Балов И.И., Князева М.В. СЕКЦИЯ "Архитектура и городское строительство"

IX Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Post Reply
Кулешова А.И.
Posts: 214
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Балов И.И., Князева М.В. СЕКЦИЯ "Архитектура и городское строительство"

Post by Кулешова А.И. »

УДК 94(47):656.1+34

Балов И.И., науч. рук.: Князева М.В. (Россия, г. Рязань, Московский политехнический университет, Рязанский филиал)
Balov I.I., research director: Knyazeva M.V. (Russia, Ryazan, Moscow Polytechnic University, Ryazan branch)

ИНВАЛИДЫ: ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ
PEOPLE WITH DISABILITIES: PUBLIC PERCEPTION, FORMATION OF AN ACCESSIBLE ENVIRONMENT IN REGULATORY LEGAL ACTS


Аннотация: В статье рассматривается изменение отношения общества к инвалидам, от античности и до наших дней. Определение и классификация более обширного понятия "маломобильные группы населения". А также формирование нормативных документов, способствующих адаптации городской среды для использования всеми группами населения.
Annotation: The article examines the changing attitude of society towards people with disabilities, from antiquity to the present day. It defines and classifies the broader concept of "limited-mobility population groups." Additionally, it discusses the development of regulatory documents that promote the adaptation of urban environments for use by all population groups.
Ключевые слова: инвалид, маломобильные группы населения, общество, равные права, универсальный дизайн, доступная городская среда
Key words: disabled people, persons with limited mobility, society, equal rights, universal design, accessible urban environment


