УДК 378
Васин С.А., д-р техн. наук, проф. (Россия, г. Тула, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет»), Талащук А.Ю., профессор, Народный художник РФ (Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна)
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИООБУСЛОВЛЕННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ
Рассмотрены первые результаты перехода образовательного процесса на новые образовательные стандарты.
Современный этап совершенствования системы образования в Российской Федерации характеризуется переходом к «компетенциообусловленной» парадигме обучения для всех специальностей высшего профессионального образования, и становится актуальной реализации этой парадигмы применительно к художественно-промышленным специальностям, в частности, к дизайну. Современная постиндустриальная стадия развития общества отождествляется с понятием «информационное общество». Узкая квалификация теряет свою ценность, и на смену ей приходит компетенция – обладание широким диапазоном знаний, опытом и необходимыми личными качествами, позволяющими переходить из одной области профессиональной деятельности в другую с минимальными затратами времени, средств и сил на переподготовку.
Необходимость общей парадигмы обучения следует также из процессов глобализации мировой экономики и расширения деятельности транснациональных корпораций на территории России. Эти два обстоятельства заставляют отечественную образовательную систему переходить от передачи знания к подготовке компетентного персонала для работы в условиях международного рынка труда, или к подготовке мультикультурной рабочей силы, способной работать в транснациональных компаниях, то есть «знаниевая» парадигма в обучении должна смениться «компетенциообусловленной». При этом выделяются ключевые компетенции человека - способности мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения.
Следует отметить, что подготовка студентов творческих специальностей, к которым относится дизайн, всегда была ориентирована на формирование именно компетенций как комплексов умений на основе комплекса знаний.
Поэтому применительно к дизайну требуется привести существующую систему формирования компетенций к современным требованиям, что должно обеспечить адаптацию выпускников в рыночных условиях.
Современный дизайнер работает в условиях достаточно жесткой конкуренции на рынке проектно-дизайнерских услуг. Одной из основных причин этого является глобализация экономики и включение России в мировое экономическое пространство, когда происходит импорт не только товаров, но и дизайнерских решений. Поэтому для обеспечения конкурентной способности в процессе подготовки дизайнера должны быть сформированы востребуемые рынком компетенции, которые позволили бы ему не копировать существующие решения, а создавать принципиально новые. Для этого обучение дизайнеров должно быть направлено на выявление и максимальную реализацию креативного потенциала студентов.
Рядом высших художественно-промышленных учебных заведений, в том числе и при участии авторов статьи, был разработан проект Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, который является комплексной федеральной нормой качества высшего образования по направлению «Дизайн» и уровням подготовки «Бакалавр» и «Магистр», обязательной к исполнению всеми высшими учебными заведениями на территории РФ, реализующими основные образовательные программы указанных уровней по данному направлению подготовки, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение. В нем перечислены его основные показатели. К ним относятся: профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки; студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по данному направлению подготовки; ректоры учебных заведений и проректоры, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников; объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности; организации, обеспечивающие разработку примерных основных образовательных программ по поручению федерального органа исполнительной власти. В разработанном проекте нашла отражение инновационная «компетенциообусловленная» парадигма высшего образования. При этом под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области. Основные компетенции наряду с усвоенными знаниями и приобретенными умениями отнесены к результатам обучения. В качестве цели высшего профессионального образования по направлению подготовки «Дизайн» указана подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических наук, получение высшего профессионально профилированного образования (на уровне бакалавра), углубленного профессионального образования (на уровне магистра), позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. В области воспитания личности целью высшего профессионального образования по направлению подготовки «Дизайн» является формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникабельности, толерантности и повышения общей культуры.
Областью профессиональной деятельности выпускников на направлении подготовки «Дизайн» является: архитектурно-пространственная среда и ее предметный мир, предметы культурно-бытового назначения; образцы промышленной продукции; объекты визуальных коммуникаций. В качестве видов профессиональной деятельности выпускников в проекте указаны творческая и общетеоретическая деятельность и научно-исследовательская деятельность.
