УДК 7.012.23 УДК 76.01
Дорогань Сергей Иванович (Россия, г. Тула, Автономная некоммерческая организация «Третий путь»)
ПЛАКАТ XXI ВЕКА: ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ (по итогам всероссийского конкурса плаката «Россия. Третий путь»)
Рассмотрены вопросы соответствия формы и содержания по итогам всероссийского конкурса плаката «Россия. Третий путь». Материалы сопровождаются краткой аналитикой положения графического дизайна в России и за рубежом.
Правильно замечено, что если раньше одной из главных задач человека было получение и переработка как можно большего объема информации, то в век интернета и гаджетов проблемой стала правильная оценка и фильтрация массированного, практически неограниченного информационного потока. В таких условиях, чтобы сохранить себя, мозг защищается, инстинктивно блокируя излишнее возбуждение, наше восприятие «принудительно» притупляется. В нормальных условиях мы достаточно избирательно обращаем свое внимание на особо важные, как нам кажется, вещи.
В такой непростой, все более напряженной коммуникативной среде возрастает роль получения зрительной информации, как известно, составляющей около 90 % от всех органов чувств. Этому требованию, можно сказать, велению времени, как нельзя лучше отвечает один из жанров изобразительного искусства. Именно плакат, если он правильно задуман и качественно исполнен, являет собой концентрацию мысли, эмоции, возможно и провокации, может нести самый разный информационный заряд.
Хотелось бы рассмотреть два главных, как нам кажется, составляющих компонента этого своеобразного вида графического искусства на примере начатого в 2012 году плакатного проекта «Россия. Третий путь». Наиболее важными при оценке работ этого специфического жанра являются форма и содержание, соответствие одно другому, главной задуманной идее.
По традиции историю отечественного плаката связывают с началом прошлого века. Появление нового тиражного, самого публичного вида графики было вызвано развитием промышленности, требующей рекламной поддержки, и бурными военно-революционными событиями тех лет. У его истоков такие имена, как А. Родченко, Д. Моор, И. Тоидзе. Минуя экскурс становления плаката, описания его подвидов, обратимся к более близким временам ситуации второй половины XX столетия.
Стремительная урбанизация и технологические достижения породили новые сферы приложения сил художников, множились направления и профессии по формированию среды обитания. Возникают новые теории, ведутся исследования по визуальному восприятию, психологии воздействия цвета на человека. Находят подтверждение и развитие идеи теоретика, одного из основоположников абстракционизма Василия Кандинского. «Сама по себе форма, если даже она остается вполне отвлеченной и уподобится геометрической, обладает своим внутренним звуком, есть духовное существо со свойствами, идентичными с этой формой. ... При этом легко заметить, что некоторые краски подчеркиваются в своем воздействии некоторыми формами и другими притупляются. Во всяком случае, острые краски звучат по своему свойству сильнее в острых формах (например, желтые в треугольнике). Склонные к глубокому воздействию увеличиваются в своем воздействии круглыми формами (например, синее в кругу) » [1, с. 26]. Манифест Баухауза, известной Высшей школы строительства и художественного конструирования, провозгласил принципы равенства между прикладными и изящными искусствами еще в 20 годах начала века. Все настойчивее становились попытки «проверить алгеброй гармонию». Исследования и экспериментальные работы Виктора Вазарелли открыли новые горизонты в формировании нового визуального языка, заставили изменить отношение к беспредметному искусству, обратить внимание на обоснованность концепции «Новых измерений». Его работы зрелого периода можно назвать скорее оригинальными таблицами по изучению колористики, поиску гармонических и контрастных сочетаний, чем картинами в привычном понимании этого слова. Кроме активной работы с формой и цветом, Вазарелли показывает на выставках сфотографированные и увеличенные до огромных размеров серии рисунков пером. Работы в черно-белой технике, эксперименты с объектами в материале (алюминий, плексиглас) толкают его на новые исследования воздействия визуальных эффектов в плоскости и пространстве. Применение шелкографии и кинетических моделей вплотную приблизило творчество художника–исследователя к техногенному толчку в графическом и средовом дизайне. «Наша эпоха со своей техникой, скоростью, новыми науками, невероятными теориями диктует нам свои законы» – пишет он [2, с.48]. По сути, Вазарелли воспроизвел основные принципы работы с цветом в будущих компьютерных графических программах, абстрагировал и определил цвет как мощный инструмент в руках будущего дизайнера во всех областях художественного проектирования.