Проблематика инвалидности является многогранной темой, затрагивающей социальные, экономические, медицинские и правовые аспекты. В разные исторические эпохи отношение общества к людям с ограниченными возможностями менялось, развивались правовые и социальные аспекты.
В античные времена в ряде государств, например, Спарте, исповедовался культ человеческого тела, силы и красоты. Отклонение от принятых норм физического развития, а также умственные нарушения считались нежеланными. Дети, появлявшиеся на свет с физическими недостатками, зачастую подвергались жестокому обращению. В трактате «Политика» Аристотель писал: «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки-ребенка кормить не следует». В ту эпоху люди с заметными дефектами не воспринимались как полноценные граждане. В древнем Риме происходили схожие процессы. Крупнейший римский философ Сенека писал, что нужно убивать уродов и топить тех детей, которые рождаются на свет слабыми и обезображенными. По мнению римлян, это делалось из соображения разумности - отделять негодное от здорового. Однако свод законов 451-450 гг. до н.э. (законы двенадцати таблиц), который регламентировал практически все сферы жизни граждан Рима, был более лоялен к инвалидам. В первой статье четвертой таблицы главе семейства предписывается заботиться о здоровье своего рода и наделяет возможностью убить ребенка с врожденными уродствами. В тоже время восьмая таблица гарантировала определенные выплаты свободному человеку, получившему травмы или увечья от другого человека.
В начале нашей эры в Европе начало распространятся христианство. Отношение к инвалидам стало меняться, так как одной из основных христианских догм является милосердие. Взгляды и труды философов и политиков того времени повлияли на формирование общественного сознания отразившегося на жизни инвалидов. Так, римский чиновник Ульпиан заявлял: «Родители должны нести ответственность за своего ребёнка, даже если у него есть уродство». Милосердие распространялось в обществе. Благотворительность и более терпимое отношение к инвалидам способствовало некоторой интеграции их в общественную жизнь и рабочий процесс. Люди с физическими недостатками могли выполнять несложную ручную работу, каждый занимался тем, что ему было доступно. Но и в эти времена были периоды, когда духовенство стремилось закрепить в обществе идею, что отклонение в физическом или интеллектуальном развитии человека является проявлением «нечистой силы».
В средние века на Руси отношение к инвалидам заметно отличалось. Людей с физическими дефектами, увечьями и интеллектуальными особенностями считали «божьими людьми». В «Повести Временных лет» упоминаются богадельни и приюты, которым, руководствуясь чувством милосердия, помогали все слои населения.
Промышленная революция ознаменовала собой период значительных изменений в экономике и обществе, но вместе с тем она принесла множество негативных последствий для здоровья работников. Массовая механизация и переход к фабричному производству привели к высокому уровню опасности на рабочих местах. Работники, включая женщин и детей, нередко страдали от серьезных травм, заболеваний и как следствие инвалидности. Люди с ограниченными возможностями сталкивались с дискриминацией, бедностью и отсутствием поддержки, что дополнительно подчеркивает масштабные издержки, связанные с индустриализацией.
В значительной мере в признании прав инвалидов повлияли войны. Военная служба всегда считалась престижной, а государство заботилось о своих военных, обеспечивая достойную жизнь инвалидам, получившим травмы и увечья во время несения службы. В древнем Риме, у граждан прошедших боевые действия и потерявших трудоспособность, была возможность занять высокие должности во властных структурах.
Введение новых технологий и методов ведения боя в Первой мировой войне, применение крупных армий и активное использование артиллерии, привели к большому числу ранений и увечий среди солдат. Почти каждый третий солдат, отправленный в тыл на лечение, возвращался с серьезными травмами, которые делали его непригодным для службы, частично или полностью утратившим трудоспособность. Только в Российской империи в тот момент насчитывалось около миллиона инвалидов.
Нормы социального обеспечения военнослужащих, травмированных в ходе службы, были разработаны на основе опыта русско-японской войны. В законе «О призрении нижних воинских чинов и их семейств» от 25 июня 1912 года пенсия зависела от степени утраты трудоспособности и необходимости в постороннем уходе. Инвалидам предоставлялась помощь через приюты для тяжелых раненых, протезные мастерские и реабилитационные учреждения, включая санатории, физиотерапевтические и ортопедические институты [1].
Вторая мировая война, была еще более разрушительной. Страны, участвовавшие в войне, такие как СССР, США, Великобритания и Франция, начали разрабатывать программы для поддержки людей потерявших конечности, получивших серьезные травмы, требующих специального ухода и полноценного лечения. Основной целью медицинского обеспечения и социального обслуживания стала помощь в восстановлении и адаптации к жизни после войны. Разрабатывались государственные программы, предполагающие создание специализированных медицинских учреждений, где инвалидам могли предоставить современные методы лечения и реабилитации. Социальная поддержка также играла важную роль. Инвалидам предоставлялись финансовые пособия, помощь на дому, возможности для образования и трудоустройства. Эти меры были необходимы для улучшения качества жизни инвалидов и их интеграции в общество.
На протяжении истории человечества подход к вопросам инвалидности претерпел значительные изменения. Неприятия на ранних этапах, сменилось простым уходом, а позднее и организации специальных социальных учреждений, где инвалиды получали специализированную помощь. Также со временем больше внимания уделялось образованию детей с инвалидностью, реабилитации взрослых, ставших инвалидами, и привлечение их к общественно-политической деятельности. Благодаря этим изменениям люди с инвалидностью начали активнее участвовать в формировании политики, направленной на улучшение условий собственной жизни.
По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время в мире насчитывается более 1 миллиарда инвалидов, что составляет почти 15 процентов населения. В России по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат) общая численность инвалидов к концу 2024 года составляет более 11 миллионов человек.
Инвалид - лицо, которое «имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [2].
К инвалидам относят людей: с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха и зрения, с психологическим и когнитивным нарушением, а также инвалиды по общему здоровью. Существуют и другие группы населения, которым требуется социальная помощь и защита, которые могут испытывать трудности при самостоятельном перемещении и пользовании услугами. Все они объединены общим понятием - маломобильные группы. Согласно СП 59.13330.2020, кроме инвалидов в них входят люди пожилого возраста, дети, беременные женщины, люди с детскими колясками, люди с нарушением интеллекта, люди с временным нарушением здоровья, и даже люди с багажом [3].
В нем также приводится классификация маломобильных групп населения по группам мобильности:
М1 - Люди без инвалидности и лица с ограниченной подвижностью: пожилые люди, школьники, родители с маленькими детьми, женщины в положении, а также глухие и слабослышащие.
М2 - Инвалиды с нарушением зрения, пользующиеся белой тростью.
М3 - Инвалиды, использующие при движении дополнительные опоры (костыли, трости), инвалиды на протезах.
М4 – Люди, передвигающиеся на креслах-колясках.
