УДК 378: 74.01
Муртазина С.А. (Россия, г. Казань, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА
Современное общество предъявляет особые требования к профессиональной подготовке дизайнеров, способных формировать эстетический вкус у населения. Эта задача возлагается на дисциплины художественно-эстетического направления, в частности на «Историю искусств»
Сегодня при небывало ускорившемся темпе перемен в экономике, в организации труда и быта, во всем образе и стиле современной жизни резко обострилось внимание к дизайну. В наши дни дизайн вынужден брать на себя важнейшую миссию: предвидеть, взвешивать и вовремя корректировать с точки зрения человеческих целей и ценностей проекты инженерно-технических, художественных и других инноваций до того, как их результативный эффект станет необратимой действительностью. Дизайнеры – это специалисты, которые владеют особыми методами, способами и приемами представлять в наглядных, чувственно ощутимых образах художественного проектирования не только самые сложные проблемные ситуации предметного мира, но и альтернативные им состояния, возможные пути и средства их разрешения и преодоления [1].
Общество предъявляет особые требования к качеству подготовки дизайнеров, деятельность которых связана с творческой отраслью по разработке предметно-пространственной среды, а также условий жизни, с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и самим социумом.
Содержание профессиональной деятельности дизайнера интегрирует в себе элементы различных профессиональных областей, таких как искусство, архитектура, техника, технология и др. Современный специалист в области дизайна должен не только иметь необходимые профессиональные знания и умения, но и быть носителем профессиональной культуры, от уровня развития которой зависит продуктивность выполняемой деятельности. Поэтому, дизайнерское образование как культурная деятельность сталкивается с рядом относительно специфических проблем, важнейшей из которых является воспитание будущего дизайнера как человека с высокой профессиональной культурой [2].
Формирование общей культуры личности, приобщение к культурному наследию и формирование профессиональных качеств, необходимых для профессиональной деятельности – это одна из важнейших задач современного высшего образования. Она связана с состоянием и развитием современного социокультурного пространства, которое преобразовывается в результате профессиональной деятельности дизайнера [1].
Отечественная литература по проблемам совершенствования высшего профессионального образования акцентирует внимание на «… становлении культурной личности специалиста, формировании студента как носителя общей и профессиональной культуры, обеспечивающей его полноценное существование в окружающем мире и профессиональной деятельности» [3].
Профессионально-образовательная ориентация при подготовке бакалавров на овладение ими профессиональной культурой сегодня считается одним из путей, обеспечивающих качественную подготовку выпускников, которая играет приоритетную роль в развитии социальных и личностных качеств будущих профессионалов. Именно она формирует такие важные для дизайнера качества, как способность к деятельности, созиданию, творчеству, а также нравственное и эстетическое сознание. Полнота и глубина овладения богатством культуры делает их современными, стильными, способными не только воспринимать и осваивать ее, но и включаться в многообразные виды творческой деятельности.
Подготовка специалиста с высшим образованием для успешной деятельности и жизни в XXI веке настоятельно требует формирования его как разносторонне развитой личности с высокой интеллектуальной, эстетической, нравственной, экологической, физической культурой. Этого можно достичь при включении в содержание образования в вузе таких учебных дисциплин, которые обеспечивают фундаментальную общетеоретическую подготовку, позволяющую в дальнейшем самостоятельно осваивать новые знания в области своей специализации и смежных областях. И особенно важно насыщение учебных планов вузов дисциплинами, которые позволяют формировать общую культуру и профессиональную компетентность в собственной области деятельности, что выражает единство теоретической и практической готовности специалиста и характеризует его профессионализм [4].
«История искусств» является одной из профилирующих дисциплин, способствующих приобретению и усвоению студентами важнейших знаний и умений, необходимых для их дальнейшей работы в качестве профессиональных дизайнеров. Однако, мы считаем, что проблему формирования профессиональной культуры будущих бакалавров дизайнерского профиля невозможно решить в рамках только одной учебной дисциплины. Нам необходимо рассматривать историю культуры и искусства не только с позиции учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки дизайнеров, но и в ее более широком сущностном понимании.
Е.И.Чахмахчян выражает беспокойство по поводу отношения молодёжи к ценностям культуры и искусства не только потому, что вкусовые предпочтения в области искусства могут не совпадать, а потому, что уровень потребления художественной продукции, оценка произведений искусства не всегда являются глубокими, верными, осмысленными. В результате целые пласты классического наследия остаются, по сути, закрытыми, не понятными и не принятыми молодёжью. Это не вина последних, считает Е.И.Чахмахчян, а вина педагогов, которые не желают видеть в данном факте серьёзных последствий [5].
Термин «профессиональная культура» подчеркивает, что культура рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества. Е.А.Климов подчеркивает, что профессиональная культура – явление функциональное и существует до тех пор и тогда, пока существует человек. Носителем профессиональной культуры является лишь живой человек [6].
Профессиональная культура дизайнера – это интегративное образование личности, представленное мотивационным, творческим и технологическим компонентами, позволяющее ему осуществлять продуктивную деятельность, выходящую за пределы повседневной практики. Профессиональная культура дизайнера функционирует, будучи включенной в творческий процесс активного освоения личностью реальности.
Личность с высокой художественной культурой, владеющую знаниями в области истории искусства и культуры своего народа, с эмоциональной отзывчивостью, можно сформировать лишь при условии изучения и восприятия народного искусства как целостной системы, взаимодействующего в системе современной культуры с искусством классическим.
