Мельникова Е.О., Вахитова Р.Р. СЕКЦИЯ «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»

VI Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Кулешова А.И.
Posts: 172
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Мельникова Е.О., Вахитова Р.Р. СЕКЦИЯ «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»

Post by Кулешова А.И. »

УДК 745/749 + 394.2

Мельникова Е.О., науч. рук.: канд. пед. наук, доц. Вахитова Р.Р. (Россия, г. Нижний Новгород, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет») Melnikova E.O., scientific adviser: Ph.D., associate professor Vakhitova R.R. (Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering)

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ РОСПИСИ НА ПАСХАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТАХ
RUSSIAN FOLK PAINTINGS ON EASTER OBJECTS

Аннотация: приводятся результаты анализа традиции украшения яиц с древнейших времен до наших дней; указываются техники народных росписей по дереву, в традициях которых современные мастера создают пасхальные изделия.
Annotation: the results of the analysis of the tradition of decorating eggs from ancient times to the present day are given; the techniques of folk paintings on wood, in the traditions of which modern masters create Easter products, are indicated.
Ключевые слова: пасхальное яйцо, народные традиции, русские народные росписи, городецкая роспись.
Key words: easter egg, folk traditions, Russian folk paintings, gorodetsky painting.

Традиция красить и расписывать яйца известна у всех славянских народов, однако, первоначально символическое значение украшения яиц и использования их в обрядовых практиках не являлось частью распространенных в настоящее время пасхальных традиций. Изучение росписей на яйцах у древних славян дает сведения об их связи с «магией плодородия во всех ее аспектах». Исследователь Б. А. Рыбаков отмечал: «Прежде всего само яйцо является олицетворением начинающейся жизни; растительные узоры и символы аграрного плодородия, как правило, покрывают писанки; приуроченность обычая (или обряда) катания яиц к весеннему циклу праздников тоже говорит об аграрной магии». Таким образом, расписанное яйцо в древнейшей традиции являлось целостной системой символов и знаков, связанных с представлениями «о яйце как о микрокосме, в котором отразилась Вселенная» [7, с. 55].
Крашенное яйцо считалось одним из важнейших обрядовых атрибутов годового праздничного цикла: «Обычай красить яйца, обмениваться ими, использовать их в обрядах, а также играть с ними в целом охватывает период от Пасхи до Троицы и даже петровского заговенья». Часто крашеные яйца не предназначались для освещения в церкви, а украшались специально для использования в ритуальных целях. Цвет, в который окрашивали яйцо имел сакральное значение и был связан с весенним обновлением природы и жизни (после принятия христианства – это время совпадало с главным праздником христиан, Пасхой, символизировавшим победу жизни над смертью). В России основными цветами для росписи были красный и желтый, но использовали также зеленый и голубой цвета. «Самый цвет, в который они окрашиваются, знаменателен: оба эпитета красный и желтый связываются с понятием яркого солнечного света», отмечал А. Н. Афанасьев [1, с. 272]. Узоры создавали с помощью воска, процарапывания через бумагу, обваривания яйца обмотанным в нитку, также рисунки наклеивали на яйцо, создавали надписи. Древнейшие из обнаруженных в культурном слое Новгорода обломки яиц, датируемые XII-XIII веками, украшены растительным орнаментом.
Наиболее распространенными из известных вариантов украшения пасхальных яиц на Руси являлись крашенки и писанки. Технология создания крашенок состояла в однотонном закрашивании поверхности яйца. Писанки имели следующую технологию: воском на яйце прямыми или косыми линиями наносились узоры на тех местах, которые должны остаться незакрашенными, а затем яйцо опускали в краску. После – воск с яйца счищали, а сочетания линий составляли узоры на яйце.
Вплоть до конца XIX века сохранялась традиция готовить краски самостоятельно, покупные краски применяли крайне редко. Наиболее используемыми цветами были желтый (создавали из коры дикой яблони), красный (создавали из оленьего рога, насекомых), зеленый (создавали из растений). Белый цвет получали путем пропуска участков на яйце, или используя по созданному рисунку кислоту, которая разъедала рисунок [6, с. 55].
Кроме крашенок и писанок существовали также следующие способы окраски яиц. Мраморный узор получали путем накладывания на чистое яйцо кусочков сухих красок в разнообразном порядке, затем яйцо обворачивали тканью, закрепляли и варили в кипятке. В труде С. К. Кулжинского, написанном в конце XIX века, отмечалось, что для такого рисунка использовали красящие бумажные наклейки немецкого производства, которые проникли даже в крестьянскую среду. Для нанесения процарапанного орнамента использовали иголки, булавки, шпильки, гвозди. На крашенках этими орудиями создавали узоры. С помощью воска также создавали капанки: на крашенку капали воск, затем опускали яйцо в краску другого цвета. Когда воск удаляли, получилось яйцо одного цвета с цветными каплями другого [там же, с. 58]. Также расписывали яйца с помощью кисти и красок. В отличии от росписи писанок, которой занимались женщины, эту работу выполняли преимущественно мужчины. Сюжеты росписей были религиозной тематики. По свидетельству С. К. Кулжинского, «Из таких писанок нередко выпускают содержимое, и затем они подвешиваются под образа или лампады» [там же, с. 63].
