Дротова И.Ю. СЕКЦИЯ "ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН"

III МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
INTERNET-КОНФЕРЕНЦИЯ

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Королева С.В.
Posts: 315
Joined: 11 Mar 2013, 11:00

Дротова И.Ю. СЕКЦИЯ "ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН"

Post by Королева С.В. »

УДК 378.14 УДК 74
Дротова И.Ю. (Молдова, г. Окница)

ДИЗАЙН В НИДЕРЛАНДАХ.
СВОБОДНОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО ТВОРЧЕСТВУ.


Рассмотрен нидерландский дизайн с точки зрения вчерашнего и сегодняшнего дня.

Ветряные мельницы, тюльпаны, деревянные башмачки и ощущение, что попал в сказку…да — это Нидерланды. Нидерланды — это маленькая, цветущая страна со своей культурой, политикой, обычаями и традициями. Географические особенности Нидерландов ничем не примечательны, основная ее часть расположена на равнине. С запада Нидерланды граничат с Германией, с востока — с Англией, с севера — с Францией и Бельгией. Как жители любой сравнительно маленькой страны, нидерландцы всегда чувствовали влияние соседних стран. Но, благодаря сплоченности, силе государства, она не утратила национальные особенности малочисленного народа и не впала в провинциализм. Часто Нидерланды называют «Голландией», так как считают, что Южная и Северная Голландия это самые развитые и процветающие провинции, не только в стране, но и за пределами Нидерландов. Поэтому Голландией часто называют всю страну.
До второй мировой войны промышленность в стране развивалась медленно, по экономическому развитию Нидерланды очень сильно отставали от других стран. Стране требовался глобальный промышленный переворот. Нужно было прогрессировать в условиях ограниченных ресурсов местного сырья и в то же время не иметь конкуренции на мировом рынке. Немецкий писатель Генрих Гейне писал: «Когда придет конец света, я поеду в Голландию, потому что там все происходит на 50 лет позже». Только в конце XIX века в Нидерландах начался процесс создания крупного машинного производства в народном хозяйстве. Спустя три века, Нидерланды становятся доминирующей страной в мире.
В настоящее время Нидерланды представляются одной из наиболее высокоразвитых стран Евросоюза. Это страна с серьезной государственной поддержкой, где людям различных сфер деятельности: художникам, дизайнерам, архитекторам, писателям, уделяется должное внимание. Культура и искусство активно прогрессирует, давая толчок развитию новым технологиям и дизайну. Дизайн стал неотъемлемой частью жизни нидерландцев.
Издавна художники и дизайнеры в Нидерландах очень ценились. Государство не вмешивалось в их творческий процесс, тем самым позволяло свободно развиваться и творить.
Вот хотя бы один пример. До того как в Нидерландах ввели евро, здесь ходили интересные банкноты — разноцветные гульдены. На них были нарисованы забавные птички, подсолнухи Ван Гога. Их разработку поручили в 1960-х годах известному дизайнеру на то время — Отйе Оксенару, дав ему полную свободу творчества.
По своей культуре, Нидерланды являются одной из самых колоритных стран, и образование в данной сфере не явилось исключением. Ежегодно ведущие университеты Нидерландов, такие как, Академия Промышленного Дизайна в Эйндховене (AIVE), Нидерландский Институт Дизайна в Амстердаме, предлагают студентам со всего мира пройти обучение по арт-направлениям и встать на первую ступеньку профессионального развития в данном направлении.
Нидерландцы – это предприниматели и первооткрыватели, лауреаты Нобелевской премии, философы, а также новаторы в мире науки и искусства. Это первая страна в Европе, которая стала предлагать учебных заведениях программы на английском языке. Нидерланды – творческая нация. Нидерландцам нравится постоянно что-то придумывать, общаться с окружающими людьми, с целью развития мышления и получения новых идей. Студентов нидерландских вузов постоянно подталкивают к тому, чтобы они мыслили шире и выходили за рамки всех норм. Не удивительно, что в Нидерландах так много знаменитых людей в различных областях. Если у студента хорошая, интересная идея, нидерландский стиль обучения даст ему возможность для ее воплощения. Данный метод обучения только приветствуется в университетах Нидерландов.
