Page 1 of 1

Кулешова А.И. СЕКЦИЯ "История искусств"

Posted: 19 Apr 2017, 15:36
by Королева С.В.
УДК 7.03
Кулешова А.И. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)

О КРАСОТЕ В УЧЕБНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ

Рассмотрен принцип красоты в учебной академической живописи. Принципы учебной академической живописи в аспекте философии и христианства.

Есть ли место красоте в учебной живописи? Должно ли это присутствие красоты формулироваться как одна из целей при выполнении заданий? Должно ли это быть одним из критериев оценивания практической работы? Должно ли присутствие красоты быть одной из учебных задач?
Обращаясь к определению красоты в различных источниках, можно выделить следующие ее характеристики. Во-первых, красота выступает как синоним прекрасного или эстетически прекрасного, характеристика того, что производит художественное впечатление. Во-вторых, понятие лежит в одном ряду с такими, как добро, истина.
Для нас особенна интересна трактовка красоты в Словаре синонимов Здесь синонимами красоты называют живописность, картинность, художественность [2].
В настоящее время происходит не только проникновение науки в искусство, но и наоборот. Так, широко известны место закономерностей зрительного восприятия, оптики, математики, геометрии (золотое сечение) в композиции живописного произведения.
В то же время, как отмечает исследователь И.В. Владленова, в математике и физике одним из эвристических принципов является принцип красоты. Выбирая наиболее плодотворную гипотезу, математик может выбрать самую красивую с его точки зрения. Итак, в естественных науках актуальны требования красоты, гармонии и простоты. В математике гипотеза может оцениваться субъективным эстетическим чувством исследователя, с точки зрения того, насколько красота гипотезы соотносится с красотой окружающего мира. Таким образом, принцип красоты выступает как методологический принцип, являясь промежуточным звеном между общефилософскими принципами и принципами частных наук [1].
Другой современной тенденцией можно назвать взаимное проникновение науки, искусства и религии. Идеи православной философии не только перекликаются, но и тесно пересекаются с современными идеями психологии и педагогики.
Так, в христианстве творческое начало освящено тем, что человек «Образ Божий», поэтому и обладает способностью творить [3]. Однако человек творит не из ничего, ему необходим какой-то материал для этого. В узком смысле это бумага, графические и живописные материалы, в широком смысле - цвет, форма, пропорции, ритм. Объектом познания и творческого преобразования является и собственная душа, не только для каждого христианина, но и любой личности. Как эти идеи близки идеям педагогики о саморазвитии, самопознании и раскрытии творческого потенциала личности!
В православной философии упоминается дар «художества» в отношении собственной души. Индивидуальность каждой личности отражается в индивидуальности ее пути к целостности и гармонии. Работа над собственной душой сходна с работой над живописным произведением: и та, и другая в свое время будут оцениваться.
Для православной философии характерны идеи о том, что после грехопадения Адама человек потерял способность воспринимать прекрасное (Святитель Григорий Нисский), так как чувственные страсти заслоняют его «умный взор», очищение же от страстей позволяет восстановить способность воспринимать прекрасное. Вспомним, как видят мир дети, и как с возрастом эта способность утрачивается!
В художественном образовании, особенно посредством таких дисциплин, как пропедевтика и др., происходит попытка снова включить образное мышление, способность «смотреть на мир глазами ребенка», используя язык метафор. Возможно, данная аналогия будет слишком смелой, и нельзя полностью отождествить способность воспринимать прекрасное в православном вероучении, так как там воплощением Красоты является Бог, и «умением цельно видеть», «чувством цвета» в художественной педагогике и изобразительном искусстве. Однако можно предположить, что посредством художественного образования и занятий живописью, в частности, в некоей мере в человеке восстанавливается способность воспринимать прекрасное. В защиту этого можно привести два аргумента: во-первых, художник видит красоту в неприметных на взгляд обывателя явлениях видимого мира. И, во-вторых, проявлением и воплощением Красоты в христианстве является икона, она же является образцом непревзойденной красоты и в истории искусства. Древнерусская живописная икона стала настоящим открытием для Западного искусства: искусствоведы отмечают «изощрённую условность декоративности» и «утончённую духовность».