Задача профессиональной деятельности выпускников были структурированы по уровням подготовки. В частности, в качестве задач профессиональной деятельности бакалавра указаны:
а) творческая и общетеоретическая:
– создание художественных образов и композиций на основе анализа и переосмысления достижений разнообразных областей социума – искусства, конструирования, технологии, психологии, быта, промышленного производства, экономики, социологии, приобретения навыков художественно-педагогической деятельности;
б) проектная, производственно-технологическая и организационно-управленческая:
- создание и обоснование художественных проектов и макетов с учетом достижений в различных областях человеческой деятельности – искусстве, техники и технологии, инженерном конструировании, промышленности, экономике, психологии и социологии;
- эффективное использование материалов и оборудования для реализации художественных замыслов и проектов;
- составление производственно-технической документации (планов и графиков работ, смет, заявок на материалы и оборудование и т.д.);
- участие в организации и управлении работой коллективов исполнителей;
в) научно-исследовательская:
- участие в проведении научных исследований и экспериментов в составе творческого/производственного коллектива.
Профилями подготовки бакалавров направления Дизайн являются:
1. «Педагогический дизайн»
2. «Промышленный дизайн»
3. «Дизайн костюма»
4. «Дизайн среды»
5. «Дизайн средств транспорта»
В качестве задач профессиональной деятельности магистра дизайна указаны:
а) творческая и общетеоретическая:
- разработка и создание художественных идей и образов, отвечающих материальным и духовным потребностям, как современного этапа, так и перспективам развития человека и общества;
б) проектная, производственно-технологическая и организационно-управленческая:
- научно-практическое и эстетическое обоснование цели проекта;
- планирование реализации проекта; разработка и анализ обобщенных вариантов решения творческих и производственных проблем; нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности оценок средств и методов в процессе разработки, создания и воплощения проекта;
- организация художественно-проектной деятельности;
- создание художественных проектов и макетов;
- организация и управление работой коллективов исполнителей; принятие управленческих решений в условиях различных мнений; организация повышения квалификации сотрудников подразделений в области профессиональной деятельности;
Нахождение компромисса между различными требованиями(стоимость, качество, безопасность и сроки исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определение оптимального решения;
- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции, проведение маркетинга и подготовка бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентно-способных изделий;
в) научно-исследовательская:
- проведение самостоятельных научных исследований; разработка планов, программ и методик проведения научно-практических исследований.
В условиях реализации «компетециообусловленной» парадигмы образования особую важность приобретает формирование систем менеджмента качеств в высших учебных заведениях. Вузы должны своевременно обновлять основные образовательных программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, разрабатывать стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников, осуществлять мониторинг и периодически рецензирование общеобразовательных программ, обеспечивать качество и компетентность преподавательского состава. Особое внимание следует обратить на разработку максимально объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов. Здесь весьма эффективной могут быть современные системы тестирования, которые нашли широкое применение в целом ряде ВУЗов, подготавливающих дизайнеров.
При переходе на «компетенциообусловленную» парадигму образования возникает ряд дополнительных важных задач, и основной из них является разработка процедур оценки компетенций выпускников на основе формируемых в ВУЗах и Учебно-методических объединениях критериев. Наконец, каждый ВУЗ должен обеспечивать достаточными ресурсами все реализуемые образовательные программы, при этом должен быть обеспечен действенный контроль эффективности их использования. Здесь сразу возникает вопрос о критериях подобной эффективности, ответ на который так же может быть получен на основе реализации «компетенциообусловленной» парадигмы образования. В этих условиях критерием эффективности также должен являться уровень освоения компетенций, который должен проверяться независимыми аудиторами.
Для обеспечения высокого уровня качества обучения необходимо осуществлять регулярное самообследование критериев для оценки деятельности вуза и сопоставления с другими образовательными учреждениями. О результате своей деятельности, планах и инновациях вуз должен широко информировать общественность.
Важной частью образовательной среды вуза является социокультурная среда, в которой должны быть созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправление, участия студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. При этом должны формироваться социально-личностные компетенции выпускников (например, компетенция социально взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера).
Васин С.А., Талащук А.Ю.
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.