Коновалов И.М. (Республика Беларусь, г. Минск)

III МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
INTERNET-КОНФЕРЕНЦИЯ

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Королева С.В.
Posts: 315
Joined: 11 Mar 2013, 11:00

Коновалов И.М. (Республика Беларусь, г. Минск)

Post by Королева С.В. »

УДК: 7.01/7.036 + 72.012 + 378.147.88
Коновалов И.М. (Республика Беларусь, г. Минск, ЧУО «Институт современных знаний имени А.М. Широкова»)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ «АРХИТЕКТОНИКИ» КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматривается значение, структура и содержание учебной дисциплины «Архитектоника» в системе профессионального образования. Раскрывается специфика дисциплины и методика практического освоения знаний.

Учебная дисциплина «Архитектоника» входит в цикл обязательного компонента государственного образовательного стандарта по специальности 1-19 01 01 дизайн (по направлениям) первой ступени высшего образования Республики Беларусь.
Цель дисциплины – обучить принципам организации объемно-пространственных систем, изучить особенности конструкций форм живого и материально-предметного мира. Архитектоника развивает способности творческой интерпретации принципов бионического формообразования, трансформации и образной организации конструкций в дизайне. Используя теоретические и практические знания в области «Архитектоники» для создания новых конструктивных форм, применять гармоничные сочетания материалов и конструкций для воплощения пластической выразительности создаваемых объектов в среде. В процессе выполнения учебных заданий студенты закрепляют теоретические знания путем практического освоения материала, опираясь на ранее приобретенные знания таких межпредметных дисциплин как рисунок, цветоведение, композиция.
Задачи изучения дисциплины – ознакомление студентов с основными принципами архитектоники и ее типологии, применение вариативности тектонических конструкций и их связь с материалом, функциональное отношение объемно-пространственного решения для создания объектов средствами художественной выразительности, работа над логическим построением и лаконичностью форм выражения функции и конструкции.
В задачи курса «Архитектоника» входит также практическое овладение студентами методологическими принципами организации различных типов искусственных систем на базе заданных образно-художественных характеристик. «Особенностью профессионального обучения дизайнеров, как отмечала Н.К. Махнач в «Архитектонической выразительности технических структур» [1, с. 3–4], является формирование и развитие у них способности к организации взаимодействия художественно-образного и понятийно-логического мышления, что обусловлено спецификой дизайн-деятельности. Поэтому подготовку дизайнеров кроме теоретико-методологической части, которая задает принципы формообразования, важным является приобретение практических навыков и умений перевода заданных художественных, технических, социальных и других смыслов в визуально воспринимаемую форму».
Изучая данную дисциплину студенты должны знать:
– понятие архитектоники и архитектонических конструкций;
– принципы архитектоники и ее роль в формообразовании материальных систем;
– типологию архитектонических конструкций и методику архитектонического формообразования;
– язык выразительности конструкций, технологий и материалов;
– особенности архитектонической организации архитектурных, технических и других объектов.
Уметь:
– использовать приемы архитектонического формообразования;
– создавать объекты, выражающие свою функцию, конструкцию и материалы;
– отражать во внешнем виде объектов их зависимость от окружающий среды и внешних формоорганизующих факторов.
Исходя из определения архитектоники как образно-художественной организации предметно-пространственных форм с целью выражения социокультурных смыслов, раскрывается сущность, специфика и принципы формообразования в дизайн-деятельности и проектировании в целом, а так же формируется структура архитектоники как учебной дисциплины [2, с. 19].
