Тарасова А.А., Вахитова Р.Р. СЕКЦИЯ «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»
Posted: 18 Apr 2022, 16:19
УДК 745.51
Тарасова А.А., науч. рук.: канд. пед. наук Вахитова Р.Р. (Россия, г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет)
Tarasova A.A., Scientific adviser: Candidate of Pedagogical Sciences Vakhitova R.R. (Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering)
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «ГОРОДЕЦКОЙ» МАТРЕШКИ
STYLISTICAL FEATURES OF THE "GORODETSKY" MATRYOSHKA
Аннотация: рассматриваются истоки развития производства матрешки в России. Изучаются особенности игрушечного промысла в Городце. Анализируются специфические черты росписи матрешек в «городецком стиле».
Annotation: the origins of the development of the production of matryoshka in Russia are considered. The features of toy craft in Gorodets are being studied. The specific features of painting nesting dolls in the "Gorodets style" are analyzed.
Ключевые слова: матрешка, Городец, городецкая роспись, деревянная игрушка, промысел.
Key words: matryoshka, Gorodets, Gorodets painting, wooden toy, handicraft.
Матрешка представляет собой разъемную деревянную куклу. На протяжении своей истории она прошла путь от игрушки к настоящему символу России. Становление матрешки как явления национальной художественной культуры началось на рубеже XIX-XX веков.
Деятели искусства того времени стремились к возрождению народного искусства. Художники занимались копированием и интерпретацией образцов старых народных мастеров. Возникло понимание необходимости единства и гармоничного сосуществования прошлого и настоящего в искусстве [7, с. 60]. Данный период также характеризовался расширением рынков сбыта для русской художественной промышленности. Экспорт увеличился в несколько раз. Это повлияло на создание «нового русского стиля» [1, с. 634]. В нем отразились тенденции к возрождению древнерусского и декоративного искусства.
Развитие художественной культуры России рубежа веков тесно связано с деятельность творческих объединений. Они стали настоящими культурными и духовными центрами страны. Примером этого может служить деятельность Абрамцевского художественного кружка С.И. Мамонтова. Меценат приобрёл усадьбу в 1870 году и сделал Абрамцево местом притяжения для деятелей искусства [2, с. 2]. В деятельность кружка входило возрождение утраченных промыслов. Были организованы экспедиции для изучения древних памятников декоративно прикладного искусства. В усадьбе были созданы гончарская, вышивальная и столярная мастерские.
Именно в Абрамцево была создана первая русская матрешка. Принцип вкладывания игрушки друг в друга был заимствован в искусстве Японии. Для развития игрушечного промысла С.И. Мамонтовым выписывались игрушки из разных стан мира. В том числе с острова Хонсю была доставлена фигурка мудреца Фукуруму, к которой находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую [5, с. 8].
Эскиз первой матрешки был создан художником С.В. Малютиным. Сама игрушка была выточена токарем В.П. Звёздочкиным. Матрешка представляла собой крестьянку в вышитой рубахе и сарафане. На голове изображался платок, а в руках у нее был черный петух [3, с. 67]. Позже созданные В.П. Звёздочкиным трёх и шестиместные матрёшки были отправлены в 1900 году в Париж на Всемирную выставку, где были оценены по достоинству.
Матрешка создается в целом ряде регионов страны и в каждом случае имеет свои особенности и традиции. Игрушки могут отличаться по форме. Тем не менее, главной отличительной чертой является стиль росписи, использованный в декорировании деревянной фигурки. В Нижегородской области есть сразу несколько центров производства матрешки. Самым молодым из них является Городец. Не смотря на то, что здесь на протяжении длительного времени существовала своя особая традиция в создании деревянной игрушки, матрешки ранее не производились в данном регионе.
Городец известен своими мастерами по обработке дерева с XVII века. Изначально игрушечный промысел был развит в Курцеве, Ахлебаихе, Коскове, Жбанникове, Репине, Серкове Савине. Тем не менее, именно в Городце особое развитие получило создание деревянных игрушек.
