УДК 37.01, 37.02, 37.03
А.А. Буряковская, канд. филол. наук доцент
annjob@pochta.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
В статье изложены результаты практической проверки программы развития коммуникативной культуры учащихся в рамках коммуникативной методики преподавания ИЯ. Приведенные выводы сформулированы по результатам анализа выполненной учащимися проектной работы.
В современном мире каждый человек имеет набор социальных ролей, выполнение или невыполнение которых определяет успешность реализации его личности. В связи с этим возникает необходимость развития коммуникативной культуры (КК), которая позволит настроить процесс общения и использовать его для достижения поставленных целей.
Для развития КК не достаточно лишь освоению теоретического материала по коммуникации, наиболее результативно оно происходит в ситуациях общения. Коммуникативная культура личности проявляется как два взаимосвязанных умения: умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умения реализовать коммуникативный замысел, то есть продемонстрировать коммуникативную технику общения.
Одной из перспективных возможностей развития КК личности представляется ее формирование в преподавании иностранного языка (ИЯ) при использовании коммуникативной методики обучения ИЯ.
Гипотеза, послужившая основой исследования, заключается в том, что наиболее эффективно коммуникативная культура учащихся развивается при применении специальных технологий преподавания ИЯ. Одной из которых является коммуникативная методика, в частности – проектная работа.
Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью не только усвоение учащимся грамматики и лексики изучаемого языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации. Учащимся предлагаются приближенные к реальной жизни задания, в ходе выполнения которых систематически развиваются иноязычные речевые умения. Личностно-ориентированный подход на занятиях предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы учащихся, их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения.
Такой подход предполагает создание при обучении атмосферы доверия и сотрудничества, в которых учащиеся включаются в познание окружающего мира, принимают активное участие в процессе обучения. Учащихся стимулируют к выражению собственного мнения и чувств, поощряется их совместная работа.
Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением организованного ролевого общения, которое реализуется в ролевой игре. Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений, поэтому ролевые игры на уроках иностранного языка нередко включают элементы социального тренинга, упражнений в общении.
Важным компонентом КК является лингвистическая компетенция, представляющая собой готовность использовать как родной, так и иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности. Именно поэтому уроки иностранного языка максимально результативно способствуют развитию КК.
При рассмотрении речевой деятельности как решения комплекса коммуникативных задач в центре внимания обучаемых должно находится не только и не столько закрепление стереотипных навыков оформления высказывания на ИЯ, сколько выработка гибких, способных к переносу, внутреннему и внешнему варьированию интегративных коммуникативно-познавательных и коммуникативно-речевых умений. Таким образом, по мере развития иноязычных умений методической доминантой становятся коммуникативно-проблемные задания и упражнения, стимулирование творческой деятельности обучаемых [1, с. 75].
Проекты, являющиеся неотъемлемой частью коммуникативной методики, – личностно-ориентированный вид работы, в котором учащиеся пишут о себе, своих увлечениях, своих родных и близких, или просто интересных для себя явлениях, при подготовке проекта они изучают интересные для себя темы. Проекты предполагают активизацию деятельности учащихся. Одним из важных преимуществ этого вида работы является то, что учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в подготовке проекта в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который еще недостаточно хорошо говорит на ИЯ, может помочь в разработке другой стадии проекта, изготовить наглядные пособия. На любой стадии подготовки или презентации проекта придется общаться с преподавателем, своими соучениками и другими людьми, вовлеченными в подготовительную или презентационную деятельность.
В рамках нашего исследования на подготовку проекта по теме «Медовый месяц» учащимся отводился 1 учебный месяц (8 занятий по 3 академических часа). Девятое занятие (3 академических часа) полностью посвящается представлению проектов. Каждый учащийся знакомит группу с подготовленным им материалом, после чего остальные учащиеся задают вопросы, вызванные представленным материалом. Все беседы ведутся на ИЯ. Порядок представления проектов устанавливается заранее в зависимости от содержания каждого проекта. После представления всех проектов проводится обсуждение и анализ языковых ошибок, допущенных учащимися во время рассказа, затем следует обсуждение каждого ответа. Такой порядок проведения занятия по представлению проектов помогает развитию и налаживанию диалога, стимулирует появление вопросов, помогает их формулировать.
Учащиеся получают опыт объединения перцептивных и акциональных навыков (то есть умение управлять своим восприятием и организовывать его, а также реагировать на полученную информацию).
Дважды, до и после реализации проектной работы, проводился тест оценки коммуникативных способностей. Это позволило выявить и оценить качество и масштаб изменений, произошедших в КК учащихся.
По результатам проведенных тестов можно заключить, что минимальная шкальная оценка показателя коммуникативных способностей отсутствуют, так как людям с такими данными зачастую бывает трудно наладить конструктивное общение в группе.
Показатели шкальной оценки не возросли более чем на один пункт вследствие того, что за период эксперимента было выполнено только одно проектное задание, влияющие на развитие КК. Наибольший прирост показателей отмечается у учащихся, которые при выполнении проекта объединялись в группы на основании межличностных отношений, а не академической успеваемости, т.е. устойчивые психологические связи в экспериментальной группе способствуют наилучшему развитию КК.
Различие в уровне прироста показателей может быть объяснено тем, что КК каждого конкретного человека индивидуальна, поскольку ее основой являются коммуникативные способности личности. Они включают способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров по общению, умение сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении, знание норм и правил общения, владение его технологией и некоторые другие. Таким образом, учащиеся изначально находятся в неравных условиях, поскольку запас коммуникативных способностей разных индивидуумов не одинаков.
Проведение теста на уровень развития коммуникативных способностей до и после реализации эксперимента позволяет нам утверждать, что применение коммуникативной методики преподавания ИЯ, в частности – проектной работы, способствует развитию КК учащихся.
Список литературы
1. Бим И.Л., Каменецкая Н.П., Миролюбов А.А. и др. О преподавании иностранного языка на современном этапе // Иностранные языки в школе, 1995, №3.
2. Воловик А.В., Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам (из опыта зарубежной методики). Автореферат дисс… канд. пед. наук. – М., 1988.
PROJECTS IN DEVELOPING COMMUNICATIVE CULTER OF STUDENTS
The article provides the results of an experiment aimed at assessing the impact of projects when studying foreign languages in developping the communicative culture of students.
А.А. Buryakovskaya, PhD., Tula State University
Доклад А.А. Буряковской (Тула) / A.A. Buryakovskaya (Russia)
Moderators: Elena Zelenina, Irina Tivyaeva
-
- Posts: 167
- Joined: 01 Dec 2011, 12:53