Первые архитектонические упражнения разрабатывались в методиках немецкой школы дизайна «Баухаус» в 1920-е годы, затем в образовательных процессах Всесоюзного художественно-технического института (ВХУТЕИН). «Архитектоника» как учебная дисциплина вошла в систему советского дизайн-образования в 60-е годы XX века. При создании в 1967 году в Белорусском театрально-художественном институте кафедры промышленного искусства И.Я. Герасименко были разработаны первые программы учебного курса «Архитектоника». В последующем на развитие теоретических основ этой дисциплины повлияли учебно-методические разработки Л.И. Толбузина, исследования И.Я. Герасименко [3] и Н.К. Махнач, труды которой «Архитектоническая выразительность технических структур» и «Выразительные возможности материала» положены в основу базовой учебной программы по дисциплине [1, 4]. Исходя из положений образовательного стандарта и базовой учебной программы, автором была разработана учебная программа «Архитектоника» для студентов кафедры дизайна Частного учреждения образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова», а в последующем было подготовлено учебное издание с обширной иллюстративной базой, допущенное Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов специальности дизайн [2].
Дисциплина «Архитектоника» включает такие разделы как выразительность природных (бионических) и искусственных форм, архитектурных стилей; архитектоника бытовых предметов, архитектуры, интерьеров, виртуальной среды; архитектоника и национальные традиции; художественная и конструктивная выразительность материалов и технологии, выразительность функциональных объектов и трансформирующихся форм.
Дизайн средствами художественного проектирования организует человеческую деятельность. Продуктом дизайна является не вещь, комплект, комплекс, с выраженным функционально-утилитарным назначением, но выразительная форма, обладающая опредмеченными в визуальном образе свойствами, эстетической ценностью и несущая культурные смыслы. Именно так в форме воплощается не только функция, за которой стоит человек и его потребности, а форма, выражающая человека, его культуру, систему мировоззрения, психологию, национальные традиции. Тогда форма обретает художественную и эстетическую ценность, гносеологическую значимость, превращается в носителя культурной информации.
Разнообразие форм – это богатство культурных смыслов и эстетически значимой информации, разнообразие функций, обретающих множество оттенков из-за взаимодействия со средой, человеком, стилем, временем. Все эти формы создавались усилием творческой воли человека благодаря его изобретательности, воображению, мастерству, искусству. В своем целенаправленном проектном творчестве дизайнер постоянно решает множество задач для достижения синтеза в новой вещи, которая будет хорошо функционирующей, экологически чистой, безопасной, удобной, нести эстетическую красоту и культурные смыслы, отвечать назначению и среде. Для нее подбираются материалы, конструкции, технологии, чтобы достигнуть максимального результата при минимуме затраченных средств.
Освоение знаний по дисциплине «Архитектоника», универсальной по своей сущности для дизайна всех направлений, есть немаловажный этап в подготовке специалиста. На этом этапе формируется профессиональное видение отношения «функция – конструкция – форма», в котором новыми компонентами создания целостной и выразительной формы становятся материалы, технологии, конструкции, функции, среда. Выразительность можно определить как максимально достигнутую целостность образа при минимальном расходе энергии, материала, работы и других ресурсов. Это значит, что понятие «хорошая вещь» определяется как выразительная в своей образной и функциональной цельности форма, обладающая феноменологической, семиотической и морфологической завершенностью (схема 1).
В развернутом виде морфологический, семиотический и феноменологический подходы формируют ряд требований к форме, исполнение которых определяет ее визуальную и смысловую полноценность. Как видно из схемы 1, морфологические требования заключаются в устойчивости структуры, целостности строения, визуальной убедительности и выразительности структурной организации формы. К семиотическим требованиям относятся: ясность смыслов, согласование кодированных значений, лаконичность языка кодировки и выразительность заложенных значений. Цельность образа, выразительность заложенных свойств, ценность пробуждаемых образом переживаний и уникальность эмоционального содержания являются требованиями феноменологической организации формы.
