УДК 378.2
Ковешникова Е.Н., Ковешникова Н.А. (Россия, г. Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева)
Koveshnikova E.N., Koveshnikova N.A. (Russia, Orel, Oryol State University named after I.S. Turgenev)
ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРОВ ИСКУССТВА КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ
PROBLEM-SEARCHING METHODS OF TEACHING MASTERS OF COSTUME AND TEXTILE ART
Аннотация: Описана методика обучения магистров по направлению подготовки «Искусство костюма и текстиля» с использованием проблемно-поисковых методов обучения на примере заданий по преобразованию абстрактной формы моделей одежды в реальную, эмоционально-образную.
Annotation: The article describes the methodology of teaching masters in the field of training "The Art of costume and textiles" using problem-based search methods of teaching on the example of tasks to transform the abstract form of clothing models into a real, emotional-figurative.
Ключевые слова: искусство костюма и текстиля, магистры, профессиональное обучение, проблемные методы обучения
Key words: costume and textile art, masters, vocational training, problem-based teaching methods
Профессионально мыслить студента более всего побуждают профессионально ориентированные проблемные ситуации. Однако не всегда можно проследить, на самом ли деле в сознании обучающегося складываются верные представления о профессии. Наконец, если эти представления и верны, то они не всегда могут принять теоретическую форму, точнее, не всегда могут быть доведены до этой формы. Обычная причина в том, что эти первые представления еще не обобщены в нужной степени, то есть не отвлечены от частностей тех практических ситуаций, под влиянием которых они впервые сложились. Попытка же априорно дать студенту, как часто говорят, «строгую», «четкую» формулировку основных понятий может оказаться преждевременной и поэтому лишь затруднит дело, поскольку студент не подошел к этим понятиям самостоятельно, не владеет ими ни в каком виде. Изложить же студенту всю систему основных понятий и категорий профессии в расчете на то, что он потом применит ее на практике, и вовсе невозможно, поскольку в основе всякого знания лежит обобщение фактов, явлений, ставших очевидными для студента. То, что не является для студентов таким обобщением, не является для него знанием – это просто сведения.
Педагогический опыт ведущих отечественных дизайнерских школ свидетельствует о том, что первые теоретические представления о профессии студент черпает из своей практики, из личного опыта. Следовательно, настоящим отправным пунктом в теоретическом познании служит его проектная работа. Очевидна та роль, какую для достижения успеха в усвоении теоретических знаний студентами играет правильная методика их практической подготовки. Она осуществляется, в первую очередь, в рамках дисциплины «Проектирование». В процессе работы над объектами творчества будущих магистров по направлению искусство костюма и текстиля возникает множество трудностей при решении проблемных ситуаций теоретического и практического порядка. Проблемность при проектировании проявляется, прежде всего, в подходе к раскрытию художественно-образного содержания и осмыслению наиболее рациональных методов работы. В связи с этим использование проблемно-поисковых методов обучения магистров будет способствовать совершенствованию комплекса художественно-творческих способностей, создаст условия для развития их профессионального мышления.
Мы предлагаем в процессе обучения магистров проектированию использовать учебные задания по преобразованию абстрактной формы моделей одежды в реальную, эмоционально-образную. Весь процесс обучения будет нацелен на формирование важнейших профессиональных качеств художника по костюму через разработку авторской коллекции моделей одежды на свободную тему.
Для того, чтобы избежать многих ошибок, сократить путь поиска и таким образом повысить эффективность своей работы, необходимо с самого начала выявить идею композиции – тот прием, который будет последовательно развит композиционными средствами. Другими словами, композиционный прием определяет стратегию творческого поиска, при этом он сам во многом зависит от особенностей объекта художественного проектирования. Своеобразие композиционного приема как средства композиции заключается в том, что он как бы синтезирует в себе другие средства композиции. В одних случаях – это контраст и ритм, в других – особенности пропорций и масштаба или отточенная нюансировка формы. Применение их должно подчиняться функциональным и конструктивными требованиям, предъявляемых к изделиям, а также требованию оптимальной взаимосвязи изделия с человеком.
