Бахаева А.К., Кошелева А.А. СЕКЦИЯ "История искусств"
Posted: 23 Mar 2017, 10:59
УДК 378.14 УДК 74
Бахаева А.К., науч. рук.: д-р техн. наук, доц. Кошелева А.А. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
КОМПОЗИЦИЯ В УЧЕБНОМ РИСУНКЕ
Рассмотрена роль знания основ и главных принципов композиции для учащихся и студентов художественных образовательных учреждений.
Композиция — важнейший элемент художественной работы, создающий единство и цельность произведения, соединяющий его элементы по смыслу, сохраняя при этом замысел художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с грамотным расположением предметов и фигур в пространстве, установкой связи между объёмами, светом и тенью, цветом. Композиция строится на гармонии пространственного, цветового и тонального баланса. Основную роль в восприятии человеком той или иной композиции играют естественные движения глаз при анализе произведения, социокультурные особенности восприятия формата, органичные сочетания цвета, формы, ритма. Во многом, современные основы композиции в дизайне следуют простым закономерностям зрительного восприятия человека.
К основных приемам композиции в декораторской среде обычно причисляют такие, как центр, ритм, статика, динамика, симметрия и асимметрия. Академическая школа рисунка и живописи, хотя и не признает формальности в композиционной части работ, большое внимание уделяет формату работы, от чего приписывает каждому из них наиболее походящие приемы. Например, в квадратный лист лучше всего вписывается централизованная композиция, спиральная и симметричная. Горизонтальный формат, ввиду некоторых культурных традиций, лучше всего читается слева направо, как книга. Вертикальный формат стремятся наделить движением по окружности или снизу-вверх. В плакатном творчестве используется «семёрка» - движение по верхнему краю слева направо и далее по диагонали вниз.
Многие часто используемые законы и приемы композиции были описаны таким мастерами, как Кандинский, Фаворский, Гаврильяченко, Леонардо да Винчи, Хильдебрандтом и другими.
Вся система академического обучения изобразительному искусству построена на формирование умения создавать гармоничную композицию, но при этом делится на отдельные дисциплины — «Рисунок», «Живопись» и собственно «Композицию». Если дисциплина «Композиция» трактуется в своем первичном значении как «сочинение», то во вспомогательных дисциплинах проявляется, прежде всего, как «композиция формы» с необязательностью образности.
Главной целью композиции в учебном рисунке является формирование навыков и умений разместить предметы и их части для создания единого и гармоничного целого. Так, любой рисунок начинается с композиционного расположения предметов на плоскости листа. А от того, как скомпоновано изображение предметов, во многом и зависит общее впечатление от работы.
Перед началом работы над композицией рисунка необходимо определить смысловую нагрузку постановки и ее основные задачи. Предметы, наполняющие учебную постановку, чаще всего заранее подбираются в соответствии с сюжетом или темой.
Первоначальная работа над композицией учебного рисунка начинается с нахождения соответствия формата листа формальному и смысловому образу постановки. В реальной практике работы чаще выполняются в границах, которые пропорционально близки к «золотому сечению». Это можно объяснить стандартными размерами листов бумаги, которые впоследствии делятся на половинные, четвертичные и восьмые доли, удобной унификацией планшетов и традицией, которая сложилась в большинстве художественных училищ и институтов.
Композиция формата предопределяет многое в образе пространства, которое изображает учащийся. Первая выполненная горизонталь либо диагональ делит формат листа на «верх» и «низ», закладывает ощущение «глубины», превращают нижнюю часть листа в плоскость, на которой можно располагать объекты изображения.
Учитывая огромную вариативность способов выполнения эскизов для учебно-практической деятельности, можно выделить несколько ключевых тезисов. Прежде всего, эскизов должно быть много, тони должны быть разных форматов, необходимы поиски для определения образа пространства и его передачи.
Одним из главных условий достижения ценности выполненного эскиза в итоговой композиции следует считать единство пропорций.