Игрушки в то время создавали посредством плотницких инструментов: топора, ножа, пилы. Из сосновых и осиновых заготовок получались фигурки людей, коней, двуглавые кони-каталки. Расписывали их яркими красками в широкой кистевой манере городецкой росписи.
Со второй половины XIX века процесс создания игрушек был поделен между соседними деревнями: в одной фигурки резали, в других их красили. Новшеством стали ярморочные игрушки «запряжки» - черные и красные тройки или пары коней с лебедиными шеями, запряженные в кареты. Кроме коней делали тележки и кроватки для кукол [6, с. 124].
Игрушки расписывали традиционными для городецкой росписи цветами, листьями и птицами. Поверхность изделия грунтовали смесью фуксина и клея. Сама роспись выполнялась клеевыми красками. После добавляли в роспись золото или серебро, то есть бронзу или алюминиевый порошок, разведенный на скипидаре и масляном лаке.
Новым этапом в развитии городецкой игрушки стала матрешка. Данный феномен является новым и еще не был подробно отражен в научно-исследовательской литературе. Тем не менее, матрешка в городецком стиле является популярной на данный момент. Она создается на фабрике ЗАО «Городецкая роспись» - официальном предприятии, производящем изделия, украшенные городецкой росписью. Также разрабатываются авторские модели отдельными художниками и любителями городецкой росписи. Кроме этого фабрикой была разработана серия изделий приуроченных к 800летию Нижнего Новгорода, среди которых есть и матрешка [4].
Форма городецкой матрешки используется не только в качестве традиционной разъемной игрушки. Существуют также магниты, маракасы и другие сувениры, напоминающие формой матрешку, украшенные данным видом росписи.
Роспись городецкой матрешки соответствует традиции росписи «по цветным фонам». Матрешку грунтуют, шлифуют, после чего покрывают цветом. В качестве фона игрушки чаще всего выбирают желтый или красный цвет. Также в росписи используют оттенки синего, черного и зеленого.
Первым этапом росписи является подмалевок. Мастер раскладывает основные цветовые пятна. Рисунок накладывается без предварительной прорисовки деталей карандашом. Следующий этап называется теневкой или оттеневкой. Данный прием придает изображению объемности. Третий этап называется разживка или оживка. При помощи тонкой кисти мастер наносит белильные штрихи. Разживка удивительно красивый и выразительный прием, придающий каждой форме особую завершенность и гармоничность. Последним этапом росписи является покрытие лаком.
Городецкая матрешка соответствует общей традиции росписи этой игрушки. На девушке изображают платок, сарафан и передник. Сам сарафан чаще всего красного или синего цвета, иногда можно встретить и зеленые образцы.
Передник чаще всего раскрашивают светлым цветом: желтым, под дерево. На нем изображают традиционный для городецкой росписи букет. Мастера никогда не стремились к реалистичному изображению. Для росписи характерна условность. Центральным в композиции является цветок розы. Также в букете используются городецкие купавки и ромашки. Дополнительным декором являются ягодки и листья. Кроме самих цветов на переднике может быть изображен петух. Данный мотив связывает городецкую матрешку с первой сергиево-посадской.
Платок чаще всего декорируют спиралями либо гирляндой цветов. Также по краю платка расположены капельки. Вокруг лица платок украшается скобочками. Эту часть матрешки расписывают в стиле традиционного городецкого украешка. Украешек – представляет собой рамку, завершающею композицию.
Руки у матрешки прописываются условно. Они могут быть как вытянуты вдоль туловища, так и согнутыми. На белых рукавах выполняют контрастную теневку, таким образом, создавая узор на рубахе. Волосы у матрешки прописываются черным или коричневым. Черные кудри – это характерная прическа у персонажей городецкой росписи. Чаще всего черным цветом условно прописывают глаза и нос в виде двух точек. Завершает образ матрешки красные или малиновые губы и легкий румянец.
Основным отличием между фабричной и авторской матрешки состоит в оформлении фартука и росписи лица. Художники отступают от традиционного городецкого букета. Также лица авторских матрешек стремятся к реалистичности. Традиционная матрешка более условна, лицо близко к написанию людей в городецкой росписи.
