Вахитова Р.Р. СЕКЦИЯ "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

IX Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Post Reply
Кулешова А.И.
Posts: 218
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Вахитова Р.Р. СЕКЦИЯ "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

Post by Кулешова А.И. »

УДК 378.147/745.51

Вахитова Р.Р., канд. пед. наук (Россия, г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет)
Vakhitova R. R., Ph.D. of Pedagogic sciences (Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ОБУЧАЮ-ЩИМИСЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ГОРОДЕЦ-КОЙ РОСПИСИ: ОПЫТ КАФЕДРЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ ННГАСУ
INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF A CREATIVE PROJECTS BY STUDENTS WHEN MASTERING GO-RODETS PAINTING: EXPERIENCE OF THE DEPARTMENT OF CUL-TURAL STUDIES OF NNGASU

Аннотация: статья посвящена применению междисциплинарного подхода при ор-ганизации и реализации творческих проектов обучающихся. На примере комплексного зада-ния для будущих культурологов по выполнению курсового проекта в технике городецкой рос-писи обосновывается роль качественного предпроектного исследования в выполнении твор-ческой работы.
Annotation: the article is devoted to the application of an interdisciplinary approach in the organization and implementation of creative projects of students. Using the example of a comprehen-sive assignment for future cultural scientists to complete a course project in the technique of Gorodets painting, the role of high-quality pre-project research in performing creative work is substantiated.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, курсовой проект, предпроектное ис-следование, городецкая роспись, творческая работа.
Key words: interdisciplinary approach, course project, pre-project research, Gorodets painting, creative work.

