Драч Д. А., Трошкина Ю.Ю. СЕКЦИЯ "Графический дизайн"

VI Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Кулешова А.И.
Posts: 172
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Драч Д. А., Трошкина Ю.Ю. СЕКЦИЯ "Графический дизайн"

Post by Кулешова А.И. »

УДК 7.012.23
Драч Д. А.; Трошкина Ю.Ю., канд. пед. наук, доцент кафедры дизайна и art-менеджмента (ДНР, г. Донецк, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»)
Drach D.A.; Troshkina J. Y., Candidate of Pedagogic Sciences, аssociate Professor at the Department of Design and Art-Management (DPR, Donetsk, SEI HPE «Donetsk National University»)

ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА ПОЛНОЦВЕТНЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
DESIGN FEATURES OF FULL-COLOR PERIODICALS

Аннотация: определение особенностей дизайна современных полноцветных периодических изданий; изучение основ композиционного формообразования в сфере дизайна визуальных коммуникаций.
Annotation: definition of design features of modern full-color periodicals; fundamentals of compositional shaping in the field of visual communications design.
Ключевые слова: периодическое издание, особенность, журнал, дизайн, верстка, концепция
Key words: periodical, feature, magazine, design, layout, concept

Разнообразие медиапространства требует максимально комфортных условий для получения необходимой информации, источники получения которой должны быть легкими, быстрыми и удобными для восприятия. Ранее уже проводились исследования, касающиеся вопросов, связанных с визуальным восприятием периодических изданий, с факторами, влияющими на легкость чтения типографского шрифта, однако исследованию особенностей композиционного формообразования в дизайне периодических изданий не уделялось должного внимания.
Диапазон определений понятия «композиционное формообразование» широк. Это и способ пространственной организации отдельных элементов, это и художественное проектирование, это и категория дизайнерской деятельности, характеризующая процесс создания композиции в соответствии с основными идеями и смыслами, заложенными в проекте.
Одним из показательных вариантов работы с идеей и информацией является дизайн периодических изданий. Каждый год появляются новые теоретические разработки в данной области, развивается издательское дело, это служит основательной базой для изучения особенностей дизайна периодических изданий. В сфере журналистики, дизайна и графики существует много трудов, посвященных теории создания периодических изданий (С. Галкин, С. Головко, С. Гуревич, Е. Гутянская, В. Иванова, В. Тулупов, А. Рожнова, З. Быкова, Е. Зверева, Т. Харроуэр и др.)
Периодические издания – полиграфические изделия, имеющие определенную проблемную, тематическую и функциональную направленность, выходящие через определенные промежутки времени отдельными выпусками, имеющими одно и тот же название [1, с. 11-14].
С появлением телевидения реципиент стал отдавать свое предпочтение аудиовизуальному восприятию, что усилило конкурентную борьбу между электронными СМИ и прессой и что, в свою очередь, стало дополнительным стимулом для изменения дизайна периодических изданий в сторону большей наглядности. Необходимо искать новые формулы успеха, новые каноны, которые не только ненадолго привлекут внимание читателя, но также и будут показывать должный эффект в дальнейшем. Конечно, это не отменяет сложившиеся со временем устои, так как они проверены и аудиторией, и даже законами природы, когда мы говорим о специфике человеческого восприятия. Главное, в современном дизайне, это отделение устаревших принципов от проверенных основ, что, особенно важно в оформлении периодических изданий.
Целью данной статьи является определение особенностей дизайна современных полноцветных периодических изданий. Для ее достижения необходимо изучение основ композиционного формообразования в сфере дизайна визуальных коммуникаций.
Полиграфическая продукция окружает нас повсюду – рекламные буклеты, книги, периодические издания. Одни привлекают внимание потребителя, другие – нет. От удачного сочетания и расположения отдельных элементов оформления изданий зависит заинтересованность ими читателя.