Мы уделили внимание этому художнику венгерского происхождения потому, что его находки и принципы визуального построения активно востребованы до сегодняшнего дня многими художниками. Но не надо забывать, что стилистика экспериментальной графики – это только способ непосредственного воздействия на зрение, метод пробуждения конкретной физиологической реакции на увиденное, но не как не художественное произведение с глубоким смыслом и посылом. Эстетика абстракции использует преимущественно внешние, поверхностные признаки творческого «продукта». Как правило, за эффектной формой и не стоит задача вложения в нее какого-либо смысла, тем более глубокого. Настоящая «оригинальность» – непроизвольный продукт удачной попытки одаренного художника быть честным и правдивым» [3, с.122-123].
Наверное, неслучайно уже в 80-х годах прошлого века в Будапештском техническом университете проводились исследования динамики цвета, касающиеся отношения «человек — цвет» [4, с.12-14]. Эта система Колороид является более совершенным, чем системы Манселла и Оствальда, инструментом поиска гармоничных цветовых множеств, обладающая эстетически равномерным пространством. Она устанавливает естественный порядок цветов, привычный, легко узнаваемый, и служит, в том числе, и для поиска гармоничных дополнительных и контрастных цветовых сочетаний
Наряду с цветом, один из важнейших компонентов плаката – шрифт. Он может нести основную нагрузку плаката, может быть органической частью изображения или вообще комментирующим, почти подрисуночным абзацем. «Типографика – отдельная дисциплина, имеющая техническую основу, неотделима в то же время и от формообразования. Малейшие технические манипуляции в работе со шрифтом имеют свой художественный аспект» [5, с.5].
Развитие шелкографии и офсетной печати вызвало настоящий бум плакатного искусства. За рубежом это прежде всего рекламно-зрелищная сфера, у нас в СССР – расцвет и миллионные тиражи наглядной агитации и пропаганды «светлого будущего». Отдельной темой в нашем плакатном ряду звучал вполне профессиональный голос работ для Внешторгрекламы. Насколько интересны и завораживающи были питерские театральные и киноплакаты на Невском 70-х годов. В середине XX века сформировались и ярко заявили о себе целые стилистические направления в этом жанре графики: польский, японский, прибалтийский плакат. Большой популярностью пользовались выставки авторского плаката, т.е. листов не тиражных оригиналов, острые социальные, экологические, политические работы. В перестроечное время на фоне унылых штамповок с ильичами и колхозниками свежей волной взбудоражили зрителя несколько выставок ленинградских плакатистов в Москве в ЦДХ, в том числе плакат-афоризм. В полной мере здесь «…зазвучала реальная действенность плаката, его соотнесенность с социальной жизнью, …ломка стереотипов и художественного и бытового сознания…» [6, с.17]. Отсутствие на тот момент современных технических средств выражения никак не сказывалось ни на острой содержательности, ни на мастерском исполнении работ. Фотомонтаж, коллаж, ручной рисунок – вот весь нехитры набор изобразительных средств в распоряжении художников середины 90-х годов. Аэрограф тогда был чудом западной цивилизации и мечтой нашего плакатиста. Кроме реалистических образов можно было увидеть все - от сюрреалистических картин до карикатур и лаконичных символов, от борьбы с культом личности и застойными явлениями до романтической веры в грядущее обновление. И главное – эти выставки были наполнены живыми, искренними честными впечатлениями разворачивающихся тогда перемен.
Плакатные акции Москвы на рубеже веков подтвердили, что « …не исчезла потребность в зримом выражении социальных ценностей и идеалов. …Это часть визуально-символической среды, того воздуха, которым оживотворяется современный мир» [7, с. 12]. Регулярные биеннале «Золотой пчелы», выставки МОСХа, региональные фестивали дизайна показывают активную жизнь плаката, его востребованность и жизненную необходимость в отражении и реакции на актуальные события современности. «Плакат-перекресток культур. Какие только крайности изобразительного и выразительного, интеллектуального и эмоционального, личного и социального, вечного и сиюминутного здесь не сходятся!» [8, с. 12].
