Амираева Л.А. (Кыргызстан, г.Бишкек)

III МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
INTERNET-КОНФЕРЕНЦИЯ

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Королева С.В.
Posts: 315
Joined: 11 Mar 2013, 11:00

Амираева Л.А. (Кыргызстан, г.Бишкек)

Post by Королева С.В. »

УДК 371.036
Амираева Л.А., и.о.доц. каф.“ИЗО и дизайна” КГУ им. И.Арабаева (Кыргызстан, г.Бишкек,)

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ТЕМЕ: ИНТЕРЬЕР


В статье даны общие положения проектной науки, выводятся законы и правила её построения, а также приведены различные приёмы. Изложены общие сведения, которые могут служить основой для дальнейшего, более углубленного изучения дизайна интерьера, и использованы учащимися художественных училищ, студентами изобразительного искусства и дизайна, учителями изобразительного искусства и всеми, кто интересуется теорией и практикой интерьера.
Ключевые слова: дизайн интерьера, основы художественно-проектной деятельности


Название «интерьер» происходит от французского слова, трансформированного с латыни - «внутренний», т.е. внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная и обставленная по законам красоты и удобства. Оформление, т.е. художественное освоение интерьера, является результатом труда различных специалистов с определенным уровнем культуры.
Представляется целесообразным рассматривать интерьер, как систему "Человек-среда". В свете этого положения к понятию «интерьер» следует присоединить понятие «психологический климат помещения». Особенности внутреннего пространства, которые могут вызывать у человека ощущения покоя, чувства радости, а возможно, порождать и отрицательные эмоции. Психологический климат складывается под влиянием разнообразных характеристик среды: температуры, освещенности, уюта и комфортабельности помещения, наличие запахов, шума и др. (они играют особо важную роль в композиционном решении в целом).
Восприятие и оценка посетителями всех элементов среды интерьера происходит с двух позиций – удобства и красоты. Общее впечатление и оценка эстетической и психологической характеристики среды получают отражение в понятии «психологический климат», важнейшим качеством которого является его уют. Понятие уюта связано с ощущением удобства. Следует отметить, что существенным фактором является такой признак уюта, как степень изолированности того или иного пространства (места) здания.
Известно, что посетители общественных зданий, часто стремятся занять места у окна, в нише, на антресолях и т.п. Серьезно влияет на уют места в зале, в целом характер его освещения. Местное освещение стола или участка зала, предпочтительнее общее.
Каждый из элементов может оцениваться с точки зрения того, насколько он способствует ощущению уюта. Так при оценке музыки в вечернем ресторане это ощущение зависит от громкости, ритма музыки, ее эмоциональности. Важно отметить здесь, что главным объектом изучения в системе «человек и среда» является посетитель.
Без учета его культурного уровня, психологической характеристики, возраста, региональной и национальной принадлежности изучения интерьера будет неплодотворным.
Условно, средства эстетического и психологического воздействия окружающей обстановки на посетителей можно разделить на семь групп.
К первой группе следует отнести сервировку стола, оформление блюд.
Ко второй - композиционное, объемно-планировочное и цветовое решение интерьера.
К третьей – гигиенические характеристики зала: температура, влажность, шумовой режим, запах.
К четвертой, пятой, шестой – соответственно музыку и акустические свойства интерьера, окружающий пейзаж и освещение.
Последняя, седьмая группа охватывает элементы личной среды, которые часто приобретают решающее значение при выборе объекта, внимательность официанта, быстрота и культура обслуживания и др.
Многими аспектами организации жизни, габаритами мебели и т.п. занимаются целые научные коллективы, отдельные специалисты. Мы будем говорить далее об «условиях благоустройства» нашего жилища, опираясь при этом на проделанные учеными исследования и преломляя их в плане конкретных задач эстетической организации быта своими руками, основываясь на следующие главные принципы:
Один член семьи не должен мешать другому. Организуя свой быт, рабочее место, всегда ли мы помним об этом важном условии? Избежать того чтобы одни невольно не мешали другим в ряде случаев, оказывается трудно, но так или иначе приходится решить эту задачу. Существует немало, весьма остроумных приемов - от устройства своеобразных в полу перегородок до полного отделения каких- то зон комнаты, но лишь временно, чтобы при изменении обстоятельств без особого труда вновь объединить пространство.
Многофункциональность жилого интерьера и его элементов.
Жилая площадь нашей квартиры или комнаты - величина постоянная, чаще всего ограниченная нормами. Но даже при постепенном увеличении нормы жилой площади в расчете на человека, что является весомым социальным достижением, нужно исходить из того, что жилая и вспомогательная площади должны использоваться с максимальной эффективностью, то есть иметь, как говорят, наивысший действенный способ организации квартиры и всего ее оборудования - исходить из условия многофункциональности в использовании комнат, отдельных зон и даже предметов. Значение этого условия тем больше, чем меньше площадь квартиры. Одна и та же комната во многих случаях служит и для приема гостей, и для серьезных занятий, требующих тишины. Значит, надо постараться так оборудовать помещения, чтобы было одинаково удобно использовать ее в различных условиях. Некоторые предметы, выпускаемые серийно, дают возможность кое-что оперативно менять в комнате - складные столы, диваны и кресла-кровати и пр., но здесь имеется в виду гораздо более высокий к.п.д. жилой площади.
