Секция "Лингводидактика". К.В. Цепенникова (Томск)

5-я научно-практическая Интернет-конференция с международным участием

Moderators: Elena Zelenina, Irina Tivyaeva

Locked
Elena Zelenina
Posts: 34
Joined: 06 Apr 2014, 20:40

Секция "Лингводидактика". К.В. Цепенникова (Томск)

Post by Elena Zelenina »

УДК 811.111

К.В. Цепенникова, магистрант
ksenechka_91.91@mail.ru
Россия, Томск, ТГУ

«АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ФИЛОЛОГОВ»: ПРОЕКТ УЧЕБНИКА

Cтатья посвящена описанию одной из глав пособия «English for Philology Students». Данное пособие разработано в рамках методики «Английский язык для специальных целей» и предполагает использование большого количества аутентичного материала: аудио- и видеозаписей, также статей, используемых, в основном, как источник теоретических знаний. В описываемой нами главе рассматриваются парадигматические отношения в лексике английского языка: синонимия, антонимия, паронимия и полисемия. Целью главы является объяснить, как встраивается данная тема в систему английского языка, предоставить необходимую терминологическую базу, рассмотреть случаи, вызывающие у студентов наибольшие затруднения. Задания, предлагаемые в данном пособии, подобраны и организованы таким образом, что позволяют студентам практиковать все необходимые навыки: аудирование, чтение, письмо и устную речь.
Ключевые слова: ESP, пособие, задание, аудиозапись, видеозапись, парадигматические отношения, навыки.