Таким образом, мастера городецкой росписи в настоящее время активно используют в своей работе форму матрешки. Тем не менее, данный образ является новшеством для промысла. Традиционная деревянная городецкая игрушка была топорной. Она была простой и условной. Роспись матрешки городецкой росписью является новым этапом в развитии игрушки. Матрешку украшают характерными для росписи букетами цветов. Колористическое решение игрушки соответствует традиции городецкой росписи: она яркая и многоцветная. Городецкая матрешка активно развивается. Создаются разные вариации сувенирной продукции связанной с образом матрешки.
Библиографический список
1. Большой Российский энциклопедический словарь: словарь – Москва : Дрофа, 2009. – 1887 с. – ISBN 978-5-85270-332-3. – Текст: непосредственный
2. Лебедев, С. В. Абрамцевский кружок: продолжим ли мы прерванный полет? // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2014. – №2 (9). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/abram ... nnyy-polet
3. Некрасова, М. А. Народное искусство России в современной культуре: монография / М. А. Некрасова. – Москва: Коллекция М, 2003. – 256 с. – ISBN 5-901714-03-02. – Текст: непосредственный
4. Нижний 800: сайт – Нижний Новгород, 2021. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nizhny800.ru/
5. Соловьева, Л. Н. Русская матрешка: альбом / Л. Н. Соловьева. – Москва : Интербук-бизнес, 1997. – 96 с. – ISBN: 5-89164-015-5. – Текст: непосредственный
6. Шинкарук, М. Русские художественные промыслы: монография / М. Шинкарук, Л. Киселева, О. Блинова. – Москва: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. – 180 с. – ISBN 978-5-98986-317-4 – Текст: непосредственный
7. Янсон, Х. Хампельман & матрëшка : деревянная игрушка из Германии и России : каталог / Х. Янсон, Т. Рихтер, О. Сальман. – Венгрия : Винтерсхалл АГ, 1999. – 102 с. – ISBN 5-901163-01-X. – Текст : непосредственный
Тарасова А.А., науч. рук.: канд. пед. наук Вахитова Р.Р. (Россия, г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет)
Tarasova A.A., Scientific adviser: Candidate of Pedagogical Sciences Vakhitova R.R. (Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering)
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «ГОРОДЕЦКОЙ» МАТРЕШКИ
STYLISTICAL FEATURES OF THE "GORODETSKY" MATRYOSHKA
Аннотация: рассматриваются истоки развития производства матрешки в России. Изучаются особенности игрушечного промысла в Городце. Анализируются специфические черты росписи матрешек в «городецком стиле».
Annotation: the origins of the development of the production of matryoshka in Russia are considered. The features of toy craft in Gorodets are being studied. The specific features of painting nesting dolls in the "Gorodets style" are analyzed.
Ключевые слова: матрешка, Городец, городецкая роспись, деревянная игрушка, промысел.
Key words: matryoshka, Gorodets, Gorodets painting, wooden toy, handicraft.
Матрешка представляет собой разъемную деревянную куклу. На протяжении своей истории она прошла путь от игрушки к настоящему символу России. Становление матрешки как явления национальной художественной культуры началось на рубеже XIX-XX веков.
Деятели искусства того времени стремились к возрождению народного искусства. Художники занимались копированием и интерпретацией образцов старых народных мастеров. Возникло понимание необходимости единства и гармоничного сосуществования прошлого и настоящего в искусстве [7, с. 60]. Данный период также характеризовался расширением рынков сбыта для русской художественной промышленности. Экспорт увеличился в несколько раз. Это повлияло на создание «нового русского стиля» [1, с. 634]. В нем отразились тенденции к возрождению древнерусского и декоративного искусства.
