Бартошук В.В. СЕКЦИЯ "ИСТОРИЯ ИСКУССТВ"

IV МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
INTERNET-КОНФЕРЕНЦИЯ

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Королева С.В.
Posts: 315
Joined: 11 Mar 2013, 11:00

Бартошук В.В. СЕКЦИЯ "ИСТОРИЯ ИСКУССТВ"

Post by Королева С.В. »

УДК 7.03
Бартошук В.В. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)

ТВОРЧЕСТВО П.А. ФЕДОТОВА

Автор повествует о жизни и творчестве русского художника П.А. Федотова.

Павел Андреевич Федотов является одним из известнейших русских художников первой половины XIX века. Занимался живописью художник лишь одно десятилетие. Представлял реалистичное направление, новое в России. Интерес у него вызывают живые эмоции. Работал П.А. Федотов в жанровой живописи – бытовой. В России реализм имел критическую окраску. Художник активно влиял на жизнь, заявляя о своем мнении, писал о том, что он хотел изменить, делая акценты на несовершенстве мира. В первую очередь критика, а потом революция - так считал художник.
Начинал П.А. Федотов с мало профессиональных графических работ, делал зарисовки военного быта, обращался к сатирическим мотивам. Далее он продолжал развивать сатирическую тематику, указывая на несовершенство мира в образе человека. Создал серию работ, посвященных собаке «Фидельке», где отразил в страданиях хозяйки после смерти собаки никчёмность интересов обывателя, у которого смысл жизни заключается в собаке. Ранние работы несовершенны, излишне повествовательны. Но автор быстро это преодолеет.
В работе художника «Свежий кавалер» изображен чиновник, получивший накануне первый орден. Герой изображен в постыдную минуту: он стоит в позе античного героя, прижав правую руку к груди, как оратор, а левую поставив на пояс, подхватив свой потрёпанный халат, будто это не халат, а тога. Маленький человек нашел себе еще более низшего - свою кухарку - и хвастает перед ней наградой. Вся обстановка: грязь, бутылки, разбитая посуда, рваный сапог, потрёпанный халат, опрокинутые стулья, забытый под столом собутыльник - всё это говорящие детали, которые изображают скудность интересов. Кухарку художник изобразил приятной внешности, опрятную, с милым простонародным лицом. Она является противоположностью своему хозяину. Но при этом самыми красивыми в работе являются предметы. Он выписывает их мастерски, удивительно отточены детали, переданы фактура и цвет. А человека художник лишил этих качеств. Работа очень сложная по цвету и композиции. В работе художник беспощадно язвителен, как никогда позже не будет.
В работе «Завтрак аристократа» или «Не в пору гость» художник высмеивает аристократа, который растратил все свое состояние, но продолжает показывать, что он богат. На картине мы видим молодого человека в роскошном интерьере, он завтракает. Изображен момент, предшествующий появлению гостя, человек застигнут врасплох, вот уже стоит собака, ожидая появления гостя, вот-вот откроется дверь, молодой человек растерянно оглядывается и пытается прикрыть книгой свой убогий завтрак, состоящий только из куска черного хлеба. В работе художник мастерки прописывает интерьер, предметы. На фоне прекрасного интерьера с различными декоративными украшениями тщеславный молодой человек выглядит комично. В работе «Завтрак аристократа», автор с долей иронии и юмора предает людские пороки: лицемерие, желание выставлять свою жизнь на показ.
«Сватовство майора» - это безупречная картина с точки зрения изобразительного языка. В данной работе художник преодолевает все свои ранние недостатки. Все приведено к колористической гармонии, выразительной композиции. Сюжет обращен к типичным событиям своего времени. Это размышление о несовершенстве окружающей действительности, устройства общества, когда человек жертвует собой ради выгоды. Тема - брак по взаимному расчету. Богатая, но не счастливая невеста должна выйти замуж за старого майора. Девушка изображена в красивом платье, выписанном как драгоценность. Мать удерживает девушку, которая хочет убежать. Отношение художника к героям в данной работе меняется, он испытывает жалость, критикуя общество, у зрителя появляется чувство симпатии к девушке. Динамичная композиция, замкнутое пространство, темный сквозной дверной проем, в котором стоит надменный жених. Художник дает почувствовать порыв души, попытку убежать - свадьба не желательна для невесты.
Павел Андреевич Федотов написал работу «Анкор, еще анкор!» в 1852 году, в год своей смерти. Простой сюжет, в котором ничего не происходит. Изображен офицер, которого забросило в глухую деревушку, где нечем заняться, нет книг, общения. Мрачная комната, низкие потолки… Давят стены. Человеку одиноко, такая жизнь доводит до сумасшествия. Человек растянулся на скамье, он убивает время, заставляя прыгать через палку свою собаку еще и еще… Пудель совсем измучился.
В картине меняется почерк художника. Становится единой цветовая гамма, появляется контрастное освещение, свет от свечи освещает центр композиции, художник не прописывает детали, как делал раньше, пастозно, широко, растворяет предметы в темноте. В работе передается напряжение, внутренняя обстановка далека от гармонии. Щемящую тоску вызывает эта работа. Автор отказывается от точного рисунка, использует контрастную светотень. Фигура офицера только угадывается, она соединяется с воздухом, со средой, освещена только рука с палкой. Художник использует приемы импрессионистической живописи. Точно представлена атмосфера настроения народа в России тех лет, люди не находили смысла в жизни. Простая изба, скудная обстановка, отсутствие дела, скука - это типичная зарисовка быта России того времени. Эта жизнь, эта картина толкнула художника к совершению самоубийства. Смысл работы не в судьбе самого офицера, а в судьбе всего русского народа. Глухая деревушка — это ничто иное, как вся Россия. Плохой или хороший, умный или глупый человек, гоняющий собаку, в любом случае - это гибнущий человек. Также и сам художник начал жить в год разгрома декабристов и ушел из жизни в преддверии Крымской войны, а с ним и все угнетенное поколение, у которого не было даже глотка свободы, люди существовали в гнетущей атмосфере общественного и нравственного застоя николаевской России. В данной работе Павел Андреевич Федотов смог рассказать о типичной жизни всего народа.
Работа писалась очень тяжело, это было последнее законченное произведение Павла Андреевича Федотова. Он достиг наивысшего мастерства и опыта, научился целеустремленности и последовательности.
Attachments
Завтрак аристократа 1849-1850.jpg
Завтрак аристократа 1849-1850.jpg (46.88 KiB) Viewed 1128 times
Сватовство майора, 1848.jpg
Сватовство майора, 1848.jpg (374.04 KiB) Viewed 1128 times
Locked

Return to “Теоретические и методологические основы дизайна”