УДК 7.05 УДК 659.125.007
Плешков С.А. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ ДЛЯ УСТРОЙСТВ С СЕНСОРНЫМ ЭКРАНОМ
Автор затронул проблемы создания эргономичных пользовательских интерфейсов для многочисленных устройств с сенсорными экранами.
Всё больше устройств с сенсорным экраном появляются в продаже. С выходом операционной системы Windows 8, их количество буквально захлестнуло потребительский рынок. Появление устройств с разными по размеру экранами, комбинированных устройств с сенсорным экраном и клавиатурой вынуждают создавать новую эргономическую среду и предъявляют новые требования для дизайнеров и разработчиков пользовательских интерфейсов.
Эргономика таблетных компьютеров требует внесение изменений пользовательского интерфейса относительно аналогичных по размеру экранов без сенсорного управления. Происходит это по причине того, что разработанные без учёта особенностей сенсорной навигации, интерфейсы превращаются во враждебные устройства с сенсорным экраном. Разработчикам и дизайнерам, проектирующим интерфейсы для таблетных компьютеров необходимо учитывать, что пользоваться устройством будут при помощи пальцев, которые отличаются по размеру, да и люди не всегда точны в своих действиях. При этом будут учитываться не только навигация и контроль пользовательских параметров, но и физиологическое удобство использования устройства, а так же удобство во время перерывов для отдыха. При проектировании элементов промышленного дизайна физический комфорт и удобство является важным фактором.
Как показывает практика, большинство навигационных панелей обычных экранов не подходят для сенсорных экранов. Их не удобно использовать для навигации, используя пальцы, так же часто большие пальцы остаются не задействованы вовсе.
В ближайшее время при столь быстром развитии данной технологии данные вопросы будут становиться только острее.
Часто проблемы пользовательского интерфейса, в особенности у web–дизайнеров, заключаются в том, что сложно получить информацию - на каком устройстве будет отображаться проектируемый контент. В связи с этим, необходимо проектировать интерфейсы, изначально предполагаемые для использования в устройствах с сенсорным управлением.
Гибридные устройства, те, в которых объединены сенсорный экран и физическая клавиатура, требуют от нас перемещение рук от клавиатуры к экрану. Многие специалисты, в число которых входил и Стив Джобс, ранее считали, что это неудобно, и идея гибридных компьютеров не получит дальнейшее развитие. Но практика показала обратное, и доля гибридных компьютеров неуклонно растёт, не смотря на то, что пользователю приходится тратить энергию для выполнения определённых манипуляций.
Исследования по юзабилити Джона Уэлена наглядно показали, что новичок, впервые столкнувшийся с электронным устройством, охотнее выбирает именно сенсорное управление, и даже опытный пользователь, привыкший к клавиатуре и мышке, находит сенсорное управление удобным. Часто это происходит даже в тех случаях, когда требуется более точное позиционирование, и было бы более естественным использование клавиатуры и мышки.
Джэфф Этвуд в обзоре планшета Surface от Microsoft пишет: «Я перестал думать о контакте с экраном как о экзотике, или о возможном применении лишь на специализированных устройствах. Я понял, что мне нравится дотрагиваться до экрана компьютера. А почему бы и нет? Мы постоянно используем жесты в реальной жизни. Это совершенно естественно, как и взаимодействовать с компьютером касаясь его. Огорчает лишь то, что встречаются компьютеры с отпечатками грязных пальцев. После нескольких дней использования данного устройства я пришёл к выводу, что сенсорный экран плюс клавиатура - это будущее всех ноутбуков. Не могу вспомнить, когда за последнее время я был в восторге от компьютера».
Как показывают исследования Джона Уэлена, пользователи гибридных устройств, экономя энергию, используют для навигации, наряду с клавиатурой, нижнюю часть экрана.
Разрабатывая интерфейсы для гибридного компьютера, дизайнер должен учитывать, что в использовании принимают участие пальцы обеих рук, а точнее сказать, именно большие пальцы. Это происходит потому, что изначально, сенсорные экраны появились в широком доступе у мобильных телефонов. Для телефонов интерфейсы оптимизированы для работы одной рукой, оставляя вторую руку свободной для других действий. Именно в случае с телефонами находит широкое применение большой палец руки.
