УДК 72.012
Маслова Е.В. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
Maslova E.V. (Russia, Tula, Tula State University)
СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГОРОДА СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
CREATING A COMFORTABLE TOURIST ENVIRONMENT FOR A PERSON N THE CONDITIONS OF THE CITY BY MEANS OF GRAPHIC DESIGN
Аннотация: туристский путеводитель – это одна из важнейших форм информационно-справочного обеспечения, неотъемлемая составляющая индустрии туризма и гостеприимства, и, одновременно, часть печатной культуры, форма коммуникации и способ трансляции информации, а также ценный исторический ресурс.
Annotation: a tourist guide is one of the most important forms of information and reference support, an integral component of the tourism and hospitality industry, and, at the same time, a part of printed culture, a form of communication and a way of broadcasting information, as well as a valuable historical resource.
Ключевые слова: туризм, путеводитель, печатная продукция, поиск информации, простота в понимании.
Key words: tourism, travel guide, printed materials, information search, ease of understanding.
Когда мы думаем о предстоящей поездке в новом направлении, вряд ли первое, что придет на ум, – это карта или путеводитель. В современном представлении такие печатные материалы – прошлый век. Хочется перевернуть сложившееся мнение. Печатная культура не стоит на месте, создаваемый продукт меняется и модернизируется в ногу со временем и с потребностями современного потребителя. Например, когда мы слышим слово «газета», то сразу представляются черно-белые листы бумаги, без цветных картинок – такой образ сразу возникает в сознании каждого, кому задается подобный вопрос. Но стоит посмотреть на современные издания, как мнение меняется. Да, они так же могут быть черно-белые, но стильные и современные.
С помощью нового взгляда на привычные вещи, установленные стереотипы рушатся, и изменения приводят к новому восприятию старых и возможно забытых вещах.
Так и с туристическими путеводителями, картами городов и прочей атрибутикой мы уже забыли, что «вдохнуть новую жизнь» можно куда угодно, в любую продукцию, и особенно в печатные издания.
На протяжении всей истории развития туристической индустрии и обслуживания гостей города (в информационном и навигационном плане), начиная с периода ее становления, появилась актуальная потребность любого путешественника – подготовиться перед путешествием, то есть перед поездкой узнать, что можно посмотреть, где погулять, и «взять с собой определенный объем информации» о местах, которые запланированы к посещению (правильно спланировать определенный маршрут своего тура, чтобы посетить больше мест), где вкусно покушать, купить классный сувенир и т.д.
Нередко встречается и такое, что после своих путешествий люди сохраняют какую-то печатную продукцию (путеводители, карты, листовки), как говорится, «на память». Эти и другие потребности сформировали современную, широкую и разнообразную индустрию производства путеводителей, справочников, карт, атласов самого разного профиля, стиля и функционального назначения: путеводители для массового туризма, для отдельных категорий туристов, для разных видов и форм туризма, путеводители для гостей отеля (как фирменный, брендовый путеводитель), путеводители по ресторанам «высокой кухни», тематические, по городам и областям, путеводители по музеям, печатные и в онлайн формате, большие и толстые, маленькие и компактные, яркие и красочные (либо черно-белый, без цветных картинок и большим объемом информации) и т.д.
Про виды и информационный поток, который несут в себе путеводители, можно говорить очень долго, но нужны ли они в наш век информационных технологий, есть ли у них потребитель?
Информационное обеспечение туристов и городское гостеприимство сегодня составляет самостоятельный кластер, функционирующий по своим «законам», имеющий собственные правила в конкурентной борьбе, логистику и ориентиры.
Туристические путеводители – это форма информационного обеспечения людей, одна из важнейших форм обеспечения туристов информацией и справочными материалами, неотъемлемая составляющая индустрии туризма по всему миру, и, одновременно, часть печатной культуры, одна из форм коммуникации и способ трансляции необходимой информации. Издаваемые миллионами, они затрагивают огромный информационный спектр, отображая в себе не только адреса, но и многое другое.
