Поборчая М. С. СЕКЦИЯ "ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ"

III МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
INTERNET-КОНФЕРЕНЦИЯ

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Королева С.В.
Posts: 315
Joined: 11 Mar 2013, 11:00

Поборчая М. С. СЕКЦИЯ "ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ"

Post by Королева С.В. »

УДК 7.038.41
Родоначальники абстракционизма в искусстве XX века.

М. С. Поборчая

Статья посвящена достаточно новому направлению в живописи - абстракционизму. Перечислены родоначальники этого течения, изучены особенности творчества художников, их отличительные черты и наиболее известные работы.
Ключевые слова: абстракционизм, беспредметное искусство.

Люди давно пытались показать в картинах красоту окружающего мира, сцены из повседневной жизни. С течением времени картины талантливых людей стали настоящими произведениями искусства. Появилось огромное количество различных течений в искусстве: импрессионизм, модернизм, романтизм, классицизм, символизм, натурализм, реализм, сюрреализм, абстракционизм и многие другие. Каждое из направлений охватывает единство и цельность мировосприятия, путей отображения и эстетических взглядов.
Издавна беспредметное творчество существовало лишь в виде орнамента, и только в новейшей истории оно оформилось в уникальную эстетическое течение - абстракционизм. Возникновение абстрактного искусства связано с духовными идеями, беспокоившими Европу на рубеже XIX-XX веков. Стремление выразить невыразимое, показать цельность духовного начала с материальным, космоса, вселенной, требовало от художников нового необычного изобразительного языка.
С 1907 по 1915 год живописцы России, Западной Европы и США создают абстрактные произведения искусства. И все-таки годом рождения, так называемого, беспредметного искусства считается 1910-й год.
Кандинский В.В. (1866-1944) - русский художник. Стоял у истоков возникновения современного абстракционизма. Также он являлся одним из создателей мюнхенской группы художников Der Blaue Reiter. Художник группировал абстрактные полотна по трем циклам: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». Цветовое решение и композиция, передающиеся живописными средствами — цветом, линией, пятном, плоскостью, точкой, контрастности красочных пятен становилась носителем внутренних волнений в беспредметных композициях Кандинского. Мне нравится искусство Кандинского тем, что в его работах есть нотки поп-арта. К примеру, его этюд "Цвета-квадраты с концентрическими кругами" напоминает творчество Энди Уорхола.
Малевич К.С. (1878 - 1935) - российский живописец, педагог, теоретик искусства, философ, график. Он является основоположником такого вида абстрактного искусства как супрематизм. Малевич очень много времени посвятил своей новой живописной системе («Черный квадрат», 1913). Ее принципы были описаны в брошюре-манифесте «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».
Пит Мондриан (настоящее имя Питер Корнелис) (1872–1944) - голландский художник, одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстракционизму. Его полотна, представленные комбинацией прямоугольников с линиями - это пример наиболее строгой абстракции в современной живописи. Его картины стали не только произведением искусства, а источником вдохновения многих дизайнеров. Одной из наиболее известных его работ является "Композиция с красным, желтым, синим и черным".
Пол Джексон Поллок (1912–1956) - американский художник, идеолог. Являлся популярным представителем абстрактного экспрессионизма 1950-х гг. К 1943 году Поллок выработал индивидуальную технику живописи. В творчестве Поллока ощущается влияние сюрреализма и нервных, гротескных и неординарных образов Пикассо. У Джека Поллока была особая техника разливания и разбрызгивания красок. Это стало его торговой маркой. Одной из самых известных его картин является "№ 5". Считают, что фурор вокруг этого полотна был создан специально. Все картины Джексона Поллока, кроме № 5, представлялись в музеях, и с легкостью продавались. А № 5 была недоступна, и показали ее после продажи всех остальных картин художника. И, как следствие, цена картины крайне возросла, побив все рекорды.
Жорж Матье (р. 1921) - французский художник, один из представителей ташизма. Матье был признан зачинщиком "исторической абстрактной живописи", которая не изображает ни людей, ни костюмы, ни аксессуары. Меня привлекает творчество Матье тем, что его абстрактные композиции находят отклик в уличном искусстве. Они похожи на современное граффити.
Внутри абстракционизма сложилось еще одно направление - лучизм. Возглавляли его Михаил Ларионов и Наталья Гончарова.
Ларионов М.Ф. (1881 - 1964) - русский живописец, график, теоретик искусства и театральный художник. Был предводителем движения русских авангардистов в конце 1900-х - начале 1910-х гг. Ларионов был настоящим лидером бунтующей художественной молодежи и зачинщиком скандальных акций, которые прославили авангард на российской сцене. В композициях художника предметы представляют собой сумму лучей. Его задача - в поиске пересечения лучей, сходящихся в определенных точках. Одна из его работ в таком стиле - "Трамвай. Городская улица".
Гончарова Н.С. (1881 — 1962) - живописец, график, книжный иллюстратор и театральный художник. Одна из представителей русского авангардизма начала 1910-х гг. и самых ярких сценографов 20 века. Ее полотна отличались напряжением, экспрессией и яркими декоративными достоинствами. Ритмичное движение пятен и линий, стремление к плоскости, сочетания яркости красок свидетельствовали о тяготении художницы к монументальности форм. Ее стремление к обобщенным декоративным живописным задачам прошло через все творчество.
В целом, с возникновением абстракционизма история искусства перенесла значительную революцию. Эту революцию предсказал еще Платон, и возникла она не просто так. В своей поздней работе «Филеб» Платон писал о красоте простых линий, пространственных форм, независящих от всяких предметов. Такая геометрическая красота, как считает Платон, имеет не относительный, а абсолютный характер, нежели красота природная, которая полна "неправильных" форм.

Список литературы

1. История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М.: Искусство – XXI век, 2003. 672 с.
2. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М.: Эксмо, 2007. – 848 с.
3. http://www.kazedu.kz/referat/96620
4. http://www.zadachi.org.ru/?n=127968
5. http://skillsup.ru/blog/review/osnovnyi ... -veka.html
Locked

Return to “Теоретические и методологические основы дизайна”