Русские пасхальные яйца, декорированные узорами, рисунками, народными росписями, получили широкое распространение среди различных слоев населения, становясь самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Под влиянием неорусского стиля в искусстве России рубежа XIX-XX веков «средневековые и народные традиции стали одними из главных художественных источников для претворения национальной темы в архитектуре, изобразительном искусстве и декоративно-прикладном творчестве» [9]. В это время происходило повышение интереса к русским народным росписям, в частности, на пасхальных предметах. Художниками переосмыслялись традиционные сюжеты; был создан ряд эскизов для пасхальных яиц с использованием мотивов русских народных росписей. Обращение к русской культуре также выразилось в заимствовании сюжетов росписей пасхальных яиц из русских сказок и традиционной культуры; сохранившиеся эскизы росписи яиц свидетельствуют о преобладании крестьянских и сказочных мотивов.
Тогда же, на рубеже XIX-XX веков, в губерниях Российской империи формировались кустарные мастерские, в которых производство пасхальных яиц занимало важное место среди сезонных товаров. Так, отчетные записи свидетельствуют: «в Подольском уезде в довольно широких размерах производится выделка точеных яиц и прочего крашеного, полированного и белого товара. Ежегодный заработок этих кустарей приблизительно 75 тыс. руб. Занято этим промыслом до 200 человек» [4, с. 207].
В 1910-е годы в росписи пасхальных яиц были привнесены новые темы. В это время продолжали создаваться пасхальные яйца с росписью как на традиционные темы, например, яйцо «Пеленашка», на котором изображено лицо ребенка, запеленатого в разноцветное одеяло; но также происходило обогащение росписей пасхальных предметов новыми темами. Были созданы яйца «Жандарм», «Головка сестры милосердия», связанные с событиями Первой мировой войны. В первой четверти XX века в России к Пасхе создавались «крашеные резные, выжженные, мореные, полированные, разных цветов, размеров и различной степени техники» яйца. Пасхальные яйца сопровождались также другими игрушками: «яйца для катанья с лотком, вазочки, жбанчики, братины, яйцо полированное с цыпленком, аист с тачкой, художественно раскрашенные чашки разных размеров, бояре и боярыни с куличами в руках, петух раскрашенный в виде яйца, сова, страус» [2, С. 38].
В 1930-е годы были возобновлены многие из производств народных промыслов, полноценное существование которых было осложнено в годы Революции и Гражданской войны: «кооперация кустарей становится массовым явлением». Игрушки и декоративные предметы в форме яиц вновь начали создаваться мастерами народного искусства. Но «В это время изменилось назначение народных промыслов. Они стали частью советского декоративного искусства. Художественная сторона их изделий стала основной, оттеснив на второй план функции практические и утилитарные» [5, с. 15-17]. При этом антирелигиозная политика Советского государства также требовала пересмотра традиционных тем и мотивов народных промыслов. Сюжеты росписей пасхальных яиц, как изделий в первую очередь наполненных сакральным, религиозным содержанием, необходимо было переосмыслить: религиозные сюжеты были исключены, на их месте появились бытовые сцены, а также разнообразные растительные и геометрические орнаменты. В 1930-е годы в Загорской художественно-промышленной артели имени Рабоче-крестьянской Красной армии было создано яйцо с изображением сцены прядения и мотивом всадника, отражающее реалии советского быта и прославляющее успехи Красной Армии.
В послевоенные годы четко определилась стилевая направленность предприятий народных промыслов, внедрялись новые формы изделий, рос ассортимент продукции. Основное внимание художники, искусствоведы обратили на создание изделий массового спроса. Особым развитием ассортимента отличались в эти годы изделия с полхов-майданской росписью. Стилистические особенности этой росписи сложились в 20-е годы XX века. Центральными мотивами полхов-майданской росписи являются цветы, птицы, деревенский пейзаж. Мастерами Полховского Майдана используются яркие цвета: желтый, синий, фиолетовый, зеленый. В полхов-майданских изделиях прослеживается несколько разновидностей росписи: «цветы с наводкой», выполняемые в пределах предварительно нанесенного черного контура, «цветы без наводки», создаваемые кистью без контура, роспись «домики», представляющая пейзаж с архитектурой [там же, с. 67-68]. В 1960-1980-е годы разрабатывались новые формы изделий: копилки, грибы, бочонки, яблоки, сувениры в виде различных сооружений, животных, женские украшения. В частности, в эти годы были разработаны серии пасхальных яиц, украшенные полхов-майданской росписью. Вновь возрождались религиозные сюжеты, а также переосмыслялись традиционные мотивы: полхов-майданские розы, птицы, пейзаж. Полхов-майданская роспись пасхальных яиц цветовым сочетанием и сюжетами имела связь со славянскими писанками и крашенками.
В 1990-2000-е годы продолжались поиски в области народного искусства. Кризисное состояние предприятий народных промыслов способствовало обращению как к старым формам и сюжетам, так и к поиску новых решений. Пасхальные изделия создавались мастерами мезенской и пермогорской росписи. Мезенская роспись является одной из наиболее древних росписей Русского Севера. На это указывают архаичные изобразительные и геометрические формы, связанные с мифологическими и языческими представлениями – олени, кони, птицы; а также традиционные для росписи цвета – черный и красный. На пасхальных яйцах, выполненных в традиции мезенской росписи, изображены обобщенные силуэты черных коней, расположенные в ритмичных полосах, заполняющие всю поверхность изделия. Также на изделиях изображены традиционные геометрические и растительные орнаменты [там же, с. 51].