Сведение и обобщение всех требований образует универсальные критерии полноценной, иными словами, хорошей формы. К таким критериям относят: выразительность, цельность, уникальность, достаточность и согласованность. При нарушении этих критериев возникают обратные, отрицательные показатели, свидетельствующие об ошибочной организации формы. Так, лишенная выразительности форма оказывается аморфной, то есть бесформенной, безликой и как бы усредненной, не привлекающей внимания. Форма, лишенная цельности, становится раздробленной, визуально распадается на части, элементы не согласуются между собой и не образуют целого. При утрате уникальности возникает стереотипная, шаблонная форма, это снижает эстетическую и художественную ценность разработки. Принцип достаточности означает чувство меры использования средств художественной выразительности, при котором устанавливается баланс между упрощением и избыточностью. Отсутствие согласования в форме приводит к тому, что она кажется случайной как по образным характеристикам, визуализированным свойствам, так и по необъяснимым пластическим, структурным решениям, по путаным, семиологически «темным» смыслам. Следование критериям создания хорошей формы в акте материального воплощения идеи средствами образно-художественной выразительности и есть основа архитектонического искусства. Поэтому, Г. Вёльфлин утверждал, что «всякое архитектоническое целое является совершенным единством» [5, с. 319].
На основании этого в архитектонике изучаются выразительность функции в объектах и комплексах материально-предметного мира, отношение функции и среды функционирования, а также возможности образной организации материала в соотношении с функцией, технологией, конструкцией (схема 2). Исследуются выразительность конструкции, ее роль в образной организации формы, в связи с этим рассматриваются памятники архитектуры, в которых конструкция играет важнейшую роль; предметы материальной культуры человечества, демонстрирующие понимание выразительности функции и экономии ресурсов. Выявляются особенности природных, бионических конструкций как конструкций, где все соподчинено требованию работы материала при минимальных затратах.
В архитектонике формируются представления о трансформирующейся форме, как способе экономии материала и энергии. Изучаются приемы создания формы, воплощающей национальные традиции на основе традиционных технологий и материалов, что важно в контексте задач современного дизайна. Достижения практики мирового дизайна иллюстрируют широкий диапазон архитектонического формообразования.
В плане практического освоения материала, в течение двух учебных семестров, студенты выполняют четыре задания (объемных макета) по темам трансформирующийся объект, бионическая форма, язык выразительности технологии и материалов, функциональный объект в среде.
Задание «Трансформирующийся объект» ставит целью создание модели действующей трансформации, но не собственно функционального предмета. Овладение искусством трансформации требует не только изучения предметных трансформирующихся форм и принципов трансформации, но и понимания трансформационных возможностей конструкции, работы материалов, прилагаемых сил и соответствующей прочности. С эстетической точки зрения учитываются выразительные возможности конструкции, пропорции элементов. Поскольку имеется в виду выполнение действующей модели трансформации, студенты могут столкнуться с проблемой разработки конструктивных узлов (например осей) из макетного материала, что позволит им глубже осознать возможности как самой трансформации, так и возможностей материала.
Работа над заданием «Трансформирующийся объект» активизирует творческие ресурсы, воображение, художественное видение, направленные на создание образно выразительной формы, соподчиненной используемым принципам трансформации, формированию целостного объема в любых его трансформационных видах. Это важно для стимулирования и развития в дизайнере необходимого профессионального конструктивного мышления и представления о форме как ясной и убедительной конструкции. Этот процесс продолжается и на стадии выполнения макета, когда студент решает проблемы, связанные с обеспечением реальной работы формы, выполненной, как правило, из бумаги, задающей характер конструктивных узлов, форму, силовую нагрузку и пр. Все это ведет к пониманию сущности материала, накоплению эмпирического опыта работы в материале, пропущенного через собственные руки, что является одним из существенных компонентов профессиональной подготовки дизайнера [2, с. 130–135].
Задание «Выразительность бионических форм» является важным этапом изучения выразительных возможностей конструкции, потому что конструктивность бионических форм позволяет понять особенности конструкции не только как таковой, но и как визуально выраженного свойства, способного быть материализованным в технических объектах проектирования художественными средствами. Сущностью задания является анализ образной выразительности конструкции бионических форм относительно их способов функционирования.
