Бартошук В.В. СЕКЦИЯ "ИСТОРИЯ ИСКУССТВ"

IV МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
INTERNET-КОНФЕРЕНЦИЯ

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Королева С.В.
Posts: 315
Joined: 11 Mar 2013, 11:00

Бартошук В.В. СЕКЦИЯ "ИСТОРИЯ ИСКУССТВ"

Post by Королева С.В. »

УДК 7.03
Бартошук В.В. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ»

Автор анализирует творчество художественного объединения «Бубновый валет».

В 1910 году Давид Давидович Бурлюк и Михаил Федорович Ларионов провели в Москве выставку «Бубновый валет». Она дала начало образованию художественного объединения «Бубновый валет». До открытия выставки многие были возмущены тем, как выставка названа. Бубновыми валетами ранее называли политических заключенных, у которых на робе был нашит бубновый туз, поэтому некоторые полагали, что организация как-то связана с политикой. Но название объединения принадлежит Ларионову и связано с картой «бубновый валет», что в переводе с французского означает «мошенник», «плут». Название одновременно возмущало и привлекало публику. Действительно, авторы пытались привлечь внимание к своей выставке.
Стремление к новому искусству, свободе и неприязнь к академическому искусству объединяло этих молодых и даже нахальных художников. Художники прошли академическую школу и захотели свободы. Они пытались соединить кубизм, фовизм и русское народное творчество. Они считали искусство народным, а не предназначенным для избранных. Обращались и к постимпрессионизму, кубизму и фовизму. Их вдохновителем было творчество Поля Сезанна, а именно глубина цвета и пространства работ Сезанна. Среди жанров были пейзажи, натюрморты, портреты, народные картинки. Все простое и понятное, в противовес историческим полотнам, социальной тематике, чем славились художники-передвижники. Главный принцип их искусства - утверждение предмета. Они выявляли передачу фактуры, материальность натуры, построение объема формы при помощи цвета. Поэтому главным предметом исследования стал натюрморт. Наиболее яркими представителями объединения были П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, Р.Р. Фальк, И.И. Машков, А.В. Лентулов, А.А. Осмеркин, К.С. Малевич, В.В. Рождественский, Н.С. Гончарова. Во всем их творчестве прослеживается своего рода «натюрмортность», даже если это не касалось самих натюрмортов. Помимо Сезанна влияние на творчество художников оказали Поль Гоген, Анри Матисс. Фактура, цвет, пластика, форма - вот что интересно художникам. Каждый из художников по-своему интересен. Путь авангарда по времени был короток, и художникам все же пришлось приспосабливаться к советскому искусству.
Одной из ярких фигур русского авангарда был Аристарх Васильевич Лентулов. Художник проходит через увлечение кубизмом, создает свой собственный почерк, который перекликается с кубизмом. Ранние работы автора достаточно условны, видна тяга к яркому цвету. Он приходит к делению формы, раскладывает цвет на разные составляющие. Одна из наиболее интересных работ - «Звон». Образ храма художник выстраивает декоративно, живописными средствами передает музыку звона, расходящуюся от центра картины. В работе переданы сложные, разнообразные оттенки цвета, форма храма слегка нарушена. Картины художника удивительно красивы.
Отличительная черта объединения «Бубновый валет» - ирония, насмешка. Художники были молодые, стремились создать новый язык, играя на основах авангарда. Вот так и Петр Петрович Кончаловский начал своё творчество в «Бубновом валете». Он быстро получил известность, рисуя портреты, пейзажи и натюрморты. Машков и Кончаловский создали огромную картину, где изобразили себя в образе мощных культуристов с великолепными мускулами, в руках - музыкальные инструменты, а у ног гири. В то время культуризма не было, и зрители были ошарашены данной работой, в которой грубые полуголые тела были противопоставлены тонким эстетическим интересам. Почерк художника будет меняться со временем. Отголоски народно-декоративного искусство проявляются в портрете В. Мейерхольда. Преобладает декоративная композиция, художник заполняет пространство цветовыми пятнами, орнамент на ковре переходит на диван. Создано противоречие между красивой и пестрой обстановкой и самим персонажем, в котором чувствуется отреченность от всего мира. В портрете Г.Якулова, портрете «Матадора» художник не стремится точно передать пропорции человека, выворачивает фигуру. Позже, продолжая поиски в искусстве, у художника станут преобладать академические постулаты, темы которых будут меняться в соответствии времени. Его станет интересовать жизнь крестьян, революция, рабочие, солдаты. Коснется и нейтральных жанров. Петр Петрович Кончаловский пробыл в составе творческого объединения «Бубновый валет» сравнительно недолго и покинул его, продолжая искать свою живописную манеру.
Еще одним ярким представителем объединения «Бубновый валет» был Илья Иванович Машков. В его ранних работах прослеживается лепка цветом формы, декоративность. Рассмотрим «Портрет молодого человека в расписной рубашке». Выразительно написано лицо, широкими мазками переданы пропорции, декоративный фон, работа перекликается с народным искусством. Более поздние работы художника тоже стали академическими.
Роберт Рафаилович Фальк так же, как и другие бубнововалетовцы черпал вдохновение в кубизме. Его работы отличались удивительным колоритом. Жанры, в которых он работал: пейзаж, портрет, театральная живопись и натюрморт.
Члены объединения произвели настоящую феерию в обществе, о них много говорили. Через два года из объединения вышли М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, создав собственное творческое объединение «Ослиный хвост». Те, кто остались, продолжили свою работу в поисках искусства, которое способно было бы объединить народное творчество с живописью. Это искусство они называли «русский сезаннизм». В объединение вступали новые лица, такие как М.З. Шагал, В.Е. Татлин и другие. В 1917 году «Бубновый валет» был закрыт, когда из него вышли П.П. Кончаловский и И.И. Машков. Но за время существования объединения художники проделали огромный труд, оставив после себя множество прекрасных работ, которые и сейчас радуют нас.
Attachments
Машков и Кончаловский -автопортрет.jpg
Машков и Кончаловский -автопортрет.jpg (94.37 KiB) Viewed 1234 times
Кончаловский - портрет Мейерхольда.jpg
Кончаловский - портрет Мейерхольда.jpg (246.68 KiB) Viewed 1234 times
Лентулов-звон.jpg
Лентулов-звон.jpg (57.75 KiB) Viewed 1234 times
Locked

Return to “Теоретические и методологические основы дизайна”