Петрухина О.В. СЕКЦИЯ "Искусствоведение"

VIII Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Post Reply
Кулешова А.И.
Posts: 172
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Петрухина О.В. СЕКЦИЯ "Искусствоведение"

Post by Кулешова А.И. »

УДК 7.036:004.8
Петрухина О.В., канд. искусствоведения (Россия, г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица)
Petrukhina O.V., PhD. art History (Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State Academy of Art and Industry named after A.L. Stieglitz)

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE VISUAL ARTS


Аннотация: в работе рассматриваются возможности использования искусственного интеллекта и связанных с ним технологий в современном искусстве. Приводятся примеры работ таких художников, как Марио Клингеманн, Сугвен Чанг, Артем Ткач и другие, демонстрирующие, как ИИ может быть применен для создания визуальных эффектов, интерактивных инсталляций и цифровых произведений. Анализируются перспективы развития нейросетевых технологий в области интерпретации, предвосхищения и генерации новых идей, а также их влияние на восприятие и понимание искусства.
Annotation: The paper examines the possibilities of using artificial intelligence and related technologies in contemporary art. Examples of works by artists such as Mario Klingemann, Sugwen Chang, Artyom Tkach and others are given, demonstrating how AI can be used to create visual effects, interactive installations and digital works. The prospects for the development of neural network technologies in the field of interpretation, anticipation and generation of new ideas, as well as their impact on the perception and understanding of art, are analyzed.
Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросетевые технологии, произведения искусства, современное искусство.
Key words: artificial intelligence, neural network technologies, works of art, modern art.


Введение
Изобразительное искусство, шагая в ногу со временем, вынуждено взаимодействовать с технологическими инновациями, что, в свою очередь, приводит к различным, и, часто, неожиданным открытиям. В книге «Границы искусства» А. Ф. Еремеев, исследуя понятие искусства, его сущность и место в контексте других проявлений культуры, говорит о необходимости рассмотрения искусства «в качестве центрального компонента духовной культуры», являющегося воплощением «ее ценностей и многоаспектности» [4, С. 171–172]. С. Н. Семенов, описывая понятия «творческого акта», называет его «одним из проявлений процесса возникновения качественно нового в бытии» [8, С. 63]. Дмитрий Булатов в работе «По ту сторону медиума», рассуждая о вопросах связи научных достижений с социокультурными явлениями пишет, что несмотря кажущуюся обыденность серьезных научных открытий, человеку «еще предстоит свыкнуться с тем фактом, что главные направления технонауки XX века – робототехника, инфо- и когнитивные технологии, биомедицина – представляют собой качественно иную ступень развития общества» [3, С. 6]. Доктор философских наук Е. Н. Гнатик считает, что яркой чертой современности является стремление науки «модифицироваться в творческую преобразующую деятельность, направленную не только на копирование природных объектов и явлений», но стремящуюся создавать «модели, феномены, процессы и объекты, не имеющие естественных аналогов» [2, С. 343-354].
Среди множества характеристик современного состояния искусства и культуры наиболее употребимые содержат упоминания о «качественных преобразованиях», «инновационности», «многокомпонентности», «роботизированности» и «технологичности».
Технологии все активнее включаются в жизнь современного человека, что влечет за собой существенные изменения в творческих продуктах такой жизнедеятельности. Сегодня можно утверждать, что новые цифровые возможности способствуют появлению инновационного медиаарта и «цифровой» художественной реальности» [7, С. 182]. Именно здесь, на границе искусства и технологии, искусственный интеллект (ИИ) и его производные (робототехника, нейронные сети, распознавание образов и речи, машинное обучение и т.д.), в силу своей максимальной приближенности к человеческому мышлению и человеческому способу восприятия, предоставляют широкое поле эксперимента для художников.
Нейросети – одна из наиболее перспективных форм технологических инноваций, которая, несмотря на свою растущую популярность, еще катастрофически мало изучена и требует значительной донастройки. Однако, несмотря на возникающие в процессе их применения острые вопросы, именно нейросетевые ресурсы все непосредственнее участвуют в формировании продуктов культуры, влияя попутно на их восприятие.