Эта особенность и стала причиной размещать элементы управления в нижней части гибридных устройств. Так же, используя в навигации лишь большие пальцы, пользователь не закрывает большую часть экрана, а это очень удобно.
С таблетными компьютерами дела обстоят сложнее. Здесь появляется новый фактор, влияющий на разработку пользовательского интерфейса, а именно - использование данных устройств под разными углами. Такие компьютеры используют и стоя, и сидя, и даже лёжа, что приводит к тому, что навигация зачастую осуществляется по всей поверхности экрана.
Во-вторых, на «таблетках» с большим экраном трудно сфокусировать внимание на всём экране как в случае с мобильным телефоном, не смотря на то, что размеры последних сильно выросли, наше внимание как правило фокусируется на верхней части экрана. В данном случае глаза и пальцы занимают верхнюю половину экрана. Использовать нижнюю часть экрана не всегда представляется удобным, так как если пользователь лежит или полу – сидит, то складки его одежды могут закрывать нижнюю часть экрана. Что естественно снижает возможность осуществлять навигацию с нижней части экрана. К проектированию интерфейсов для планшетных компьютеров стоит подходить с особой ответственностью, так как именно эти устройство в последнее время становятся наиболее популярны, и по прогнозам аналитиков в 2014 году их производство возрастёт примерно на 23%. С ростом производства, будет неуклонно расти конкуренция на рынке, особенно следует учитывать активную позицию китайских производителей чипсетов для планшетов, а так же то, что Intel наращивает своё влияние в этом сегменте.
При использовании подключаемой клавиатуры, мы снова получаем зону, удобную для использования снизу. Новички при использовании клавиатуры с планшетом используют для навигации указательный палец.
Как показывают исследования Джона Уэлена, с течением времени большинство пользователей гибридных устройств отдают предпочтение навигации при помощи именно больших пальцев. Поэтому в гибридных устройствах для навигации используют боковые и нижние части экрана. В частности в Windows 8, на нижнюю часть приходится навигация по приложениям, а на боковые части навигация по системным параметрам.
Увеличение доли планшетов на рынке приводит к тому, что они в свою очередь начинают влиять на разработчиков и телефонов и настольных компьютеров. Ещё не так давно имело место разделение устройств по размеру их экрана, т.е. если экран маленький как у телефона или смартфона, то должен быть сенсорный экран, если же экран большой как у ноутбука, то навигация осуществляется при помощи мышки. Появление гибридных устройств ещё больше ломает этот стереотип. Заменить же мышку и клавиатуру сенсором на деле оказалось не так просто, дизайнерам необходимо разработать новый язык взаимодействия между пользователем и компьютером. Windows 8 одна из первых систем пытается решить возникающие сложности. Хотя стоит сразу отметить, задача эта не из лёгких, так как приходится решать такие задачи, с которыми пользователь столкнётся лишь в ближайшее время. Несмотря на героические усилия дизайнеров Microsoft, не всё пока выходит гладко. В качестве примера можно привести не соответствие стилей обычного IE и IE в Metro – стиле. Оба находятся в Windows 8, и каким будете пользоваться именно Вы, зависит от используемого режима ввода.
За последнее время с появлением новых устройств и платформ, работа дизайнера усложняется, появляются более сложные, новые задачи, но тут ничего не поделаешь, это и есть работа дизайнера. Стоит отметить лишь, что сегодняшние реалии требуют создание макетов для использования в устройствах с сенсорным вводом.
Плешков С.А. СЕКЦИЯ "ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН"
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.
-
- Posts: 315
- Joined: 11 Mar 2013, 11:00
Плешков С.А. СЕКЦИЯ "ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН"
- Attachments
-
- Рис 4.jpg (203.72 KiB) Viewed 1436 times
-
- Рис 3.jpg (203.04 KiB) Viewed 1436 times
-
- Рис 2.jpg (193.86 KiB) Viewed 1436 times
-
- Рис 1.jpg (212.95 KiB) Viewed 1436 times