Обучающимся предлагаются следующие задания.
Используя линию, пятно, линию в сочетании с пятном, геометрические фигуры, на плоскости, приближенной к квадрату, выполнить абстрактные ахроматические композиции, вызывающие различную эмоциональную реакцию. Идея заключается в преобразовании абстрактной формы в эмоционально-образную. То есть, располагая в композиции листа пятна и линии в различных сочетаниях, можно достичь соответствующей образной характеристики костюма, раскрывающей содержание замысла будущего произведения. Необходимым условиям при выполнении данного задания является умение выделять в композиции доминанту линиями, пятнами, а также связывать этими же средствами все элементы композиции в единую структурную цепь. Навыки работы линией и пятном, цельность и законченность композиции, организация листа, лаконичность – все это приемы художественной выразительности на данном этапе творческой работы.
Костюм внешне выступает как пространственная структура. Границей, определяющей эту структуру относительно внешней среды, служит форма. Под структурой формы понимают определенную пространственную систему геометрических элементов формы, обусловленную образным, функциональным или техническим решением. Форма костюма является динамической пространственной системой. Также она обладает структурной связью между составляющими ее элементами, фигурой человека и средой.
Следующим этапом работы, является условный «перенос» ранее выполненной абстрактной композиции на стилизованную фигуру человека. Идея заключается в гармоничном взаимодействии их друг с другом, в результате чего достигается художественная выразительность образа. При этом производится анализ связи абстрактной композиции с пропорциями тела человека и его частей – осуществляется поиск пластики фигуры, формы костюма и его составляющих элементов. Костюм и фигура человека неразрывно связаны. Поэтому форму костюма целесообразно разрабатывать, исходя из опорных, или так называемых конструктивных поясов фигуры. К таким основным опорным поясам можно отнести следующие: головной (с помощью него решается форма головных уборов), плечевой, грудной и талиевый. При этом линия талии – главная опорная линия. В зависимости от ее расположения изменяется силуэт фигуры. На данном этапе работы важно учитывать особенности изображения человеческой фигуры в авторском рисунке. При прорисовке фигуры для эскиза необходимо руководствоваться знаниями пропорций фигуры. Вспомним, что пропорция тела – это соразмерность отдельных его частей, придающая эстетическую выразительность и гармоничную завершенность. От пропорций тела зависят пропорции костюма и их связь с фигурой. Поэтому художники-модельеры, создавая эскизы костюмов, для более эффектного их восприятия зрительно несколько удлиняют пропорции человека.
Кроме того, источником своеобразия форм одежды, а также обуви и аксессуаров является единство структуры с назначением и конструктивной основой. Красота и польза здесь не может находиться отдельно друг от друга. Красота костюма не должна выступать в виде поверхностного, внешнего эффекта. Правильный учет функционально-конструктивных предпосылок формообразования является непременным условием создания выразительной формы. И как отмечает Ф.М. Пармон: «Эстетическое начинается тогда, когда созданная соответственно своим функциям, материалу и конструкции вещь удовлетворяет потребностям человека в стремлении к красоте и гармонии, способствует обогащению современной жизни, соответствует традициям» [2, с. 76].
Зримым отражением работы конструкции и материала в форме является тектоника (в переводе с греческого языка означает строительство). Взаимообусловленность конструкции и формы, выраженная в конкретном материале – это наиболее существенное качество, предопределяющее композицию всякого изделия. В то же время форму каждого изделия можно рассматривать и с точки зрения определенного взаимодействия всех ее элементов между собой и с пространством – как объемно-пространственную структуру. Система связей всех ее элементов имеет решающее значение для достижения подлинной гармонии. Таким образом, на данном этапе работы определяется и выявляются характерные особенности формы, пластика, движение, материал.
