Кудряшов М. А. СЕКЦИЯ "Графический дизайн"

VII Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Кулешова А.И.
Posts: 172
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Кудряшов М. А. СЕКЦИЯ "Графический дизайн"

Post by Кулешова А.И. »

УДК 77
Кудряшов М. А., канд. техн. наук (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
Kudryashov M. A., Ph.D. tech. Sciences (Russia, Tula, Tula State University)

ЖАНРЫ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
GENRES OF PHOTOGRAPHIC IMAGE


Аннотация: В статье представлена логика построения жанровых типологий и выделены основные современные фотографические жанры
Ключевые слова: Фотография, жанр, пиктореальный, неживописный
Abstract: The article presents the logic of constructing genre typologies and highlights the main modern photographic genres
Key words: Photography, genre, artistic, pictorial, non-pictorial


Обилие публикаций, посвященных фотографии, исключительно обширно и разнообразно. Развитие глобальной коммуникационной сети породило неисчислимое количество авторских изложений, многие из которых посвящены жанрам искусства светописи. Как показывает опыт учебно-методической работы, студент, погружающийся в их чтение, не редко начинает путаться в различных формулировках и определениях идентичных творческих направлений. Цель данной статьи представить логику построения жанровых типологий и выделить основные современные фотографические жанры.
В самом общем виде жанр изображения можно характеризовать как общность признаков, позволяющую сделать из совокупности всех существующих иллюстраций некоторую выборку [1].
Данное определение позволяет строить самые разнообразные жанровые классификации и типологии. Так, на основе отличительных характеристик фотографической техники возможно получить, например, жанр — «снято с использованием фотоаппарата Leica» [2].
Естественно полагать, что подобные классификации хотя и имеют место быть, но носят скорее характер важных технических описаний, позволяющих говорить о фотографии на солях хрома, платиновой, желатино-серебряной, соляной печати и тому подобное.
Рассуждая о жанрах, интереснее погрузиться в содержание фотографических снимков, их коммуникативное предназначение и обратить внимание на исследования, построенные в рамках размышлений, связанных с изображаемым объектом или объектами. Переместится, таким образом, из поля количественных в пространство эстетически и художественно качественных категорий.
Искусствоведы различают классические и присущие во многом исключительно фотографии, собственные жанры отпечатков. Классические, идентичные принятым в типологиях живописи, называют живописными или пиктореальными (см., например [3]). Собственные же, «неживописные» связывают с публицистической, рекламной и коммерческой природой многих существующих и востребованных снимков.
Бесспорно, из пиктореальных жанров главными являются следующие три:
1. Натюрморт — объектом фотографической съемки является совокупность элементов неживой природы. На первый взгляд данное определение вызывает ложное представление о содержательной пустоте создаваемого снимка. Создает впечатление, что натюрморт не что иное, как сухое, констатирующее сюжет, не имеющее отношение к автору изображение. Тем не менее, снимок «неживой природы» — это средство яркого эмоционального выражения, тонкого образного восприятия и, возможно, острого невербального текста [4].
Предмет в плоскости кадра натюрморта, это не его повседневное, бытовое предназначение — это образ процесса, действия и личности. Задумываемся ли мы о смысле вещей, которые нас окружают? Задаем ли себе вопросы: «Почему в нашем интерьере присутствуют вазы со сколотым временем декором, никчемные и не представляющие ценности статуэтки, изящные непригодные к использованию бутыли светлого и темного стекла, потерявшие аромат сухоцветы, незатейливые сувениры и мелкие безделушки? Почему книги расставлены в отсутствии логического порядка и рядом с ними бензиновые зажигалки, старинные подсвечники, сломанный будильник и стеклянные шары?» А ведь каждая форма на подоконнике, стеллаже, столике, тумбочке, комоде, в рамке на стене, на дверной ручке, кресле, диване, люстре... Это олицетворение жизненного опыта, память о путешествиях, работе, людях, радостях, невзгодах и переживаниях на определенном отрезке жизненного пути.