ИИ в искусстве
Современные художники все чаще используют в своих работах не только традиционные изобразительные приёмы, но и возможности новых технологий, включая виртуальную и дополненную реальность, визуальное программирование, технологии искусственного интеллекта. А.П. Сергеев определяет творчество как «деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью» [9, С. 110]. Н. А. Бердяев говорит о том, что творческий акт – это не просто создание чего-то нового, но и разрушение старого мира. В момент творчества человек выходит за рамки привычного, необходимого, скованного правилами и ограничениями мира, и создает новый мир, «иной» [1, С.290]. Д. Макдугалл поднимает важную тему о роли различного рода «изображений» в нашем миропонимании, утверждая, что изображения не только отражают наши мысли, но могут также способствовать их генерации, выходя за рамки мыслительного процесса [6, С.1-2].
В контексте нейросетевых технологий эти идеи приобретают новое измерение. Нейросети, обученные на огромных массивах изображений и текста, способны создавать изображения, которые не просто отражают наш мир, но и могут предвосхищать его, непривычно его интерпретировать, генерировать совершенно новые идеи и образы или же воссоздавать уже утраченные.
В 2019 г. в Эрмитаже прошла выставка, посвященная возможностям искусственного интеллекта на которой демонстрировались 15 работ из 12 стран мира. Среди них – работа французского коллектива «Портрет Эдмона Белами», для схематического создания которой искусственный интеллект обобщил данные 15 тысяч портретов XIV–XX веков.
В 2021 г. с помощью алгоритма искусственного интеллекта была восстановлена несохранившаяся часть полотна Рембрандта «Ночной дозор» (1642 г.).
Выпускник факультета монументально-декоративного искусства СПГХПА им. А.Л. Штиглица Иван Плющ (Иван Сергеевич Плющев), включенный журналом Forbes Russia в топ-7 молодых популярных современных художников России, использует нейросеть как инструмент: «Я ей вкидываю всего лишь месседж, нагромождение терминов из ее же мира, из мира технологий, и она сама выдает визуализацию своих же терминов. Если там она учится, то тут я пытаюсь разобраться» [5]. Работы художника «После сингулярности», «После всего/После всех», «Стул» и др., созданы автором на основе генеративно-состязательной нейронной сети GAN2 и рассматривают понятие «памяти», «осмысления», «опыта», «переживания» и «чувств», пропущенных через фильтр ИИ.
Рефик Анадол – медиахудожник и режиссёр, который одним из первых начал использовать искусственный интеллект в публичных иммерсивных произведениях искусства. Анадол сотрудничал с Microsoft, Google, Nvidia, Intel, IBM, Panasonic, JPL / NASA, Siemens, Epson, MIT и UCSF, чтобы применять новейшие достижения науки и технологий в своих работах. Исследовательская практика художника сосредоточена на разработке искусственного интеллекта и поиске новаторских подходов в описании данных. Используя в своих работах искусственный интеллект, художник и его команда собирают и обрабатывают миллионы фотографий для обучения искусственного интеллекта (собирают данные литературных произведений, созданных между XIV и XVII веками, используют коллекцию MoMA, охватывающую двухвековую историю искусства и т.д.). Через призму искусственного интеллекта происходит осмысление цифровой скульптуры, изображающей Вселенные. Работы «Пигментация данных», «Машинные галлюцинации», «Коллективная память», «Без присмотра»/«Неконтролируемый» и др. апеллируя к чувствам, анализируют и превращают их в символы, абстрактные динамические изображения.
На международной выставке «Код искусства», проходившей в московской галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» (2022 г.) были представлены проекты, созданные с применением искусственного интеллекта. Работы предлагали зрителям разнообразные взгляды на совместное творчество человека и машины. Анна Шустикова в своих работах рассматривала взаимодействие тела и политики. Анну Ридлер интересовали технологии, использование которых приведет к лучшему пониманию устройства мира. В круг интересов медиахудожницы Елены Никоноле входит гибридное искусство, биосемиотика и ИИ. Ника Пешехонова исследует трансформацию механического опыта в виртуальных пространствах с использованием данных из нейронных сетей. Все экспозиции выставки представляли собой проект исследования действий нейронных сетей посредством современного технологического искусства и влияние их на человека и общество при создании новых неординарных художественных произведений.
Денис Ширяев научил нейронную сеть «оживлять» работы известных художников, дав созданным портретам возможность улыбаться, грустить, смеяться.
Искусственный интеллект имеет возможность создавать произведения в любом стиле и жанре. Аргентинская художница-визуалист София Креспо участница программы «Наследие завтрашнего дня» исследует сходство и различия между методами формирования изображений искусственным интеллектом и фотографиями реальных животных. В проекте Софии искусственный интеллект выступает полноценным соавтором при создании художественных биоморфных образов.
Роман Бобков использует нейросети в AR-инсталляции «Цифровое Существо». В работе отражено стремление автора показать изменения окружающей нас действительности под влиянием новых технологий и призвать зрителя к диалогу.
Алексей Андреев и его искусство радует неожиданными находками и их талантливой реализацией. Используя ИИ, компьютерные имитации и традиционные инструменты художественных техник: акварель, гуашь, масляные краски, он открывает для себя простор для экспериментов, рисуя фантастическии миры, где обитают фантастические существа, автобусы поднимаются в воздух, а ожившие поезда охотятся за пассажирами.
Аристарх Чернышев использовал искусственный интеллект в работах серии «Без цвета, без вкуса, без запаха». В попытке заглянуть в будущее, художник попытался соединить новые технологии с искусством, визуализировав социальный тренд стремления человечества к вечной молодости, показав утопическую модель апгрейда функционирования человеческого тела.
Все больше молодых авторов начинают использовать искусственный интеллект как новый инструмент в своих творческих работах. Немецкий художник Марио Клингеманн применяет ИИ при создании визуальных эффектов в анимации и интерактивных инсталляциях, бросая вызов традиционным представлениям об искусстве. Сугвен Чанг, работающая в сфере художественных инсталляций, предоставляет своим зрителям возможность непосредственного взаимодействия с произведениями, созданными с помощью технологий ИИ.
В сфере цифрового искусства, использующего технологии искусственного интеллекта, заявили о себе такие художники, как Артем Ткач, Роман Бобков, Ильяс Узяев, Никита Елизарьев, Стас Ивлев и Елена Леонтьева. Их работы демонстрируют, что ИИ является чрезвычайно интересным и перспективным инструментом, возможности которого еще только предстоит изучить и раскрыть.

