УДК 721.021
Пысларь М.С., доц. (Россия, г. Смоленск, ФГБОУ ВО Смоленский государственный университет)
Pyslar M.S., docent (Russia, Smolensk, Smolensk State University)
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ АРХИТЕКТОРОВ
INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR TRAINING ARCHITECTS
Аннотация: рассмотрены возможности обучения студентов-архитекторов инновационным программным обеспечением
Annotation: the possibilities of teaching architecture students with innovative software are considered
Ключевые слова: обучение архитекторов, информационная модель, информационная модель объекта капитального строительства, цифровая трансформация строительной отрасли, комплект BinD
Key words: training of architects, Information Model, information model of the capital construction object, digital transformation of the construction industry, BinD kit
В 2018 г. Президент РФ Владимир Владимирович Путин дал поручение Правительству – организовать все необходимые условия для перехода строительной индустрии на BIM-технологии. В целях модернизации строительной отрасли и повышения качества строительства обеспечьте: переход к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства путем внедрения технологий информационного моделирования; принятие стандартов информационного моделирования, а также гармонизацию ранее принятых нормативно-технических документов с международным и российским законодательством; формирование библиотек типовой проектной документации для информационного моделирования; подготовку специалистов в сфере информационного моделирования в строительстве; стимулирование разработки и использования отечественного программного обеспечения для информационного моделирования зданий и сооружений [1].
Все специалисты проектных организаций, в частности архитекторы, должны стать первыми участниками информационной трансформации отрасли. Для таких преобразований необходима модернизация подготовки кадров для строительной отрасли. Проанализируем обучение по специальности «Архитектура» на территории России. В 2022 году в 81 высшем учебном заведении есть специальность, обучение проходит по 25 программам. В связи с реформами, в профильных ВУЗах страны назрела необходимость создания единого подхода к обучению 3-D программированию. В данный момент архитектор-бакалавр обучается 5 лет, архитектор-специалист 6 лет и архитектор-магистр 7 лет. Обучение компьютерному проектированию происходит со второго курса. На сегодняшний день самые популярные программы среди студентов: ARCHICAD, SketchUp, Lumion, Renga. Для того чтобы студенты могли работать в них легально, необходимо зарегистрироваться на сайте разработчика и получить разрешение работать в «учебной» версии продукта. Из перечисленных программ для полноценного BIM-моделирования подходит только ARCHICAD. Building Information Model (BIM) - метод проектирования, при котором учитываются все параметры, связанные с жизненным циклом объекта. Начиная с проекта, затем реализация, после эксплуатация и демонтаж объекта.
Цифровая трансформация строительной отрасли в г.Москве и в г.Санкт-Петербурге состоялась в 2023 году. К 2024 году в минстрое планируется дальнейшая трансформация строительной отрасли в остальных регионах и интеграция данных систем регионов в единую информационную вертикаль. В Градостроительный кодекс РФ ввели понятия «информационная модель объекта капитального строительства» и «классификатор строительной информации». Требования к формированию и порядок ведения данного классификатора устанавливает министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Таким образом, для модернизации образования в строительной отрасти и обеспечение высококвалифицированными кадрами индустрии, необходима работа профильных министерств – строительства и ЖКХ и науки и высшего образования России.
Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. № 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных", внедрен новый классификатор для реестра российского программного обеспечения, включающий в себя, в том числе новый отдельный класс программ для BIM — 9.9. Системы информационного моделирования зданий и сооружений, архитектурно-строительного проектирования (BIM, AEC CAD) [2].
