты прослеживаются в законченной картине. Четко можно увидеть борьбу нового со старым, борьбу смерти и жизни, борьбу человека и стихии. Даже в такой трагичной ситуации Брюллов изображает людей невообразимо красивыми, эта красота становится еще одним контрастом, силой, противопоставленной смертельной стихии.
Обилие фигур на картине не разбивают композицию, а создают особый ритм. Эти эпизоды не связанны друг с другом. И вместе с тем, отдельные сюжеты, собранные на полотне, являют собой законченную, логически завершенную картину.
Основной символ гибнущего мира на картине - это распростертая на земле женщина, упавшая с колесницы. Молочно-белая кожа, молодое лицо контрастируют с черной, бушующей стихией. К мертвой женщине тянется испуганный ребенок. На лицах всех горожан - ужас, страх за свою жизнь и за жизни близких.
Одними из первых на картине появилась фигура Плиния с матерью. Мужчина склонился, что бы помочь матери, и та желает, что бы он спасался бегством.
Двое братьев несут своего престарелого отца. Один из них сильный мускулистый воин, другой совсем еще мальчишка. Семья с двумя маленькими детьми, мать с испуганными дочерями, горожане, спасающие свой скарб.
Удивительная точность и щепетильность в передаче характера каждого героя поражает. Это и не удивительно: фигуры людей, лица – все это было написано Брюлловым с натуры, с жителей Рима. В тот период художником было сделано множество набросков.
Главная мысль Брюллова – сопоставление жизни и смерти. Это подтверждается чередованием сценок, сопоставлением молодости и красоты со старостью, людей и безумной стихии.
Брюллов мог использовать сам Везувий как источник света, но он решает поступить по-другому. Освещая каждую фигуру холодным светом, будто росчерком молнии, художник отделяет персонажей картины от заднего плана, от бушующего вулкана, пламя которого, будто уже перекинулось на здания.
Итак, картина Карла Брюллова обрела необычный успех не только в Италии. Когда художник открыл двери своей мастерской, его картина сразу стала популярной. Про Брюллова с легкостью можно сказать, что он однажды «проснулся знаменитым». Картина «Последний день Помпеи» стала предметом поклонения и прославила художника во всем мире. Брюллов стал самым знаменитым человеком в Италии, о нем говорили, писали в газетах, каждый хотел посмотреть на новую сенсацию. А во время переездов художника через границу у него даже не требовали паспорт: считалось, что каждый должен знать его в лицо.
В 1834 году картина была выставлена во Франции, и Французская академия присудила ей золотую медаль. В России же картина стала предметом патриотической гордости. О картине писали и Пушкин, и Гоголь. Оба восхищались масштабами идеи, исполнением и гением Брюллова.
Огромная популярность, частое упоминание картины в частной переписке, в газетах и журналах говорило о том, что живопись может волновать людей не меньше чем литература.
До Брюллова художники чаще всего обращались к Библейским темам или сценам из античной мифологии. Полотна, изображающие исторические события были далеки от реальности, потому что художники на них стремились изобразить отвлеченную идею. По сравнению с предшественниками, достоверный историзм Брюллова был новаторством. Он изображал историю такой, какая она есть. Передать детали и создать ощущение реальности происходящего художник смог только благодаря внимательному изучению истории.
Только Брюллов, сочетающий в себе множество талантов, мог так блестяще исполнить свой замысел. Картина «Последний день Помпеи» до сих пор остается актуальной и неповторимой.
Пономарева В.С. СЕКЦИЯ "ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ"
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.