Пак С.И. СЕКЦИЯ "Промышленный дизайн"

VIII Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Post Reply
Кулешова А.И.
Posts: 172
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Пак С.И. СЕКЦИЯ "Промышленный дизайн"

Post by Кулешова А.И. »

УДК 658.512.2

Пак С.И. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
Pak S.I. (Russia, Tula, Tula State University)

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА
THE RELEVANCE OF CREATING AN INTERNAL PERSONAL TRANSPORT MARKET


Аннотация: рассмотрена актуальность и перспектива формирования внутреннего рынка личного транспорта.
Annotation: the relevance and prospects of the formation of the domestic personal transport market are considered.
Ключевые слова: электромобиль, целевая аудитория, потребности, инфраструктура, анализ, промышленность
Key words: electric vehicle, target audience, needs, infrastructure, analysis, industry


На данный момент в России существует необходимость синхронизации существующих государственных программ, направленных на создание новой наукоемкой производственной отрасли и стимулирование потребления. Это основная причина для создания внутреннего рынка личного транспорта, в частности, электрического. Одно из главных преимуществ электромобилей в России - их экологичность, из-за отсутствия выбрасываемых продуктов горения. Это особенно актуально для крупных городов, где проблема экологии становится острее с каждым годом. Кроме того, использование электромобилей способствует сокращению шума и вибрации, что делает городскую среду более комфортной для жителей.
Скачкообразный рост рынка электромобилей произойдет, когда их доля достигнет 3–5 % от рынка транспортных средств страны (в настоящий момент — 0,16 %). А «эффект масштаба» будет достигнут отечественным производителем на уровне производства от 45 тыс. электромобилей в год. Распространению отрасли способствуют принимаемые меры, призванные стимулировать как покупку, так и производство электромобилей. Среди них:
«Налоговое регулирование: отказ от части сборов на электротранспорт. Распространение мер, принятых более чем в 20 регионах России, на федеральный уровень.
Субсидии для частных лиц на покупку электромобилей. Снятие до 2027 г. ценового ограничения по программе предоставления 25-процентной льготы при покупке электромобиля российского производства.
Стимулирование закупок электромобилей корпоративными потребителями: транспортными и каршеринговыми компаниями, таксопарками и др.» [3]
Ключевой для формирования внутреннего рынка являются инвестиции и регулирование НИОКР, направленных на создание технологий, обеспечивающих конкурентоспособность российского конструирования и производства электромобилей.
В настоящий момент эту функцию выполняет Инжиниринговый центр, входящий в структуру Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ; он обладает значительным потенциалом, ресурсами и опытом в сфере разработки электромобилей всех классов: от компактных городских электромобилей до 18-метровых электробусов.
Неотъемлемой частью производства автомобилей является производство аккумуляторных батарей и катодных материалов. Варианты создания такого производства: в рамках площадки ПАО «КАМАЗ»; в Тульском промышленном кластере (Узловая), вблизи производств важнейших компонентов катодных материалов (как литиевого, так и постлитиевого поколения).
Кроме того, непосредственно для распространения электромобилей необходима соответствующая зарядная инфраструктура, опережая действия по развитию рынка электромобилей. Притом варианты и стандарты данной инфраструктуры могут существенно различаться. Инфраструктура должна быть в некоторой степени «избыточной» — доступной. «Точка перелома» для зарядной инфраструктуры такая же, как и для производителей, — доля электромобилей 3–5 % от всего автопарка страны. По оценке Россетей, годовое потребление энергии в таком случае увеличится на 8–9 млрд кВт∙ч — и предоставление услуг по зарядке станет прибыльным. Особое внимание следует уделить формированию гибкой системы тарификации электроэнергии для электротранспорта.
В первую очередь инфраструктура должна быть развернута в Москве и Санкт-Петербурге, в агломерациях других крупных городов страны. Именно в этих регионах вложения в инфраструктуру принесут наибольшие эффекты.
Одним из ключевых аспектов развития городской среды является устойчивость. Города стремятся минимизировать свой негативный экологический след и управлять ресурсами так, чтобы обеспечить долгосрочную жизнеспособность и благополучие. Это происходит путем использования возобновляемых источников энергии, создания экологически эффективной инфраструктуры, организации общественного транспорта и поощрения устойчивых способов передвижения, таких как велосипеды и пешеходные зоны.
Социальная организация заключается во включении всех слоев населения в жизнь города, социальной справедливости и доступности городских услуг. Доступное жилье, доступность образования и здравоохранения, общедоступные пространства для отдыха и культурных мероприятий - все это способствует формированию более сбалансированных и инклюзивных городов. Это то, что может лечь в идеологическую сторону проекта
Устойчивые города стремятся развивать экономику, создавать новые рабочие места и привлекать инвестиции. Развитие инфраструктуры для бизнеса, поддержка малых предприятий и стимулирование инноваций способствуют процветанию городов и повышению благосостояния их жителей. Современное развитие городской среды также сталкивается с различными вызовами, такими как урбанизация, изменение климата, необходимость обеспечения энергетической эффективности и приспособление к технологическим инновациям. Поэтому важно постоянно разрабатывать и внедрять новые стратегии и подходы для устойчивого развития городской среды.