После переноса эскиза на подготовленный формат он убирается, и обучающийся переходит к работе над итоговой композицией с детальной разработкой обозначенных идей постановки.
Композиция строится на гармонии, которую каждый человек учится воспринимать в окружающем мире, в живой природе, совершенной по своей сути. Видя колосок пшеницы, человек наблюдает за ритмом его семян, гармонией цвета и текстур. Тем самым происходит формирование чувства гармонии, которую впоследствии художник может применить в своих произведениях.
Однако в учебных работах природной гармоничности недостаточно, художник должен на постановке гармонично закомпоновать группу тел в определенный формат. Но даже в таких весьма жестких рамках, нужно отразить гармонию природного мира, передать ее, основываясь на своих остаточных впечатлениях и эмоциях от нее, использовать знания о природном мире и гармонии в нем.
Тем самым, композиция отражает сам замысел художника, основанный на впечатлении и восприятии им той или иной постановки.
Можно сделать вывод о том, что учащийся должен научиться понимать гармонию и композицию через наблюдения за природным миром и накапливая собственный опыт.
Понимание композиции и её целей весьма различно для того или иного направления в искусстве. К примеру, композиция, преподаваемая в монументальном искусстве, ещё на момент обучения стремится не ограничивать учащегося в формате листа, тогда как композиция в академическом рисунке чаще всего привязывается к жёстко утверждённому и крайне распространённому формату листа А1. Композиция в дизайне тоже имеет свои особенности и зачастую ограничивается разнообразными способами. К примеру, в графическом дизайне существует определённая и зафиксированная в размерах система типографики, сеток полиграфической продукции (визитки, открытки, флаеры, билеты и т.д.).
Во многом ведущие художественные учреждения России, стремящиеся сохранить педагогические традиции ещё царских времён, отрицают как таковую шаблонизацию композиционных схем. Это во многом обоснованно тем, что строгие рамки, выстраиваемые вокруг такой важной основы, как композиция, просто на просто органичивают учащегося, не давая ему найти свой подход к видению гармоничной и слаженной композиции собранной постановки. Если же дело начинает касаться тематических или сюжетныз задач, то учащемуся рекомендуется двыбирать самостоятельно такой формат листа или холста, который он сочтёт необходимым для достижения оптимального результата в раскрытии собственной задумки.
Примером нестандартных решений в композиции могут служить многие работы мастеров былых времён. Как наиболее яркий и запоминающийся образец влияния нестандартной композиции на общее видение работы можно представить картину Сальвадора Дали «Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече», датируемой 1933-ым годом. Картина выполнена на очень маленьком кусочке дерева, всего 6х8 см, и украшена огромной золотой барочной рамой с подрамником, покрытым красным бархатом. В этом миниатюрном портрете, Дали, фанатик совершенства, демонстрирует свое пристрастие к решению виртуозных задач. В малом он пытается обрести все сразу. Не ограничивая себя рамками заданного формата, Дали, как и любой художник, имеет множество преимуществ, которые позволяют ему выразить любую, даже самую невероятную затею таким образом, каким он хочет это сделать, как истинный творец.
Но даже при условии всех вольностей художественного понимания композиции, не стоит забывать и о практическом применении оной во всех сферах изобразительного искусства как главной основы любой успешно выполненной работы. С помощью приобретённых и отточенных навыков компоновки любая, даже самая неудавшаяся работа может начать выглядеть значительно интереснее и гармоничнее.
Безусловно, композиция, а также знание ее основных законов и приемов, играют огромную роль в обучающем рисунке. Ведь именно эти знания, полученные на протяжении всего обучения ремеслу, являются главными, определяющими ценность художественной работы. Онии помогают становлению творческих способностей обучающегося. Без должного их освоения невозможно добиться единства и целостности изображаемых на картине предметов или действий.