Сложность, продуманность, но при этом простота и ясность - это понятия, которые определяют характер нидерландского дизайна. Этот сдержанный стиль дизайна можно встретить в дорожных указателях, в почтовых марках, мебели и др. Нидерландцы всячески приветствуют развитие дизайна. В стране появляются новые дизайнерские студии, поддерживающиеся различными государственными и частными фондами. Эти же фонды проявляют инициативу в создании различного рода исследовательских проектов в области теории графического, промышленного, ландшафтного дизайна, которые рассчитаны на будущее страны, привлекая, при этом не только «своих» людей, но и иностранцев. Вот и получается, что дизайн в Нидерландах — один из лучших в мире.
Известный голландский дизайнер - Макс Кисман, считает, что нидерландский дизайн является «стилем стилей». Его уникальность - это простота, логичность, функциональность, порой игривость, и это только малость того, что он из себя представляет. Нидерландский дизайн независим от шаблонов и условностей. Он не столько информативный, как личностный, взаимодействует с обществом и поднимает философские вопросы.
Если посмотреть на повседневную жизнь нидерландца, то влияние на неё дизайна невозможно оставить незамеченным! Он везде настолько яркий, образный, необычный. Врезаться в память, затронуть самые глубокие струны души, но сделать это индивидуально, по-своему – вот чего добивается каждый дизайнер. Самым ярким примером этого является группа дизайнеров и художников «Де Стайл» (De Stijl), которые в 20- е годы XX века имели огромное влияние на культурную жизнь в Нидерландах. Одним из именитых представителей этой группы является Херрит Ритвелд, который с 1918 г. начинал свою карьеру, изготавливая мебель, в частности, всемирно известный «красно-синий стул». Не отстают и современные дизайнеры, работы, которых можно причислить к выдающимся произведениям мировой культуры. Марсель Вандерс с его самыми известными работами: отель «Lute Suites», веревочный стул Knotted chair, гостиница “Mondrian”, табуреты «Stone», стул-тюльпан и др. Кики ван Эйк разработала проекты для таких известных компаний, как Studio Edelkoort, Moooi, Verardo, Swarovski, Design Academy Eindhoven и многих других. Ее работы публиковались в журналах Wallpaper, The International Year Book, Elle. Юрген Бей, Торд Бунтье, Филипп Малуин – известнейшие дизайнеры современности, которые тоже заслуживают особого внимания.
За границей Нидерланды считаются мировым центром творчества. Поэтому ежегодно там устраиваются многочисленные выставки, семинары, связанные, в первую очередь, с дизайнерской деятельностью. Они охватывают широкий спектр объектов проектирования: промышленный и графический дизайн, дизайн среды, веб-дизайн, эко-дизайн, системы навигации и ориентирования. Многие молодые иностранные архитекторы, дизайнеры и художники приезжают сюда, чтобы продемонстрировать свои творения, а также приобрести новые знания, обменяться опытом, просто побывать в атмосфере свободы, обновления и творческого вдохновения.
Также я не могу не упомянуть об известнейшей компании «Philips», которая является гарантом исследований и новаторства в сфере промышленного дизайна Нидерландов. Достойно упоминания светильник-будильник, кофеварка «Senseo» и различные изделия для здоровья и др.
Нидерландский дизайн предельно органичен и экологичен, с ним удобно и комфортно. Складывается мнение, что он похож во всех своих проявлениях, как похожи голландские тюльпаны друг на друга своей унифицированной красотой. Этот необыкновенный эффект, наверное, имеет свои корни. Ведь в стране, где дизайн — это вершина всего, иначе и быть не может. Невозможно себе представить Голландию без тюльпанов, мельниц и хорошего дизайна Он стал частью общенациональной культуры. В каждом дизайне есть тот самый эффект дизайн — красоты тюльпана, а в тюльпане, соответственно, того самого дизайна. Все вокруг гармонично. Это чудо маленькой страны, построенное с огромным дизайн-масштабом.

Библиографический список

1. Журнал -Как № 2 (42) Голландский дизайн. Часть 1. Амстердам/ Редактор: Банков Петр. Изд: Дизайн-депо.-М., 2007
Attachments
деньги.jpg
деньги.jpg (89.64 KiB) Viewed 1465 times
stul.jpg
stul.jpg (75.85 KiB) Viewed 1465 times
253.jpg
253.jpg (20.09 KiB) Viewed 1465 times
Locked

Return to “Теоретические и методологические основы дизайна”