Идеи о собственной красоте «умного» («духовного») начала, предназначение которого в реализации естественного устроения природы человека и восхождении посредством этого к Богу, созвучны современным педагогическим идеям о реализации сущностных способностей и гармонии личности.
В «Энциклопедии культурологии» отмечается, что «уже с Античности мыслители и художники пытались выявить законы и правила красоты и называли такие характеристики, как «гармония, совершенство, мера, соразмерность, порядок, симметрия, пропорция, число, ритм, равенство, доброцветность, «золотое деление», конкретные пропорции, типы линий (S-образная линия), блеск, сияние, свет, цветовые отношения, определенные соотношения частей и целого» [4].
Очевидно, что живопись, являясь искусством, представляет собой специфически эстетическую форму деятельности, которая направлена на выражение или созидание красоты. При этом целью обучения академической живописи становится овладение языком красоты, который состоит из умения видеть (воспринимать) прекрасное и умения создавать, творить красоту. Объект деятельности – практическая работа студента, – в какой-то мере обладает вышеперечисленными свойствами и, таким образом, является эстетическим объектом. Не случайно одним из критериев оценки живописной работы студента является «художественное впечатление».
Однако красота не сводима к внешним, формальным характеристикам, а представляет собой отражение в объекте деятельности сущностных свойств отображаемого объекта. Здесь возникает оппозиция между реализмом и формализмом. «Умение цельно видеть» позволяет верно определить цветовые отношения, цветовой тон в живописи.
Подобно тому, как, по мысли святителя Григория Нисского, «красота музыки есть воплощение неких космических законов, строя и ритма, составляющих порядок космоса, проявляющийся в созвучном, гармоничном взаимодействии космических явлений», также можно сказать, что и композиция в живописном произведении - это «воплощение данных космических законов, строя и ритма, проявляющееся в созвучном, гармоничном взаимодействии элементов».
Почему человеку приятны размеренность, слаженность, гармоничность? Вероятно, так как они свойственны сущностной природе человека как частице всего сущего, как микрокосму, и в этом проявляется стремление к равновесию в материальном мире. Стремление к равновесию находит место и в композиции живописного произведения, и в таком явлении, как симультанный контраст. Важную роль играет принцип симметрии. Симметрию находят в химии, биологии, физике, математике, поэзии. В учебной живописи наиболее часто применяется осевая симметрия. Наряду с часто встречающимся статическим типом компоновки натюрморта встречаются и динамические композиции.
Итак, созвучное, гармоничное взаимодействие элементов учебной живописной работы составляет одно из проявлений Красоты миропорядка, делает и учебную работу красивой, наделяя ее эстетическими характеристиками.
С другой стороны, в работах студентов находят отражение их представления о красоте, их понимание красоты, с разной степенью наивности либо осложненности, предварительной художественной подготовки. В живописи отражаются и какие-то сущностные личностные характеристики, составляя индивидуальный личностный стиль, и состояние внутреннего мира: гармоничность либо дисгармония духовного либо душевного устроения в настоящий момент времени. Ответ этому находим в православной философии, в которой человек рассматривается как единство духа, души и тела. Эти составляющие должны функционировать в отношениях правильной иерархии: дух должен быть подчинен Богу, душа – Духу, а тело душе. Правильные, гармоничные отношения между этими составляющими проявляются и в результатах труда человека. Так, красота в телесной и душевной сферах будет проявляться в проектах, живописных работах, в человеческих отношениях.
По мере восхождения человека к Богу не только душевная и духовная, но каждая составляющая должна являть собой Красоту и проявляться в присущей ей сфере.
Напомним, что занятие изобразительным искусством представляет собой мощнейшее средство гармонизации эмоционального и логического в человеке (на чем, в частности, основана арт-терапия). Таким образом, обучение живописи приближает к Красоте, гармонизируя в личности обучающегося собственные отношения духа, души и тела, и в самом процессе живописи как деятельности приоткрывая для обучающегося красоту мироустройства в цветотональных, ритмических, композиционных закономерностях натурной постановки, при внимании обучающегося к своему духовному миру.

Библиографический список

1. Владленова, И.В. Принцип красоты в науке и в педагогической практике.
2. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова. - М.: Русские словари, 1999.
3. Шарапов, С.А. Красота согласно православному вероучению.
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. В.В.Бычков. - 2003.