На первом этапе выбирается объект из мира насекомых или ракообразных, как бионических форм, в которых ярко выражена объемная структура, составные элементы и пластическое решение. Необходимо провести подробный анализ строения насекомого с точки зрения конструктивной логики живой структуры. Помимо пространственно-тектонического решения, исследуются биомеханические принципы формообразования, согласование статичных (панцири, брюшки) и динамических (лапы, крылья, жевала) элементов конструкции.
На втором этапе реализуется формирование объемно-пространственной структуры бионической модели исходя из выбранного прототипа, который является лишь исходной точкой создания независимой тектонической композиции, где выражаются черты животного и принципы конструктивной организации его элементов и визуализированных свойств. Далее осуществляется пластическая организация модели, в которой, помимо работы над общей визуальной целостностью и выразительностью пропорций основных масс, проводится и работа над пропорционированием отдельных частей, их пластики и способов конструктивного сочетания с другими элементами. Следует учитывать и то, что все части бионической модели пластически уникальны и требуют разнообразных решений, которые объединяются единым пластическим и стилизационным замыслом.
Работа над выразительностью бионической формы включает в себя два параллельных направления интеллектуально-творческих усилий. В первом направлении создается тектоническая форма с проработанными узлами крепления элементов, соотношения форм с их разнообразной функциональной принадлежностью.
Пластический мотив определяется во втором направлении в соответствии с найденным стилизационным приемом. Стилизация решает несколько проблем. Во-первых, в процессе стилизации осуществляется отбор и выделение (в том числе посредством гиперболизации) основных и наиболее характерных черт прототипа с одновременным обобщением несущественных элементов. Во-вторых, стилизация по свойству организует все элементы объекта стилизации по выбранному свойству, позволяя его визуализировать отчетливо и узнаваемо (жук – мощный, комар – утонченный). В-третьих, стилизация по свойству определяет общее пластическое решение и таким образом устанавливает образную и стилистическую целостность элементов бионической модели.
Образно-тектоническая модель является результатом выполнения задания и архитектонической формой на основе природного прототипа. Образ модели зависит от подобранного материала и способа его обработки. Выражение конструктивной ясности модели строится на средствах композиционного соподчинения формы (ритмы, пропорционирование, тип пластики, стилизация), при этом модель, не должна насыщаться декоративными элементами (декоративность создают сами ритмические ряды и структуры) либо получать дополнительные декоративные обработки [2, с. 11–121].
Практическое задание «Язык материала» предусматривает создание трех моделей функциональных предметов, выражающих особенности формообразования массива, плоскости и линии. Помимо непосредственной задачи организации по указанным принципам, студентами решается ряд промежуточных задач: 1) необходимо разработать модель функционального предмета как узнаваемого и выражающего функцию, а не условно-абстрактной формы; 2) идея и образная организация всех трех моделей зависят от выбранного материала, замена которого приводит к смене и конструкции, и технологии выполнения, что изменяет первоначальную идею; 3) работа с подлинными материалами (гипс, бетон, металл, древесина) довольно трудоемка, равно как и освоение найденной технологии обработки.
В качестве возможных функциональных предметов могут выдаваться небольшие, ясные по функции и визуальной структуре объекты: подсвечники, подстаканники, столовые приборы (комплект), подставки для карандашей, книг или кухонных принадлежностей (для солонки, перечницы и салфеток), вешалки для одежды, светильники, шахматы (комплект) и пр.
По сцецифике задания нежелательно использовать декоративные материалы (соломка) или приемы, характерные для декоративно-прикладного творчества. Окраска материала допускается только тогда, когда это улучшает эстетический вид модели либо подчеркивает естественную красоту материала (лакированная древесина).
Идея объекта зависит от формы и пропорций стакана или свечей, количества и размеров солонок, свечей, карандашей, способа размещения салфеток. Все эти факторы определяют конструкцию модели, степень ее развернутости в пространстве. Наиболее чистое решение получается тогда, когда модель создается из цельного куска материала. В линейном формообразовании задача усложняется необходимостью рассчитывать жесткость конструкции под вес предметов или прилагаемую силу нажатия, сжатия и требованием конструктивной устойчивости модели [2, с. 176–191].
