Аджиева А.А., Чекалина Л.А., Козикова И.Н. СЕКЦИЯ "Архитектура и городское строительство"

VI Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Кулешова А.И.
Posts: 218
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Аджиева А.А., Чекалина Л.А., Козикова И.Н. СЕКЦИЯ "Архитектура и городское строительство"

Post by Кулешова А.И. »

УДК 741.7
Аджиева А.А., Чекалина Л.А., ст. преп. Козикова И.Н. (Россия, г. Рязань, Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета)
Adzhieva A.A., Chekalina L.A., Senior Lecturer Kozikova I.N. (Russia, Ryazan, Ryazan Institute (branch) of Moscow Polytechnic University)

ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ РЯЗАНИ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ROAD INDUSTRY OF RYAZAN: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация: в статье рассмотрены перспективы и проблематика развития дорожной инфраструктуры города Рязани, старинного русского города, основанного в XI веке. Существующая пропускная способность важнейших транспортных узлов Рязанской области ограничена, что приводит к формированию «пробок». В результате рост автомобилизации будет приводить к увеличению времени простаивания в транспортных заторах в среднем пропорционально темпам прироста количества автомобилей.
Annotation: the article discusses the prospects and problems of the development of the road infrastructure of the city of Ryazan, an ancient Russian city founded in the 11th century. The existing capacity of the most important transport hubs of the Ryazan region is limited, which leads to the formation of "traffic jams". As a result, the growth of motorization will lead to an increase in the idle time in traffic jams, on average, in proportion to the growth rate of the number of cars.
Ключевые слова: Рязань, дорожная отрасль, транспортная инфраструктура, дорожное строительство, ИТС
Key words: Ryazan, road industry, transport infrastructure, road construction, ITS

