Волков А.В. СЕКЦИЯ "Архитектура и городское строительство"
Posted: 15 Mar 2023, 16:25
УДК 725.95
Волков А.В., канд. арх. (Россия, г. Москва, Министерство экономического развития Российской Федерации)
Volkov A.V., Candidate of Architecture. (Russia, Moscow, Ministry of Economic Development of the Russian Federation)
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЦЕНКИ
QUALITATIVE INDICATORS OF THE MASTER PLAN DURING THE EVALUATION
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к проведению оценки возможного влияния планируемых к размещению (строительству, реконструкции) в документах территориального планирования объектов федерального, регионального, местного значимости на комплексное развитие территории. Проанализированы методы качественной, и количественной оценки генерального плана.
Annotation. The article considers the main approaches to assessing the possible impact of federal, regional, and local objects planned for placement (construction, reconstruction) in territorial planning documents on the complex development of the territory. The methods of qualitative and quantitative assessment of the master plan are analyzed.
Ключевые слова: комплексное развитие территории, документы территориального планирования
Keywords: integrated development of the territory, territorial planning documents
Введение
При развитии основных и граничащих территории населенных пунктов разработка документов территориального планирования (ДТП) проходит с учетом анализа совокупности различных экономических, экологических, социальных, транспортных и других факторов для достижения дальнейшего устойчивого развития данных территорий [1]. Происходит развитие инженерно-коммуникационной системы, транспортно-логистической и социально-экологической инфраструктуры с учетом обеспечения социальных [2, 3] и экономических интересов населения, их объединений и образований на территории Российской Федерации с учетом специфики субъектов Российской Федерации.
Материалы и методы
ДТП на уровне федерального, регионального и местного представляют собой единую неразрывную систему взаимоувязанных этой документацией. Данный сегмент на уровне федерального и регионального отнесены к документам стратегического планирования каждого конкретного населенного пункта и прилежащей территории. ДТП муниципальных образований, по сути, тоже являются документацией стратегического планирования, поскольку в них формируются цели и реализуются задачи по развитию территории на долгосрочный период в пределах 20 и более лет [4-6].
Обеспечение населения субъекта Российской Федерации объектами регионального значимости, относящимися к областям, указанным в ст.14 Градостроительного Кодекса РФ, иными объектами регионального значимости должно происходить с учетом расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации с учетом развития текущей транспортно-логистической инфраструктуры.
В настоящее время стоимость основных объектов регионального значимости чаще всего известна до подготовки схемы субъекта. Подготовка региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, которые утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, необходимо осуществлять с учетом методических рекомендаций Минэкономразвития России №71 от 15.02.2021 г. «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке нормативов градостроительного проектирования».
В случае отсутствия или невозможности на текущий момент предположить стоимость строительства планируемого к размещению объекта, его стоимость может быть определена по аналогичному проектируемому, построенному или строящемуся объекту и в дальнейшем должна быть уточнена относительно основных характеристик схожих объектов. Стоимость планируемых к возведению объектов целесообразно отражать в материалах по обоснованию проектов ДТП.
Положения схемы территориального планирования РФ, схем субъектов РФ, ДТП муниципальных образований при подготовке взаимно учитываются и анализируются. Однако самым комплексным документом является представленный генеральный план городского или муниципального округа, городского или сельского поселения, в утверждаемой части проекта генерального плана входящего в него другого субъекта образования.
Необходим процесс оценки с качественными показателями выделять в четыре этапа:
1) предусматривается выявление приоритетов целевых установок развития, индикаторов и прогнозных целевых показателей, установленных в документах стратегического планирования, состоящих из нескольких блоков критериев комплексного развития, таких как:
а) рост уровня жизни населения на основе экономического развития муниципального образования, повышение его конкурентоспособности;
б) повышение качества жизни населения, формирование комфортной среды проживания;
в) улучшение состояния транспортной инфраструктуры;
г) улучшение состояния окружающей среды, охрана природного и культурного наследия.
2) предусматривается анализ перечня предлагаемых к возведению объектов местного значения для городского поселения в составе генерального плана городского поселения с качественной оценкой по каждому из объектов со словом «Позитивная».
3) предусматривается сравнение прогнозных показателей развития территориального образования по генеральному плану городского поселения с целевыми показателями стратегии социально-экономического развития на длительный период (20 лет и более), а также показателей существующего положения и оценка их соответствия между собой. Результат оценки эффектов влияния от объектов, планируемых к размещению/возведению, определяется словом «Позитивный».
4) предусматривается сводную оценку влияния планируемых объектов на комплексное развитие территориального образования. Результатом оценки является достижение целевых индикаторов по приоритетным направлениям развития данной территории.