Натюрморт может быть поставлен, в результате чего предметы получают внутреннюю связь вследствие осмысления, осознанного представления автором их содержания. Постановку предметов называют академическим натюрмортом. Напротив, предметы могут обрести друг друга, образовать композицию незаметно, по наитию, в течение повседневной жизни и лишь в последствии стать увиденными, понятыми художником. Такой натюрморт в большей степени свойственен фотографии, нежели живописи.
2. Портрет — объектом фотографической съемки является человек или группа людей, не участвующих в каком-либо действии. Так, изображение человека, играющего на скрипке, — это портрет, но снимок скрипача, исполняющего произведение вместе с симфоническим оркестром (не на фоне его!), вряд ли можно отнести к рассматриваемому жанру.
Портрет один из сложнейших жанров фотографии, поскольку задачей портретиста является выражение внутреннего мира и настроения модели посредством ее же внешности, но через призму собственного взгляда [5]. Фотограф не только в высшей степени должен владеть мастерством обращения с фотографической и осветительной аппаратурой, но и быть наблюдателем, собеседником, знатоком анатомии, психологом, актером. Все для того, чтобы заметить естественные позу, выражение и нередко скрываемые черты лица, анатомические особенности фигуры, показать и подчеркнуть их светом, пластикой рисунка объектива и тональным ключом отпечатка.
Портрет часто подчиняют внутренней типологии, отметим некоторые, возникающие при этом, жанровые направления:
а) двойной портрет — изображение пары людей. Мастерство фотографа при создании снимка заключается в поиске общности характеров портретируемых и выражении ее в схожести поз, моментов движения, анатомии.
б) групповой портрет, в большинстве случаев корпоративный — изображение коллектива, команды в идентичности внешнего вида.
в) официальный, деловой, имиджевый портрет — профессиональное направление, сложное тем, что необходимо создать, смоделировать образ модели на заказ. Часто на подобных съемках приходится сталкиваться с политтехнологами, имиджмейкерами и визажистами не по собственным предпочтениям.
г) антропометрический портрет — не художественный, исключительно профессиональный жанр, задачей которого является изготовление снимка для документов. Многие фотографы не придают этому виду съемок серьезного значения, порой именуя неудачные портреты «фотографией на паспорт». Однако даже поверхностное ознакомление с требованиями, предъявляемыми к фотографиям международными визовыми центрами, не говоря уже о задачах криминалистики, позволяет говорить о необходимости обширной теоретической и практической подготовки для работы в этом жанровом направлении.
д) автопортрет — поиск личного художественного представления, объективного взгляда на собственную персону. Лишенные стереотипов, амбиций и эгоизма снимки — очень редкие участники фотографических экспозиций.
2. Пейзаж — объектом съемки является природный или архитектурный ландшафт. Многие профессионалы не считают этот жанр достойным внимания, бытует мнение, что пейзажи фотографируют лица не имеющие темы для работы и творчества.
Напротив, пейзаж — это «зеркало души» светописца, способ поиска, выражения себя в природе и течении жизни, олицетворенном в облике городов, сел и деревень [6]. Разве не удивительно, что человек имеет возможность видеть собственные, внутренние мироощущения и переживания отраженными в не принадлежащих его собственным рукам грандиозных творениях? Раскрывать тот факт, что личный жизненный опыт похож, близок и родственен просторам, деталям и уголкам окружающей бесконечной действительности?
Настроение пейзажа живет внутри: он бывает хмурым и серьезным, веселым и игривым, увлеченным и задумчивым, спокойным и неизменным, интригующим и обманчивым, вечно свойственным нашей с ним единой природе. Пейзаж почти всегда является слиянием стихий, практически любой снимок показывает соприкосновение ландшафта и облаков, моря и небосвода, горизонтального пространства и выси, и в этом театре гармонии или конфликта, любви или противостояния разворачивается образная сцена дорог и деревьев, изображающих жизненный путь, стаффажей и архитектурных деталей, намекающих на человеческое присутствие, природных явлений, создающих комедию или драму на фоне борьбы или спокойствия. Пейзаж, это не прогулка и путешествие, это кропотливая и серьезная работа — это жанр одиночек.