Основная целевая аудитория, на которую преимущественно рассчитан путеводитель, – это путешественник, турист, интересующийся не только туристской проходимостью (маршрутами) и достопримечательностями, но и другими моментами жизни города. Большинство такой аудитории воспринимают его как один из потребительских товаров, необходимых во время подготовки и совершения будущего путешествия.
Сегодня восприятие путеводителя кардинально меняется как среди туристов (основных потребителей), так и среди исследователей моделей и форм информационной среды, условий и моделей развития туристской отрасли. Путеводители приобретают новые формы и форматы, расширяют свою целевую аудиторию, приобретают новые функциональные возможности, видоизменяются и осовремениваются.
Путеводители различаются по своей значимости, содержанию, функциональности, полноте, качеству, целевой аудитории и другим критериям. Все характеристики меняются с течением времени, как и само общество. Они изменялись и эволюционировали в соответствии с развитием индустрии туризма и гостеприимства, самого общества и его интересов к путешествиям. У потребителя появились новые потребности – где зарядить телефон, где есть бесплатный вай-фай (если вопрос туризма и незнакомых городов), где красивые видовые точки, где можно попробовать что-то новое и интересное – на все эти вопросы отвечают современные путеводители.
Путеводители, обращаясь к характеристике основных объектов того или иного туристского маршрута или пространства, косвенно затрагивают и другие сферы. Так, в свое время они выполняли прежде всего просветительную функции, иногда бывало – идеологическую и пропагандистскую, а сегодня все чаще – маркетинговую и рекламную. Зачастую грают роль «скрытой рекламы» – издатель незаметно для обычного глаза может вводить необходимую информацию, чтобы потребитель включал какие-то места в свои маршруты.
При всем таком многообразии свойств и характеристик туристские путеводители и сегодня, в эпоху тотальной «мобильностью» (век технологий и цифровых носителей), продолжают сохранять свою актуальность и востребованность в разных форматах – в электронных, онлайновых, печатных, ориентируясь на самые различные категории туристов, предлагая широчайший спектр организационных способов (маршрутов) и форм для ознакомления с новым местом, для туристов, которые хотят новых эмоций и впечатлений.
В условиях дефицита времени на подготовку к путешествию путеводитель призван заменить десятки книг по истории, географии, и культуре выбранного направления. Его задача – ввести человека в пространство путешествия, а нередко – и стать единственным указателем пути перемещения в иноязычной среде. Путеводитель выступает своеобразным, красочным, простым и понятным мини - справочником.
Так, создаются и пользуются популярностью разные форматы путеводителей по самым необычным местам: по спортивным объектам, гостиницам, рынкам и торговым центрам, и даже по кладбищам, подземельям, легендам, несуществующим местам и так далее. В этом контексте важно определить понимание самой сущности, жанра, содержания понятия «путеводитель». Из этих определений следует, что путеводитель – это издание, которое помогает путешественнику (туристу) в организации своего путешествия сочетать в себе практическую информацию со справочной (культурной и исторической), сведениями об определенной местности, объектах и явлениях (легендах, интересных фактах, о каком-либо месте).
Дизайн, как процесс организации предметно-пространственной среды, является одним из самых главных средств решения этих проблем. Однако, возможности дизайна и сфер его влияния довольно ограниченны, поэтому, в первую очередь, необходимо определить область актуальных задач дизайна на современном этапе развития города и принципы его работы со средой. При этом необходимо отметить зоны, не являющиеся предметом дизайнерского освоения, чтобы, исключив их, определить дальнейшую область работы дизайна.
В городском пространстве существует ряд зон, которые изначально создавались в качестве утилитарных без использования плана или проекта. Так, например, производственная среда, ввиду своей функциональной специфики, в основном создавалась без влияния дизайна. Многие участки одноэтажной и многоэтажной жилой застройки (прошедших лет и столетий) формировались стихийно на протяжении долгого времени. Также стоит отметить, что существуют участки и элементы города, которые еще не освоены или находятся в заброшенном состоянии. Сам по себе, без заказа, дизайн не может изменить существующую ситуацию.