Возвращаясь к заявленной теме, можно сказать, что отечественная школа плаката к концу XX века впитала в себя все самые сильные стороны жанра, в том числе лаконизм и выразительность формы, глубину и многозначность содержания, аллегоричность и образность отражения идей. Ранее практически не стоял вопрос о преобладании какой-то отдельной из этих составляющих. Хотелось бы подробнее остановиться на соотношении значения формы и содержания современного плаката на примере плакатного проекта «Россия. Третий путь», действующего с 2012 года.
Инициированный туляками Всероссийский конкурс осуществляется при поддержке Министерства культуры России, Союза художников и Союза дизайнеров России, Росвоенцентра при Правительстве РФ, Российского Военно-исторического общества, Правительства Тульской области, правительств, творческих Союзов многих регионов. За два прошедших с 2013 года в адрес конкурса получено более полутора тысяч работ от 450 авторов. В 2015 году, кроме 50 областей России, в проекте участвовали плакаты из 6 стран ближнего зарубежья. В конкурсе «Служу Отечеству», посвященному 70-летию Победы, активно проявили себя и студенты кафедры «Дизайн» ТулГУ, а плакату В.В. Бартошук присужден один из дипломов оргкомитета проекта.
Главная цель конкурса 2015 года – сохранение исторической памяти о победе в Великой Отечественной войне, возрождение и укрепление патриотического отношения к Родине, подтверждение верности и чести достойного служения Отечеству. Решалась задача воплощения в символических обобщенных образах социально значимых актуальных идей и целей, их популяризация и поддержка. Поиск творческих решений в визуальных образах в жанре плаката, пригодных для воспроизведения массовым тиражом. Кроме основной темы участникам предлагалась самая широкая тематика служения стране во всех сферах деятельности и исторических периодах. Представляемые на конкурс работы должны были соответствовать следующим требованиям: связь с заявленной тематикой, художественно-образная выразительность, оригинальность, стилевая целостность, композиционная завершенность. В помощь художникам на сайте проекта www.tretyput.ru ведется работа, облегчающая художникам находить свои образные решения в рамках предложенных конкурсных тем. В дополнительных рубриках публикуются цитаты по объявленной тематике, даются вспомогательные материалы, публикации авторитетных авторов прошлого и настоящего.
Можно выделить несколько конкретных формообразующих стилей полученных в адрес проекта плакатов.
рисованный;
шрифтовой;
фотомонтажный;
лубочный (наив);
плакат- символ (знак);
компьютерно-техногенный;
геометрический минимализм;
графично-экстримальный;
карикатурный.
В этот условный список определений некоторых категорий плакатов не входит большинство наиболее «грамотных» профессионально сделанных работ, которые, как правило, выполнены в классическом стиле, часто синтезирующем несколько приемов.
Традиционно авторы старшего поколения остаются в жанре привычного рисованного плаката, сохраняя при этом шарм индивидуального подчерка в прямом смысле. При этом у признанных мастеров техника работы «в материале» максимально работает на рукотворный сюжетный образ. Это листы Г.Каменских, А. Лозенко, Т. Немковой, М. Фёдорова, Г. Лопатиной, Б. Колесникова. Хотя и молодые художники применяют или имитируют ручную работу: Н. Вяткин, А. Смирнова, Е. Мельниченко, Ю. Бетехтина, Н. Прилуцкая. Выразителен цикл портретных работ В. Дережановой, создан чувственный собирательный образ военного, защитника России. Контрастом к ним, далеко не всегда в выигрышном свете, смотрятся плакаты с холодной, часто пустоватой компьютерной графикой, иногда сводимой к банальной пиктограмме. В который раз хочется подчеркнуть, что какими бы высокими технологиями не владел труженик мыши и клавиатуры, РС всего лишь инструмент, как карандаш или перо в вашей руке и не более того. Никакие миллиарды битов не заменят пытливость и оригинальность мышления, чувственность и горение сердца художника.
Еще две категории плакатов, наверное, самые далекие друг от друга по подходу и исполнению, но ни сколь не уступающие друг другу в выразительности - приверженцы графического минимализма С. Булкин и Е. Михеева (Бухей-проект). В каждом конкурсе нашего проекта этот великолепный дуэт показывает виртуозные серии работ с самыми неожиданными решениями. Причем, казалось бы, простые композиции и геометрические формы несут в себе максимально насыщенный актуальный смысл. И насколько легким, непринужденным рядом с ними воспринимается яркий рисованный лубок А. Королева, как добрый праздник души и детской наивной непосредственности. Неслучайно эти авторы присутствуют в списках призеров проекта.