Характерной особенностью пермогорской росписи является «четкий, нанесенный на белый фон черный контур изображения», который внутри заполнялся цветом. Традиционными сюжетами пермогорской росписи являются сцены из жизни народа, посиделки, катания на лошадях. Эти мотивы сочетаются в пермогорской росписи с геометрическими и растительными орнаментами. Цветовая гамма росписи – красный, желтый, зеленый цвета. На пасхальных яйцах, выполненных в традициях пермогорской росписи, изображены петухи, заключенные в овал и обрамленные орнаментом из разноцветных треугольников.
В настоящее время большинство предприятий народной росписи включили в ассортимент производимой продукции пасхальные яйца, создаваемые в соответствии с традициями промысла. На предприятии АО «Хохломская роспись» создаются токарные яйца из дерева, расписанные хохломской росписью. В частности, мастерами расписываются подарочные экземпляры, дополненные государственными символами Российской Федерации. Одна из самых узнаваемых народных росписей России, хохломская, сложилась под влиянием иконописной традиции, что обусловило тонкость и изящество росписи. Немаловажным является то, что «характер орнаментальной хохломской росписи формировался с расчетом на токарную форму, которая подсказала мастерам и ритмы расположения орнамента, композиционное построение росписи» [там же, с. 58]. Традиционный колорит хохломской росписи составляют красный, черный и золотой цвета. Но также мастерами вводятся оранжевый, зеленый, желтый, коричневый цвета. «В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм» [3, с. 156], получивших название «кудрина» [5, с. 59].
В традициях городецкой росписи также украшаются пасхальные изделия. Представленные в настоящее время в художественных и краеведческих музеях России пасхальные экспонаты датируются периодом не ранее 1990-х годов. Среди работ, отличающихся размерами и формой, находятся изделия, как с городецкими цветочными мотивами, так и с довольно сложными композициями с птицами на ветках, тройкой лошадей, людьми. Работы Л. А. Кубаткиной, Заслуженного художника РФ, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина 1985 года, два пасхальных яйца, выполнены в 1993 году с использованием традиционных мотивов: городецкие цветы и птицы. Изделиям, создаваемым Л. А. Кубаткиной, свойственна яркость, непосредственность, продуманность композиции. Отличительной чертой манеры росписи Л. А. Кубаткиной является включение надписей: строк из русских песен, пословиц, поговорок [8, с. 68]. Пасхальное яйцо Ф. Н. Касатовой создано в 1997 году и существенно отличается по сюжету и композиции от других работ; на изделии изображен излюбленный сюжет художника: девушки поют под музыку, издающуюся от аккордеона, на котором играет мужчина. Мастер Л. А. Кошелева создала пасхальное яйцо в традициях городецкой росписи в 2000 году. На изделии изображен один из самых популярных сюжетов городецкой росписи – гуляющая пара. Изделие условно разделено на две части, правую и левую. На одной из частей помещено изображение влюбленной пары, на другой части – архитектурный пейзаж, деревенский дом и православная церковь. На изделии также изображены мотивы городецких цветов. В настоящее время на фабрике «Городецкая роспись» создаются пасхальные яйца, с использованием традиционных мотивов и сюжетов росписи. Изделия, выполненные мастерами фабрики, представлены массовыми образцами с довольно простым цветочным рисунком, образованным чередованием городецких роз, купавок, ягод; а также изделиями большего размера, часто – разъемными, требующими создания более сложных композиций.
На фабрике ООО «ТД Семеновская роспись», специализирующейся на производстве и росписи матрешек, создают подарочные яйца, стилизованные под семеновскую матрешку и расписанные традиционными мотивами этой росписи: семеновская роза, спирали. На предприятии ООО «Жостовская фабрика» кроме традиционных подносов также создаются наборы декоративных яиц из дерева, украшенные характерными для жостовской росписи мотивами. Формировалась жостовская роспись под влиянием народных уральских цветочных росписей, а также росписи подносов, создаваемых в Петербурге в XIX веке. Особенностью этого промысла являются округлые мазки кистью, создающие «впечатление завершенного цветка, но в сильно обобщенной форме» [5, с. 127]. Жостовская роспись отличается повышенной декоративностью, образностью и некоторой условностью. В росписях на пасхальных яйцах, создаваемых мастерами в Жостово, находят отражение традиционные приемы и мотивы росписи.
Таким образом, яйцо является древнейшим символом плодородия, изобилия, здоровья. Крашенные, преимущественно красные яйца, были неотъемлемой частью аграрных обрядов русских крестьян. Позднее яйцо, как символ, наполнилось христианским содержанием и получило связь с Пасхальным праздником. Особенностью народных росписей на пасхальных яйцах является преемственность традиций (мотивы и колорит росписи, технология изготовления) в сочетании с новыми решениями: дополнение нетрадиционными символами (герб России на пасхальном яйце в хохломской росписи), использование нетрадиционных материалов (дерево в жостовском промысле), обращение к нетипичным формам и образам (семеновские матрешки на пасхальных яйцах). Однако, пасхальное яйцо не является традиционным предметом для народных росписей, поэтому создание современных изделий потребовало работы художников и дизайнеров по пересмотру мотивов росписи для перенесения их на пасхальные предметы.

