УДК 791.228
Петухова Е.А., Курилова М.Ф., преподаватель кафедры дизайна среды и моды (Россия, г. Белгород, Белгородский государственный институт искусств и культуры)
Рetukhova Е.А., Kurilova M.F., Lecturer at the Department of Environmental Design and Fashion (Russia, Belgorod, Belgorod State Institute of Arts and Culture)
РЕВОЛЮЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ: АНАЛИЗ АНИМАЦИОННОГО СТИЛЯ МУЛЬТФИЛЬМА «ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ЧЕРЕЗ ВСЕЛЕННЫЕ»
THE REVOLUTION IN CONTEMPORARY ART: AN ANALYSIS OF THE ANIMATION STYLE OF THE CARTOON «SPIDER-MAN: ACROSS THE UNIVERSES»
Аннотация. «Человек-паук: Через вселенные» – шедевр мультипликации, который произвёл революцию в искусстве, кардинально переписав правила анимации.
Смешивая 3D-анимацию с традиционными техниками, был создан кинетический стиль, переводящий комикс на экран, вплоть до видимых точек, ярких цветов, очерченных персонажей, линий движения и целенаправленного неидеального рендеринга, которые прославляли наследие комической среды.
Что же отличает его от других анимационных фильмов, основанных на комиксах? В статье будут проанализированы различные эстетические компоненты, которые составили уникальный визуальный стиль мультфильма. Мы увидим, как такие техники, как гибридный рендеринг, специализированные шейдеры, NPR-контуры и преувеличенная анимация фундаментально усиливают образное повествование.
Ключевые слова: анимация, комикс, искусство, мультфильм «Человек-паук: Через вселенные», инновационные приемы и методики, 2D-искусство, 3D-анимация, рендеринг.
Annotation. «Spider-Man: Into the Spider-Verse» is a masterpiece of animation that revolutionized art by radically rewriting the rules of animation.
By mixing 3D animation with traditional techniques, a kinetic style was created that translated the comic onto the screen, down to the visible dots, bright colors, outlined characters, lines of movement, and purposeful imperfect rendering that celebrated the legacy of the comic medium.
What makes it different from other animated films based on comic books? The article will analyze the various aesthetic components that make up the unique visual style of the cartoon. We will see how techniques such as hybrid rendering, specialized shaders, NPR contours, and exaggerated animation fundamentally enhance imaginative storytelling.
Key words: animation, comics, art, cartoon «Spider-Man: Into the Spider-Verse», innovative techniques and methods, 2D-art, 3D-animation, rendering.
Анимация – это искусство, которое способно перенести зрителя в удивительные миры, где границы реальности стираются, уступая место фантазии. Одним из ярких примеров такого волшебства является анимационный фильм «Человек паук: Через вселенные» (“Spider-Man: Into the Spider-Verse”), вышедший в 2018 году.
Этот мультфильм стал настоящим прорывом в индустрии анимации благодаря своему уникальному визуальному стилю и инновационным подходам к созданию образов.
Рассмотрим различные аспекты мультипликационного фильма.
Начнем с переноса комикса в реальную жизнь.
Главная творческая цель «Человека-паука: Через вселенные» (далее – «Человек -паук») заключалась в том, чтобы заставить зрителей почувствовать, что они оказались на страницах настоящего комикса о Человеке-пауке. Поэтому создатели фильма оттачивали изучение стилей таких авторитетных художников, как Сара Пичелли, Стюарт Иммонен и Марк Бэгли. Их цель состояла в том, чтобы разобрать основной «язык» текстур, палитр и макетов, которые сделали эти знаковые комические эпохи такими эффектными.
Конечно, эмуляция последовательного искусства требует разных методов по сравнению с традиционной анимацией, ориентированной на реализм и физику. Команде пришлось создавать пользовательские шейдеры и методологию рендеринга, адаптированные к конкретным творческим потребностям этого проекта. Приоритетами были достижение выразительного, иллюстративного вида при сохранении полного кинематографического качества [1].