Теперь эскиз должен быть не абстрактной композицией, а работой, в которой каждая линия и штрих имеют свою логику и предназначение: контур формы или ее элемента, шов, декоративная линия или отделка, фактура материала и т.д. Задание выполняется с учетом ранее выполненного анализа ассортимента одежды, входящей в проектируемую коллекцию и требований, предъявляемых к ней. В качестве основных номинальных признаков композиционно-конструктивного построения моделей могут служить: силуэт и покрой рукава изделия, вид застежки и воротника (характеристики внешнего вида моделей), а также характер членения основных деталей, позволяющий определить, за счет чего получена та или иная объемно-пространственная форма изделий.
При выборе материала для проектируемой модели художник должен учитывать его массу. Кроме того, необходимо понимать, что колористическое решение костюма, является важнейшей составляющей его композиционного решения. Цвет является важнейшим компонентом в визуальном восприятии образа человека. Воздействие цвета проявляется не только в физиологических реакциях организма, но и в появлении собственно осознаваемых человеком ощущений конкретного цвета. Если говорить об ассоциативном его восприятии, то ассоциации рождаются у человека чаще всего на основе сходства цвета с определенным предметом или явлением. Так, белый ассоциируется со снегом, льдом. Ему приписываются характеристики: чистый, независимый. Синий соотносится с морской далью, подчеркивает дистанцию, вносит ощущения равновесия и т.д.
Как элемент и средство композиции помимо цвета природная фактура материала играет одну из важнейших ролей, так как является доминирующей в художественном образе современно костюма. Каждая фактура материала несет в себе признаки определенного образа. Используя различные по фактуре материалы при разработке моделей одежды, а также обуви и аксессуаров, можно достичь большой художественной выразительности и разнообразия, даже если форма одна и та же или они близки. Недостаточное внимание к свойствам фактур часто приводит к неудачному сочетанию в одном изделии различных материалов, что может привести к дробности композиции и дисгармонии формы. Целесообразно выделить качественные и количественные сочетания фактур материалов в одном изделии или костюме. Сочетание различных по выработке материалов в одной вещи преследует различные цели: художественный замысел и разнообразие решений, необходимость технологической обработки, повышение эксплуатационных качеств изделия, экономия дорогостоящих материалов и т.п. Для передачи фактуры материала при эскизировании костюма существует ряд технических приемов. Поэтому декор в композиции костюма должен соответствовать материалу и назначению изделия.
В процессе композиционного поиска модели-образа (модели-идеи) все свои предварительные рассуждения студент суммирует и выражает в эскизных разработках. По одному из наиболее выразительных форэскизов, интересно решенному пластически, композиционно, графически и отражающему тему, выполняется завершенная (чистая) композиция. Завершенная работа – это многопредметная композиция с обязательным включением тех моделей, которые прорабатываются в макетах и образцах. Но эскиз должен не только отражать оригинальную идею модели, но одновременно показывать путь к ее воплощению в условиях современного производства. В связи с этим выполняется рабочие эскизы, которые передают полное представление о разрабатываемых формах, композиции и конструкции. Особое внимание уделяется ясности композиции и конструкции модели. Рабочие эскизы выполняются, как правило, линейно-конструктивно, одним цветом, с уточнением формы изделия, отдельных деталей, пропорций и т.д.
При выполнении художественного проекта студентом должны использоваться знания и навыки, полученные не только в курсе «Композиция», но и ряд других дисциплин («Академический рисунок», «Цветоведение», «Пластическая анатомия», «Основы моделирования одежды» и др.).
Библиографический список
1. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 320 с.
2. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Одежда, обувь, аксессуары. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Триада Плюс, 2002. 311 с.
3. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
Ковешникова Е.Н., Ковешникова Н.А. СЕКЦИЯ «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.
-
- Posts: 172
- Joined: 21 Apr 2010, 16:09