Коновалов И.М. СЕКЦИЯ "Промышленный дизайн"

VIII Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Post Reply
Кулешова А.И.
Posts: 172
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Коновалов И.М. СЕКЦИЯ "Промышленный дизайн"

Post by Кулешова А.И. »

УДК 7.05
Коновалов И. М., канд. искусствоведения (Республика Беларусь, г. Минск, Институт современных знаний имени А. М. Широкова)
Konovalov I. M., Ph. D. (Belarus, Minsk, Shirokov's Institute of Contemporary Knowledge)

ЭСТЕТИКА НАРУЧНЫХ ЧАСОВ С ОТКРЫТЫМ МЕХАНИЗМОМ
AESTHETICS OF A WRISTWATCH WITH AN OPEN MECHANISM

Аннотация: выявлены особенности эстетической выразительности наручных часов с открытым механизмом.
Annotation: the features of aesthetic expressiveness of wristwatches with an open mechanism have been identified.
Ключевые слова: промышленный дизайн, техническая эстетика, дизайн часов, техноформа, выразительность техноформы.
Key words: industrial design, technical aesthetics, watch design, technoform, expressiveness of technoform

В промышленном дизайне действующий механизм изделий обычно скрывается оболочками, чье назначение исходит из утилитарных и эстетических соображений: в утилитарном смысле оболочки, своеобразная «кожа», предохраняют механизм от повреждений, попадания загрязняющих субстанций, влаги, а также предохраняют оператора от травматического контакта с рабочими элементами конструкции; в эстетическом смысле оболочки придают изделию визуальную целостность, могут выглядеть более располагающими и безопасными, чем действующий «организм» изделия. Особенно важна эстетическая завершенность и художественная выразительность оболочек в изделиях бытового назначения, в которых внешнее оформление, пластическое и колористическое решение отвечает за привлекательность и образность продукции, может транслировать имидж и социальный статус владельца.
Между тем, непосредственная красота техноформы не осталась незамеченной для дизайнеров, особенно в контексте постепенного утверждения на протяжении XX в. технической эстетики машин как самоценного явления в мире предметного искусства. Так, В. И. Тасалов пошагово рассмотрел проникновение и утверждение технического-прометейного в искусстве и культуре [1]. И если привычные функциональные техноформы давно утвердились в обустройстве предметно-пространственной среды человека, обрели традиционные формы и внешнее оформление, то другие способы реализации технического сформировали самостоятельный техно-стиль в дизайне, в котором, следуя за жестом раскрытия оболочек, утверждается эстетика чистой, обнаженной механической конструкции. В таком случае раскрытие технических узлов переводит их в переживаемое эстетическое состояние, они обретают художественную выразительность и поэтический символизм. В других случаях образ техноформ относительно времени, материалов и технологий сформировал новые стилистические направления, например, стимпанк, дизельпанк, индастриал, открывающие фантастические измерения и метаморфозы технических устройств [2], [3].
Осознание собственной художественной выразительности механизмов привело к тому, что начали создаваться изделия, имеющие прозрачные корпуса – в таком решении их рабочий механизм по-прежнему был защищен, но теперь он брал на себя основную визуальную нагрузку, обеспечивая эстетическую реакцию у зрителя или пользователя. Рассчитывая на реакцию зрителя, создавались единичные подиумные уникальные модели, например, полностью прозрачный автомобиль «Deluxe Six», созданный компанией «Pontiac» в 1939 г. для Всемирной выставки в Нью-Йорке или малотиражные изделия, как полупрозрачные модели пианино «IDyllic» и «Translucid» бренда «Haessler» («Blüthner», 2024 г.). На реакцию и вкусы пользователя в прозрачных корпусах выпускаются калькуляторы, смартфоны, системные блоки компьютеров, а также настенные, настольные и наручные часы.
Объектом данного исследования являются наручные часы, как наиболее распространенный вид серийных и индивидуальных бытовых приборов. Исследование часов в прозрачном корпусе показывает проектные, конструкторские и художественные аспекты эстетической выразительности изделий с открытым механизмом.
В историческом ракурсе часового искусства дорогие и ценные карманные хронометры помещались в защитную оболочку с откидной крышкой. За исключением штучных наручных часов-браслетов в XVI и XIX вв. наручные часы начали массово выпускаться к концу XIX в., получив особое распространение в виду очевидной сподручности в среде военных. Последующее совершенствование механизма, изобретение кварцевого и электронного механизмов и внедрение новых нетрадиционных материалов обеспечило достаточно широкий ассортимент изделий бытового, имиджевого, статусного и профессионального назначения. Впервые наручные часы с частично открытым механизмом за счет прорезей в циферблате стали появляться в 1970-х гг., а модели с прозрачным донышком и циферблатом получили распространение с 1990-х гг. В настоящее время на рынке представлены сотни моделей-скелетонов разных конструкций и ценовых категорий.
Основной художественный прием в рассматриваемых часах заключается в проектном решении, позволяющем пользователю увидеть полностью или частично часовой механизм. Для этого корпус мог выполняться из прозрачного материала (ударопрочное стекло, пластмасса), прозрачным становилось донышко, а циферблат мог быть прозрачным или полностью отсутствовать – в таком случае часовые и секундные отметки проставлялись на боковой поверхности корпуса или специальном встроенном внутреннем кольце. Также для усиления впечатления от хода часового механизма в мостах лишняя площадь максимально вырезалась, и они приобретали скелетообразный вид, от чего часы данной конструкции получили название часов-скелетонов. В некоторых недорогих моделях мосты выполнялись из прозрачных материалов, максимально открывая красоту механизма.