Два жизненно важных технических достижения позволили реализовать их сложное видение. Студия создала пользовательский шейдер штриховки для нанесения точечных текстур Ben-Day, вездесущих в рукописных материалах и раскрасках комиксов. Это позволило всем предметам, персонажам и сценам иметь этот объёмный, напечатанный вид.
Инновационное использование смешанных техник.
Кроме того, команда аниматоров разработала инновационную технику не фотореалистичного рендеринга для создания плавных контуров с регулируемой шириной и цветом. Это позволило тщательно контролировать различные контурные линии, которые определяют эстетику «Человека-паука» без трудоёмкого покадрового ротоскопирования.
Фирменным аспектом мультфильма является то, как он органично сочетает компьютерную анимацию с традиционными рисованными медиа. В то время как 3D-анимация создаёт фигуры, текстуры и движение, 2D-элементы добавляют дополнительную стилизацию и вибрацию. Смешанный подход привносит глубину и динамизм в эстетику живых комиксов, и многие студии, такие как Pixune Studios, используют его и в настоящее время [2].
От символов до сред и эффектов – комбинации визуализированных и созданных вручную графических объектов создают сложные визуальные слои:
• сами персонажи представляют собой CGI-модели с плоским затенённым видом, предназначенные для эмуляции рисованных иллюстраций. Такой стилизованный подход придает им богатство при сохранении эстетически преувеличенного внешнего вида;
• фоны часто включают слоистое 2D-искусство, такое как линейные работы и пятна от краски, над 3D-зданиями и декорациями, чтобы поднять атмосферу. Есть также обрезанные вырезанные из бумаги силуэты;
• шквал динамических линий движения, простирающихся за персонажами, был создан с использованием рукописных рисунков. Эти элегантные линии подчеркивают движение с текучестью, возможной только прикосновением художника;
• звукоэффектные слова, такие как «THWIP» и «BAM», которые взрываются на экране, на самом деле были написаны вручную. Они привносят ощущение прыжка страницы непосредственно из классических книг;
• полутоновые узоры, мазки краски и гиперболизированные тени определяют окружение фильма. Реальные медиа, отсканированные, создают атмосферу ручной работы.
Это тактильное сочетание техник лежит в основе персонажей CGI в ощутимо текстурированных сценах, непосредственно вдохновленных иллюстрациями с несколькими поверхностями истории искусства комиксов.
Имитация печати.
Поскольку эстетика «Человека-паука» отдает должное печатному происхождению комиксов о Человеке-пауке, создатели фильма вливали фактические несовершенства и абстракции, присущие массовой печати, непосредственно в своё первозданно оформленное произведение. Это помогло преодолеть разрыв между аналоговым началом и цифровым – как будто реальный комикс дублировался внутри компьютера [3].
Вот некоторые способы, которыми искусно имитировали недостатки печати:
• видимые цветовые смещения и сдвиги в плотности, непрозрачности и насыщенности имитируют то, как принтеры пытаются перевести точный внешний облик, предназначенный для раскраски. Эти оптические отклонения делают визуальные эффекты яркими, но заземленными;
• часто кажется, что соотношение сторон растягивается и вертится, напоминая о том, как могут деформироваться размеры газетной бумаги. Эти элементы отражают печатную реальность;
• полутоновые узоры, используемые в текстурах шейдеров и тонах экрана, имеют целенаправленно смещенные углы, создавая больше узоров. Эта оптическая иллюзия прислушивается непосредственно к внебиржевой печати комиксов;
• пятна чернил появляются послойно на некоторых снимках, указывая на чрезмерную окраску или обломки пластин. Эти признаки участия человека в ремесле помогают изображениям чувствовать себя настоящими, а не совершенными.
Проанализируем специализированные методы анимации.
В дополнение к новаторским методам рендеринга для тиражирования иллюстраций комиксов, аниматорам также пришлось разрабатывать новые стратегии движения и производительности, чтобы персонажи действовали убедительно, как в мультфильме. Монтажники и моделисты приложили огромные усилия для создания элементов управления, чтобы сделать лица особенно эластичными.