Развитие художественной культуры России рубежа веков тесно связано с деятельность творческих объединений. Они стали настоящими культурными и духовными центрами страны. Примером этого может служить деятельность Абрамцевского художественного кружка С.И. Мамонтова. Меценат приобрёл усадьбу в 1870 году и сделал Абрамцево местом притяжения для деятелей искусства [2, с. 2]. В деятельность кружка входило возрождение утраченных промыслов. Были организованы экспедиции для изучения древних памятников декоративно прикладного искусства. В усадьбе были созданы гончарская, вышивальная и столярная мастерские.
Именно в Абрамцево была создана первая русская матрешка. Принцип вкладывания игрушки друг в друга был заимствован в искусстве Японии. Для развития игрушечного промысла С.И. Мамонтовым выписывались игрушки из разных стан мира. В том числе с острова Хонсю была доставлена фигурка мудреца Фукуруму, к которой находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую [5, с. 8].
Эскиз первой матрешки был создан художником С.В. Малютиным. Сама игрушка была выточена токарем В.П. Звёздочкиным. Матрешка представляла собой крестьянку в вышитой рубахе и сарафане. На голове изображался платок, а в руках у нее был черный петух [3, с. 67]. Позже созданные В.П. Звёздочкиным трёх и шестиместные матрёшки были отправлены в 1900 году в Париж на Всемирную выставку, где были оценены по достоинству.
Матрешка создается в целом ряде регионов страны и в каждом случае имеет свои особенности и традиции. Игрушки могут отличаться по форме. Тем не менее, главной отличительной чертой является стиль росписи, использованный в декорировании деревянной фигурки. В Нижегородской области есть сразу несколько центров производства матрешки. Самым молодым из них является Городец. Не смотря на то, что здесь на протяжении длительного времени существовала своя особая традиция в создании деревянной игрушки, матрешки ранее не производились в данном регионе.
Городец известен своими мастерами по обработке дерева с XVII века. Изначально игрушечный промысел был развит в Курцеве, Ахлебаихе, Коскове, Жбанникове, Репине, Серкове Савине. Тем не менее, именно в Городце особое развитие получило создание деревянных игрушек.
Игрушки в то время создавали посредством плотницких инструментов: топора, ножа, пилы. Из сосновых и осиновых заготовок получались фигурки людей, коней, двуглавые кони-каталки. Расписывали их яркими красками в широкой кистевой манере городецкой росписи.
Со второй половины XIX века процесс создания игрушек был поделен между соседними деревнями: в одной фигурки резали, в других их красили. Новшеством стали ярморочные игрушки «запряжки» - черные и красные тройки или пары коней с лебедиными шеями, запряженные в кареты. Кроме коней делали тележки и кроватки для кукол [6, с. 124].
Игрушки расписывали традиционными для городецкой росписи цветами, листьями и птицами. Поверхность изделия грунтовали смесью фуксина и клея. Сама роспись выполнялась клеевыми красками. После добавляли в роспись золото или серебро, то есть бронзу или алюминиевый порошок, разведенный на скипидаре и масляном лаке.
Новым этапом в развитии городецкой игрушки стала матрешка. Данный феномен является новым и еще не был подробно отражен в научно-исследовательской литературе. Тем не менее, матрешка в городецком стиле является популярной на данный момент. Она создается на фабрике ЗАО «Городецкая роспись» - официальном предприятии, производящем изделия, украшенные городецкой росписью. Также разрабатываются авторские модели отдельными художниками и любителями городецкой росписи. Кроме этого фабрикой была разработана серия изделий приуроченных к 800летию Нижнего Новгорода, среди которых есть и матрешка [4].
Форма городецкой матрешки используется не только в качестве традиционной разъемной игрушки. Существуют также магниты, маракасы и другие сувениры, напоминающие формой матрешку, украшенные данным видом росписи.
Роспись городецкой матрешки соответствует традиции росписи «по цветным фонам». Матрешку грунтуют, шлифуют, после чего покрывают цветом. В качестве фона игрушки чаще всего выбирают желтый или красный цвет. Также в росписи используют оттенки синего, черного и зеленого.
