УДК 7.012.23
Уваров Н.Ю., науч. рук.: к. пед. н., доц. Вильчинская-Бутенко, М.Э. (Рос-сия, г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна)
ИНКЛЮЗИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ
В статье рассматриваются три различные концепций создания доступной среды инклюзивного характера – универсальный дизайн, инклюзивный дизайн и дизайн для всех, анализируются сходства и различия.
Социальное движение по интеграции людей с ограниченными воз-можностями в жизнь общества активизировалось после гуманитарных потрясений Второй мировой войны, вследствие которой появилось большое количество инвалидов, чьё перманентное нарушение здоровья ограничивало их жизнедеятельность и мешало участвовать в жизни общества. Это вылилось в движение общественных организаций и активистов а США и Европе за безбарьерное пространство 1950-х гг. и движение в защиту социальных интересов инвалидов 1960-х гг., что привело к постепенному расширению и законодательному закреплению их прав инвалидов, которые потом распространились на социальные интересы пожилых людей, а затем и всей маломобильной группы населения. Произошел сдвиг фокуса со здравоохранения на защиту прав людей с ограниченными возможностями.
Однако, безбарьерная среда не стала оптимальным решением проблемы доступности окружающей среды, в этом ключевую роль сыграл экономический и социальный фактор наряду с архитектурно-строительным. Возникло острое противоречие между стремлением обеспечить доступность для инвалидов и социальной дезинтеграцией, которая возникала вследствие чрезмерного акцентирования на «особом статусе» инвалидов, усиливающего их социальную изоляцию. Проблема частично исходила из доминирующей социальной парадигмы, основанной на медицинской модели инвалидности, которая рассматривала инвалидность с точки зрения медицинского аспекта и видела проблему только на уровне функционирования организма. Подобное видение диктовало сугубо техническое решение проблемы доступности в духе специализированного проектирования. Постепенно пришло осознание то-го, что подобный подход создает больше проблем, чем решает. Это привело к замене медицинской модели инвалидности на социальную, которая рассматривает проблему ограниченных возможностей не как следствие нарушений здоровья, а как следствие неадекватного дизайна окружающей среды, негативного социального отношения и культурных стереотипов.
Это привело к смещению внимания с сугубо технического решения проблемы доступности на новые инклюзивные подходы, которые фокусируются на социальных аспектах дизайна и способствуют вовлечению в общественную жизнь [2]. К таким подходам относятся концепции универсального дизайна, дизайна для всех и инклюзивного дизайна, которые возникли в разных точках земного шара на волне двух общемировых тенденций – демографического старения населения земли и движения по интеграции маломобильных групп населения в жизнь общества. Первая тенденция нашла выражение в увеличивающемся числе пожилых людей, чьи многочисленные запросы на независимый образ жизни оказывают все большее давление на сферы здравоохранения и социального обеспечения. Вторая тенденция проявляется в расширении и законодательном закреплении социальных интересов маломобильных групп населения.
Инклюзивные подходы представляют собой не стиль, а социальное движение, которое направлено на проектирование окружающей среды, продуктов и услуг, удобных и доступных для максимально широкого круга людей, независимо от физических, сенсорных и когнитивных возможностей, а также от статуса в жизни. Возникновение нескольких самостоятельных инклюзивных подходов иллюстрирует тот факт, что произошел качественный сдвиг в проектном мышлении от невнимательного отношения к ограничивающей и эмансипирующей роли, которую может играть дизайн, к сознанию средовых барьеров и к идее проектирования для широкого круга возможностей людей [6].
Термины «универсальный дизайн», «дизайн для всех» и «инклюзивный дизайн» чаще всего используются как синонимы, ввиду общей направленности концепций. Инклюзивные подходы сместили внимание с ограниченных возможностей людей на ограничения, которые накладывает сама окружающая среда. Основой послужили утверждения того, что существует огромное динамическое разнообразие физических и психических возможностей среди населения, которые видоизменяются в течении жизни, вследствие чего ассоциирование понятия «норма» и «трудоспособность» считается не-корректным. Также утверждается, что ограничения не зависят от возможностей индивида и его состояния здоровья, а возникают в процессе взаимодействия с окружающей средой, которая зависит от проектирования и структурных вмешательств [1]. Это утверждение раскрывает санкционирующую роль дизайна, как средообразующего фактора. Дизайн может как предоставлять возможность, так и ограничивать деятельность.
