Антонова А.В., Васин С.А. СЕКЦИЯ "ИСТОРИЯ ИСКУССТВ"

Междунаодная научно-практическая конференция "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Королева С.В.
Posts: 315
Joined: 11 Mar 2013, 11:00

Антонова А.В., Васин С.А. СЕКЦИЯ "ИСТОРИЯ ИСКУССТВ"

Post by Королева С.В. »

УДК 7.03
Антонова А.В., науч. рук.: д-р техн. наук, проф. Васин С.А. (Россия, г. Тула, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет»)

ЖИВОПИСЬ КРЫЛОВА ПОРФИРИЯ НИКИТИЧА

Автор повествует о жизни и творчестве нашего земляка, художника П.Н. Крылова.

Крылов Порфирий Никитич – советский график и живописец, известный карикатурами и иллюстрациями, созданными в творческом объединении Кукрыниксы. Член Академии художеств СССР, Народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, почетный гражданин города Тулы.
Порфирий Никитич родился в 1902 году в деревне Щелкуново Тульской губернии. С юных лет он увлекался живописью. Творческий дар достался от деда и отца, потомственных рабочих патронного завода. Дед – мастер работы по металлу, инкрустировал ружья, украшал самовары, отец неплохо рисовал и лепил.
С юных лет Порфирий страстно желал выражать свои эмоции на бумаге. Однажды отец принес ему масляные краски и кисти. Сколько счастья было в этом подарке! Работа маленького Порфирия даже принимала участие в выставке, организованной в городе Туле любителями живописи.
Крылов оканчил высшее начальное училище и в 1919 году поступил на работу на Патронный завод, где посещал изостудию, которой руководил Г. М. Шегаль. Одним из направлений деятельности изостудии было изготовление и размещение агитационных плакатов.
Двадцатые годы - не легкое время для Советского государства, накладывающее отпечаток и на культурную жизнь. Этот период характеризуют резкие контрасты в сфере изобразительного искусства, отображающиеся в творчестве художников того времени. Происходит некое переосмысление художественных ценностей. На смену классическому стилю приходят авангардные течения, и плотно занимают доминирующие позиции в российской действительности.
В 1920 году закрывается один из ведущих вузов - Московское училище живописи, ваяния и зодчества. На его базе открываются Высшие художественные технические мастерские. ВХУТЕМАС – революционное по манере обучения художественное заведение, выпускающее дипломированных специалистов многих творческих направлений, становится ядром отечественного авангарда и модернизма.
Художественное образование Крылов получает в Москве в Высших художественно-технических мастерских. С 1921 по 1928 годы он обучался в мастерской А.А.Осмеркина, а позже – А.В.Шевченко, который смог развить в Крылове детскую любовь к акварели и помог в совершенстве овладеть этой техникой живописи. Далее Крылов поступает в аспирантуру под руководство П. П. Кончаловского.
Во ВХУТЕМАСе Крылов познакомился с Куприяновым М.В. и Соколовым Н.А. Именно эти художники и стали известным коллективом Кукрыниксы. Творческий псевдоним коллектива был составлен из слогов фамилий участников. Коллективное творчество союза было представлено многочисленными плакатами, карикатурами, шаржами. Так же Кукрыниксы выполняли книжные иллюстрации и декорации для театральных постановок.
С 1920-х годов Кукрыниксы заминаются иллюстрациями. Задачей для себя художники ставили отражение особенностей эпохи, описанной в литературном произведении, и соответствие иллюстраций языку писателя. Диапазон творчества объединения в иллюстрации невообразимо широк. Кукрыниксы создают разнообразные образы: от резких, сатирических графических до романтических живописных. Они работали со многими произведениями, среди которых «12 стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина, «Дама с собачкой» Чехова, «Мать» Горького и многие другие.
Кукрыниксы так же довольно успешно работают в станковой живописи. Художники следуют традициям русского реализма, но и не упускают возможности воспользоваться приемами присущей им сатирической графики. В живописи они затрагивают серьезные политические вопросы, обращаются к историческим моментам. Большое место в их творчестве занимает тема героизма советских граждан в годы Великой Отечественной войны.
В военные годы объединение создает карикатуры и серию плакатов. Самый первый плакат, сделанный практически сразу после нападения Германии в июне 1941 года, - «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». На нем изображен отважный советский солдат и карикатура на Гитлера. Так же выпустили многочисленный ряд плакатов «Окно ТАСС».
Одна из известнейших работ трио Кукрыниксы – «Конец». Идея изобразить крах фашизма возникла в день победы. Она вобрала в себя долгие наблюдения и опыт Кукрыниксов в создании карикатур на тему фашизма. Художники отмечали в своих работах каждый неудачный шаг гитлеровской Германии и ее фюрера. Финал бесславной войны захватчиков отразился в монументальном полотне. Под впечатлением от поездки в Германию на Нюрнбергский процесс, где своими глазами они видели мрачные коридоры рейсхсканцелярии, покореженные снарядами, живых гитлеровцев, художники создают живые образы поверженных фашистов.
Творческий союз Кукрыниксов сосуществовал более пятидесяти лет. За это время коллектив был удостоен Ленинской премии, неоднократно Сталинской премии, Государственной премии СССР. Члены объединения награждены золотой медалью Всемирной выставки в Париже и Брюсселе.
Однако каждый участник союза Кукрыниксов имел и самостоятельное направление в художественном творчестве.
Порфирий Крылов окончил живописный факультет, в то время как его коллеги отучились на графическом. Его ранние работы, кои он привез на просмотр из Тулы в Москву, получили одобрение таких корифеев советского изобразительного искусства, как Александр Осмеркин, Константин Истомин и В. А. Фаворский.