Библиографический список
1. Гавриляченко С.А. Композиция в учебном рисунке. – М.: Изд-во «Издательство Сканрус», 2010.
Бахаева А.К., науч. рук.: д-р техн. наук, доц. Кошелева А.А. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
КОМПОЗИЦИЯ В УЧЕБНОМ РИСУНКЕ
Рассмотрена роль знания основ и главных принципов композиции для учащихся и студентов художественных образовательных учреждений.
Композиция — важнейший элемент художественной работы, создающий единство и цельность произведения, соединяющий его элементы по смыслу, сохраняя при этом замысел художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с грамотным расположением предметов и фигур в пространстве, установкой связи между объёмами, светом и тенью, цветом. Композиция строится на гармонии пространственного, цветового и тонального баланса. Основную роль в восприятии человеком той или иной композиции играют естественные движения глаз при анализе произведения, социокультурные особенности восприятия формата, органичные сочетания цвета, формы, ритма. Во многом, современные основы композиции в дизайне следуют простым закономерностям зрительного восприятия человека.
К основных приемам композиции в декораторской среде обычно причисляют такие, как центр, ритм, статика, динамика, симметрия и асимметрия. Академическая школа рисунка и живописи, хотя и не признает формальности в композиционной части работ, большое внимание уделяет формату работы, от чего приписывает каждому из них наиболее походящие приемы. Например, в квадратный лист лучше всего вписывается централизованная композиция, спиральная и симметричная. Горизонтальный формат, ввиду некоторых культурных традиций, лучше всего читается слева направо, как книга. Вертикальный формат стремятся наделить движением по окружности или снизу-вверх. В плакатном творчестве используется «семёрка» - движение по верхнему краю слева направо и далее по диагонали вниз.
Многие часто используемые законы и приемы композиции были описаны таким мастерами, как Кандинский, Фаворский, Гаврильяченко, Леонардо да Винчи, Хильдебрандтом и другими.
Вся система академического обучения изобразительному искусству построена на формирование умения создавать гармоничную композицию, но при этом делится на отдельные дисциплины — «Рисунок», «Живопись» и собственно «Композицию». Если дисциплина «Композиция» трактуется в своем первичном значении как «сочинение», то во вспомогательных дисциплинах проявляется, прежде всего, как «композиция формы» с необязательностью образности.
Главной целью композиции в учебном рисунке является формирование навыков и умений разместить предметы и их части для создания единого и гармоничного целого. Так, любой рисунок начинается с композиционного расположения предметов на плоскости листа. А от того, как скомпоновано изображение предметов, во многом и зависит общее впечатление от работы.
Перед началом работы над композицией рисунка необходимо определить смысловую нагрузку постановки и ее основные задачи. Предметы, наполняющие учебную постановку, чаще всего заранее подбираются в соответствии с сюжетом или темой.
Первоначальная работа над композицией учебного рисунка начинается с нахождения соответствия формата листа формальному и смысловому образу постановки. В реальной практике работы чаще выполняются в границах, которые пропорционально близки к «золотому сечению». Это можно объяснить стандартными размерами листов бумаги, которые впоследствии делятся на половинные, четвертичные и восьмые доли, удобной унификацией планшетов и традицией, которая сложилась в большинстве художественных училищ и институтов.
Композиция формата предопределяет многое в образе пространства, которое изображает учащийся. Первая выполненная горизонталь либо диагональ делит формат листа на «верх» и «низ», закладывает ощущение «глубины», превращают нижнюю часть листа в плоскость, на которой можно располагать объекты изображения.
Учитывая огромную вариативность способов выполнения эскизов для учебно-практической деятельности, можно выделить несколько ключевых тезисов. Прежде всего, эскизов должно быть много, тони должны быть разных форматов, необходимы поиски для определения образа пространства и его передачи.
Одним из главных условий достижения ценности выполненного эскиза в итоговой композиции следует считать единство пропорций.