Редактирование издания требует от графического дизайнера внимания к художественному оформлению. Профессиональное соединение текста, заголовков, фотографий, схем и прочих элементов в монолитный визуальный блок – основная задача, решаемая в процессе разработки дизайна периодических изданий. Все элементы издания организуются в единый цельный макет, который создается на основе законов композиционного формообразования и человеческого восприятия, так как основная цель – это удержать аудиторию. Создавая макет издания, дизайнер оценивает его с точки зрения единства вербальной и визуальной информации.
Эстетическая сторона дизайна выступает как условие и средство обеспечения высочайшего потребительского свойства издания. Чем выше его качество – тем на большую аудиторию может рассчитывать издание. Безоговорочных критериев оценки дизайна, еще, как и единственного «правильного» стиля оформления, не существует – то, что хорошо для научного журнала, для глянцевого совершено неприемлемо, что прекрасно работает в оформлении «глянца», вполне вероятно, не покажет подобной эффективности в деловом сегменте изданий.
Композиционное формообразование в дизайне периодических изданий предусматривает обобщенные стили верстки, такие как: журнально-книжный, газетный, журнальный и буклетный. Такое разделение определено видами печатных средств массовой информации. Исходя из этого, важное значение приобретает внешний вид периодического издания, который и создает стиль журнала или газеты и, в большей степени, зависит от запросов потребителей.
В совокупности такие параметры, как ориентир на читательскую аудиторию, удобство поиска и получения информации, влияют на структурные элементы композиционно-графического формообразования. Именно эти характеристики являются своеобразным комментарием к содержанию издания, воплощают технические и художественные идеи номера. Удачное воплощение этих идей вызывает заинтересованность потребителя, вызывает у него желание ознакомиться с изданием, активизирует читательский интерес.
Как показывает современная практика, большую роль при оформлении печатного периодического издания играют заголовки, помогающие сразу сформировать представление о содержании номера. Донести информацию до читателя могут иллюстрации и фотоматериалы. Они являются самостоятельным средством познавательной и эмоционально-эстетической информации.
Композиционное формообразование предполагает выбор шрифта, в соответствии с типом издания, использованием законов контраста и пропорции при размещении материалов, применение цветовой гаммы.
Построение композиции требует соблюдения определенных принципов, только с ними возможно воплощение сюжетного плана периодического издания. Прежде всего, нужно определить центр композиции, вокруг которой будет формироваться вся композиция в целом. Для этого происходит группировка отдельных элементов по цвету, фактуре, размеру, свойствам, функциям [2].
В современном мире граница между стилями верстки практически стерлась из-за все пронизывающего характера самой информации и ее смешений, но, если рассматривать в более упрощенном варианте деления, указанном выше, то в данной статье хотелось бы обратить внимание на журнально-книжный стиль верстки, как подавляющий стиль полноцветных периодических изданий.
Журнально-книжный стиль применяется для верстки научных и художественно-литературных журналов. Этот стиль имеет много ограничений, в силу своей специфики: применяется на форматах А4 (210x297мм), текстовый материал преобладает над иллюстративным, верстка «плотная», в одну колонку, выделения и графические составляющие применяются по минимальному количеству, текстовые блоки более 1-го разворота, находятся в прямой очередности, слияние нескольких материалов в границах 1-го разворота буквально исключено [2, C. 60-67].
Определенной спецификой и особенностями в дизайне обладают научные и научно-популярные периодические издания. Шрифтовые особенности в вербальном контенте также играют огромную роль. Начертание, насыщенность, ширина, размер, контраст, различимость, удобочитаемость, ёмкость, художественное оформление (декоративность, динамичность, изящность и т.д.) – все это важно для того, чтобы читатель лучше воспринимал информацию [1, с. 11-14].
В научно-популярных изданиях можно наблюдать более свободное оформление. Их аудитория более обширна и лояльна, по сравнению с аудиторией научно-книжных изданий. В научной литературе из визуального контента можно наблюдать типографику, графики, диаграммы. Рисунки, которые детализируют и уделяют внимание авторскому взгляду на проблему, рассказывают параллельную тексту историю.