Кроме совместной работы с Кукрыниксами на тему политических шаржей и плакатов, Крылов занимается индивидуальным творчеством - пишет портреты, натюрморты и пейзажи, занимается станковой живописью, изображает сцены советского быта.
Камерные работы художника написаны в стиле «русского импрессионизма». Крылов стремился как можно точнее передать цвет, пространство и игру света. Живописные полотна Порфирия Никитича естественны и натуралистичны. Он много работал на пленэре в Ясной поляне и Поленово Тульской области Костроме, на Академической даче, в Абрамцеве, Коктебеле, так же и за рубежом.
Живопись и рисунки художника находятся в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее, а так же в зарубежных собраниях и частных коллекциях. В Туле в Доме-музее П.Н. Крылова (филиал Тульского музея изобразительных искусств) представлены его акварельные и масляные пейзажи, натюрморты и портреты, зарисовки и эскизы. В этих работах художник раскрывает свою душу, показывает красоту обыденных вещей, умеет донести широту просторов русской природы, запечатлеть неповторимые краски мира.
Пленэрные работы Порфирия Никитича открытые и душевные. В них без труда читается настроение пейзажа и настроение художника. Он прислушивается к жизни природы и воспевает ее красоту в несложных композициях.
Полноводная река, извиваясь, спешит за горизонт, между могучими деревьями на дорожку падает яркий свет, а за дачным домиком зацветают вишни. Легкие и быстрые этюды раскрывают неподдельную любовь к родным местам. Крылов много писал в Ясной поляне и на берегах реки Оки, в Поленово. А по карандашным рисункам и акварелям легко можно узнать то самое место на тульской улочке, с которого художник сделал зарисовку.
Пейзаж Порфирия Крылова «Утро на Оке», который сейчас находится в Государственном Русском музее, раскрывает необычайный талант живописца. На картине изображено тихое утро, когда туман над водой уже практически рассеялся, а солнце еще не взошло. На зеркальную гладь воды спущены три лодки. В одной из них человек, вероятно собирающий рыбацкие снасти. В этой работе, как и во всех своих пленэрных пейзажах, Крылов обращается к самой природе. Он точно и без прикрас передает состояние природы, но при этом не стремится повторить пейзаж с фотографической точностью. В колористическом решении художник так же не старается идеализировать естественную цветовую гамму. В зарисовках с натуры Порфирий Никитич бесконечно восторгается естеством красоты природы.
Не уступают по выразительности видам родной природы городские пейзажи. Например, «Неаполь. Порт» (Тульский музей изобразительных искусств). На картине обычный солнечный день в порту. Цветовая палитра пейзажа подобрана так, что весь формат полотна залит солнечным светом, хотя яркие лучи попадают лишь на торец здания. Ритм мазков создает ощущение кипящей в порту жизни.
Картина «Римская улочка» написана в сильно вертикальном формате, что создает ощущение узкого пространства улочки. Стиль мазка соответствует фактуре старой постройки с облупившейся штукатуркой.
Серия крымских этюдов погружает зрителя в атмосферу южных мест, где море подступает к подножью гор, а облака задевают их верхушки. Кажется, что эти зарисовки даже передают аромат соленого воздуха и винограда.
В некоторых картинах Крылов органично вписывает в пейзаж человека, делая его неотъемлемой частью природы. На картине «Вечер» пастух и стадо овец являются единым целым с чередой гор.
Однако, и пейзаж создает неповторимое разнообразие фона для портретных работ Порфирия Никитича. Например, на картине «Завтрак на террасе» изображен семейный портрет, а за фигурами людей большое распахнутое окно. Солнечный свет и свежий воздух наполняют картину настроением радости и покоя.
Широкую известность получили и чисто портретные произведения Крылова: портрет корейской танцовщицы Ан Сон Хи, портреты Наташи Купреяновой, портретные зарисовки «За вязаньем», «Мальчик с завязанным ухом», портрет В. Почиталова, а также его зарисовки фашистских преступников на Нюрнбергском процессе, сделанные в зале суда в 1945 году.
Одной из излюбленных тем, в которой проявляется живописный дар художника, является изображение цветов в натюрмортах. Крылов великолепно передает весь богатый спектр оттенков и буйство красок. В его работах присутствуют цветы садовые и полевые, в букетах и естественной среде. Цветы можно встретить в портретах, пейзажах и как самостоятельные композиции. Яркие примеры «цветочных работ»: «Цветы в синей вазе», «Сирень», «Цветы и лимоны», «Ненюфары» и многие другие произведения.
Солнечные портреты на открытом воздухе, зарисовки сцен деревенской жизни, городские пейзажи, букеты садовых и полевых цветов явились зеркалом души художника. В них заметна смена настроения, смена разных периодов жизни самого П.Н. Крылова и даже общей ситуации в стране.
Среди жизнерадостных сочных холстов есть серия работ выполненных в годы Великой Отечественной войны. Легкие карандашные штрихи и мазки кисти с тяжелой памятью о войне. Сдержанный колорит суровых дней и портреты защитников. Крылов редко изображал моменты сражений, на его картинах все уже прошло, а на подбитый танк у дороги ложатся хлопья белого снега.
В течение всего своего творческого пути, неустанно совершенствуя свое мастерство как в живописи, так и в рисунке, Порфирий Крылов — постоянный участник художественных выставок. В 1945 году на Всероссийском конкурсе пейзажной живописи получает премию его картина «Каменоломня на Оке».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1972 года за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с 70-летием Крылову Порфирию Никитичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Locked

Return to “Дизайн XXI века”