В высоком часовом дизайне красота механического механизма визуализируется раскрытием-обнажением выразительности и совершенства систем спуска, маятника, ремонтуара и ангренажа, состоящих из баланса, трибов, шестерней и пружин, сцепления анкерного колеса с анкерной вилкой, рубиновых камней-подшипников, предъявляя гипнотические ритмы подлинного часового хода. Красота часовой механики обусловило превалирование часов с механическим ходом над значительно менее распространенными моделями часов с кварцевым и электронным механизмами, которые лишены выраженного движения деталей, выглядят статичными, более простыми, менее детализированными, чаще всего оперируя геометрическими стальными и пластиковыми плоскостями, отсеком элемента питания, фурнитурой крепления.
Кроме непосредственного приема раскрытия механизма, художественная выразительность изделий основывается на комбинировании разных материалов, металлов и покрытий, изменением композиции деталей механизма, изменением конструкции, композиции и пластики мостов. Также имеет место ювелирная декоративная обработка и повышение декоративности посредством украшения корпуса и деталей механизма.
Сочетания разных металлов и напылений, а также способов обработки деталей (полировка, матовое и шершавое покрытие, радиусные, поперечные и продольные штрихи, микрорельефная текстура) позволяют выражать в приборах разные настроения, придавая им чувственно-эстетическое интонирование (серьезные, угрюмые, хищные, футуристические, нарядные, сказочные). Например, полностью черные часы «Logical One Enraged» («Romain Gauthier», 2016 г.), выпущенные серией в пять экземпляров, с открытым механизмом в титановом корпусе с матовым напылением выглядят жестко-футуристично и космически; угрюмость пластически отточенного черно-серого механизма с двумя смещенными циферблатами и устройством постоянной силы разбавляется стальным блеском винтов, цепи фузеи-улитки, темно-розовыми камнями и цифровыми знаками. Космические ассоциации возникают и из-за особенностей восприятия света, падающего на черные поверхности, когда рельеф читается частично, напоминая снимки из космоса. Сочетания темно-розовых элементов с черным позволили авторам обзора назвать часы «пришедшими в ярость» [4].
Циферблат и донышко прозрачные в скелетон-модели «Andrea Pirlo Project» дайверской серии часов «Rolex Submariner» (2019 г.), созданы в единственном экземпляре. В данной модели корпус и браслет сделаны из высококачественной стали, обрамление циферблата – из кованого карбона, металл с мостов механизма максимально вырезан для создания ощущения скелетности; кроме стальных и латунных деталей, другие детали покрыты рутениевым напылением, дающим сложный темно-серый оттенок, ротор выполнен из позолоченного вольфрама с индивидуализированной гравировкой. Естественные цвета металлов и различные напыления создают технический колорит, придающий настроение приборам: нежно-розовые и золотистые детали контрастируют с суровостью матовой и полированной стали [5].
Конструкции скелетированных мостов также влияют на эстетику изделий, как это видно в сопоставлении моделей «CIGA Design X021-BLGO-W25BK», «AGELOCER 9204S11», «CIGA Design Z061-IPTI-W5BK». Первые часы названы маркетологами «дикими и авангардными»: черно-серый квадратный закругленный двуслойный титановый корпус соединен с внутренним корпусом четырьмя амортизирующими пружинами – такая ударопрочная подвеска внедрена в часы впервые [6]. Части корпуса скреплены четырьмя позолоченными винтами, дополняющими прорезиненную позолоченную заводную головку. Темно-серый механизм кажется висящим в воздухе за счет равных размеров окна донышка и циферблата; механизм удерживает крестообразная структура латунных мелко перфорированных скелетных мостов, напоминающих диагональный крест, завершающийся головками винтов корпуса. Дополняет комплекс резиновый черный браслет с глубокой рельефной структурой.
В модели «CIGA Design Z061-IPTI-W5BK» черная или темно-серая разветвленная структура мостов диссиметрична и упирается «лапками» во внутренне часовое кольцо корпуса такого же цвета. Диссиметрия мостов интересна тем, что она усиливает общее ощущение «живости» и подвижности ассиметричной композиции механизма, сохраняя и уравновешивая вертикальной осью симметрии симметричность корпуса и браслета. Прочие модели данного производителя также показывают, что цвет и характер структуры мостов оказывают выраженное влияние на их восприятие и образную выразительность.
Для обеспечения предельной прозрачности приборов, ряд производителей изготавливает прозрачными и сами корпуса. Так, в дорогих моделях используется синтетический сапфир, как у часов «Double Tourbillon 30° Technique» c тремя дополнительными циферблатами и турбийоном. Стрелки, мосты и детали механизма в круглом корпусе расположены слоями и создают необычные эффекты замкнутого пространства, наполненного механическим движением.
Корпус часов «AGELOCER 9204S11» выполнен из прозрачного синтетического сапфира и дополнен прозрачным силиконовым браслетом-бампером, соединяющийся с корпусом красными «лапками». Светло-серый стальной механизм дополняется четырьмя винтами в корпусе и стрелками. Внутри корпуса черное часовое кольцо и ассиметричные черные геометрические мосты: передние произвольно группированы в верхней части часов и удерживают механизм, а задние сгруппированы снизу и удерживают механизм турбийона, который, при такой композиции, контрастирует с черными передними мостами и часовым кольцом.
В часах может акцентированно приоткрываться особенная и нечастая деталь, например, удивительный механизм турбийона, изобретенный А.-Л. Бреге для частичной компенсации силы притяжения Земли. Так, у модели часов «Sappfire Infinite Walker Tourbillon» («AGELOCER») корпус, донышко и циферблат прозрачные, механизм турбийона – визуальный благородный акцент изделия.