Искусство, по определению И.Б.Гладкова, – особая форма общественного сознания, духовной культуры. Это один из видов познавательной деятельности человека, удовлетворяющий важнейшую человеческую потребность воспринимать мир как целостное явление через его переживание, осмысление и оценку [7].
В современных условиях преобладания массовой культуры общение с подлинным искусством помогает формировать художественный вкус, способствует развитию и совершенствованию восприятия и в конечном итоге активизирует творческий потенциал личности.
История искусств представляет собой синтез различных сфер гуманитарного знания – истории, источниковедения, социологии, культурологи, искусствоведения, литературоведения, область приложения новых междисциплинарных подходов. Задача семинарских занятий – не создание общей точки зрения, а пробуждение желания самостоятельно искать документы, свидетельства, данные, расширяющие знания об эпохе, авторе, произведении, позволяющие взглянуть на них в новом ракурсе и предложить новые подходы к ним.
В постоянно меняющихся современных условиях жизни способности студентов самостоятельно мыслить, осознанно принимать решения, применять полученные знания в практической деятельности, самосовершенствоваться приобретают колоссальное значение. В конечном итоге задача педагога сводится именно к тому, чтобы не столько наполнить «сосуд студента» нужными ему общеобразовательными и профессиональными знаниями, сколько научить его ориентироваться в новых исторических условиях, активизировать познавательный интерес к самостоятельному получению знаний и на основе их принимать нестандартные решения. Неслучайно в последнее время большое внимание уделяется поиску и развитию новых форм педагогического сотрудничества преподавателей и студентов, которые активизировали бы последних в деятельности по усвоению профессиональных и теоретических знаний, необходимых не только для продолжения обучения в вузе, но также для выработки у них самостоятельного мышления [5].
Упор на самостоятельную работу делает и Кейс Корнелис ван Ейк. По его мнению, студент, столкнувшийся в значимой обстановке с конкретной проблемой, сможет узнать разрыв между своими знаниями и действительностью. Это станет мотивацией для получения дополнительной информации, необходимой для решения возникшей проблемы. В данном случае, студент сам дает себе направление, в котором он должен продолжать обучение [8].
Для повышения мотивации студентов необходимо на вводном занятии четко обозначить актуальность и основные задачи курса дисциплины. Прежде всего, студенты должны научиться в ходе семинарских занятий работать со всем спектром гуманитарной и исторической литературы, извлекать из нее необходимую информацию, конспектировать наиболее важные академические тексты, сопоставлять различные точки зрения на ту или иную проблему. Кроме того, они должны уметь оперировать историческими фактами и аргументировать свою позицию по спорным вопросам, осваивать на определенном уровне категориальный аппарат исторической науки. Далее им также необходимо научиться выступать перед аудиторией, структурировать свои мысли, излагать их ясно и логично.
Дисциплина «История искусств» формируют у студентов умения и навыки разрабатывать оригинальные по художественной идее и реализации произведения, творчески решать композиционные задачи, а также обобщать и использовать народные традиции, отечественный и зарубежный опыт, современные достижения в области художественной культуры и технической эстетики. Перед дизайнером стоит ответственная задача осуществлять экспериментальные и перспективные разработки, определяющие основные направления декоративно-прикладного и промышленного искусств, именно поэтому он должен владеть высокой культурой исполнения своей творческой работы.
Таким образом, дизайнер должен уметь сочетать профессиональное мастерство с теоретическим осмыслением творческих идей и исканий. Овладение студентами всем комплексом знаний определит готовность к выработке профессиональных умений и навыков по конкретной дизайнерской специализации.
Библиографический список
1. Вилкова, А.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста-дизайнера в современном социокультурном пространстве // Дизайн как ресурс развития социокультурного пространства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. Н. Стасюка, Е. Л. Силантьевой. – Ульяновск: Регион-Инвест, 2007. – С. 108-115.
2. Могильная, А.В. Педагогические условия формирования профессиональной культуры бакалавра дизайна. Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук. – Караганды, 2010. - 28 с.
3. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
4. Торшина, И.Б. Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды): Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук. – Курск, 2002. – 246 с.
5. Чахмахчян, Е.И. Формирование ключевых компетенций будущего специалиста в системе личностно-ориентированного обучения с ведущим механизмом побуждения // Компетентностный подход в системе непрерывного художественного образования: теория, практика и перспективы: Материалы областной научно-практической конференции. – Омск: ГОУ РИЦ, 2007. – С. 54-56.
6. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 200 с.
7. Гладкова, И.Б. Проблемы дополнительного художественного образования в условиях реализации компетентностного подхода: поиски и решения // Компетентностный подход в системе непрерывного художественного образования: теория, практика и перспективы: Материалы областной научно-практической конференции. – Омск: ГОУ РИЦ, 2007. – С. 57-60.
8. Кейс, Корнелис ван Ейк. Изменения в программе профессионально-технического образования в Нидерландах // Интеграционные тенденции и ресурсы развития образовательного учреждения в условиях постиндустриального общества: Сборник научных статей / Под ред. В. А. Ермоленко. – М.: ИТИП РАО, 2006. – С. 24-32
Муртазина С.А. СЕКЦИЯ "ИСТОРИЯ ИСКУССТВ"
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.