УДК 7.05
Оверченко И.В. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН: ОТ ИДЕИ К ПРОДУКТУ
В статье рассмотрены основные понятия дизайна, приведены принципы и условия концептуального проектирования
Нередко, пользуясь в жизни вещами, люди даже не обращают внимания на их внешний облик. Главным образом это связано с тем, что внешне некоторые предметы крайне невзрачны. Но как было бы прекрасно, если бы утилитарные вещи были не только практичными, но и оригинально и красиво выглядели. Созданием именно таких продуктов занимаются концептуальные дизайнеры.
Название «концептуальный дизайн» появилось достаточно давно, хотя его смысл появился намного раньше, чем сам термин. Чтобы разобраться и понять, что же все-таки значит концептуальный дизайн, нужно знать и понимать значение данных терминов раздельно.
Термин «концепция» появился от латинского слова «conception», т.е. система взглядов, разное понимание каких-то явлений и процессов, единый ведущий замысел, идея. Концепция - это конкретная и ясная точка зрения самого автора произведения, его система взглядов на данную тематику.
Слово «дизайн» происходит от английского слова «design», что означает проектировать, конструировать предметы. Концептуализм – направление, соединяющее в себе два существенных процесса: процесс творчества и процесс исследования. Концепция в дизайне занимает настолько важную ступень, что нельзя ее недооценивать, ведь речь идет об основной идее. Именно концепция дизайна во многом определяет облик продукта, основывает его восприятие. Без концепции он будет выглядеть незавершенным и не сможет восприниматься целостно. Концептуальный дизайн в свою очередь показывает точку зрения и олицетворяет главные мысли и идеи дизайнеров. Концептуальный дизайн – это изначально сама идея, проектирование объектов и придание им индивидуальности.
Концептуальные дизайнеры были в абсолютно любых сферах человеческой деятельности во все времена. В концептуальном дизайне важным является понятие и прочувствование каждой формы, например, круг или шар – это законченность, совершенство. Треугольник или пирамида – надежность и постоянство.
На сегодняшний день перед аналитиками стоит актуальная проблема толкования понятия дизайна. Определить в своих работах проблемное поле дизайна пытались М. Хайдеггер, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяра, К.М. Кантор, В.М. Розин, В.Л. Глазычев.
Изначально, создавая какую-либо концепцию, необходимо и очень важно знать - ЧТО именно нужно, а после этого знать – ЗАЧЕМ это нужно. Только после этого понимания определяться с формообразованием, цветовой гаммой и доминирующими элементами концептуального решения. На примере работ Пикассо заметно, что его доминантами были простые и плоские формы, но в необычном сочетании.
Концептуальный дизайн хорош только тогда, когда хороша концептуальная идея. Считается, что концепция и идея – это совершенно разные вещи. Концепция определяет и задает общую направленность, а идея – это компонент произведения. С помощью идеи реализовывается концепция. На деле, концепция является логическим основанием идеи. Каждая мысль, идея и решение в концептуальном дизайне не могут начаться и функционировать без осознания условий, повлиявших на их появление. Настоящий концептуальный дизайнер за каждой идеей должен найти и увидеть ее логическую причину.
Момент «активирования» концептуального мышления иногда связывают с переходом к особому состоянию сознания, когда абсолютно любая идея анализируется как частица определённого множества. Такой процесс происходит даже в том случае, когда дизайнер располагает лишь одной идеей. На самом деле, переход от одной идеи к большему количеству - это признание того, что у любой концепции имеется не только одно содержание, но еще и объем. Это основная характеристика понятия, которая показывает сумму тех идей, которые возможно воссоздать.
Для того, чтобы постоянно удерживать в своем сознании кроме содержания концепции еще и ее объем, использовать различные детали объема концепций и восстановление по ним признаков начальной идеи, дизайнер должен в совершенстве овладеть и управлять разнообразными приемами концептуального дизайна.
У любого дизайнера-концептуалиста есть способность удерживать разнообразие предметов в целостности. Каждая мысль концептуального дизайна открывает массу иных идей. Каждый замысел и его реализация порождаются человеческими мыслями и усилиями. Поэтому у каждой из них обязательно есть автор, хоть иногда вовсе не тот, кто именно подписан под ними. В деятельности концептуального дизайна след автора гораздо различимее, чем в других. Иными словами, объекты концептуального дизайна все время говорят об исследовательской позиции, проявляемой дизайнером. Она видна по намерениям, которые в дальнейшем стали причинами выстроенных предположений касательно идеи. В процессе концептуальной работы такие намерения становятся четкими и понятными.
Концептуальный дизайн упрощен и обобщен. Это дает возможность дизайнерам реализовывать свои идеи с наибольшей точностью и понятностью. Понимание является процессом избавления от бесполезного. В системе, которая выстроена концептуально, отпадает вероятность появления таких источников, которые могли бы стать спорными, или же такая вероятность сводится к минимуму.
Как отмечает Толмачева Г.В., для того чтобы обеспечивалась максимальная эффективность при применении концептуального метода в процессе проектирования, должны соблюдаться следующие условия:
– у концептуального дизайна постоянно есть логичное последовательное обоснование, осознанное дизайнером;
– по конечному продукту этого дизайна всегда возможно установить личность автора;
– в концептуальном дизайне работа ведется не с количеством, а с качеством разрабатываемого изделия;
– в концептуальном дизайне всегда определяются рамки предметной сферы, в которой проектирует дизайнер;
– в концептуальном дизайне может быть множество вариантов завершения;
– концептуальный дизайн является необычным методом подъема от уже имеющегося конкретного к совершенно новому конкретному путем синтеза абстрактного;
– мыслить, как концептуальный дизайнер – это всегда мыслить «сверху»;
– в процессе проектирования концептуальный дизайн проходит определённый непрерывный процесс, который начинается от зарождения особой концепции и развития гипотезы и заканчивается созданием новой концепции;
– в потреблении концептуальный дизайн непрерывно идентифицирует объекты дизайна согласно разным познаваемым ситуациям;
Как таковым продуктом дизайна является понимание реальности и преобразование ее в объект деятельности концептуального дизайнера. Такой процесс случается через:
- осознание конкретной когнитивной ситуации,
- понимание личного исследовательского намерения,
- нахождение точки зрения на потенциальном объекте.
Это три базовые составляющие, которые являются основой концептуального дизайна.
Проектирование концептуальных дизайнеров всё время получается невероятно простым, наглядным, понятным, без искажения смысла. Это происходит потому, что автор показывает свои идеи строго в концептуальной форме – в виде своих концептов и отношений между ними.
Таким образом, для того чтобы понимать концептуальный дизайн, сначала необходимо точно найти те рамки, которые определил для себя дизайнер при проектировании определенных предметов, и после этого выделить только самое главное в данный момент, избавиться от ненужного. Идею концептуальных дизайнеров каждый раз можно объяснить по готовому продукту, который состоит из различных сформированных концептов и связей между ними.
Библиографический список
1. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Концептуальный дизайн: от идеи к продукту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7614- Загл. с экрана. — (дата обращения: 28.03.2017 г.)
2. Концептуальный дизайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hinex.ru/conceptualnyi-dizain- Загл. с экрана. — (дата обращения: 29.03.2017 г
Оверченко И.В. СЕКЦИЯ "Промышленный дизайн"
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.