НМ - Немобильные люди, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно (например, люди с травмами опорно-двигательного аппарата).
Такая классификация дает возможность проектировать здания и сооружения и городское пространство для возможности использования различными группами. Так как группы маломобильного населения имеют существенные отличия, то и нормы доступности будут различны.
Разделение на группы мобильности имеет большое значение для организации экстренной эвакуации из общественных зданий. Например, у слабослышащих людей не возникнет проблем с покиданием здания и через лифт, и через лестницу. В то же время, людям, использующим инвалидные коляски, понадобится специализированный лифт с широкими дверями, так как они будут не в состоянии воспользоваться лестницей. Также важно учитывать, что люди с ограниченными возможностями передвигаются медленнее и эвакуационные пути должны быть спроектированы с учётом их потребностей, для обеспечения безопасности во время эвакуации.
Учитывая, что маломобильные группы охватывают гораздо больший пласт населения, численность которых доходит до 40 миллионов или почти 30 процентов населения России, вопрос адаптации окружающего социального пространства стоит остро. Имея физические особенности, и другие ограничения, люди испытывают трудности в доступе к социальным, культурным, инфраструктурным объектам, а также возможности работать, и проявлять себя в других видах деятельности. Конституция Российской Федерации закрепляет права каждого человека, вне зависимости от его личных характеристик, социального положения или физических особенностей.
В мире и России сформировалась правовая база, позволяющая предоставить равные условия жизни для всех групп населения. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года. Цель данных правил заключается в создании условий, при которых люди с инвалидностью, как участники общества, обладают одинаковыми правами и обязанностями с другими гражданами.
24 ноября 1995 года в России принят Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [2]. Закон направлен на создание комфортной среды для инвалидов, что способствует их социальной активности и улучшению качества жизни. В нём содержатся определения понятий, связанных с инвалидностью. Инвалиды имеют право на социальное обеспечение, медицинскую помощь, реабилитацию и другие формы социальной защиты. Одной из основных задач закона является обеспечение доступности зданий, транспортных средств и информационных ресурсов для людей с ограниченными возможностями. Закон также поддерживает инклюзию в образовании и трудоустройстве, создавая условия для обучения и работы инвалидов.
3 мая 2012 года Россия ратифицировала подписанную в 2008 году конвенцию о правах инвалидов, принятую резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.2006. Принципы конвенции - это уважение человеческого достоинства:
1. Каждый человек имеет естественное право на достоинство и свободный выбор, а также на самостоятельность и независимость.
2. Все люди должны иметь равные права и возможности, одинаковые шансы на участие в различных сферах жизни, независимо от их статуса или физических особенностей.
3. Полное и активное вовлечение инвалидов в жизни общества, для реализации свои права на равных.
4. Особенности инвалидов следует рассматривать как часть человеческого многообразия, что обогащает общество.
5. Физическая и информационная среда должны быть доступны для всех. Обеспечение свободного передвижения и участия инвалидов в жизни общества.
6. Необходимо учитывать уникальные потребности детей с инвалидностью и поддерживать их индивидуальность, помогая развиваться и реализовывать свои способности.
Доступность - один из основных принципов в архитектуре городского пространства и проектировании зданий. В конвенции ООН определен подход к созданию доступной среды – принцип универсального дизайна, который основан на создании объектов, сред и услуг таким образом, чтобы они были доступны и удобны для использования всеми людьми, независимо от их возраста, физических возможностей или других характеристик. Этот подход стремится избежать дискриминации и обеспечить инклюзию, делая пространство и товары более удобными для всех.
Существует несколько ключевых принципов универсального дизайна:
1. Равный доступ: Дизайн должен быть полезен и безопасен для людей с различными способностями.
2. Гибкость в использовании: Дизайн должен учитывать индивидуальные предпочтения и способности пользователей.
3. Простота и интуитивность: Использование продукта или пространства должно быть понятным и не требовать дополнительного обучения.
4. Информация, полезная для восприятия: Дизайн должен предоставить необходимые средства информации, способствующие пониманию, независимо от условий восприятия.
5. Терпимость к ошибкам: Дизайн должен минимизировать негативные последствия случайных действий и быть безопасным при ошибках пользователей.
6. Недорогие решения: Дизайн должен быть экономически доступным и эффективным в использовании.
7. Учет разнообразия пользователей: Дизайн должен отзываться на потребности различных групп людей.
В целях реализации положений Конвенции в РФ принят Федеральный закон N 419-ФЗ от 01.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». В законе подчеркивается значимость обеспечения равного доступа инвалидов к различным объектам и услугам. Также предусмотрены меры по поддержке инвалидов направленных на преодоление препятствий в получении услуг наравне с другими гражданами в основных сферах жизни.
В России реализуется федеральная программа «Доступная среда», которая направлена на улучшение доступа для людей с ОВЗ и маломобильных групп населения. Программа охватывает вопросы доступа к физической среде, транспорту, информации, связи и другим услугам, доступным для граждан [4].
Создания условий для доступа маломобильных групп к объектам социальной инфраструктуры отражаются в градостроительном кодексе [5].
Создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности зданий для всех категорий маломобильных групп населения, регламентируются СП 35-101-2001, СП 35-102-2001 и СП 140.13330.2024 [6, 7, 8]. Требования сводов правил распространяются не только на элементы зданий и сооружений, но и на участки застройки. Требования к уровню доступности маломобильными группами общественных зданий отражены в СП 35-103-2001 и СП 59.13330.2020 [9, 3].
Многие здания, и общественное пространство городов, были спроектированы и построены задолго до того, как общество стало уделять больше внимания проблемам инвалидов и доступности общественных мест для маломобильных граждан в целом. Поэтому, с целью адаптации существующих зданий и реконструкции сложившейся застройки для данных групп населения был разработан свод правил СП 35-105-2002 [10].
Таким образом, отношение общества к инвалидам на протяжении истории менялось от полного отрицания, до принятия потребностей и стремлении уравнять все группы населения, независимо от физических и психологических особенностей. Однако, и на сегодняшний день положение маломобильных граждан все еще далеко от идеала социального равенства. Несмотря на значительные улучшения доступности городской среды, многие люди с ограниченными возможностями продолжают сталкиваться с серьезными трудностями в повседневной жизни. Доступ к общественным местам, транспорту и услугам часто остается ограниченным, что создает барьеры для их полноценного участия в обществе. Это подчеркивает необходимость дальнейших усилий по обеспечению равных возможностей.
Ключевой задачей для улучшения качества жизни людей является эффективная модернизация городской среды, включающей в себя создание доступной инфраструктуры, учитывающей потребности всех граждан, независимо от их возможности передвижения.