Отточенное мастерство графического дизайна видим в плакатах-символах, лаконичных знаках на заданную тему. Что может быть лучше логотипа проекта 2015 года «Служу Отечеству», чем красная звезда, объятая триколором В. Галанина?! Причем сам автор из неблизкого к нам, но братского Приднестровья. А в 2013 году многозначный собирательный образ России В. Антипова был фирменным знаком выставки «ДЕРЖАВА. ВОЛЯ. ВЕРА».
Интересны светотеневые эксперименты Кадыбердеева С. И., неожиданные, напряженные натурные приемы А. Чеботарёва, жесткие, порой жестокие черно-белые сюжеты Ю. Ананьевой. Используют визуальные оптические эффекты М. Стасевич, В. Поюров, Е. Демьяненко.
Есть случаи цитирования в плакатах иконописных сюжетов, используются мотивы русского национального декора, присутствуют приемы авангардизма начала XX века, технология монотипии и варианты компьютерной графики. В конкурсах и 2013 и 2015 годов много фото и шрифтовых плакатов, разноплановые карикатурные решения.
Мы не заостряем внимание на лучших, настоящих произведениях графического искусства. Они, безусловно, есть в проекте и войдут в число классики российского плаката. В них тонко и гармонично сочетаются все качества этого специфического жанра.
Рассмотрев примеры формообразования, давайте повернемся в сторону его содержания. Сама суть жанра плаката предполагает наличие смысла в нем, определенной идеи – рекламной, социальной (демография, культура, экология и т.д.), политической. Какое бы внешнее оформление не имела тема, завязка, найденный образ, если он слаб и бессодержателен, не вызывает адекватную реакцию зрителя, то «ружье не выстрелит»! Бесполезно зажигать промокший фитиль. И верно обратное – отличная хлесткая находка может быть воплощена минимальными изобразительными средствами. Показательны в отношении соответствия формы и содержания плакаты призеров проекта. Насколько точно попадание в тему ироничной работы А. Королева «Своим путем» (I премия 2013 г.) [9]. Необыкновенно просто, с юмором, в стиле ручного наивного рисунка решена проблема будущего народного героя практически по известному анекдоту про «ероплан». Только этот не из фанеры, а собран в национальных традициях лоскутного шитья и уверенно движется вперед с гордо поднятым отечественным флагом. И техника исполнения, и каждая деталь (балалайка, кот, бодро реющий вымпел) работают на суть располагающего к себе позитивного образа. Совершенно другой подход к воплощению священной памяти о павших в Великой Отечественной войне у Г. Терешёнок в триптихе «Помним всех», «Помним всё», «Помним всегда» (I премия 2015 г.) [9]. Первый лист левой части композиции заполнен множеством горящих свечей, словно уходящих в безграничную темноту. Прекрасная глубокая аллегория с минимальными средствами ее выражения. В плакатах лауреатов второй премии 2015 года по воле жюри отразились два условных стилистических полюса в передаче авторской идеи. Работа В. Чекашова «Дружба народов победила фашизм» [9] является образцом крепкого грамотно скрупулезно сделанного «совкового» лубка. Найденная художником форма идеальна для подчеркнуто патриотической гротескной тональности этой работы. В то же время плакат известного мастера В. Чайки «Сосуществование» [9] создан минимальными графическими средствами, присущими именно этому автору. Разноцветные конфессиональные знаки объединены возвышающимся над ними пацифистским символом, и все они формируют единое улыбающееся лицо. «No comment» – как говорят.
Мощным аккордом прозвучали плакаты членов жюри, демонстрируемые вне конкурса. Это известные и новые работы К. Зайнетдинова, Ю. Суркова, В. Цеслера, а так же А. Фалдина, председателя жюри, который так ярко заявил о себе еще на выставках ленинградцев тех бурных 90-ых. Насколько разные подходы и неожиданные решения таких непростых тем, какая виртуозность исполнения! Достойнейшие примеры изобразительной формы, работающей на содержание.
