УДК 725.7
Заблоцкая В. А., Филиппова С. В., науч. рук.: Аюкасова Л. К. (Россия, г. Оренбург, Оренбургский государственный университет)
Zablotskaya V. A., Filippova S. V., scientific supervisor: Ayukasova L. K. (Russia, Orenburg, Orenburg State University)
ПОЛИТИКА, БИЗНЕС, АРХИТЕКТУРА – ТРИЕДИНСТВО УСПЕШНОГО СРЕДОВОГО РАЗВИТИЯ
POLITICS, BUSINESS, ARCHITECTURE – THE TRINITY OF SUCCESSFUL ENVIRONMENTAL DEVELOPMENT
Аннотация: Архитектура создает как физические, так и символические границы траектории индивидуальной и общественной деятельности. То, как сформировано пространство – является ли оно доминирующем или сетевым, система ли это коридоров или открытое пространство, какой крутизны лестницы и какой ширины проемы – все это волей-неволей зависит от политики и бизнеса. Коммерческая сфера является одно из важных областей реализации своих творческих устремлений для архитекторов, градостроителей и дизайнеров. Все имеющиеся в нашем распоряжении исследования свидетельствуют о том, что у самых своих архаичных корней архитектура, как и другие виды искусства, неразрывно связанна с указами и законами, бюджетом и капиталом, так или иначе направленными на трансформацию сознания.
Abstract: Architecture creates both physical and symbolic boundaries of the
trajectory of individual and social activity. How the space is formed – whether it is dominant or networked, whether it is a system of corridors or an open space, how steep the stairs are and how wide the openings are – all this willy-nilly depends on politics and business. The commercial sphere is one of the important areas of realization of their creative aspirations for architects, urban planners and designers. All the research at our disposal shows that architecture, like other types of art, is inextricably linked with decrees and laws, budget and capital, aimed at transforming consciousness in one way or another, at its very archaic roots.
Ключевые слова: архитектура, бизнес, экономика, развитие, политика, культура
Key words: architecture, business, economy, development, politics, culture
Архитектура – одна из наиболее понятных и одновременно сложных сфер искусств. Архитектура понятна как простому человеку, так и великому ученому, но для каждого смысл будет интерпретирован по-разному. Не нужно иметь специального образования, чтобы восторгаться и даже вынести какой-либо урок из представленного великолепия. Но нужно почувствовать на себе сущность эпохи, чтобы эффект, заложенный автором, достиг своей цели.
Архитектура создает как физические, так и символические границы траектории индивидуальной и общественной деятельности. То, как сформировано пространство – является ли оно доминирующим или сетевым, система ли это коридоров или открытое пространство, какой крутизны лестницы и какой ширины проемы – все это в той или иной степени зависит от политики и бизнеса.
Все имеющиеся в нашем распоряжении данные свидетельствуют о том, что в своих самых архаичных корнях архитектура, как и другие виды искусства, неразрывно связана с сакральным, религией, политикой и федеральным бюджетом, так или иначе направленным на трансформацию сознания. Фактически, любой известный образец архитектуры прошлого более или менее четко воплощает политическую модель, присущую месту и времени, стабилизируя ее в виде определенной организации пространства. Даже если организовывать пространства на практических особенностях, концепция в любом случае будет отвечать определенным нормам, главенствующим в той или иной пространственно-временной структуре, и поэтому исключительное сходство архитектурных и художественных композиций современным им формам политического устройства оказывается вполне закономерным. [3, С. 79-82]
В архитектуре, порождаемой теми или иными локальными историческими сообществами, следует выделять по меньшей мере два взаимосвязанных вида сообщества: осуществляемых, во-первых, через пространственную фиксацию конкретных хозяйственно-практических, жизнедеятельных циклов, а во-вторых – через определенный тип образно-композиционного мышления. Возникаем второе изменение потому, что в каждом своем произведении архитектура, помимо решения какой-то локальной задачи, стремится установить некую высокую нормативную планку и предложить наглядный образец, с помощью которого сообщество сможет удерживать и транслировать из поколения в поколение определенный эффективный строй мышления, воспринимаемый одновременно как «свой» и как универсально истинный [3, С. 84-88].
Рассуждая о политическом влиянии, на наше мировоззрение, можно обратить внимание на политические решения Сталина и влияния его решений на бюджет. В июле 1935 года государство оценило результаты и, наконец, издало указ о Генеральном плане Москвы. Генеральный план Москвы был модернизирован и, среди прочего, включал идеи городского развития. Будущая перспектива была направленна на развитие многоэтажного строительства (более 6 этажей) на первоклассных улицах, а также разработка должна проводиться целыми ансамблями, а не отдельными зданиями [1, С. 10-16].
• Размер городского блока должен увеличиваться с нынешних 1,5-2 до 9-15 га.
• Новое развитие должно быть ограничено плотностью до 400 человек на 1 га.
