УДК 7.012.23
Майорова Е.А.; Трошкин А. В., канд. пед. наук (ДНР, г. Донецк, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»)
Mayorova E.А., Troshkin A.V., Associate Cand.Ped.Sci., associate professor (DPR, Donetsk, SEI HPE «Donetsk National University»)
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ
MODERN TRENDS IN THE FORMATION OF THE VISUAL AND FIGURATIVE LANGUAGE OF PRINT PRODUCTS
Аннотация: рассмотрены современные направления графического дизайна и теоретические подходы в формировании визуального образа печатной продукции.
Annotation: modern trends in graphic design and theoretical approaches to the formation of the visual image of printed materials are considered.
Ключевые слова: визуально-образный язык, дизайн-концепция, проект, образ, каталог.
Key words: design concept, project, image, catalogue.
Коммуникационный дизайн в ХХІ веке стал глобальным феноменом, охватывающим самые разные сферы жизни общества. Художественные средства осмысления образа нового дизайн-продукта не только оправдывают и окупают экономические затраты на дизайн, но и создают на эмоциональном, интеллектуальном и духовном уровнях условия развития общего культурного контекста через эмоциональную вовлеченность человека в проектируемый визуальный процесс коммуникации. Продукты графического дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, находятся впереди современных научных достижений.
Поиск новой презентации, подачи продукта – это мотиватор развития дизайна визуальных коммуникаций не только как формы человеческой деятельности, но и как области науки, которая постепенно совершенствует свои практические и теоретические приобретения с помощью новых стилистических приемов, средств выражения, разнообразных методов исследования, а также определенного синтеза с другими сферами деятельности.
Существует много возможностей использования современных информационных технологий и программного обеспечения в полиграфической индустрии. На сегодняшний день работа дизайнера в сфере визуальных коммуникаций в процессе создания печатной продукции – это неотъемлемая часть работы большой команды. Визуальный язык дизайна приобрел качество универсального коммуникативного и экспрессивного средства, позволяющего сделать свой выбор в мире неограниченных возможностей. Рассматривая конкретный дизайн-продукт, как выполняющий две основные группы функций (технические и эстетические) можно определить главные аспекты его создания, который бы в полной мере удовлетворял потребности конкретных потребителей. Роль современного дизайна трудно недооценить в процессе формирования визуально-образного наполнения любого контента [1].
Целью статьи является обоснование использования визуальных образов в дизайне, обобщение теоретических подходов для понимания сущности и содержания визуального оформления полиграфического продукта.
Анализ научных исследований и публикаций в этой сфере показал, что современные базовые средства графического дизайна используются для трансляции дизайн-концепции в полиграфии. При этом важно, чтобы дизайнерское решение было уникальным, не совпадало со своими аналогами и не было плагиатом.
Весомое значение имеет визуально-образный ряд при разработке дизайна полиграфии. В этом случае нужно смотреть не только на технологии разработки дизайна макетов изданий, но и на особенности современных художественных моделей подачи текстовой информации, обращая внимание не только на шрифт, использование типографики и леттеринга, но и на «визуальный образ текста». Эта проблема прекрасно освещена в исследовании Е. А. Лаврентьевой «Текст и контекст в графическом дизайне» [4, С. 231].
Дизайн печатной продукции как средство художественной интерпретации реальности взаимодействует с культурой общества. В современной практике визуальных коммуникаций дизайн выглядит как основа творческой деятельности. Такой подход очень актуален в полиграфическом дизайне, где разнообразие стилевых решений при разработке макетов является главным элементом представления различной информации. В этих случаях, удачное визуальное оформление конечного продукта приводит к интеграции стиля и искусства, в ходе которого графический дизайн приобретает качество эффективного способа выражения визуального образа. Стремительное развитие цифровых технологий влияет на скорость конфигураций актуальных тенденций графического дизайна. Поэтому приоритетной задачей дизайнера печатной продукции становится отслеживание инновационных технологий, их сочетание с традиционными методами и возможностями технической базы, финансовой составляющей и целесообразностью их применения.
Дизайн печатной продукции – вид деятельности, подразумевающий создание визуального образа будущего продукта полиграфии. В массовой коммуникации, составной частью которой является дизайн, он выражается в адаптации традиционных культурных форм к новым информационным условиям. Дизайнеру важно уметь проектировать и планировать работу, опираясь на социокультурную систему общества, при создании дизайнерских проектов.
Одним из основных направлений графического дизайна в области полиграфии является:
1. Поиск графического языка дизайнерского проекта на основании визуально-образной идеи.
2. Построение визуальных коммуникационных моделей данного проекта.