Отечественное автопроизводство практически не ориентируется на женщин как на целевую аудиторию, однако это огромная часть водителей – по данным ГИБДД около 40% водителей это женщины. Потребность в мобильности данного слоя населения высока - активный образ жизни в городе с точки зрения карьеры требует множественных перемещений. В случае с матерями наличие собственного транспортного средства позволяет осуществлять более комфортные поездки с детьми, тем самым обеспечивая большую связь в семье, и дополнительные возможности развития подрастающего поколения. Так как изделие должно закрывать потребности конкретной аудитории, рассмотрим аспекты, которые могут быть важны и характерны.
Согласно статистике ГИБДД женщин, виновных в авариях меньше, чем мужчин в 5,6 раз [1]. Это говорит о том, что женщины уделяют большое внимание безопасности, и будут обращать внимание на наличие современных систем, способных сохранить жизнь и здоровье человеку, а также предотвратить ДТП.
Когда мы рассматриваем ситуацию, при которой женщина максимально включена в жизнь города, то подразумеваем высокую мобильность. Это означает, что необходимо дать пользователю возможность для маневренности на дороге. То есть это подразумевает малые габариты транспортного средства, которые, однако, не будут препятствовать удобству эксплуатации и комфорту водителя и пассажира. Соответственно, пространство должно быть максимально оптимизировано.
В силу аккуратного стиля вождения и езды в городе (так как слаборазвитая инфраструктура не располагает к длительным поездкам и путешествиям) от электромобиля не будет требоваться высокой мощности, соответственно, снижаются расходы на эксплуатацию. Это также способно удовлетворить потребность пользователя. Электромобили обычно дороже бензиновых и дизельных автомобилей. Цена электромобилей, включая стоимость аккумуляторов, может быть высокой, что ограничивает доступность для широких слоев населения. Однако правительство предоставляет различные льготы и субсидии для покупки электромобилей, что делает их еще более привлекательными для российских автолюбителей. Среди факторов, влияющих на стоимость эксплуатации также важно отметить ремонт и обслуживание. Электродвигатель содержит меньше подвижных частей, соответственно, с большей вероятностью будет реже ломаться. Отсутствие необходимости вручную обслуживать транспортное средство может стать для потребителя большим преимуществом при выборе автомобиля.
Эти выводы подтверждаются словами Молли Пек, директора по глобальному маркетингу GMC и Buick: «Женщины хотят, чтобы он был безопасным, комфортным и стильным. Им нужен клиентский опыт, который не будет отличаться от того, ездят ли они на автомобиле с ДВС или на электромобиле. Они очень рады зарядке дома. Это так удобно, и перспектива не ходить на заправку заманчива» [4].
Однако, нужно отметить, что электромобиль не сможет ближайшие годы стать решением для всей страны. В первую очередь, из-за отсутствия инфраструктуры, но также из-за климатических условий. Известно, что электродвигатель хуже работает при низких температурах [2], соответственно, его будет затруднительно использовать в северных регионах России.
Для преодоления этих ограничений многие страны и производители работают над снижением стоимости электромобилей, расширением инфраструктуры зарядки, увеличением диапазона поездки и повышением осведомленности об электромобилях. Как было рассмотрено, в России существует множество программ поддержки как инфраструктуры
В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы для последующей разработки:
1. В российской автомобильной промышленности нет продукции, ориентированной на женщин.
2. Социально-ориентированные проекты в тяжелой промышленности позволят повысить доверие потребителя к отечественному производству.
3. Передовые технологии и высокий уровень безопасности может быть доступен рядовому пользователю автомобилем.
На данный момент существует образец отечественного малогабаритного электромобиля - это модель «Атом» производства АО «Кама». В силу сложившийся геополитической ситуации полагаться в поиске комплектующих необходимо именно на российские предприятия, с учетом, что на данный момент это является актуальным направлением, стоящим на разработке и поддержке правительства.
Основная идея изделия в данной нише – максимальный комфорт и оперативность в обращении с пользователем, что автоматически предполагает пересмотр и переосмысление традиционных подходов к реализации среды эксплуатации в проекте.
Главная ценность – доступность. Так как целевая аудитория проекта – женщины, Доступность как ценность говорит как об эстетическом, экономическом, так и социальном комфорте. Таким образом, формирование внутреннего рынка личного электротранспорта в рамках проекта будет решать следующие задачи:
1. Репрезентация женщин как водителей.
2. Ориентация отечественной автомобильной промышленности на нетривиальную целевую аудиторию, что может повлечь подъем продаж.
3. Реализация инновационных технологий во взаимодействии оператора и электромобиля.
4. Разработка новой модели электромобиля для отдельной компании – шанс занять практически свободную и перспективную нишу, поддерживаемую государством.
5. Формирование нового облика отечественной автомобильной промышленности.

Библиографический список

1. Статистика ДТП по России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rusdtp.ru/stat-dtp/
2. Белый А.В., Карпович А.Н., Биленко Э.Г. Диагностика высокомоментного электродвигателя в условиях эксплуатации при низких температурах в вакууме. // Методы измерений, контроля, диагностики. - https://cyberleninka.ru/article/n/diagn ... ume/viewer
3. Перспективы развития рыка электротранспорта. - https://csr-nw.ru/upload/iblock/a28/Док ... версия.pdf
4. Women Buy More Cars, So Why Are the Designs So Macho? [Электронный ресурс] - https://www.wired.com/story/women-buy-m ... -so-macho/
Post Reply

Return to “Дизайн XXI века”