Анализ общей массы присылаемых в адрес проекта плакатов показывает, что, к сожалению, часто происходит подмена интеллектуальных практик освоением и извлечением готовых знаний из Интернета. «… бьющее на эффект исполнение и современная внешность порой вводят в заблуждение. И даже в лучшем случае нужно признать, что необходимо еще основательно потрудиться, чтобы знания, которыми мы располагаем, получили достойное и точное применение» [5, с.5]. Как правило, вместо поиска максимально выразительного образа задуманной идеи, из «подножного интернет-корма» формируется более или менее сложная картинка на тему. Якобы эффектный росчерк кисти или компьютерная «фишка» могут создать неповторимый образ. Но, кроме таланта, желательно иметь базовое образование в области изобразительного искусства и способность грамотно сочетать эти качества. «Динамические связи… создают особое равновесие покоя и действия, которое является темой и содержанием (картины). Только когда осознаешь, каким образом эти связи истолковывают содержание, только тогда можно понять и оценить их художественное достоинство» [3, с.52].
Классика жанра – «Жизнь удалась», плакат с черной икрой по красной А. Логвина, точно найденный символ «новых идеалов новой России» 90-ых. Современными примерами зарубежных мастеров этого жанра могут быть Уве Лёш (Uwe Loesch, Германия). В его работах отобразились ориентиры развития европейского общества 1980 – 2000-х годов. Дизайнер намеренно избегает прямой корреляции смыслового содержания и зрительных образов. Для их адекватного истолкования необходимо воспользоваться резервами собственной памяти, эрудицией, абстрактным и логическим мышлением [10]. Михал Батори (Michal Batory), французский графический дизайнер польского происхождения. Его плакаты – это взрывная смесь, коллаж из объектов и типографики. Здесь используются как предметы, так и рисунки. Такая графика является оригинальной, смешной и динамичный. Он использует слова не только как носители информации, но и как часть изображения, чтобы расставить эмоциональные акценты. Стиль Батори притягивает взгляд, заставляет зрителя обратить на себя внимание [11]. Как прикладной метод современной типографики интересны работы испанского художника Хуана Осборна (Juan Osborne), который создает оригинальные портреты и плакаты с помощью слов.
Мы обратились к некоторым составляющим формообразования в плакате. Какие бы базовые принципы не провозглашались, произведение может состояться только при гармоничном единстве его внешних достоинств и заложенного содержания. Предназначение плаката – донести конкретный смысл, определенную идею до зрителя, побудить его к действию или как минимум, к размышлению. Вне зависимости от стиля, способа или графического приема обращение к собеседнику должно работать. В противном случае – это холостой выстрел, пустой звук. Красивая визуальная картинка, провоцирующая восприятие – это только эффектный аллюр и не более. Наш обзор не ставит целью давать оценку произведениям графического дизайна, тем более, не претендует на искусствоведческий анализ. Мы только обозначили внешние ориентиры, отдельные слагаемые трудной, но безусловно увлекательной многогранной работы плакатиста.
Хочется верить, что творчество будущих авторов плакатного проекта «Россия. Третий путь» приблизится к решению обсуждаемой сверхзадачи – оптимального сочетания мысли и наиболее полно выражающей ее формы.
Библиографический список
1. Кандинский В.В., О духовном в искусстве. – Л.: 1989. (По книге «Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде, декабрь 1911- январь 1912г.», т.I, Петроград, 1912.).
2. Gaston Diehl, VASARELY. – Budapest, Corvina Kiado, 1979.
3. Рудольф Арнхейм, Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974
4. Немич А., Цветовая система Колорид. Журнал «Техническая эстетика» №1/1982. - М.: ВНИИТЭ, 1982.
5. Эмиль Рудер, Типографика. – М.: Книга. 1982.
6. Боровский А., IV выставка ленинградского плаката. Журнал «Искусство» №11/1988. - М.: Искусство, 1988.
7. Серов С. Москва. Плакат. (каталог). - М.: Линия График, 1996.
8. Серов С. Московский концептуальный плакат 1990-х годов. – М.: Линия График, 2004.
9. www.tretyput.ru.
10. www.tape-design.16mb.com/Liudi/Uve%20Lesh.html.
11. www.graftio.blogspot.ru/2011/06/michal-batory.html.
Дорогань С.И. СЕКЦИЯ "ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН"
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.