Заключение
Рекомендации по необходимости проводить по показателю количественной оценки, в основе которых заключается определение степени прогнозного влияния размещения отдельных объектов или группы объектов на развитие конкретных областей социально-экономического и транспортно-логистического развития субъекта Российской Федерации и муниципального образования путем оценки степени улучшения обеспеченности объектами в сравнении с текущим уровнем. Количественную оценку предлагается выполнять на прогнозный период первой очереди реализации ДТП сроком 5-6 лет. Оценка на период реализации также может выполняться, но ее результаты буду иметь недостаточную точность в связи со сложностью долгосрочного прогнозирования различных нюансов развития инфраструктурных систем и подсистем, к которым относятся объекты, планируемые к размещению на территориальном образовании.
Библиографический список
1. Волков А.В. Влияние проектных решений по территориальному планированию развития территорий на социально-экономические эффекты / Методики фундаментальных и прикладных научных исследований: сборник статей всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, Декабрь, 2022). - СП6.: ГНИИ "Нацразвитие", 2022. - С. 32-33.
2. Калёкин Р.А., Павлова А.З., Орлова А.М., Булыгина И.Е. К вопросу установления факта отравления психотропными и сильнодействующими веществами в биологических объектах неинвазивного способа отбора / В сборнике: Декабрьские чтения по судебной медицине в РУДН: актуальные вопросы судебной медицины и общей патологии. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Российский университет дружбы народов. 2019.- С. 89-93.
3. Калёкин Р.А. К вопросу установления наличия отравления наркотическими, психотропными и сильнодействующими лекарственными веществами / В сборнике: Молодая наука - практическому здравоохранению. Материалы 92-й итоговой научно-практической конференции студентов, ординаторов, аспирантов, молодых ученых (до 35 лет) ПГМУ имени академика Е.А. Вагнера. Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера. 2019. - С. 8-9.
4. Владимиров В. В. Управление градостроительством и территориальным развитием. М.: Отдел информационно-издательской деятельности РААСН, 2000. - 92 с.
5. Территориальное планирование. Новые функции, опыт, проблемы, решения: сб. ст. / Под ред. А. И. Чистобаева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 189 с.
6. Чистобаев А. И., Красовская О. В., Скатерщиков С.В. Территориальное планирование на уровне субъектов России. СПб.: СПбГУ, НПИ «ЭНКО», Издательский дом «Инкерн», 2010. - 296 с.
Волков А.В., канд. арх. (Россия, г. Москва, Министерство экономического развития Российской Федерации)
Volkov A.V., Candidate of Architecture. (Russia, Moscow, Ministry of Economic Development of the Russian Federation)
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЦЕНКИ
QUALITATIVE INDICATORS OF THE MASTER PLAN DURING THE EVALUATION
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к проведению оценки возможного влияния планируемых к размещению (строительству, реконструкции) в документах территориального планирования объектов федерального, регионального, местного значимости на комплексное развитие территории. Проанализированы методы качественной, и количественной оценки генерального плана.
Annotation. The article considers the main approaches to assessing the possible impact of federal, regional, and local objects planned for placement (construction, reconstruction) in territorial planning documents on the complex development of the territory. The methods of qualitative and quantitative assessment of the master plan are analyzed.
Ключевые слова: комплексное развитие территории, документы территориального планирования
Keywords: integrated development of the territory, territorial planning documents
Введение
При развитии основных и граничащих территории населенных пунктов разработка документов территориального планирования (ДТП) проходит с учетом анализа совокупности различных экономических, экологических, социальных, транспортных и других факторов для достижения дальнейшего устойчивого развития данных территорий [1]. Происходит развитие инженерно-коммуникационной системы, транспортно-логистической и социально-экологической инфраструктуры с учетом обеспечения социальных [2, 3] и экономических интересов населения, их объединений и образований на территории Российской Федерации с учетом специфики субъектов Российской Федерации.
Материалы и методы
ДТП на уровне федерального, регионального и местного представляют собой единую неразрывную систему взаимоувязанных этой документацией. Данный сегмент на уровне федерального и регионального отнесены к документам стратегического планирования каждого конкретного населенного пункта и прилежащей территории. ДТП муниципальных образований, по сути, тоже являются документацией стратегического планирования, поскольку в них формируются цели и реализуются задачи по развитию территории на долгосрочный период в пределах 20 и более лет [4-6].
Обеспечение населения субъекта Российской Федерации объектами регионального значимости, относящимися к областям, указанным в ст.14 Градостроительного Кодекса РФ, иными объектами регионального значимости должно происходить с учетом расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации с учетом развития текущей транспортно-логистической инфраструктуры.