Рассмотрим анимацию персонажей [3]:
• преувеличенные движения сквоша и растяжения необходимы для приземления времени как для действия, так и для реакций. Экстремальные позы, ключевые для последовательного производства, были расширены и игрались с самым полным эффектом;
• анимации лиц были напрямую основаны на конкретных комических панелях, чтобы оставаться верными иллюстрированным выражениям. Глаза и рты растянулись до своих графических пределов;
• костюмные блики и тени создавались вручную покадрово для соответствия реальной световой логике, убедительно обосновывая модели в своих сценах;
• тот факт, что персонажи выглядели иллюстрированными, не означает, что нереалистичное движение будет хорошо читаться. Закрепив преувеличения в весе и основах анатомии, команда сделала невероятное исключительно правдоподобным.
Стилистический триумф мультфильма.
Благодаря коллаборации техник, как эстетических, так и технических, «Человек-паук: Через вселенные» не просто ослепил зрителей, но и фундаментально переосмыслил возможности компьютерной анимации. Он продемонстрировал, как CGI может превзойти простой реализм в отношении знаменитой стилизации, когда руководствуется изобретательной художественной философией. Остроумный дизайн производства, слитый с современной анимационной технологией, написал творческое откровение.
Как подчеркивает заслуженная победа на «Оскаре» за лучший анимационный фильм, этот шедевр существенно расширил жанр анимации, доказав жизнеспособность радикально нетрадиционной эстетики за пределами краткого любопытства. Его стилистическое влияние продолжает распространяться через последующие анимационные проекты и творческие области далеко за пределами комиксов [4].
Охватывая одновременно несовершенство и гиперболу, чтобы привнести последовательное искусство в экранную жизнь, «Человек-паук: Через вселенные» создал уникальный гостеприимный мир, где приостановка неверия становится легкой. Мы стремимся оставаться на его живых страницах благодаря новаторским художникам и инженерам, которые изобретательно разработали контролируемую деконструкцию четвёртой стены.
Исходя из вышеуказанного, можно сказать, что «Человек-паук: Через вселенные» – это не просто очередной анимационный фильм о супергероях, а настоящее произведение искусства, который выводит жанр на новый уровень. Уникальная комбинация различных стилей анимации, от классического комиксного до современных трёхмерных технологий, создает захватывающий визуальный опыт, который заставляет зрителя погрузиться в невероятный мир, полный приключений и неожиданных поворотов.
Этот мультфильм доказал, что анимация способна передать глубокие эмоции, философские размышления и сложную драматургию ничуть не хуже, чем полнометражные фильмы с живыми актёрами.
Таким образом, этот проект оставляет неизгладимое впечатление и задаёт новые стандарты для всей мульт-индустрии. Его наследие будет вдохновлять художников и режиссёров на создание ещё более амбициозных и оригинальных произведений, расширяя границы возможного в мире анимации.
Библиографический список
1. Захед, Р. Мир фильма «Человек-паук: Через вселенные» / Рамин Захед. – Москва: Комильфо, 2019. – 204 с.
2. Никишина Настя. Сочетание 2D- 3D-анимации: как мультфильм о Человеке-пауке стал революцией (или нет?) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mvideo.ru/blog/pomogaem-raz ... ej-ili-net (дата обращения 07.04.2025).
3. Смысл анимации в «Человек-паук: Через вселенные» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://se7en.ws/smysl-animacii-v-chelo ... vselennye/ (дата обращения 07.04.2025).
4. Титов Кирилл. Почему анимационный «Человек-паук» и его вселенные достойны «Оскара» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://skillbox.ru/media/cinemusic/spi ... der-verse/ (дата обращения 07.04.2025).
Петухова Е.А., Курилова М.Ф. СЕКЦИЯ "Графический дизайн"
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.
-
- Posts: 214
- Joined: 21 Apr 2010, 16:09