• Здания должны быть не менее 6 этажей; 7-10-14 этажа на первоклассных улицах.
• Набережные — это первоклассные улицы, только зональные для первоклассного жилья и офисов.
Эти правила фактически запретили недорогое массовое строительство в старом городе и «первоклассные» улицы, а также односемейное жилищное строительство. Недорогая разработка продолжалась в отдаленных районах, но большинство фондов было направлено на новые, дорогие «ансамблевые» проекты, которые ценили фасады и величие больше, чем потребности переполненных городов.
Если рассматривать послевоенную архитектуру, которая иногда воспринимается как единый стиль, была фрагментирована как минимум четыре вектора развития:
Жилищное строительство в послевоенных городах было разделено по рядам арендаторов. Не было сделано никаких усилий, чтобы скрыть предметы роскоши; иногда они были очевидны, иногда преднамеренно преувеличены (в отличие от простого дома Иофана на набережной). На верхнем уровне находились резиденции сталинских чиновников; так же был Дом Львов 1945 года Ивана Жолтовского (Дом Львов был спроектирован Николаем Гайгаровым и М. М. Дзиско из Жолтовского мастерской. Жолтовский руководил и продвигал проект), роскошную резиденцию для маршалов Красной Армии. 1947 г. Маршал-квартиры у Лев Руднева, на том же самом блоке, имел фондовый бюджет ют менее экстравагантный внешний пакет. Для каждого ранга сталинской иерархии существовал отдельный тип здания.
Высококлассные здания можно легко идентифицировать с помощью контрольных деталей, таких как расстояние между окнами, пентхаусами и эркеры. Иногда относительный ранг и оккупация арендаторов представлены украшениями, иногда мемориальными досками. Обратите внимание, что это все московские черты. В небольших городах социальная элита обычно составляла только один или два класса; В Санкт-Петербурге всегда был запас дореволюционного пространства роскоши.
Сталинская архитектура отражала всю мощь политических деятелей, здания правительства были гиперболизированы. Правительство направляла фондовые деньги на создания этих величественных зданий.
После смерти И. В. Сталина отношение советского руководства к архитектуре и градостроительство поменялось.
7 декабря 1954 года на Всесоюзном совещании строителей «практика украшательства в архитектуре была подвергнута жесткой критике. Было решено повсеместно развивать индустриальные методы строительства и типовое проектирование, повышать темпы строительства и увеличивать его экономичность». Ничем необоснованные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и другие архитектурные излишества, приобретенные из прошлого, стали многочисленным явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся.
Так, например, в г. Москве в жилых домах по улице Горького (архитектор Жуков), по Можайскому шоссе (архитектор Чечулин), по Ленинградскому шоссе (архитекторы Готлиб и Хилькевич) и в ряде других домов в угоду помпезности, применены многочисленные колонны, портики, сложные карнизы в другие дорогостоящие детали, придающие домам архаический вид. В то же время не было уделено должного внимания удобной планировке квартир в этих домах и благоустройству территорий.
По мнению Александра Зиновьева, «вмешательство руководства страны и партийных чиновников в архитектурное проектирование было делом некомпетентным. Этот фактор на протяжении нескольких десятилетий не давал развиваться другим стилям, отдалял советскую архитектуру от общемировых тенденций. Если при И. В. Сталине требовалась переработка античного наследия и архитектуры Ренессанса, с обязательными колоннами, портиками, карнизами, то при Хрущеве, наоборот, был возможен только голый функционализм».
Благодаря постановлению в русский язык вошло устойчивое выражение «архитектурные излишества», применяющееся обычно в переносном смысле.
После реформы на смену «украшательства» пришла функциональная типовая архитектура. Те стройки, которые были начаты до этого попали под заморозку или просто остановлены. Появляются так называемые срочно доработанные архитектурные проекты. Здания уже строились, однако с них в обязательном порядке убиралась максимальное количество архитектурных декораций, если это было технически возможно. Здания потеряли свою эстетичность и индивидуальность. Благодаря этому резко увеличилась экономичность и функциональность, что позволило обеспечить всех жильём.
В наше время правительство так же влияет на архитектуру, но тесно работая с бюджетом. Существует федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», который реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».
Проект направлен на создание нового облика городов, обновление общественных пространств, чтобы помочь регионам, сохранить свой колорит и неповторимую архитектуру, создать атмосферу комфорта и безопасности, в которой людям разного возраста будет одинаково приятно жить, работать и активно отдыхать.
Основная задача проекта – дать новый импульс развитию муниципалитетов на всей территории нашей страны. Общественные пространства нового формата помогают не просто украсить города, а формируют новый культурный и социальный уровень жизни местных жителей, открывают новые экономические возможности.