Поэтому далее речь идет о максимально эффективных в этом плане предметах, приспособлениях, планировки и других приемах эстетического обустройства.
Максимальное освобождение нижней части зоны за счет верхней.
В космическом корабле, вероятно, можно обойтись без соблюдения этого условия (и то едва ли), но мы-то ходим по полу! А он занят вещами, порой излишними. Однако и без вещей не обойтись. Как же быть? А вот как: -необходимо творчески осмыслить и максимально использовать объем жилища, а не площадь, как повелось по традиции. Если стремиться к подлинному удобству и простору, начинать придется с освоения верхней зоны квартиры (комнаты). Нужна лестница. Недостаточно высоты? Но и при современной высоте потолка к.п.д. помещение можно увеличить, руководствуясь этим условием.
Оптимум емкостей. Не продуктивно используемые емкости более всего теснят человека: покупают огромную стенку, а хранить в ней зачастую особенно ничего, и, как на выставке, в магазине, за стеклом сиротливо жмутся к стенкам группы книг и посуды. И стоит этот огромный агрегат поистине «для украшения», неудобно, зато престижно! Приобрели полный кухонный гарнитур, а вся посуда едва заполняет два шкафчика. Конечно, если вы рассчитываете на будущее прибавление семейства - прекрасно, но и при этом случае надо, прежде всего, подумать, чтобы не забивать крупными емкостями небольшую кухню. Вывод ясен - КРАСОТА и УДОБСТВО организации интерьера во многом зависят от того, сумеем ли мы оптимизировать количество емкостей.
Каждой вещи - свое место. В сущности, именно это и определяет порядок в доме - без его соблюдения ДИЗАЙН квартиры совершенно немыслим (как видно, что это условие непосредственно связано с предыдущим). Сколько времени, сил, мыслительной энергии затрачиваем мы подчас только из-за того, что вещь не имеет своего рационально обусловленного, а значить, и удобного места. Более того, рациональное размещение необходимых в быту предметов - это система связей отдельных вещей и их групп с друг с другом.
Открытость и сборность систем оборудования квартиры. Не следует оборудовать жилище в расчете на полную его неизменяемость. Подлинный комфорт означает такую организацию интерьера, которая основывается на «открытых системах», как называют их архитекторы и дизайнеры, то есть системах мобильных, не застывших формах. Со временем быт семьи обновляется, а вернее этот процесс непрерывен. Увеличивается семья, подрастают дети, изменяется характер занятий, появляются новые потребности и т.д. Все это влечет за собою необходимость как-то варьировать оборудование жилища, что иногда не слишком сложно, а иной раз и весьма трудоемко. Если ничего для этого не предусмотрено, даже незначительное переустройство лавиной обрушивается на семейный бюджет, требуется много сил и времени. Но мыслимо ли что-либо предусмотреть заранее, чтобы сделать этот процесс не столь болезненным и утомительным? Оказывается, такой метод есть. Когда мы сами начинаем конструировать стенку или стеллаж либо блокировать обычную стандартную мебель, надо помнить одно условие - не сделать «жестких» неразъемных конструкций, не создавать так называемых «мертвых» узлов. Необходимо стремиться к сборности, которая позволяет оперативно менять функцию и облик интерьера. Ниже будут отражены различные варианты решения этой проблемы.
Из малого - большое. Вы видели новые раскладные столы? Большой обеденный стол в одну минуту превращается в почти плоскую пристенную тумбу. Или современное кресло-кровать, днем оно не требует много места. Сегодня дизайнеры ряда стран, создавая различные новые изделия, все чаще руководствуются этим принципом. К сожалению, наша промышленность пока мало прибегает к нему, даже если это совсем несложно по технологии: кастрюли, не входят одна в другую: стулья, которые при необходимости могли бы компактно укладываться один на другой, всегда занимают уйму места, и т.д. Но ничто не мешает соблюдать это условие, когда конструируешь что-то сам.
Старому - новую жизнь. Старые вещи, особенно мебель, можно прекрасно использовать, вдохнув в них новую жизнь. Они смогут и дальше полноценно отвечать современным функциональным и эстетическим требованиям. Именно они во многих случаях помогут найти индивидуальный облик комнаты, кухни или коридора. Будьте внимательны к старым вещам - в изменившихся условиях они способны с блеском сыграть новые роли.
Экономное использование декоративных средств. Побывав в иной квартире совсем недолго, чувствуешь невольную усталость, что-то раздражает, мешает сосредоточиться. Оказывается, здесь все одинаково броско и нарядно, все основано на максимальном эффекте, все бьет в глаза. Таким образом приходить к отделке интерьера и подбору вещей, разумеется, не следует. И не просто потому, что дорого - это некрасиво. Вот одно из наиболее существенных правил: самое интересное, декоративно сложное нужно суметь так подать в доме, чтобы именно оно привлекало внимание, а остальное не мешало восприятию главного. Это не значить, что должно быть обилие декоративных вещей. Большое количество предметов вообще противопоказано культурно- организованному жилищу. Важно уметь распределить их, найти лучшие точки для восприятия, эстетически и содержательно осмыслить.