Стандартным вариантом модели полиграфического продукта есть слияние вербального и визуального (шрифт, фото и графика) компонента. Взаимное влияние текста и «графического контекста» часто рассматривают с точки зрения шрифтового дизайна, типографики, каллиграфии [4, С. 231-235].
В дизайне полиграфической продукции немаловажную роль играет текстовая информация, нахождение визуального образа текста средствами графического дизайна. Интересно, что ассоциации у потребителей, которые формируются на основе языковых образов, позволяют не только визуализировать передаваемую информацию, но и оценивать адекватность интерпретации образной идеи целевой аудиторией [2].
3. В зависимости от позиционирования полиграфического продукта, особенностей целевой аудитории внедряются различные художественные объекты и средства. В этом случае моделируется совокупность средств визуализации, плодотворно работающая на всех этапах коммуникативного взаимодействия.
В то же время следует помнить, что разработка общей концепции дизайнерского решения связана с поиском более выигрышной креативной идеи, а не только технически простыми решениями в макете полиграфической продукции. Преимущества графического дизайна заключаются в возможности превращения интересной креативной идеи в художественный образ. Вместе с тем важно помнить, что дизайнерское решение должно быть уникальным. Для продуктивной работы с макетами дизайнеру нужно постоянно следить за новинками дизайнерских идей и работ в сфере графики с целью применения новых трендов дизайна к традиционным вариантам визуализации концепций. Дизайн-концепция реализуется в совокупности визуально-образных решений при разработке продукта полиграфии, она дает общее представление о нем, является своего рода моделью будущего проекта.
Анализируя последовательность разработки дизайна полиграфической продукции, направление деятельности предусматривает не только реализацию технической, но и других составляющих:
− маркетинговый анализ рынка;
− анализ особенностей целевой аудитории;
− планирование общей концепции дизайна макета;
− разработка вариантов отдельных элементов;
− анализ общего стиля итогового дизайнерского решения.
Рекламное печатное издание должно содержать основные элементы фирменного стиля компании (логотип, фирменные цвета, элементы, шрифт). Для создания каталога творческих проектов (дипломных работ, выставок и др.) важно показать работы в лучшем виде. Визуальная информация должна быть качественно подготовлена к печати, при этом дизайн страниц не должен перетягивать внимание на себя, а наоборот дополнять [2].
Если же задача состоит в разработке дизайн-концепции продукции для образовательной организации, то тут свои важные моменты. Есть вероятность что дизайн-концепция каталога учебных работ, например, будет использоваться не один год, что каталог будет являться носителем рекламы кафедры (факультета) и студентов. Важно максимально грамотно ответить на следующие вопросы:
− как воспринимается название, элементы фирменного стиля, цветовая гамма и прочее;
− какой ассоциативный ряд возникает у аудитории при просмотре дизайнерского решения;
− насколько легко запоминается дизайнерское решение, какие его элементы влияют на эффективность средства коммуникации.
Решение будет заключаться в обосновании внедрения визуального образа в макет полиграфического продукта. Все это даст возможность обобщить и конкретизировать специфику развития художественно-образной идеи в полиграфии с помощью графического дизайна.
Таким образом, использование традиционных и новых технологий графического дизайна в создании дизайна макетов полиграфической продукции, а также знание особенностей художественно образной выразительности, способов визуализации вербальной и невербальной информации, позволяют дизайнеру создавать качественный продукт, влияющий на потребителя в единстве рекламного текста, композиционного решения, продуманного моделирования визуальных знаков, соответствующих выбранному средству распространения рекламной информации.
Библиографический список
1. Сreativshik. Советы по дизайну каталога товаров и услуг [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://creativshik.com/sovety-po-dizaj ... v-i-uslug/ (дата обращения: 23.01.2022).
2. Аксенов, Г. П. Эволюция художественно-образной выразительности графического дизайна в процессе развития полиграфических средств : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Аксенов Геннадий Петрович; [Место защиты: Всерос. науч.-исслед. ин-т техн. эстетики]. – Москва, 2008. – 169 с.
3. Буки Веди [Электронный ресурс] – Режим доступа: https:// bukivedi.com / blog/dizayn-kataloga-tovarov/ (дата обращения: 12.03.2022).
4. Лаврентьева, Е. А. Текст и контекст в графическом дизайне: актуальные проблемы и тенденции визуализации текста : [монография] / Екатерина Лаврентьева. – Москва: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2008. – 231.
Майорова Е.А.; Трошкин А. В. СЕКЦИЯ "Графический дизайн"
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.
-
- Posts: 218
- Joined: 21 Apr 2010, 16:09