Важной особенностью инклюзивного подхода является вовлечение в процесс проектирования конечного пользователя, для преодоления ограничений профессиональной или сторонней точки зрения. Вовлечение пользователей в совместный процесс проектирования предполагается организовывать максимально отзывчивым к пользователю способом [4]. В целом это благотворно сказывается на привлекательности продукта для других людей, так как делает его более простым, доступным и дружественным к ошибкам.
Адаптация уже готового дизайна к ограниченным возможностям с точки зрения инклюзивного подхода рассматривается как недопустимый шаг. Во-первых, из-за того, что дешевле и рациональней обеспечивать доступность на стадии проектирования, а не постфактум. Во-вторых, специализированные дополнения лишний раз акцентируют внимание на особом статусе инвалидов, что только лишний усугубляет их социальную изоляцию [4]. Однако, возможность использования элементов индивидуального, специализированного дизайна и ассистивных устройств полностью не исключается, в случаях, где это целесообразно.
Инклюзивный подход отрицает понятие «норма» и «средний», кода речь заходит о человеческих возможностях по причине того, что в большинстве случаев эти понятия основываются на стереотипном образе молодого энергичного человека, а затем экстраполируются на всю целевую аудиторию, из которой автоматически исключаются пользователи, которые не отвечают этим узким рамкам [2].
Также инклюзивный подход характеризуется рациональным отношением к энергоресурсам, что в совокупности с социальной подоплёкой связывает его с набирающей популярностью концепцией устойчивого развития.
Несмотря на все сходства, каждый из рассматриваемых инклюзивных подходов имеет свою специфику, которая отражает особенности их социально-политических условий возникновения. Так универсальный дизайн появился в 1990-е гг. в США благодаря деятельности архитектора Рональда Мейса и берет свое начало от идей безбарьерного дизайна и универсального доступа [3]. Особенностью его образования был акцент на обеспечении прав инвалидов на доступность общественных пространств, городской среды и объектов дизайна, как результат многолетнего движения за права инвалидов [1].
Универсальный дизайн как социальное движение должно рассматриваться в контексте потребительского запроса на удобство и доступность и объектов дизайна, что предопределяет границы такого подхода в рамках технического аспекта, который изложен в семи принципах универсального дизайна. Эти принципы представляют собой простой инструмент для описания и оценки доступности дизайна, которую можно дополнительно расширить благодаря привлечению конечного пользователя для учета его специфики [6].
Преобладание технического аспекта считается слабой стороной универсального дизайна, а его принципы считаются слишком аполитичными, так как не стремятся повлиять на социально-институциональные взаимоотношения индивида, общества и индустрии [4]. Технический аспект очень важен для увеличения самооценки и независимости, но он не имеет смысла, если используется в контексте уже сложившейся дискриминационной обстановки.
Другим недостатком универсального дизайна считают его стремление соответствовать всем потенциальным запросам, что вызывает сомнение в возможности согласованности слишком контрастных запросов. Сторонники универсального дизайна предлагают использовать легко настраиваемые, регулируемые и взаимозаменяемые элементы дизайна. Не избежал критики и сам термин «универсальный дизайн», который формально ставит потенциально невыполнимую задачу по предоставлению «универсального продукта», что предполагает учет чрезвычайно широкого диапазона пользовательских запросов [5].
Дизайн для всех возник в второй половине 1990-х в Скандинавских странах и берёт своё начало от скандинавского функционализма 1950-х и эргодизайна 1960-х. гг. [8]. Был разработан Европейским институтом дизайна и инвалидности (The European Institute for Design and Disability) и представлен в 2004 году в Стокгольмской декларации. Аналогично с остальными подходами он направлен на создание продуктов и услуг, которые доступны и удобны для максимально широкого круга людей.
Термин «дизайн для всех» используется преимущественно в северной Европе наряду с терминами «универсальный дизайн» и «инклюзивный дизайн», которые в большинстве случаев расцениваются как синонимы. Данному подходу характерен фокус на обеспечении доступа к информационным и телекоммуникационным технологиям как инструментам для эффективной модернизации социальных отношений на пути к построению информационного общества. Подобные перспективы возникли на основе возрастающего количества государственных услуг и важной информации, которые доступны через интернет. По этой причине сторонники концепции дизайна для всех настаивают на первостепенном обеспечении доступа к ним.