Рассмотрим отечественный рынок компаний программного обеспечения. Лидерами среди разработчиков ПО для проектировщиков, в том числе архитекторов, являются: Revit, AutoCAD, ARCHICAD. Они являются западными продуктами, для работы в них требуется дорогостоящая платная лицензия. Проанализируем основные проблемы этих систем. Основной недостаток Revit – отсутствие внятного 2D-редактора, а также недоработанный инструментарий для сложных архитектурных моделей. Среди программ автоматизированного проектирования лидером в проектных организациях России является AutoCAD. Его основные недостатки: не читаются чертежи выполненных в других системах, невозможна трехмерная параметризация, отсутствует история построения. ArchiCAD трудоемкая программа для специалистов, так как требует запоминания большого количества сложных комбинаций, высокой мощности компьютера и времени для детальной разработки всех разделов, что является тяжелым для остальных проектировщиков организации, выполняющих менее сложные манипуляции в программе. В России есть отечественный аналог – Renga. Ее выпустила в 2014 году фирма АСКОН. Компания основана в 1989 году в Санкт-Петербурге, профиль работы организации – разработка программного обеспечения, специализация – автоматические процессы в проектной деятельности. Программу Renga позиционируют как полноценный аналог импортозамещения и широко рекламируют. Специалисты отрасли рассматривают ее как перспективный продукт. В ближайшее время ее разработчики планируют сотрудничество с другой отечественной разработкой – КОМПАС-3D. Система автоматизированного проектирования Компас является первой разработкой компании АСКОН, зарегистрированная в 1989 году. Компас относится к пионерам отрасли. Продуктом их взаимодействия станет комплект BinD – инструментарий которого позволит формировать архитектурные формы любой сложности с параллельным информирование всех структур задействованных в проекте. Резюмируя, хочется отметить, переход на полноценное BIM-проектирование всей отрасли России в данный момент затруднителен, но специалисты уверяют, что в ближайшее время будет работать единая платформа. Согласно постановлению правительства РФ от 15 сентября 2020 года №1431 строительная отрасль начала переход на технологию информационного моделирования с 1 января 2022 года. Применение технологий информационного моделирования, или BIM-технологий, станет обязательным на всех объектах государственного заказа [3].
Эволюции системы автоматизированного проектирования (САПР) в России, условно, разделяют на несколько этапов:
1.1970-е гг. – появление систем автоматизированного черчения.
2.1980-е гг. – создание пилотных программ 3D-моделирования.
3.1990-е гг. – перевод проектов из одного программного обеспечения в другое без потери данных и улучшение качественных характеристик подачи материала.
4.2010-е гг. – появление виртуальной реальности (VR).
5.2020-е гг. – развитие расширенной реальности (XR).
Во втором десятилетии XXI века для того, чтобы студент мог проанализировать и разобраться в основной дисциплине профессионального цикла – «Архитектурное проектирование» необходимо смоделировать не только 3-d модель объекта, нужно иметь возможность «двигать» и «раскрывать» его в виртуальном пространстве, а при необходимости создавать анимацию. Для данных целей студенты-архитекторы изучают дополнительные программы. Artlantis и Тwinmotion для визуализаций экстерьерных и интерьерных пространств. Cinema 4D – программа для анимационных роликов архитектурной среды. Эти программы изучаются на старших курсах и требуют базовых знаний об архитектурном з-d моделировании. В требованиях к ВКР (выпускная квалификационная работа), в каждом вузе они индивидуальны, необходимо точно обозначить на каком уровне должна быть выполнена дипломная работа: количество графических чертежей, сложность и качество 3-d визуализаций, уровень и продолжительность анимации. В дальнейшем, при трудоустройстве, молодой специалист должен обладать компетенциями визуальной подачи проекта на высоком профессиональном уровне, т.к. при современных темпах развития строительной отрасли сроки сдачи проекта максимально сокращены и требуют мобильности в принятии решений, по сравнению с десятилетней давностью.
Для своевременной и конкурентоспособной подготовки молодых кадров строительной отрасли необходима постоянная профессиональная переподготовка преподавательских кадров вузов. Для этого нужно создавать обучающие центры в разных регионах страны, они могут базироваться на университетских площадках. Во всех высших учебных заведениях требуется технологическая инфраструктура высочайшего уровня. Необходимы компьютеры с высокой мощностью, программное обеспечение, которое бесплатно могут предоставлять партнеры и работодатели. Процесс обучения по специальности «Архитектура» сложный, длительный и дорогостоящий, поэтому для высокой мотивации студентов рекомендуется регулярное прохождение обучающимися практики на производстве, т.е. в проектных институтах, архитектурных мастерских и бюро, где студенты смогут видеть комплексный процесс проектирования. Перед архитекторами России третьего десятилетия XXI века стоит амбициозная задача – создать комфортную среду жизнедеятельности человека, не забывая о ментальных и этнических корнях страны. Компьютерное программирование должно помогать создавать самобытную архитектуру будущего.
Библиографический список
1. Поручение Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 г. № Пр-1235 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550966183
2. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. № 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных". [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/566085681
3. Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года №1431. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/565738494
Пысларь М.С. СЕКЦИЯ "Архитектура и городское строительство"
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.
-
- Posts: 172
- Joined: 21 Apr 2010, 16:09