Рыбаков С.Г. СЕКЦИЯ "ДИЗАЙН КОСТЮМА"

Междунаодная научно-практическая конференция "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Королева С.В.
Posts: 315
Joined: 11 Mar 2013, 11:00

Рыбаков С.Г. СЕКЦИЯ "ДИЗАЙН КОСТЮМА"

Post by Королева С.В. »

УДК 378
Рыбаков С.Г. (Россия, г. Тула, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет»)

МЕСТО ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ В ДУХОВНОМ ОСВОЕНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Автор размышляет о вечных ценностях, которые необходимо сохранить в образовательной системе.

«PROCURARE (лат.) - заботиться».

Есть такое крылатое выражение – «Все мы работаем на прокурора». Прокурор - это время, которое может предъявить обвинение, если не соблюдались или неправильно применялись законы. Есть законы всеобщие. Например, основной закон гармонии - золотое сечение. Данный закон без потери смысловой составляющей перелагается на язык композиции, потому что это закон природы. Но есть всегда попытки закон разменять на нормы, постановления, а затем подменить норму нормативами, меру - средней величиной и т.п. Поэтому имеет смысл периодически возвращаться к незыблемым основам и очищать их от наслоений профанаций, дилетантизма и фальсификаций. Вспомним значение данных терминов.
Norma (лат.) - узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-либо, установленная мера, средняя величина чего-либо.
Dilettante (ит.) - любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки.
Profanatio (лат.) - осквернение святыни, искажение, извращение чего-либо (идеи, учения и т.п.); непочтительное отношение к тому, что достойно уважения; опошление, осквернение (памяти о ком-либо, учения, произведения искусства и пр.).
Falsificare (лат.) - подделывать; искажение, подмена чего-либо ложным, мнимым; подделанная вещь, выдаваемая за настоящую.
Дилетант, фальсифицирующий и профонирущий художественный процесс, выдаёт кич для широких масс, что, к сожаленью, не редкость, когда художественная норма - пожелание заказчика.
Профессионал, творящий и восстанавливающий достоинство творческого произведения и процесса, владеющий мастерством на высшем уровне (в историческом масштабе) - знаток своего дела - предмет всестороннего анализа данного исследования.
Знать, владеть, быть работоспособным - быть Мастером!
Работоспособность сродни понятию жизненность. Мастерство ведёт к тому, что меньшими усилиями человек достигает больших результатов. Без энтузиазма не овладеть мастерством и даже ремеслом. Свобода и интерес - два источника энтузиазма. Свобода для художника - рабочее пространство и материал, интерес к неизведанному - среда и ресурсы. Но что бы свобода не обратилась в хаос, а интерес не угас или выродился в извращение, нужно знать Законы композиции и владеть методом их применения на практике. Практиковать нужно стараться сразу во всех основных видах пластических искусств.
Пластические искусства – произведения, которые имеют предметный характер, создаются путём обработки вещественного материала и существуют в реальном пространстве (не путать с существованием в прострации!). К ним относятся: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн), а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.
В духовном освоении действительности пластические искусства занимают видное место на всех ступенях развития истории человечества. Произведения пластических искусств находятся в реальном пространстве и воспринимаются зрением (и часто осязанием) в отличие от других видов искусства (музыка, литература), где произведения длятся во времени и воспринимаются на слух. Пластические и другие виды искусства тяготеют к слиянию и взаимодействию друг с другом, включаются, как один из художественных элементов, в состав произведений синтетических искусств (театр, кино), могут приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство, мультипликация).
Инсталляция, хеппенинг, перфоманс не требуют специальной подготовки для адекватного восприятия, предполагают отказ от привычных ожиданий с позиции потребителя эстетических ценностей, апеллируют к незамутнённости чувств и самостоятельности суждения. Вовлекая в спровоцированное по предварительному сговору событие зрителя, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям, благодаря необычным сочетаниям обычных вещей, действию придаётся новый символический смысл. Игра смысловых значений, манипуляция предметами в окружающей среде, свобода от прямых и близких ассоциаций, элементы юмора и фольклора - один из путей к слиянию искусства и жизни.
Андерграунд, артефакты, артобъекты (и арт-объедки) - необходимо проанализировать истоки.
Совмещение, слияние, переплетение, смесь реального и абстрактного - сюрреализм (и его бесчисленные подвиды) является наиболее питательным слоем для композиционных художественных поисков. На данный момент это неизмеренное, неизведанное, обширное поле деятельности творцов всех мастей и весовых категорий (где вес - это ремесленно-профессиональная подготовка, а масть - воспитание, ориентация на добро). Чистое везение, если "вес" и "масть" соответствуют "ландшафту", "интерьеру" на этажах, уровнях и планах духовного мира (который связан и наполнен элементами и их частями соседних - верхнего абстрактного и нижнего - физического миров). Различные "витамины" сюрреализма имеют свойство преодолевать иммунитет разума, логики, интеллектуальных барьеров и инструментов сознания, направляясь прямо и воздействуя на гораздо более весомый пласт - подсознание незащищённого зрителя.
Абстрактный мир - мир форм, как основных - круг, квадрат, треугольник, так и бесконечное множество их комбинаций в разнообразных ритмах и конструкциях, Роль цвета в абстрактной композиции - тема отдельного исследования.
Сюжеты пластических искусств (как, впрочем, и всех остальных) приходят из областей абстрактного, сюрреалистического и физического миров, и подчиняются законам, соответствующим этим планам. Например, реализм - это вес, форма в пространстве, построенном по законам линейной перспективы, пластической анатомии, конструкция, пропорции формы объектов, градации освещения - всё взято с натуры, не подвергалось сознательным изменениям (усложнениям и упрощениям), цвет работает тепло-холодностным ритмом по горизонтали и локальными планами по глубине пространства.
Для управления потоком информации, буквально прорывающейся сквозь призму (плотину) авторского темперамента, (недо)профессионализма, чувства гармонии и технологические возможности материалов и инструментов, существуют средства, приёмы и методы-ремесленные и творческие, что в целом можно обобщить, как понятие "искусство композиции".
Сюжет композиции - окно в мир, в котором существует автор. В настоящих (живых) произведениях искусства, автор чаще всего - посредник, материал, который, которым, как кистью или ключом, открывают некий портал.
Колорит может быть природным, натуральным, но в композиции обычно выстроен логически, подчинён концепции с целью максимальной выразительности (и воздействия на случайного зрителя). Колорит зависит от тонуса, в хорошие дни может быть насыщеннее, светлее, ярче, но в широко развёрнутом масштабе времени меняется(периодами) вместе с мировозрением.
Отношение художника к ремеслу проверяется только творчеством. Взгляд на творчество, на его направленность возможно через призму грамотно поставленного ремесла. ,то, на мой взгляд, единственно гармоничный путь развития.
Locked

Return to “Дизайн XXI века”