Кварцевый механизм часов более скромен, однако и он открывает свою эстетику, как это видно в молодежной модели часов «Kiwi Vibes» компании «Swatch»: стальные и латунные части механизма мягко контрастируют с прозрачно-зеленым смягченно-геометрическим пластиковым корпусом; фруктовая свежесть киви-часов дополняется яркостью тончайшей оранжевой секундной стрелки. У модели «Big Bold Jellyfish» того же производителя прозрачные корпус и силиконовый ремешок, светлый кварцевый механизм гармонирует с белой часовой разметкой и единственным цветовым акцентом выступают яркие красная часовая, синяя минутная и желтая секундная стрелки.
Еще более непростая задача возникает в связи с «обнажением» маловыразительного рабочего блока электронных часов, где важнейшую роль играют индикаторная панель, микросхема и блок элемента питания. Наиболее частые решения все же скрывают «электронные внутренности», делая прозрачным корпус и браслет, например, спортивные крупные модели в прозрачных противоударных пластиковых корпусах серии «Transparent Pack» от бренда «G-Shock» («Casio»): закрывая механизм непрозрачным экраном, пресность индикаторной панели компенсируются дополнительными стрелками и индикацией дат. Другие примеры электронных часов показывают, что скромность механизма компенсируется его частичным сокрытием и добавлением спецэффектов, например, светодиодной подсветкой.
Поэтому абсолютно откровенной выглядит модель «Clock Kit» от «LED Digital Watch Electronic», в которой все детали электронного механизма предельно открыты в своей заводской буквальности, с охристым цветом основы платы, будучи помещенными в прозрачный пластиковый корпус. Примечательно и то, что часы продаются в разобранном виде: следует самому сложить резисторы на плате, подключить индикаторную панель, вставить светодиоды и пр. – здесь производитель подключает игровой принцип в дизайне.
Контрпримерами выступают модели часов с прозрачным корпусом или циферблатом у которых практически все детали открытого механизма обильно гравированы узорами, инкрустированы нефункциональными драгоценными камнями, мосты манерно изгибаются, приобретая причудливые структуры – здесь естественная красота механизма подменяется китчевой вычурностью восточной роскоши; у приборов возникает оттенок сказочности. Создается ощущение, что возвращается подход декорирования технического из XIX в., когда даже промышленные станки пытались декорировать «под готику» или «под барокко».
Например, компания «Xiaomi» выпустила в 2020 г. механические часы «Xiaomi Twenty Sewenteen Skeleton Tourbillon», посвященные 600-летию Запретного города в Пекине. Модель украшена бриллиантами и рубинами, корпус и мосты механизма покрыты розовым золотом, боковые поверхности корпуса и часовое кольцо украшены орнаментами. Криволинейные ассиметричные мосты, имеющие высокую рельефную обработку, изгибаются, создавая ощущение ползущего движения. Только механизм турбийона, расположенный снизу, обрамлен строгим кольцом моста, что должно было визуально выделить эту деталь. Однако это не достигнуто: стальные и латунные детали механизма и турбийона теряются из-за превосходящего обилия вьющихся завитков местов в розовом напылении, они же вступают в диссонанс со строгостью самого турбийона.
Престижно-амбициозные золотые часы «НИКА Exclusive 1102.1.1.58» инкрустированы бриллиантами; мосты и шестерни напоминают барочные завитки, переползающие на циферблаты. Модель показывает переход часов из объекта промышленного дизайна в ювелирное искусство, где техническая эстетика сменяется эстетикой декоративности. Промышленный выпуск подобных декоративных аномалий невысокой цены отменяет их ценность как объекта технической эстетики, так и произведения ювелирного искусства.
Эстетика часового механизма продолжает себя в анимированных формах, когда создаются нефункциональные цифровые модели часовых механизмов (например, в телерекламе и в анимационных проектах). Так, анимированная 3-d заставка для смартфона в виде движения механизма бронзовых шестерен декоративна и симулятивна, она обозначает-иллюстрирует невидимую работу цифрового устройства, интертекстуально связывая часовую функцию смартфона к далеким предкам-часам.
Выводы. Исследование наручных часов с открытым механизмом показывает, что объектом эстетической реакции может выступать непосредственное техническое содержание изделия. Часы в прозрачном корпусе являются эстетическим феноменом, в основании которого положена самоценность совершенства прекрасного механизма как такового. При этом, эти часы являются как предметом проектирования в промышленном дизайне, выпускаясь в массовых и малотиражных сериях, так и предметом уникального ювелирного творчества. Последние изделия отличаются применением драгоценных металлов и камней, пластической стилизацией деталей, нередко повышенным и чрезмерным декорированием рабочего механизма.
Для передачи художественной образности изделий используются приемы изменения компоновки механизма, комбинирование металлов и покрытий, пластическо-цветовое моделирование системы мостов, акцентное выделение детали.
Наручные часы с прозрачным корпусом выпускаются многими производителями и в разных ценовых категориях. В подавляющем большинстве таких изделий используется механический ход, в силу того, что такой механизм обладает большей художественной выразительностью, вариативностью конструкторских и дизайнерских решений, чем кварцевый и электронный механизмы.
Многолетний выпуск наручных часов в прозрачном корпусе и их ассортимент свидетельствует о постоянном спросе на такое проектное решение и показывает переход техноформы в художественный артефакт, существование машинно-технического в чувственно-эстетических измерениях человеческой жизни.