Выводы
Нейросетевые технологии открывают новые возможности для создания и понимания изображений, способствуя:
– Интерпретации и предвосхищению: нейросети, обученные на текстовых описаниях, могут генерировать изображения, которые не только соответствуют тексту, но и интерпретируют его, добавляя детали, контекст и нюансы.
– Генерации новых идей: нейросети могут создавать изображения, выходящие за рамки нашего обычного восприятия мира, комбинируя элементы из разных источников и генерируя абстрактные формы и образы, которые никогда не встречались в реальности.
– Работе с ассоциациями и эмоциями: изображения, генерируемые нейросетями, могут вызывать у зрителей сильные эмоции, пробуждать воспоминания и генерировать новые ассоциации и идеи.
Таким образом, можно утверждать, что технологии ИИ позволяют не просто отражать наш мир, но и интерпретировать его, предвосхищать и генерировать новые идеи. Возможно, в будущем изображения, созданные с помощью нейросетей, станут ключом к нашему подсознанию, новым формам искусства и более глубокому пониманию мира.

Библиографический список

1. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев – Л.: Лениздат, 1991, 395 с.
2. Гнатик, Е. Н. Трансгуманистические проекты в эпоху конвергентных технологий / Е. Н. Гнатик // Человек и его будущее: Соотношение новых технологий и возможностей человека. Москва : Ленанд, 2012. С. 343-354.
3. Дмитрий Булатов. По ту сторону медиума: искусство, наука и воображаемое технокультуры / Булатов Дмитрий. Калининград: БФ ГЦСИ, 2016. 156 с.
4. Еремеев А.Ф. Границы искусства. Социальная сущность художественного творчества / Еремеев. М.: Искусство, 1987. 317 с.
5. Иван Плющ. Меня интересует баланс между формой и идеей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moscow.arttube.ru/menya-interes ... oj-i-ideej
6. Макдугалл Д. Телесный образ: кино, этнография и чувства. Принстон, 2006, 312 с.
7. Раш М. Новые медиа в искусстве / пер. с англ. Д. Панайотти. М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. 255 с.
8. Семенов С. Н. Творческое мышление (сущность, механизмы, пути оптимизации): Монография / С. Н. Семенов – Уфа: РИО Баш ГУ, 2005. 142 с.
9. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник // А.П. Сергеев / – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «ТК Велби», 2003, 694 с.
Post Reply

Return to “Дизайн XXI века”