Практическое задание «Образ технической модели» – это визуальное выражение конструктивных и функциональных особенностей какого-либо механизма, устройства, аппарата. Очевидно, что функция предмета отражается в его форме, образе. Однако сама форма и способ функционирования может зависеть от среды и процесса, в котором находится этот объект. Форма становится адекватной характеру процесса, внешним условиям, способам функционирования (например, передвижения).
В задании «Образ технической модели» определяются только функция и внешняя среда функционирования. Основная задача этого задания (по Н.К. Махнач) – «выявить художественно-выразительные средства и приемы, которые наилучшим образом отражают влияние факторов среды обитания на формирование объекта, на образную и функциональную организацию технической системы» [1, с. 17].
Необходимо создать объект, способный передвигаться по заданной поверхности: внутри пещеристых тел, по ступенчатой поверхности, по бурелому, по высокой траве и пр. Очевидно, что для перемещения в этих пространствах требуются специальные конструктивные решения, характер которых определяется внешними условиями, физическими и пространственными свойствами среды.
Важно осуществить «перевод» пространственных характеристик среды в образно-художественную модель, формируя предметную форму на основе анализа процесса передвижения. При создании образа технической модели можно использовать конструктивные аналоги из природных систем, переводя их на язык выразительности механизмов.
Точность ответа, воплощенного в технической модели, зависит от точности определения характеристик среды, понимания связи технической формы и конструкции с пространством функционирования, поэтому при создании среды, порождающей техническую конструкцию, следует придерживаться законов физики (то есть в физическом, а не в фантазийном пространстве), кроме того, характер среды должен быть достаточно сложный и активный, чтобы провоцировать сложные, неординарные решения.
При создании функционального механизма для перемещения следует учитывать логику технического устройства аппаратов, убедительность конструктивных решений. Технические элементы служат для визуальной убедительности приспособлений, которые осуществляют непосредственно движение: гусеницы, колеса, ходули, упоры, сверла, присоски, сетки и пр. Необходимо отметить, что при работе над образом технической модели в макете воплощаются образно-художественные характеристики функциональной структуры, основанные на стилизации как обобщении форм и формализации свойств (в макете выражаются образно-визуальные связи, а не воспроизводятся в материале настоящие технические формы).
Образно-художественное моделирование определяет задачу сведения всех элементов модели к единому композиционному и стилистическому решению при одновременном соблюдении условия визуальной различимости структурных элементов и выразительности конструктивных узлов и креплений.
Немаловажным является соблюдение трех масштабных отношений: модели – к среде, к человеку и сомасштабности структурных элементов модели между собой. Тем более что макетный материал, бумага, уже сама задает некоторую масштабность макету, равно как и выразительные возможности бумаги отчасти определяют образные характеристики модели.
«Образ технической модели», как и другие задания по архитектонике, позволяет студенту глубже почувствовать и осознать систему определяющих факторов в формообразовании, развивать навыки творческой реализации образно-художественной выразительности в заданных условиях и предопределенных границах [2, с. 200–217].

Библиографический список

1. Махнач, Н.К. Архитектоническая выразительность технических структур : учеб. пособие / Н.К. Махнач. – Минск : Белорус. гос. акад. искусств, 2001. – 28 с.
2. Коновалов, И.М. Архитектоника : учеб. пособие для студентов специальности 1-19 01 01 «Дизайн (по направлениям)»/ И.М. Коновалов. – Минск : Современные знания, 2011. – 224 с.
3. Герасименко, И.Я. Композиционные возможности технологий / И.Я. Герасименко // ВНИИТЭ. Сер. : Техническая эстетика, вып. 11. – М., 1975. – С. 13–30.
4. Махнач, Н.К. Выразительные возможности материала : учеб. пособие / Н.К. Махнач. – Минск : Белорус. гос. акад. искусств, 2002. – 17 с.
5. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вельфлин. – СПб. : Мифрил, 1994. – 398 с.
Attachments
СХЕМА 1
СХЕМА 1
схема 1.jpg (93.61 KiB) Viewed 1609 times
СЕМА 2
СЕМА 2
схема 2.jpg (78.26 KiB) Viewed 1609 times
Locked

Return to “Теоретические и методологические основы дизайна”