В качестве основы для проектирования сторонники дизайна для всех рассматривают трёхуровневую модель, которая состоит из массовых продуктов, которые учитывают широкий диапазон человеческих возможностей, из продуктов, которые допускают подключение ассистивных устройств, и из специализированных или индивидуальных продуктов, которые нацелены на наименее дееспособных пользователей [7]. Предполагается последовательная реализация и гармонизация всех трёх уровней при проектировании продуктов.
Концепция дизайна для всех позиционирует себя в русле прогрессивной концепции устойчивого развития, которая выражается четырехстолпным определением Джона Хоукса (Jon Hawkes’ the fourth pillar of sustainability). В этом определении устойчивое развитие представляет собой комплексную идею, которая состоит из экономических, социальных, культурных и экологических аспектов. Вовлечение инвалидов и пожилых людей в социальную жизнь выступает в качестве существенного шага на пути к организации устойчивого общества [7].
На данный момент разработкой и продвижением концепции дизайна для всех руководит организация Дизайн для всей Европы (Design for All Europe), которая организовала сеть взаимосвязанных исследовательских центров по повышению качества дизайна, которые рассредоточены по европейской территории. Каждый центр занимается различными аспектами доступности, такими как окружающая среда, связь с бизнесом, информационная доступность, коммуникационные продукты и другие.
Следует отметить, что по аналогии с термином «универсальный дизайн», критикуется и термин «дизайн для всех», чья формулировка может вводить в заблуждение и ставить перед проектировщиками заведомо недостижимую цель [5].
Инклюзивный дизайн возник в 1990-е гг. в Великобритании как синтез более ранних экспериментов с безбарьерным дизайном. Стремится связать социальные потребности и дизайн, а также противостоять ошибочным стереотипам, связанных со старением, ограниченными возможностями и социальным равноправием [1]. В отличии от других подходов, инклюзивный дизайн добавляет небольшую оговорку в определение своих целей — «насколько это разумно возможно», что означает допустимость снижения общей инклюзивности в тех случаях, когда есть существенные причины [1].
Инклюзивный дизайн действует в определенном социальном контексте, который основывается на доступности городской среды, услуг и объектов дизайна, а также на стремлении к социальной вовлеченности, посредством этой доступности. В отличии от универсального, инклюзивный дизайн предполагает нечто большее, чем техническое решение нужд людей с ограниченными возможностями. Он ставит перед собой задачу реализовать их потребности, видение и ценности, что предполагает готовность к необходимым изменениям в социально-институциональных отношениях в процессах проектирования и строительства. Утверждается, что инклюзивность окружающей среды, это не проблема инвалидности как таковой, хотя это очень важно, а проблема равных возможностей и качества жизни для всех [4]. По этой причине, к принципам универсального дизайна, имеющих технический характер, добавляются принципы инклюзивного дизайна, которые носят социальный характер.
Как и в предыдущих подходах, инклюзивный дизайн стремится вовлечь конечных пользователей в процесс проектирования, для того чтобы преодолеть ограничения профессиональной точки зрения и переосмысления взаимоотношений с целевой аудиторией. Но, в отличии от остальных, инклюзивный дизайн акцентируется на вовлечении так называемых «требовательных пользователей» (critical users), которые представляют собой самые крайние запросы к доступности дизайна. Их опыт позволяет яснее увидеть потенциальные проблемы, которые могут возникнуть при использовании продукта. «Требовательные пользователи» помогают увидеть выгоду для дизайнера при работе с людьми, интересами которых скорее всего пренебрегли бы [2].
Одним из преимуществ инклюзивного дизайна является его изначальная тесная связь с бизнесом. Благодаря учету реалий современного рынка, который зависит от социальных и демографических изменений, этот подход играет роль гибкого целенаправленного инструмента для эффективного по-строения рыночной стратегии и проектной деятельности [2]. Благодаря некоторым формализованным алгоритмам в процессе проектирования, инклюзивный дизайн представляет возможность гибко интегрироваться в коммерческую деятельность.