После переноса эскиза на подготовленный формат он убирается, и обучающийся переходит к работе над итоговой композицией с детальной разработкой обозначенных идей постановки.
Композиция строится на гармонии, которую каждый человек учится воспринимать в окружающем мире, в живой природе, совершенной по своей сути. Видя колосок пшеницы, человек наблюдает за ритмом его семян, гармонией цвета и текстур. Тем самым происходит формирование чувства гармонии, которую впоследствии художник может применить в своих произведениях.
Однако в учебных работах природной гармоничности недостаточно, художник должен на постановке гармонично закомпоновать группу тел в определенный формат. Но даже в таких весьма жестких рамках, нужно отразить гармонию природного мира, передать ее, основываясь на своих остаточных впечатлениях и эмоциях от нее, использовать знания о природном мире и гармонии в нем.
Тем самым, композиция отражает сам замысел художника, основанный на впечатлении и восприятии им той или иной постановки.
Можно сделать вывод о том, что учащийся должен научиться понимать гармонию и композицию через наблюдения за природным миром и накапливая собственный опыт.
Понимание композиции и её целей весьма различно для того или иного направления в искусстве. К примеру, композиция, преподаваемая в монументальном искусстве, ещё на момент обучения стремится не ограничивать учащегося в формате листа, тогда как композиция в академическом рисунке чаще всего привязывается к жёстко утверждённому и крайне распространённому формату листа А1. Композиция в дизайне тоже имеет свои особенности и зачастую ограничивается разнообразными способами. К примеру, в графическом дизайне существует определённая и зафиксированная в размерах система типографики, сеток полиграфической продукции (визитки, открытки, флаеры, билеты и т.д.).
Во многом ведущие художественные учреждения России, стремящиеся сохранить педагогические традиции ещё царских времён, отрицают как таковую шаблонизацию композиционных схем. Это во многом обоснованно тем, что строгие рамки, выстраиваемые вокруг такой важной основы, как композиция, просто на просто органичивают учащегося, не давая ему найти свой подход к видению гармоничной и слаженной композиции собранной постановки. Если же дело начинает касаться тематических или сюжетныз задач, то учащемуся рекомендуется двыбирать самостоятельно такой формат листа или холста, который он сочтёт необходимым для достижения оптимального результата в раскрытии собственной задумки.
Примером нестандартных решений в композиции могут служить многие работы мастеров былых времён. Как наиболее яркий и запоминающийся образец влияния нестандартной композиции на общее видение работы можно представить картину Сальвадора Дали «Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече», датируемой 1933-ым годом. Картина выполнена на очень маленьком кусочке дерева, всего 6х8 см, и украшена огромной золотой барочной рамой с подрамником, покрытым красным бархатом. В этом миниатюрном портрете, Дали, фанатик совершенства, демонстрирует свое пристрастие к решению виртуозных задач. В малом он пытается обрести все сразу. Не ограничивая себя рамками заданного формата, Дали, как и любой художник, имеет множество преимуществ, которые позволяют ему выразить любую, даже самую невероятную затею таким образом, каким он хочет это сделать, как истинный творец.
Но даже при условии всех вольностей художественного понимания композиции, не стоит забывать и о практическом применении оной во всех сферах изобразительного искусства как главной основы любой успешно выполненной работы. С помощью приобретённых и отточенных навыков компоновки любая, даже самая неудавшаяся работа может начать выглядеть значительно интереснее и гармоничнее.
Безусловно, композиция, а также знание ее основных законов и приемов, играют огромную роль в обучающем рисунке. Ведь именно эти знания, полученные на протяжении всего обучения ремеслу, являются главными, определяющими ценность художественной работы. Онии помогают становлению творческих способностей обучающегося. Без должного их освоения невозможно добиться единства и целостности изображаемых на картине предметов или действий.
Библиографический список
1. Гавриляченко С.А. Композиция в учебном рисунке. – М.: Изд-во «Издательство Сканрус», 2010.