Библиографический список

1. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов : [в 3 томах] / А. Н. Афанасьев. – Москва : Современный писатель, 1995. – 1 т. – 1995. – 411 с. – ISBN 5-265-03307-6.
2. Боруцкий, В. И. Игрушки и художественные изделия / В. И. Боруцкий. – Москва : Цетросоюз, 1926. – 127 с.
3. Жегалова, С. К. Русская народная живопись / С. К. Жегалова. – Москва : Просвещение, 1984. – 176 с.
4. Игрушка. Ее история и значение : сборник статей / В. Боруцкий, С. Глаголь, В. Харузина, В. Малахиева-Мирович, Н. Бартрам ; под редакцией Н. Д. Бартрам. – Москва : Издание Товарищества И. Д. Сытина, 1912. – 246 с.
5. Народные художественные промыслы РСФСР / В. Г. Смолицкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов [и др.]. – Москва : Высшая школа, 1982. – 216 с.
6. Описание коллекции народных писанок : альбом / составитель С. К. Кулжинский. – Москва : Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899 - вып. 1. – 176 с.
7. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. – Москва : Академический Проект, 2013. – 640 с. – ISBN 978-5-8291-1392-6.
8. Супрун, Л. Я. Городецкая роспись: истоки, мастера, школа / Л. Я. Супрун. – Москва : Культура и традиции, 2006. – 147 с. – ISBN: 5-86444-120-1.
9. Яковлева, О. Б. Поиски национального стиля в русском изобразительном искусстве XIX-XX веков [Электронный ресурс] : специальность 17.00.04 «Изобразительное искусство» : автореферат кандидата на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Яковлева Ольга Борисовна ; Московский педагогический государственный университет. – Москва, 1995. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/poisk ... ix-xxvekov.
Locked

Return to “Дизайн XXI века”