УДК 72.007
Тишина М.С. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ. ТРАДИЦИИ РУССКОГО АВАНГАРДА
Биография К.С. Мельникова, направления его проектной деятельности и роль в становлении современной архитектуры.
В истории мировой архитектуры можно встретить множество мастеров, чьи творения весьма оригинальны, но оригинальны лишь по отношению друг к другу. И весьма немногие архитектурные сооружения кардинально отличаются от всех других, вызывая непонимание и даже возмущение современников. Они не встроены в конкретные творческие течения и как бы противостоят им всем вместе взятым. Создателем таких редких и уникальных архитектурных творений был Константин Степанович Мельников, огромную роль которого в формообразующих процессах архитектуры XX века признают сейчас все историки, как отечественные, так и зарубежные.
Рассказывая о ходе своих мыслей, в результате которых появлялись радикальные по степени формально-эстетического новаторства проекты, Константин Степанович никогда не подчеркивал сам факт целенаправленного новаторства. Архитектор считал, что лишь по-настоящему новое, дотоле не существовавшее, можно назвать творчеством, ведь ничто так не задерживает творческое развитие, как плагиатство. Он был просто уверен, что так и надо, и вообще не считал это каким-то необычным новаторством.
У Мельникова не было четко и заранее сформулированной им самим творческой концепции, которую он затем последовательно проводил в своих проектах. Концепция, разумеется, была, но как исходный импульс творчества, а не как система.
Константин Степанович верил в то, что прошлое обязательно продолжится в будущем. И этот отклик он видел в архитектуре.
Основным изъяном архитектуры 60-х годов архитектор считал то, что архитектура подменяется инженерией, а творческие проблемы — вопросами утилитарного удобства. Он говорил, что, несмотря ни на то, что к архитектуре надо относиться как к очень тонкому искусству, как к музыке или поэзии. Сам же Мельников не был поэтом, но «говорил» с архитектурой на языке поэзии. Искусство, по мнению архитектора – редкость, и «можно считать нормальным, если после ста исканий сто первое завершилось бы настоящим, подлинным и истинным художественным произведением».
Мельников не считал, что основные недостатки советской архитектуры периода «украшательства» были связаны с использованием тех или иных стилистических форм прошлого. По его мнению, дело было не в конкретном творческом направлении или в стремлении к украшательству, а в отсутствии понимания при решении творческих проблем роли таких задач, как создание пространства и новой художественной формы. Архитектор считал, что не нужно быть мастером, чтобы владеть творчеством. Он был уверен, что и в 60-е годы мало что изменилось в творческом подходе к проблемам формообразования — продолжается, говорил он, то же «украшательство», но только в других формах. Мельников не пытался создать новых законов и правил в архитектуре – он просто не верил в их существование.
Мельников провел в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества двенадцать лет, и лишь три последних года он посвятил архитектуре. На старших курсах и в первые годы после окончания училища, Мельников ра-ботал в духе неоклассики. Еще студентом он был привлечен известным специалистом по промышленной архитектуре А. Кузнецовым к проектированию пер-вого в России автомобильного завода АМО (ныне завод имени Лихачева). Мельников отвечал за архитектурно - художественные вопросы, в то время, как конструктивная часть проекта разрабатывалась выдающимся инженером А. Лолейтом.
В 1922—1923 годах появились первые самостоятельные архитектурные произведения Мельникова, концептуальные решения которых для многих ока-зались неожиданными.
Первый успех принесло Мельникову участие в конкурсе на квартал Показательных домов для рабочих по Серпуховской улице, в котором он среди большого количества архитекторов единственный выступил с принципиально новаторским проектом. Второй конкурсный проект Дворца труда, выполненный примерно в то же время (оба в 1922—1923), подтвердил исключительность и своеобразие таланта Мельникова.
В 1923 году проектировался огромный комплекс Сельскохозяйственной выставки на берегу Москвы-реки. Пожалуй, Мельников стал самым молодым архитектором, который получил заказ на самостоятельное проектирование па-вильона для Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года. Павильон «Махорка» оказался архитектурным событием, и не только в рамках выставки. В «Махорке» наметились архитектурно-конструктивные приёмы, определившие облик архитектуры XX века. Динамическая устремленность форм архитектуры была характерна для революционного времени. При проектировании «Махорки» Мельников применил принципиально новый подход к архитектурному облику выставочного павильона, который затем был развит в проекте советского павильона на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже. Именно проект Павильона СССР сделался синонимом Парижской выставки 1925 года [1, С. 52-59].
Мельников во многом определил архитектурный облик Москвы 1920-х годов, спроектировав многочисленные клубы и другие общественные здания, а также жилые дома, крупные гаражи.
В 1922 году семья Мельникова была вынуждена оставить особняк, предоставленный заводом АМО. Мельников несколько лет интенсивно работал над эскизами проекта нового собственного дома, о котором он мечтал с юношеских лет. Во многих эскизах еще видны традиционные формы. Но вскоре Мельников переходит к поискам необычного типа жилого дома. На смену традиционной планировке, в основе которой лежит прямоугольник, приходит круглая форма планировки и фасада. Вот как сам архитектор отзывался о своем творении: «Когда вокруг нас струилась жизнь, одинаковая для всех, я создал тебя ни на что не похожим. Ты – уникальное, единственное в своем роде творение, так же, как и я, как и любое земное создание. И, чтобы подчеркнуть высокое значение каждого из нас, я написал на тебе свое имя. Читая эту надпись, люди думают, что я нескромно возомнил себя гением. Нет, я не гений, я архитектор – а это то же самое…». Анализируя, процесс проектирования Мельниковым собственного дома, так и выстроенный дом, видишь, что Константин Степанович относился к своему проекту с большим трепетом. Архитектору было вдвойне непросто, ведь он выступал и в роли заказчика и в роли проектировщика. Но, несмотря на все трудности, Мельникову все же удалось воплотить задуманное в жизнь: небольшое пространство собственного дома Мельников сумел превратить в хранилище ряда сложных художественно-композиционных и конструктивных приемов, превратив его в своеобразную экспериментальную площадку.
С удивлением убеждаешься, что мастера такого таланта, как Мельников, имеют очень странные творческие отношения со своей эпохой — они как бы выламываются из нее и упрямо следуют за нами во времени. И только следующим поколениям постепенно становится ясно, что такие меньше всего думали о разработке композиционных приемов и средств выразительности стилевого направления своего времени. Они как бы пробивали слой творческих школ и стилевых течений и работали на глубине общеaрхитeктурных объемно-пространственных закономерностей формообразования. Поэтому и возрастает ценность их творческого вклада в глазах потомков. Если говорить о вкладе архитектора в становление современной архитектуры, то можно заострить внимание на том, что проекты Мельникова были не просто новаторскими, их в принципе очень сложно отнести к какому-то определенному времени. Его сооружения с восхищением воспринимаются в наше время, с восхищением будут восприниматься и через столетия. Мельников считал, что «у Архитектуры много врагов, которых нет у других искусств: рубли - миллионы, техника, графика, быт, услуги. Взамен этого Архитектура не стареет, а все чаще и чаще о себе напоминает» [2, С. 893-913]. Именно поэтому вклад такого мастера не уходит в историю вместе со стилевым этапом, он связан с расширением объемно-пространственных возможностей архитектуры в целом.
Библиографический список
1. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. М., Стройиз-дат. 1996.
2. Вершинин Г.В., Меленьтьев Е.А., Дементьева Н.П. Хрестоматия по ди-зайну.Тюмень: Институт дизайна, 2005.
Тишина М.С. СЕКЦИЯ "ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ"
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.