«Неживописные» жанры в некотором смысле свойственны и живописи, но в преимущественной степени представлены в фотографии. Прежде всего это:
1. Репортаж — объектом фотографической съемки является событие, какое-то происходящее действие. Его возникновение и существование стало возможным исключительно благодаря появлению фотографии, возможности мгновенного получения фактически точного изображения скоротечного, динамического сюжета. Репортаж оказал наиболее значимое воздействие на разработку конструкций фотографической техники.
Главной задачей репортажа является создание фактуры события, получение иллюстраций, являющихся неопровержимым доказательством, документом, удостоверяющим произошедшее. В связи с этим репортажному снимку «прощаются» многие художественные недоработки: недостаточная резкость, неправильная глубина резкости, «плоский» свет, не выявляющий пластики сюжетных деталей, не вполне удачное кадрирование, в небольшой степени недодержка или передержка. Если же мы видим репортажный снимок с безупречными художественными качествами, если же «решающему мгновению» сопутствуют отличные композиция и светотень, то пред нами не профессиональный отчет, а произведение изобразительного искусства [7].
Основной вопрос репортажа: «В чем объективность — фотограф может участвовать в событии или же должен максимально опосредованно его наблюдать?». Ответы на него мы видим на протяжении всей истории жанра .
2. Рекламная фотография — объектом фотографической съемки является сюжет, изображение которого будет участвовать в рыночном продвижении какого-либо продукта или бренда. Безусловно рекламная фотография это исключительно коммерческий, профессиональный жанр, требующий тонкого эстетического чутья и первоклассной технической подготовки. Именно в этом жанре фотография наиболее тесно соприкасается с дизайном, зачастую снимки выполняются не только фотографом, а целой командой осветителей, визажистов, стилистов, графиков, декораторов и оформителей.
К настоящему времени рекламная фотография породила немалое количество обособленных и популярных направлений, опирающихся практически на все фотографические жанры и характеризующихся спецификой технического исполнения, свойствами потребительских трендов, рыночной конъюнктурой визуального произведения. Распространены такие течения рекламной фотографии, как фуд-фото, предметная, интерьерная, архитектурная съемка и прочие.
Особое место в рекламе занимает фотосъемка, связанная с индустрией моды или фотография в стиле фэшн. Она порождает не только плеяду звездных имен, но и нескончаемый ряд специальных технических решений, устройств, позволяющих получать результаты непревзойденного качества. С уверенностью можно сказать, что фэшн-фотография является одним из главных жанровых направлений, стимулирующих технический прогресс [8].
В практике работы можно столкнуться как с художественным, творческими, так и исключительно документными, сугубо техническими, исполнительскими задачами. Во всех случаях от творца требуется четкое представление понятий красота, эстетика и качество.

Библиографический список

1. Березин В. М. Фотожурналистика: учебник для вузов / М: Издательство Юрайт, 2023.
2. Leica Oskar Barnack Award [электронный ресурс] – режим доступа: https://www.leica-oskar-barnack-award.com/en/.
3. Хорошилов П. В., Логинов А. В. Пикториальная фотография в России: 1890-1920-е годы / М: Арт-родник, 2002 г.
4. Фотография. Энциклопедический справочник / Минск: Белорусская энциклопедия, 1992.
5. Панфилов, Н. Д., Введение в художественную фотографию. / М., Планета, 1977.
6. Джойнсон С. Пейзажи; пер. с англ. Ф. Коновалова. / М.: АСТ: Астрель, 2006.
7. Дыко, Л., Иофис, Е., Фотография, ее техника и искусство. М., Искусство, 1960.
8. Шнейдеров В. С. Фотография, реклама, дизайн на компьютере. /СПб: Питер, 2004.
Locked

Return to “Дизайн XXI века”