В последние десятилетия сохранение культурного наследия стало важнейшей глобальной задачей разных стран. Современная тенденция к широкомасштабной урбанизации ставит вопрос о том, каким образом может осуществляться новое развитие, обеспечивающее уважение и сохранение внутренних ценностей и уникальных качеств (строительств), унаследованных от предыдущих поколений, особенно в городских районах.
Таким образом, одна из важнейших задач современного графического дизайна состоит в научном анализе сложившейся исторической и культурной ситуации, разработке и выполнении рекомендаций по формированию целостной и гармоничной городской среды и ее отдельных объектов (городских пространств), выявлении и уточнении новых ценностей, массового производства и рекламы, а также в попытке сохранения исторического образа города, демонстрируя красоту прошлого.
Визуальные и коммуникативные инструменты дизайна стоит рассматривать только как объект реального социального значения. И значительный вклад в это внес философ французского происхождения Жак Деррида, занимавшийся вопросами семиотики и изучения языка как знаковой системы. Благодаря его идеям, в частности, практически все, что нас окружает (в том числе и графический дизайн) можно рассматривать как знаковую систему, как систему отношений (подразумеваются современные пиктограммы).
Основная задача дизайнера, работающего с информацией, в первую очередь, – не сделать красиво, а сделать понятно, чтобы все слои населения и приезжие (туристы, иноязычные туристы), без проблем смогли ориентироваться в городских пространствах. Каждый из нас сталкивался с непонятными схемами в учебниках, в метро, с не понятной навигацией, – и все это является следствием некачественно выполненной работы дизайнеров. Важным для понимания является также тот факт, что при печати происходит перекодирование вербальной информации в визуальные формы, транслирующие определенную знаковую систему, которая и является языком с национальным признаками.
Верстка и оформление графических изданий в свою очередь являются отдельными знаковыми системами, они тоже активно фиксируются при восприятии вербальной информации.
Специфика творчества дизайнера графика заключается в том, что он должен не только сообщить зрителям конкретную информацию, но и соответствующим, правильным образом преподнести ее до потребителя, чтобы она стала простой и понятной без дополнительного объяснения («посмотрел и пошел»). Поэтому графический дизайнер – это и проектировщик, умеющий выбирать средства, необходимые для успешного решения той или иной коммуникативной задачи (если стоит вопрос о дальнейшем воплощении в жизнь, необходимо сразу, на этапе проектирования продумывать, из чего можно сделать ту или иную конструкцию. Если речь идет не только о печатных изданиях), и маркетолог, который легко ориентируется на рынке актуальной информации (при поиске информации необходимо отсеивать не достоверные или устаревшие данные) и хорошо представлять, кто может быть ее потенциальным потребителем, и психолог, знающий законы зрительного восприятия человека.
Композиция, цвет, шрифт – все это важные инструменты современного дизайнера, с помощью которых он облекает информацию в форму, структурирует ее, расставляет акценты и при необходимости обогащает дополнительной смысловой нагрузкой.
Вокруг человека на сегодняшний день огромное количество информации, и все труднее становится ориентироваться в ней, поскольку одна часть из нее является информационным шумом, другая является недостоверной, третья кажется попросту неинтересной. Так, например, на сегодняшний день человек, работая в интернете, редко тратит на один блок информации, например, статью, больше двух минут. Поэтому важно, чтобы данная информация была визуально организована таким образом, чтобы за это время главный ее посыл был усвоен. В противном случае для человека есть риск «информационной перегрузки».
Туристские путеводители неоднозначно понимаются в современной индустрии туризма, что во многом обусловлено множественностью их форм и форматов представления. При этом туристские путеводители выполняют целый ряд функций, позволяющих потребителю правильно воспринимать информацию.
Маслова Е.В. СЕКЦИЯ "Графический дизайн"
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.