В настоящее время в связи со сменой научной парадигмы была осознана необходимость изменения подхода к преподаванию иностранных языков, в частности английского языка.
Так как в настоящее время английский язык имеет статус международного, необходимость во владении последним не вызывает сомнений, и число желающих выучить английский язык растет с каждым годом. Основной проблемой, с которой сталкиваются преподаватели и студенты на сегодняшний день, является несоответствие учебных материалов и методик преподавания потребностям студентов, так как большинство изучающих данный язык нуждаются в специализированном английском языке, то есть применяемом в определенной сфере: медицина, экономика, энергетика, информационные технологии (IT) и т.д. Это рождает необходимость в отборе специализированной лексики, грамматических структур, colloquial phrases (разговорные выражения) и collocations (устойчивые сочетания), применимых в перечисленных выше сферах, а также в подготовке специалистов, ориентированных на преподавание английского языка не как такового, а в рамках медицины, экономики, IT, психологии, энергетики и т.д.
На данный момент в России создаются учебные пособия по английскому языку для студентов, обучающихся по перечисленным выше специальностям, но специализированных пособий для студентов филологических факультетов практически нет. Необходимость в создании таких пособий является очевидно актуальной: в силу растущей интеграции и глобализации в научных сферах крайне важно подготовить специалистов, способных взаимодействовать со своими иностранными коллегами напрямую: делиться знаниями и наработками, принимать участие в различных конференциях, совместно обсуждать и решать важные вопросы, работать над проектами и т.д.
В данной статье представлен проект пособия, ориентированного на студентов филологических факультетов. В основе пособия лежит метод преподавания английского языка «Английский для специальных целей» (English for Specific Purposes, ESP), который предполагает использование большого количества аутентичного материала: статей, аудио- и видеоматериала, что максимально обеспечивает взаимодействие студентов с изучаемым языком в необходимом профессиональном контексте. Пособие нацелено на студентов с уровнем владения языка не ниже upper-intermediate. Задания, предлагаемые филологам, организованы таким образом, что позволяют усвоить необходимую терминологическую базу, расширить словарный запас, а также усовершенствовать навыки аудирования, письма, устной речи и поиска необходимой информации. В пособие включены темы, вызывающие наибольшее количество затруднений, такие как парадигматические отношения в лексике, развитие новых значений и заимствования, использование артиклей, пунктуация и др.
На примере главы «Парадигматические отношения в лексике» представим структуру пособия.
Глава разделена на четыре подглавы: синонимия, антонимия, паронимия и полисемия. Каждая подглава включает работу с видео- или аудиоматериалом: просмотр, обсуждение и выполнение упражнений на повторение терминов, употребленных в записи(ях), упражнения на обсуждение или поиск теоретического обоснования изучаемой темы, а также практические задания, направленные на углубление и закрепление теоретических знаний.
Так, первый блок заданий подглавы «Синонимия» включает просмотр видеозаписи ‘A short introduction to Ferdinand de Saussure and the central concepts of Structural linguistics' («Краткое введение в представление о Фердинанде де Соссюре и основные понятия структурной лингвистики», https://www.youtube.com/watch?v=B5vhq3aRNjE), контрольные вопросы и выполнение упражнений на заполнение пробелов и сопоставление терминов и их определений.
Представленная в блоке заданий видеозапись позволяет понять, как рассматриваемая тема встраивается в общую систему языка, усвоить терминологию и практиковать навык аудирования. К видео прилагаются контрольные вопросы:
* What was Saussure credited with? (Что считается достижением Соссюра?)
* What is Structural Linguistics? (Что такое структурная лингвистика?)
* What relations are there among objects in the language system (В каких отношениях находятся элементы языковой системы?) и др.
Данные вопросы позволяют проверить, насколько полно был усвоен материал, обсудить непонятные моменты в аудитории. В процессе составления ответа студент также учится формировать определения понятий, дополнять ответы, представленные одногруппниками.
Упражнение на сопоставление терминов, использованных в видеозаписи, способствует скорейшему запоминанию данных терминов:
Цепенникова таблица1.jpg
Цепенникова таблица1.jpg (53.87 KiB) Viewed 954 times
Последнее упражнение из блока направлено на повторение и закрепление изученного материала. Оно представляет собой текст с пропусками, главная цель которых – проверка знания терминологии и умения ее применять в правильных контекстах:
Saussure was 'concerned exclusively with three sorts of systemic relationships: that between a _____________ and a ____________; those between a sign and all of the other elements of its system; and those between a sign and the elements which surround it within a concrete signifying instance' (Соссюр изучал три вида системных отношений: между _____________ и ____________; между знаком и всеми другими элементами его системы; и между знаками и элементами, которые его окружают в конкретном значащем случае»).
Кроме того, содержание самого текста частично повторяет содержание видеозаписи, что позволяет студентам восполнить «пробелы» в знаниях, возникшие в ходе ее просмотра.
Второй блок заданий состоит из статьи, освещающей тему «Синонимия», и заданий типа «multiple choice» (тест с вариантами ответов) и «Google Search» (поиск необходимой информации в интернете), а также групповых/парных заданий на поиск контекстов, позволяющих выявить семантические различия синонимов. В упражнения также включены паронимы и ложные синонимы, вызывающие наибольшие затруднения у студентов.
Первое задание в данном блоке представляет собой тест с четырьмя вариантами ответа, студентам предлагается выбрать один вариант, содержащий наиболее подходящий вариант ответа:
1. The commercial is ubiquitous nowadays, it is impossible to watch a film or a programme on the Internet without commercial breaks.
a) sly b) general c) omnipresent d) spread
2. His rash behaviour prevented him from being appointed to the post.
a) reckless b) prompt c) unexpected d) nervous
3. Being an esteemed citizen, Mr. Brown had a greater say in the City Council.
a) estimated b) appreciated c) respected e) valuable
Данное задание позволяет студентам совершенствовать навык работы со словарем, расширять словарный запас и практиковать переводческие навыки.
Следующее упражнение на сопоставление выделенных слов и выражений с их определениями помогает усвоить новую лексику:
Цепенникова Таблица2.jpg
Цепенникова Таблица2.jpg (117.32 KiB) Viewed 954 times
Третье задание данного блока направлено на работу с интернет ресурсами и предполагает работу в паре или группе. Студентам предлагается найти информацию о видах синонимов в английском языке и выполнить упражнение на подбор контекстов, позволяющих объяснить разницу в значениях пар или групп слов, например:
1) general, common, mutual
2) alone, single, solitary, lonely
3) clean, clear, pure
Данное задание помогает сформировать четкое представление о разнице в значениях данных слов и позволяет избегать ошибок в их применении.
Последний, третий, блок рассматриваемой подгруппы включает видеозапись 'Semantic Similarity: Synonymy and Other Semantic Relations' («Семантическая схожесть: синонимия и другие семантические отношения», https://www.coursera.org/learn/natural- ... ions-14-16) и вопросы для группового обсуждения. В видеозаписи суммируется информация, изученная ранее в подглаве, формируется представление о том, как взаимодействуют синонимы, антонимы, паронимы и многозначные слова в лексической структуре английского языка. Следующие за видеозаписью вопросы способствуют обсуждению пройденного материала, что ведет к углублению знаний и разъяснению ранее непонятых или вызывающих затруднения деталей.
Как видно из представленного описания, задания и упражнения, используемые в данном пособии, способствуют развитию навыков восприятия информации и поиска материала на английском языке, расширяют словарный запас и способствуют развитию способности работать в команде, вести научные дискуссии и соотносить знания, полученные на родном языке, с информацией, представленной на английском языке, что является крайне важным для будущих специалистов-филологов, так как эти знания и навыки позволят им взаимодействовать с иностранными коллегами и соответствовать международным требованиям.
Таким образом, разрабатываемое пособие ориентировано на нужды студентов, обучающихся по специальности филология, и предназначено для подготовки молодых специалистов к профессионально-ориентированной письменной и устной коммуникации на английском языке.


Список литературы

1.Chandler D. Semiotics for Beginners // URL: http://visual-memory.co.uk/daniel/Docum ... sem03.html (дата обращения 10.03.2017)
3.Hutchinson T. & Waters A. English for Specific Purposes: A learning-centered approach. – Cambridge: Cambridge University Press, 1987
4.Hickey, T. & Williams, J. (1996). (Eds.) Language, education and society in a changing world. Clevedon: IRAAL/Multilingual Matters.
5.Strevens P. Special purpose language learning: A perspective // Language Teaching and Linguistics Abstracts. – 1977. – N 10.
6.Swales J. M. Research Genres. Explorations and Applications. – Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
Viktoriya
Posts: 8
Joined: 28 Mar 2013, 15:26

Re: Секция "Лингводидактика". К.В. Цепенникова (Томск)

Post by Viktoriya »

Добрый день! Заинтересовала Ваша статья. В описании целей учебника Вы делаете акцент на изучении языка в профессиональном контексте и говорите о том, что специализированных пособий для студентов филологических факультетов практически нет. Уточните пожалуйста, какие именно аспекты профессиональной деятельности филолога Вы имеете в виду, говоря о профессиональной ориентированности пособия?
Иванова Виктория Ивановна
Locked

Return to “Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактические аспекты профессиональной подготовки переводчиков”