Библиографический список
1. Тасалов, В. И. Прометей или Орфей. Искусство «технического» века / В. И. Тасалов. – М. : Искусство, 1967. – 372 с.
2. Коновалов, И. М. Направления «стимпанк» и «дизельпанк» в дизайне / И. М. Коновалов // Вісник Харківської академії дизайну і мистецтв. – 2014. – №7. – С. 19–22.
3. Коновалов, И. М. Индастриал : жанровые и стилистические характеристики в дизайне / И. М. Коновалов // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества : материалы XXI Международной науч.-практич. конф., Минск, 6 декабря 2018 г. / Институт современных знаний имени А. М. Широкова ; редкол. : М. И. Козлович [и др.]. – Минск : Частное учреждение образования «Институт современных знаний имени А. М. Широкова» 2019. – С. 32–35.
4. Пришедшие в ярость часы от Romain Gauthier [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mywatch.ru/articles /prishedshie_v_yarost_chasyi_ot_ Romain_Gauthier
5. Часы Rolex Submariner с шокирующе «обнаженным» механизмом [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://watch.by/chasi-rolex-submariner ... mehanizmom 6.
6. CIGA Design X021-BLGO-W25BK [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tempus.by/catalog/watches/c ... x_gorilla/ ciga_designx021blgow25bk/
Post Reply

Return to “Дизайн XXI века”