Первым этапом росписи является подмалевок. Мастер раскладывает основные цветовые пятна. Рисунок накладывается без предварительной прорисовки деталей карандашом. Следующий этап называется теневкой или оттеневкой. Данный прием придает изображению объемности. Третий этап называется разживка или оживка. При помощи тонкой кисти мастер наносит белильные штрихи. Разживка удивительно красивый и выразительный прием, придающий каждой форме особую завершенность и гармоничность. Последним этапом росписи является покрытие лаком.
Городецкая матрешка соответствует общей традиции росписи этой игрушки. На девушке изображают платок, сарафан и передник. Сам сарафан чаще всего красного или синего цвета, иногда можно встретить и зеленые образцы.
Передник чаще всего раскрашивают светлым цветом: желтым, под дерево. На нем изображают традиционный для городецкой росписи букет. Мастера никогда не стремились к реалистичному изображению. Для росписи характерна условность. Центральным в композиции является цветок розы. Также в букете используются городецкие купавки и ромашки. Дополнительным декором являются ягодки и листья. Кроме самих цветов на переднике может быть изображен петух. Данный мотив связывает городецкую матрешку с первой сергиево-посадской.
Платок чаще всего декорируют спиралями либо гирляндой цветов. Также по краю платка расположены капельки. Вокруг лица платок украшается скобочками. Эту часть матрешки расписывают в стиле традиционного городецкого украешка. Украешек – представляет собой рамку, завершающею композицию.
Руки у матрешки прописываются условно. Они могут быть как вытянуты вдоль туловища, так и согнутыми. На белых рукавах выполняют контрастную теневку, таким образом, создавая узор на рубахе. Волосы у матрешки прописываются черным или коричневым. Черные кудри – это характерная прическа у персонажей городецкой росписи. Чаще всего черным цветом условно прописывают глаза и нос в виде двух точек. Завершает образ матрешки красные или малиновые губы и легкий румянец.
Основным отличием между фабричной и авторской матрешки состоит в оформлении фартука и росписи лица. Художники отступают от традиционного городецкого букета. Также лица авторских матрешек стремятся к реалистичности. Традиционная матрешка более условна, лицо близко к написанию людей в городецкой росписи.
Таким образом, мастера городецкой росписи в настоящее время активно используют в своей работе форму матрешки. Тем не менее, данный образ является новшеством для промысла. Традиционная деревянная городецкая игрушка была топорной. Она была простой и условной. Роспись матрешки городецкой росписью является новым этапом в развитии игрушки. Матрешку украшают характерными для росписи букетами цветов. Колористическое решение игрушки соответствует традиции городецкой росписи: она яркая и многоцветная. Городецкая матрешка активно развивается. Создаются разные вариации сувенирной продукции связанной с образом матрешки.
Библиографический список
1. Большой Российский энциклопедический словарь: словарь – Москва : Дрофа, 2009. – 1887 с. – ISBN 978-5-85270-332-3. – Текст: непосредственный
2. Лебедев, С. В. Абрамцевский кружок: продолжим ли мы прерванный полет? // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2014. – №2 (9). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/abram ... nnyy-polet
3. Некрасова, М. А. Народное искусство России в современной культуре: монография / М. А. Некрасова. – Москва: Коллекция М, 2003. – 256 с. – ISBN 5-901714-03-02. – Текст: непосредственный
4. Нижний 800: сайт – Нижний Новгород, 2021. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nizhny800.ru/
5. Соловьева, Л. Н. Русская матрешка: альбом / Л. Н. Соловьева. – Москва : Интербук-бизнес, 1997. – 96 с. – ISBN: 5-89164-015-5. – Текст: непосредственный
6. Шинкарук, М. Русские художественные промыслы: монография / М. Шинкарук, Л. Киселева, О. Блинова. – Москва: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. – 180 с. – ISBN 978-5-98986-317-4 – Текст: непосредственный
7. Янсон, Х. Хампельман & матрëшка : деревянная игрушка из Германии и России : каталог / Х. Янсон, Т. Рихтер, О. Сальман. – Венгрия : Винтерсхалл АГ, 1999. – 102 с. – ISBN 5-901163-01-X. – Текст : непосредственный