Библиографический список

1. Букалова, С. В. Щербинин, П. П. «Хозяева увечного дела»: становление системы помощи военным инвалидам в Российской империи в годы Первой мировой войны // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки, 2020. Т. 25. № 187. С. 148-159.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.10.2024) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) // https://legalacts.ru/.
3. СП 59.13330.2020. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения: утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр. – Москва: Минстрой России, 2020. – 86 с.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 (ред. от 15.11.2023) Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» // https://legalacts.ru/
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) // https://legalacts.ru/
6. СП 35-101-2001. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения: утвержден приказом директора ГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных зданий) от 20 июня 2001 г. N 5а. – Москва: Госстрой России, 2004. – 83 с.
7. СП 35-102-2001. Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам: разработан по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000—2005 годы» в соответствии с контрактом № 5.1.1/227 юр-98 от 25 июня 1999 г. – Москва: Госстрой России, 2003. – 24 с.
8. СП 140.13330.2024. Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения: утверждён приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 декабря 2024 года №928/пр и введён в действие с 27 января 2025 года. - Москва: Минстрой России, 2024. – 24 с.
9. СП 35-103-2001. Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям: Утвержден приказом директора ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) от 20 июня 2001 года N 5в. – Москва: Госстрой России, ГУП ИОЗ, ГУП ЦПП, 2001.
10. СП 35-105-2002. Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения: утвержден приказом директора ЦНИИП градостроительства от 20 декабря 2001 г. N 256-а. – Москва: Госстрой России, ЦНИИП градостроительства, ГУП ЦПП, 2002.
Post Reply

Return to “Дизайн XXI века”