В научно-популярной литературе в последнее время большую роль стала играть инфографика. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Является одной из основных форм современного информационного дизайна, сочетая в себе диаграммы, короткий понятный текст. Инфографика иллюстрирует данные, сложные для понимания.
Дизайн издания всегда разрабатывается с учётом основной концепции и главной темы. Это позволяет усилить эффект запоминаемости материала. Он способен подчеркнуть важность отдельных статей и значимость рубрик в целом. Сочетания всех элементов в правильной пропорции – это и есть задачи дизайна полноцветных периодических изданий, которые преследуют не только информационные, но, и, безусловно, коммерческие цели.
Эффектный дизайн повышает популярность издания, притягивает к себе читателя. Можно сказать, что именно дизайн в современном мире жесткой торгово-информационной конкуренции способен сделать издание отличной рекламной площадкой, которая приносит издателю и рекламодателю немалую прибыль. Даже если говорить о некоммерческой стороне изданий, наподобие научных, где сегмент рекламы урезан, то грамотный дизайн способствует популяризации темы, которую предлагает издание.
Создание дизайна журнала предполагает следующие этапы: разработка концепции; дизайн; верстка. На этапе разработки концепции определяются аудитория будущих изданий, их целевое предназначение и структура. Только после того, как концепция будет утверждена, можно приступить к следующим стадиям. Разработка дизайна полиграфической продукции – залог успеха издания, поскольку эффектная стильная обложка, интересное внутреннее оформление заставляет читателя открыть издание и погрузиться в чтение. Дизайн и верстка постоянных рубрик и внутренних полос разрабатывается с учетом постраничной разбивки журнала, продолжая идею обложки. Стилистика и построение рубрик должны быть нацелены на максимальную эффективность подачи и лёгкость восприятия материала. Оформление печатного издания имеет комплекс способов воздействия на читателя. Композиционное формообразование играет также эстетически воспитательную роль для потребителя. С появлением компьютерных технологий в современном мире изменилось почти всё, в том числе и техника оформления полноцветных периодических изданий. Новые возможности компьютерной верстки сегодня позволяют использовать в создании печатных средств массовой информации такие приёмы, которые раньше яро осуждались. Огромное количество шрифтовых гарнитур самого разнообразного начертания, многочисленные декоративные элементы, техническое отсутствие ограничений размерных характеристик колонок, иллюстраций, кеглей, – всё это даёт широкий простор творческой фантазии. Именно композиция способна объединить все номера печатных периодических изданий общими художественно-техническими признаками, а именно: способами расположения структурных элементов на страницах, разделах и рубриках, их упорядоченности; способами выделения материалов и их индивидуальным оформлением. Элементы композиционного формообразования в дизайне формируются каждый отдельно, что связано с архитектоникой текстового материала. Гармоническое соотношение формообразующих предметов составляет основу удачного дизайна периодического издания. Восприятие композиционного формирования в дизайне периодических изданий происходит комплексно, зависит от визуального стиля журнала, использованных изобразительно-выразительных и графических средств оформления, построения композиции согласно дизайн-концепции [3, с. 212-214].
Итак, на основании проведенного анализа, можем заключить, что соблюдение ряда описанных особенностей дизайна полноцветных периодических изданий обоснованно дает возможность создания высоко художественного продукта. Данная тема нуждается в дальнейшем исследовании и может быть полезной в области дизайна, искусствоведения и журналистики.

Библиографический список

1. Сухотина, И. А. Современный дизайн журнала: можно всё / И. А. Сухотина // Евразийский Союз Ученых. – 2018. – Т. 4, № 49. – C. 11-14.
2. Волкова, В. Б. Проблемы дизайна качественных изданий / В. Б. Волкова // Вестник Московского университета. – 2006. – Т. 10, № 3. – C. 60 - 67.
3. Пакшина, И. А. Эволюция дизайна полиграфической продукции на рубеже эпох / И. А. Пакшина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 7. – C. 212-214.
Locked

Return to “Дизайн XXI века”