Экономическое и социальное развитие современного города невозможно представить без эффективно работающей транспортной системы, ведь развитие дорожной сети – это, прежде всего, развитие транспортной инфраструктуры, которая включает в себя совокупность инженерных сооружений, систем, служб и предприятий транспорта, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения с помощью комфортных перевозок.
Часто проблемы транспорта упрощенно сводят к проблемам пробок в нескольких известных транспортных узлах. В Рязани это касается центральных автодорог, поэтому необходимо менять организацию дорожного движения, например, массово убирают левые повороты. Такие изменения не только увеличивают пропускную способность улично-дорожной сети, но и сокращают число конфликтных точек, что в свою очередь, снижает количество аварий.
Согласно статистке официального сайта ГИБДД, в 2021 году в Рязанской области зарегистрировано 1420 ДТП, 1788 человек получили травмы, 152 человек погибло, при этом наибольшее количество ДТП приходится на июль – сентябрь [1].
Стратегия развития транспортной инфраструктуры подразумевает ориентирование на четвертую технологическую революцию, которая, в свою очередь, имеет прямое отношение к цифровым технологиям и новейшим технологическим разработкам [2].
При интенсивной оснащенности населения автомобилями в Рязанской области практически отсутствует прирост сети автомобильных дорог, около 84% дорог регионального и межмуниципального значения составляют дороги IV и V категорий, которые были построены в 60 - 70 годы XX века и запроектированы под другие динамические и технические характеристики автомобилей.
Актуальной проблемой в транспортной системе региона является качество и долговечность дорожного покрытия. По результатам проведения диагностики определено, что более 70% автомобильных дорог не соответствуют нормативным требованиям [3].
Последние несколько лет власти Рязанской области значительно увеличили финансирование на реконструкцию дорог областного центра, состояние которых ежегодно вызывает серьезные возмущения со стороны жителей города. К счастью, начал успешно реализовываться национальный проект "Безопасные качественные дороги", который предполагает оценку ситуации и выделения дополнительных средств на ремонт основных региональных и муниципальных автодорог.
Осенью 2021 г. администрация города Рязань утвердила программу комплексного развития транспортной инфраструктуры по Рязанской области на 2021 – 2026 годы. В соответствии с документом, будут внесены следующие изменения в транспортную инфраструктуру города:
- увеличение количества автобусов повышенной вместимости;
- реконструкция железнодорожной станции Рязань-1;
- выделенные полосы для общественного транспорта;
- установка новых интеллектуальных остановок с павильонами;
- строительство надземного перехода на Северной окружной до 2023 года и т.д. [4].
Внедрение в дорожное строительство новых технологий и вытеснение традиционных способов строительства дорог поможет улучшить качество дорожного покрытия, повысить эксплуатационные свойства дорожного полотна. Например, новый метод стабилизации грунтов, который включает в себя измельчение грунта и смешивание его со связующими материалами; метод «омолаживания» наиболее популярный и дешевый способ восстановления свойств дорожного покрытия, суть которого заключается в нанесении тонкого слоя смеси на существующее покрытие.
Одной из инноваций в дорожном строительстве является модифицированный полимерами битум, который имеет обширный диапазон рабочих температур. Он становится более эластичным, следовательно, асфальтобетонное покрытие служит дольше, выдерживает большие нагрузки и подвергается меньшим деформациям.
Характеристики битума можно модифицировать, добавив в него резиновую крошку. Верхний слой дорожного полотна становится трещиностойким, вдвое повышается коэффициент сцепления, коэффициент упругости при низких температурах и морозоустойчивость. Уровень шума от колес снижается при добавлении крупной фракции (2-10 мм). Видоизменённый материал прослужит в два-три раза дольше и значительно улучшит качество покрытия. Использование вторичного сырья можно назвать более экономичным вариантом.
Под ремонтопригодностью автомобильной дороги понимают ее свойство восстанавливать свою работоспособность в результате проведения соответствующих ремонтных работ. Технология холодной регенерации (или холодный ресайклинг), который широко используется в европейских странах, специалисты Росавтодора стали активно применять как способ восстановления дорожного покрытия. Материал старого покрытия смешивается со смесью вяжущих компонентов. В результате создается новое монолитное и прочное покрытие. Данный метод поможет расширить Рязанские дороги, которые, спроектированные по старым стандартам, не соответствуют нынешнему увеличенному транспортному потоку.
Первоочередной задачей системы организации дорожного движения является оптимизация транспортного потока. Для решения этой проблемы существует интеллектуальная транспортная система (ИТС), появившаяся с приходом проблемы массовых скоплений транспорта на дороге вследствие увеличивающейся автомобилизации и плотности населения города. ИТС включает в себя системы навигации, регулирования светофоров, оповестительных знаков, распознавания номеров (простые типы) и системы, интегрирующие информационные потоки из различных источников (сложные типы) [5]. ИТС на данный момент позволяет обеспечить увеличение пропускной способности дорог, информирование водителей о нарушении ими правил дорожного движения, автоматическую фиксацию нарушений правил дорожного движения, создание условий для сокращения времени поездок пассажирами всех видов наземного транспорта и оптимизацию маршрутов движения.
Таким образом, перспективой развития инфраструктуры города Рязани является внедрение современных материалов и технологий, повышение квалификации рабочих и специалистов, развитие интеллектуальной транспортной системы. Главная проблема состоит в том, что в большинстве городов, в том числе и в Рязани, присутствует исторически сложившаяся транспортная инфраструктура, и внести какие-либо изменения практически не предоставляется возможным (особенно это касается центральной части).

Библиографический список

1. Показатели безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/
2. Политковская, И.В. Цифровые технологии и финансовые показатели предприятий транспортной отрасли / И.В. Политковская, Д.Т. Хвичия // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). - 2019. - № 1(56). -С. 126-133.
3. СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги»
4. Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования – городской округ город Рязань на 2021 – 2026 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rv-ryazan.ru/ob-utverzhdenii-pr ... 2026-gody/
5. Роль интернет - вещей в развитии транспортной логистики/ Аджиева А.А., Чекалина Л.А., Тихонова О.В. В сборнике: XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета.Часть 4. Информационные технологии. Математика. 2021 г., С. 196-198
Locked

Return to “Дизайн XXI века”