В настоящее время стоимость основных объектов регионального значимости чаще всего известна до подготовки схемы субъекта. Подготовка региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, которые утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, необходимо осуществлять с учетом методических рекомендаций Минэкономразвития России №71 от 15.02.2021 г. «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке нормативов градостроительного проектирования».
В случае отсутствия или невозможности на текущий момент предположить стоимость строительства планируемого к размещению объекта, его стоимость может быть определена по аналогичному проектируемому, построенному или строящемуся объекту и в дальнейшем должна быть уточнена относительно основных характеристик схожих объектов. Стоимость планируемых к возведению объектов целесообразно отражать в материалах по обоснованию проектов ДТП.
Положения схемы территориального планирования РФ, схем субъектов РФ, ДТП муниципальных образований при подготовке взаимно учитываются и анализируются. Однако самым комплексным документом является представленный генеральный план городского или муниципального округа, городского или сельского поселения, в утверждаемой части проекта генерального плана входящего в него другого субъекта образования.
Необходим процесс оценки с качественными показателями выделять в четыре этапа:
1) предусматривается выявление приоритетов целевых установок развития, индикаторов и прогнозных целевых показателей, установленных в документах стратегического планирования, состоящих из нескольких блоков критериев комплексного развития, таких как:
а) рост уровня жизни населения на основе экономического развития муниципального образования, повышение его конкурентоспособности;
б) повышение качества жизни населения, формирование комфортной среды проживания;
в) улучшение состояния транспортной инфраструктуры;
г) улучшение состояния окружающей среды, охрана природного и культурного наследия.
2) предусматривается анализ перечня предлагаемых к возведению объектов местного значения для городского поселения в составе генерального плана городского поселения с качественной оценкой по каждому из объектов со словом «Позитивная».
3) предусматривается сравнение прогнозных показателей развития территориального образования по генеральному плану городского поселения с целевыми показателями стратегии социально-экономического развития на длительный период (20 лет и более), а также показателей существующего положения и оценка их соответствия между собой. Результат оценки эффектов влияния от объектов, планируемых к размещению/возведению, определяется словом «Позитивный».
4) предусматривается сводную оценку влияния планируемых объектов на комплексное развитие территориального образования. Результатом оценки является достижение целевых индикаторов по приоритетным направлениям развития данной территории.
Заключение
Рекомендации по необходимости проводить по показателю количественной оценки, в основе которых заключается определение степени прогнозного влияния размещения отдельных объектов или группы объектов на развитие конкретных областей социально-экономического и транспортно-логистического развития субъекта Российской Федерации и муниципального образования путем оценки степени улучшения обеспеченности объектами в сравнении с текущим уровнем. Количественную оценку предлагается выполнять на прогнозный период первой очереди реализации ДТП сроком 5-6 лет. Оценка на период реализации также может выполняться, но ее результаты буду иметь недостаточную точность в связи со сложностью долгосрочного прогнозирования различных нюансов развития инфраструктурных систем и подсистем, к которым относятся объекты, планируемые к размещению на территориальном образовании.
Библиографический список
1. Волков А.В. Влияние проектных решений по территориальному планированию развития территорий на социально-экономические эффекты / Методики фундаментальных и прикладных научных исследований: сборник статей всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, Декабрь, 2022). - СП6.: ГНИИ "Нацразвитие", 2022. - С. 32-33.
2. Калёкин Р.А., Павлова А.З., Орлова А.М., Булыгина И.Е. К вопросу установления факта отравления психотропными и сильнодействующими веществами в биологических объектах неинвазивного способа отбора / В сборнике: Декабрьские чтения по судебной медицине в РУДН: актуальные вопросы судебной медицины и общей патологии. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Российский университет дружбы народов. 2019.- С. 89-93.
3. Калёкин Р.А. К вопросу установления наличия отравления наркотическими, психотропными и сильнодействующими лекарственными веществами / В сборнике: Молодая наука - практическому здравоохранению. Материалы 92-й итоговой научно-практической конференции студентов, ординаторов, аспирантов, молодых ученых (до 35 лет) ПГМУ имени академика Е.А. Вагнера. Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера. 2019. - С. 8-9.
4. Владимиров В. В. Управление градостроительством и территориальным развитием. М.: Отдел информационно-издательской деятельности РААСН, 2000. - 92 с.
5. Территориальное планирование. Новые функции, опыт, проблемы, решения: сб. ст. / Под ред. А. И. Чистобаева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 189 с.
6. Чистобаев А. И., Красовская О. В., Скатерщиков С.В. Территориальное планирование на уровне субъектов России. СПб.: СПбГУ, НПИ «ЭНКО», Издательский дом «Инкерн», 2010. - 296 с.