В рамках проекта благоустраиваются общественные территории, парки, набережные, а также реализуются проекты Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, все это дает новый импульс развитию городов на всей территории страны. [2, С. 1-6]
Благодаря федеральному проекту благоустраивается два типа пространств: общественные и дворовые. Общественные территории нового формата не просто помогают украшать города, но и формируют при этом новый культурный и социальный уровень жизни местных жителей и открывают новые экономические возможности. Так, в прошлом году по всей стране было благоустроено 5265 общественных территорий, включающих парки, скверы, аллеи, пешеходные зоны и межквартальные пространства. Больше всего таких пространств модернизировано в Краснодарском крае (219), а также в Ставропольском крае (202), Ярославской области (157), Воронежской области (155) и Самарской области (144). [2, С. 16-25]
Отдельное внимание уделяется дворам. В 2022 году благоустроено 5798 дворовых пространств. Это придомовые территории, на которых устанавливаются лавочки и урны, устраивается освещение и асфальтируются проезды. В топ-5 регионов по количеству благоустроенных дворов входят Московская область (612), Ярославская (324), Самарская (318), Кемеровская (318) и Мурманская (232) области.
«С 2019 по 2022 год в рамках федерального проекта “Формирование комфортной городской среды” в регионах нашей страны благоустроено 55 383 территории, 11 063 из которых – в 2022 году. Здесь важно отметить, что плановый показатель прошлого года составлял 9611 территорий. Темпы реализации, опережающие план, говорят о востребованности программы, люди видят результаты и еще больше вовлекаются в процесс.
Что касается наиболее масштабных проектов, реализация которых ожидается в этом году, среди них можно отметить благоустройство парка «Взлёт» в микрорайоне Авиационном подмосковного города Домодедово, благоустройство «Солнечных аллей» в микрорайоне Солнечном Екатеринбурга и ещё множество территорий по всей стране.
Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» реализуется Минстроем России в рамках национального проекта «Жильё и городская среда». Цель проекта – к 2030 году улучшить качество городской среды в 1,5 раза, а также увеличить долю российских городов с благоприятной средой до 80%.
Примеры федерального проекта:
Г. Ессентуки Сквер в районе №5 2019 год
• Установлены тренажеры, новые скамьи, урны и фонари
• Обустроена детская площадка
• Уложена тротуарная плитка
с. Новоселицкое Центральный парк 2020 год
• Заменена тротуарная плитка
• Обустроена игровая площадка
• Установлены скамьи и урны
• Смонтировано освещение
Результаты проекта за год работы проекты (2019 год)
• Благоустроенно более 81 общественных пространства и дворовых территорий
• Более 160 проектов-победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды
• Более 40 участников мероприятий по вопросам благоустройства
• 299 городов по состоянию на 2019 год были признаны городами с благоприятной городской средой
• в 816 городах повысилось качество городской среды за 2019 год
«Благоустройство рекреационной территории в активно развивающемся микрорайоне города Екатеринбурга. Дизайн-проектом благоустройства предлагается устройство площадок для активностей, пешеходных дорожек, велопарковок, озеленение территории, в том числе посадка деревьев, кустарников, цветников, устройство газона, установка малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн и др.» в Домодедово реализуем масштабный проект по созданию парка в микрорайоне Авиационный. Основная задача проекта – обновить существующие рекреационные территории и создать пешеходную связь между основными общественными пространствами города. [2, С. 26-31]
Архитектура популярна в последние годы. К сожалению, ее растущая популярность прямо пропорциональна ощущению политического бессилия и культурного разочарования, которое испытывают архитекторы, когда речь заходит об эффективности их вклада в построение мира.
В этой противоречивой ситуации — если не принимать во внимание факт профессионального архитектурного «успеха» — важно скептически воспринять и осмыслить популярность архитектуры. Для этого нам стоит всерьез задуматься о бесспорной социальной и культурной власти архитектуры как репрезентации мира через образцовые формы реальных построек. На этом уровне проблема формы — как план существования архитектуры — имеет ключевое значение, а создание формы оказывается истинным и жизненно необходимым предназначением архитектуры.
Политика, бизнес и архитектура неразрывно связаны друг с другом. Во времена Сталина и Хрущева политика и бизнес были единым целым. Политика диктовала архитектуру и, как показывает практика, такой подход не ведет к улучшению облика городов, а только показывает величие правителя. В настоящее время бизнес только начинает подключаться к устоявшемуся взаимодействию политики и архитектуры с помощью федеральных проектов.
Библиографический список
1. Сталинская архитектура [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.hisour.com/ru/stalinist-architecture-28603/
2. Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/projects/selection/649/
3. Книга о полезной и красивой архитектуре. Архитектурная политика как драйвер развития городов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tehne.com/node/6359 /
Заблоцкая В. А., Филиппова С. В., Аюкасова Л. К. СЕКЦИЯ "Архитектура и строительство"
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.
-
- Posts: 172
- Joined: 21 Apr 2010, 16:09