Единство стилевого решение интерьера. Гармония жилой среды - это не абстракция, а зримо проявляющееся единство всех элементов. Нарушение этого условия ведет к визуальному хаосу - тут уж красоты не добьешься, как бы современны ни были вещи и отделка жилища. Но ведь не менять же постоянно мебель в угоду этому условию! Разумеется, нет, и одна из важных задач данной публикации в том и состоит, чтобы показать, какими средствами можно обеспечить единство интерьера. Если какие-то вещи не соответствуют общему стилю новой мебели, надо не затушевывать «разногласий» между ними, а умело подчеркнуть различия, сознательно «сыграть» на стилевом контрасте, найти способ объединить все то, что кажется малосовместимым. Кроме того, стилевое единство совсем не означает, что все помещения, все зоны квартиры должны быть выдержаны строго в одном стиле. Напротив, разным зонам можно придать свой стилевой характер, установив между ними композиционные связи.
Самобытность интерьера. Не с этого ли следовало начинать, если собираешься свой интерьер сделать не похожим ни на один другой? Дело, однако, в том, что самобытность как бы суммирует все предыдущие условия. В то же время выделение этого условия как самостоятельного заставляет осмысленно подходить к целям и средствам создания необычного интерьера. Каждый приведенный в статье пример - это раскрытие тех приемов, которые в конкретных условиях позволяют создать «свое» жилище.
Назвав весь этот ряд условий, мы не исчерпали всех факторов, определяющих успех дела, да это и невозможно - в конкретных бытовых ситуациях они всякий раз свои, а количество их сочетаний бесконечно. Однако перечисленные условия включают комплекс основных требований, без учета которых трудно обойтись в решении самых различных задач благоустройства квартиры. Чтобы выполнение всех этих условий не показалось на первый взгляд нереальным, можно привести еще несколько примеров. Вот, скажем, многофункциональность. Обязательно ли иметь в небольшой квартире настольную лампу и торшер? По-видимому, целесообразнее совместить их функции, создав одну универсальную вещь: когда нужно, эта настольная лампа с большим нарядным абажуром, а захотелось отдохнуть на диване, и она превращается в высокий торшер, да и вся комната вызывает другой настрой. Вряд ли что-либо еще способно так менять восприятие комнаты, как ее освещение. Стоит приглушить свет, и только что мажорно-яркая комната смотрится интимно теплой, уютной. Разве не интересно самому сконструировать такую лампу-торшер?
Немало еще выпускается вещей, суммарное время использования которых невелико, а на полезную площадь они претендуют весьма активно. Например, некоторые спортивные тренажеры - полезные вещи, но, сколько требуют места! Многие из покупных вещей так и хочется рационализировать своими руками. Если складной велосипед лежит всю зиму на антресолях, то двухъярусную гладильную доску, не говоря уж о современных гладильных агрегатах, трудно где-либо пристроить. Конструируя дома и предметы мебели для дома, пытайтесь наделять создаваемые вещи как можно большей широтой функций, сводя к минимуму занижаемые ими площади и полезный объем жилища.
В современном интерьере стиль хай-тек очень популярен. Хай-тек (англ. Hi–tech, от high technology – высокие технологии) – архитектурный и дизайнерский стиль конца ХХ начала ХХI века. Стиль хай-тек ориентирован на функциональность, научность, использование высоких технологий. Основными принципами дизайна интерьера в стиле хай-тек можно назвать: функциональность, использование металла, стекла, пластиков, бетона; строгость и простота конструкций, прямые линии, чистые, светлые цвета, практически полное отсутствие декора. Основной доминантой служит форма, а не расцветка или цветовая гамма. Практически полное отсутствие декора здесь компенсируется «работой фактуры» игрой света на стекле, блеском хромированных и металлических поверхностей, рисунком натуральной древесины. К этому могут добавляться открытый кирпич и разнообразные современные синтетические материалы. Интерьер в стиле хай-тек строится на сочетании пространства и света. Основу стиля хай-тек, составляют черный, белый и серый цвета. К ним могут добавляться любыми другие чистые, несмешанные оттенки: красный, синий, зеленый, желтый цвета. А для придания уюта помещению можно использовать торшеры с россыпью галогеновых лампочек. Декором окон в стиле хай-тек являются различные жалюзи. К ним можно добавить шторы однотонные, без узоров. Мебель в интерьере хай-тек минимальна. Главное условие – мебель хай-тек должна быть удобна, практична и не иметь лишних декоративных деталей. Особенности хай-тек это–использование высоких технологий, простота форм всех элементов интерьера и максимальная функциональность. Широкое применение стекла, пластика и металла.


Библиографический список
1.А.Белов «Сделай мебель сам». М.2004г.
2.Ю.Сомов «Совеременная бытовая мебель».
3.Г. Штольпер «Азбука домашнего мастера».
4.А.Лучкова «Будущее жилой ячейки» и др.
Locked

Return to “Теоретические и методологические основы дизайна”