Инклюзивный дизайн уникален тем, что разработал идею «исключения пользователя по причине дизайна» (design exclusion) как количественного аспекта продуктов и услуг. Причины исключения определяются с помощью анализа несоответствия возможностей пользователя и функциональными запросами дизайна [1]. Для этого используются квантификационные методы измерения эксклюзии, которые опираются на эргономические и статистические исследования, моделирование и изучение пользователей. Самый известный инструмент оценки — это куб инклюзивного дизайна (Inclusive Design Cube). Он представляет собой модель доступности объекта дизайна, в которой в наглядной форме представлен уровень дееспособности, профиль населения и подходы к проектированию. Куб инклюзивного дизайна позволяет наглядно показать какие пользователи будут иметь возможность воспользоваться дизайном, а какие будут исключены, и самое главное — по какой при-чине и как этого избежать [1].
Тем не менее, инклюзивный дизайн представляет собой не строгий набор критериев и правил, которые можно свести к перечню требований, а творческий процесс проектирования, который прибегает к техническому руководству для рационального использования статистической и исследовательской информации [2].
Таким образом, инклюзивные концепции по созданию доступной среды в целом направлены на увеличение независимости людей с ограниченны-ми возможностями и их интеграцию в жизнь общества, что позволяет считать эти концепции во многом тождественными в своих целях. Тем не менее, между ними есть различия, отражающие особенности социально-политических условий возникновения.
Универсальный дизайн фокусируется на обеспечении гражданских прав на доступность продуктов и услуг и рассматривает проблематику преимущественно на уровне качества самого продукта. Он обладает развитой технической стороной, но это же является его ограничителем, так как не расширяет влияние на социально-институциональные взаимоотношения между индивидом, обществом и индустрией.
Дизайн для всех делает большой акцент на предоставлении универсального доступа к продуктам и услугам посредством информационно-коммуникационных технологий, как инструмента для модернизации Европы в сторону информационного общества в дискурсе устойчивого развития.
Инклюзивный дизайн представляет собой наиболее прогрессивный подход среди рассмотренных, благодаря акцентированию на важности социальных взаимоотношений между пользователем и проектировщиком, благодаря наличию развитых инструментов для оценки эксклюзии по причине дизайна, которые легко интегрируются в процессы проектирования и бизнеса, благодаря стремлению к взаимодействию с философией устойчивого развития, а также благодаря тому, что сам термин «инклюзивный дизайн» реалистично и взвешенно выражает сущность данного социального движения.
Библиографический список
1. Clarkson, J.P. History of Inclusive Design in the UK [Текст] / J.P. Clark-son, R. Coleman // Applied Ergonomics: Special Issue: Inclusive Design. - 2015. - Volume 46, Part B. – P. 235-247
2. Clarkson, J.P. Inclusive Design: Design for the Whole Population [Текст] / J.P. Clarkson, R. Coleman, S. Keates, C. Lebbon. – London: Springer-Verlag London, 2003. – 608 p.
3. Coleman, R. About: Inclusive Design [Текст] / Coleman Roger – London: Design Council, 2008. – 41 p.
4. Imrie, R., Inclusive Design: Designing and Developing Accessible Environments [Текст] / R. Imrie, P. Hall – London: Spon Press, 2003. – 202 p.
5. Newell, A.F. User Sensitive Inclusive Design [Текст] /A.F. Newell, P. Greg-or, M. Morgan, G. Pullin, C. Macaulay // Universal Access in the Information Society. – 2011. –Volume 10, Issue 3. – P. 235-243.
6. Ostroff, E. Universal design: an evolving paradigm [Текст] / E. Ostroff // Universal design handbook. – 2011. – С. 1.1-2.0.
7. Persson, H. Universal design, inclusive design, accessible design, design for all: different concepts—one goal? [Текст] / H. Persson, H. Åhman, A. Arvei Yngling, J. Gulliksen // Universal Access in the Information Society. – 2015. –Volume 14, Issue 4. – P. 505-526.
8. The EIDD Stockholm Declaration [Текст]: Adopted at the Annual General Meeting of the European Institute for Design and Disability in Stockholm on 9 May 2004 // EIDD Sweden. – 2 p.
Уваров Н.Ю., Вильчинская-Бутенко М.Э.
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.