В последние годы при организации педагогического процесса на всех уровнях образования особая роль отводится созданию условий для проект-ной деятельности обучающихся. Особенно актуальным стало введение про-ектных работ в программы дисциплин в организациях высшего образования, поскольку именно практическая проектная работа призвана помочь выпуск-никам в их будущей профессиональной реализации. Соответственно, на об-щем фоне утверждения проектной культуры в качестве ведущей модели пре-образующей деятельности представляется закономерной актуализация про-ектных практик в системе высшего образования как одной из основных сфер наращивания интеллектуального капитала, производства инноваций, обнов-ления технологий и продуктов [1, С. 64].
Учебный план подготовки бакалавров культурологии в Нижегород-ском государственном архитектурно-строительном университете также пред-полагает обилие проектной работы – будь то создание концепций социокуль-турных мероприятий и их реализация, или же разработка оригинальных ху-дожественных произведений в творческих мастерских. Навыки проектирова-ния будущие культурологи получают при освоении большинства программ дисциплин и практик. В соответствии с требованиями действующего Феде-рального государственного образовательного стандарта, основная образо-вательная программа по направлению «Культурология» в ННГАСУ выстро-ена таким образом, чтобы содержание каждой последующей дисциплины учебного плана позволяло обучающимся закреплять и актуализировать усвоенные ранее знания, умения и навыки, а также задействовать сформиро-ванные компетенции. Таким образом, особую важность приобретает приме-нение междисциплинарного подхода к решению учебных задач, возникаю-щих перед будущими культурологами на всех курсах обучения.
Поскольку уникальность программы подготовки культурологов в Ни-жегородском государственном архитектурно-строительном университете связана с насыщением учебного плана дисциплинами творческого характера, в рамках данной статьи целесообразным будет рассмотрение специфики ор-ганизации проектной работы обучающихся при выполнении заданий по ху-дожественно-творческой деятельности. В связи с этим ниже будет раскрыт опыт кафедры Культурологии по руководству творческими проектами обу-чающихся на примере курсового проекта по дисциплине «История, культу-ра, технологии художественной обработки дерева».
Задание на курсовое проектирование по данной дисциплине подразу-мевает проведение обучающимся предпроектного исследования и разработ-ку авторского творческого изделия с сюжетной городецкой росписью, кото-рое выполняется с опорой на освоенные в рамках курса навыки владения ки-стью и грамотного построения традиционных для данного вида народного художественного промысла композиций. Руководитель проекта осуществля-ет консультирование по вопросам проведения предпроектного исследования, выполнения изделия и оформления результатов творческого проектирова-ния. Соответственно, при выполнении задания обучающимся предоставляет-ся возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. При этом преподавателю отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации [2, С. 170].
Решение задач творческого проектирования неразрывно связано с ор-ганизацией и проведением качественного предпроектного исследования. Именно на основе качественного подбора информационных ресурсов и ана-литического разбора их содержания обучающийся сможет создать достойное произведение – авторскую работу в технике городецкой росписи – соответ-ствующее традиции, но при этом оригинальное и современное.
В рамках выполнения предпроектного исследования обучающийся на основе анализа содержания отобранных для работы информационных ре-сурсов раскрывает современное состояние определённой им проблемы. Кро-ме того, автор проекта выделяет особенности применения наследия городец-кой росписи и других технологий творчества для создания и декоративного оформления изделия с сюжетным изображением выбранной тематики. При этом ему необходимо произвести анализ и критическую оценку отобранных текстовых и визуальных материалов, а также обосновать целесообразность разработки творческих проектов в выбранной области. Ввиду того, что в ходе проведения предпроектного исследования обучающийся сталкивается с целым рядом разнородных задач, уместным будет обращение к междисци-плинарному подходу для их решения.
По утверждению Я. Е. Рупасовой, «концепция междисциплинарного проектного задания должна базироваться на важном принципе дидактики – понятии междисциплинарных связей, подразумевающем последовательность, системность, согласованность учебных дисциплин, взаимосвязанную работу преподавателей [3, c. 323]. Специфика проектного задания по дисциплине «История, культура, технологии художественной обработки дерева» нагляд-но демонстрирует данный принцип в действии.
При организации предпроектного исследования в ходе выполнения курсового проекта по данной дисциплине обучающимся рекомендуется раз-бить процесс его осуществления на несколько этапов.
На первом этапе предпроектного исследования производится характе-ристика области проектирования. Обучающийся не только аргументирует выбор темы проекта и обосновывает его актуальность, но и привлекает для разработки проекта материалы научных исследований – исторических, куль-турологических, искусствоведческих – в зависимости от выбранной темы. На данном этапе обучающемуся также необходимо подобрать качественные ви-зуальные материалы – это могут быть музейные аннотации предметов мате-риальной культуры; каталоги выставок; фотографии творческих работ ма-стеров; изображения, раскрывающие особенности технологии создания ху-дожественно оформленных деревянных изделий; исторические фотографии и т.д.
Свобода выбора темы курсового проекта предполагает, что если, например, обучающийся взял в качестве основы творческой работы литера-турное или фольклорное произведение, то в этом случае ему следует подо-брать уже существующие подходящие по содержанию художественные ил-люстрации, а также репродукции произведений мастеров народных художе-ственных промыслов, которые были посвящены данному произведению. При этом автором проекта в ходе критического анализа данных работ отбирают-ся наиболее удачные творческие решения. Таким образом, в контексте под-бора и обработки материалов для проекта обучающийся реализует компе-тенции, сформированные в рамках курсов таких дисциплин, как «Информа-ционно-библиографическая культура» и «История искусств».
На втором этапе работы производится анализ художественного языка городецкой росписи и сюжетных изображений, смысловое содержание кото-рых прямо или косвенно соответствует выбранной теме. Также отбираются и рассматриваются такие творческие решения в работах городецких мастеров, которые могут быть полезными при реализации проекта обучающегося. Ис-следовательская часть проектной работы продолжает развитие в ходе анали-за приемов адаптации сюжетов литературных или фольклорных произведе-ний к использованию в технике городецкой росписи – с учетом тех приемов стилизации, того условного языка, которые традиционно применяются ма-стерами данного вида народного художественного промысла. При этом обу-чающиеся используют на практике знания и навыки, полученные ранее при освоении курсов «История искусств», «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы России».
Похожие задачи решают при осуществлении предпроектного исследо-вания те обучающегося, которые выбрали для разработки творческого про-екта темы праздников, народных гуляний. В данных случаях производится изучение и переосмысление традиций праздничного времяпровождения в отечественной культуре, специфики обрядовых действий, приуроченных к важным датам народного календаря или семейным событиям. Соответствен-но, информация, освоенная при прохождении курсов таких дисциплин, как «Культура повседневности» и «Теория и история народной художественной культуры», может послужить основой для разработки обучающимся проекта авторского декоративного панно в технике городецкой росписи.
В качестве материалов для разработки творческого проекта обучаю-щимися могут использоваться исторические фотографии. Действительно, традиции сюжетной городецкой росписи складывались в рамках историко-культурного контекста конца XIX – начала XX века. Следовательно, именно фотографические материалы, зафиксировавшие подлинные сцены быта и культуру конца XIX – начала XX века, наиболее точно передают характер той эпохи, которая отражена в произведениях городецких мастеров. При ис-пользовании исторических фотографий обучающиеся исследуют костюм, предметы быта, интерьер, архитектурную среду, традиционные виды дея-тельности людей того времени. Это дает будущим культурологам возможно-сти найти наиболее интересные творческие решения в ходе разработки и ре-ализации своих проектов. И в этом им помогает опыт, приобретённый на за-нятиях по «Истории», «Культуре повседневности» и «Теории и истории народной художественной культуры». В ходе обработки данных материалов также создаются предварительные наброски.
При выполнении предпроектных исследований обучающимися исполь-зуются общенаучные и специальные методы ведения научной работы, опре-деление которых также предполагает практическую отработку навыков, по-лученных на занятиях курса «Методология и методы культурологии». Эта практика представляется особенно актуальной ввиду сокращения часов на ведение научной работы в структуре программ многих дисциплин.
На третьем этапе выполнения предпроектного исследования обучаю-щийся определяет перспективные направления творческой проектной дея-тельности по выбранной тематике, сосредотачивается на одном из них, аргу-ментируя свой выбор, и переходит к непосредственной разработке проекта.
Далее будущему культурологу предстоит сформулировать концепцию собственного авторского изделия в технике городецкой росписи, которая предполагает применение как наиболее удачных творческих решений, обна-руженных в ходе выполнения набросков по мотивам произведений живопис-цев, графиков, художников-иллюстраторов и мастеров народных художе-ственных промыслов, так и собственных находок. При этом обучающимся могут быть востребованы приёмы работы, освоенные в рамках курса «Мето-дика организации творческой деятельности». В ходе разработки концепции проекта обучающийся формулирует основные задачи, которые стоят перед ним как перед автором творческой работы: аргументирует выбор отдельных художественных приемов, средств художественной выразительности, цвето-вой палитры будущего изделия и т.д., а также разрабатывает эскиз творче-ской работы (декоративного панно с сюжетной городецкой росписью).
После доработки эскиза (при необходимости) и утверждения эскиза ра-боты преподавателем, обучающийся переходит к непосредственной реализа-ции творческого проекта в материале. При этом автором проекта подробно освещаются все операции, которые совершаются им на всех стадиях подго-товки деревянной заготовки к росписи (процессы приготовления грунта и грунтовки деревянной поверхности, её шлифовки, шпаклевки неровностей; подготовка необходимых колеров; соотнесение эскиза с будущим изделием). Далее подробно характеризуется процесс выполнения творческого изделия в ходе нанесения подмалёвков разработанной композиции, а затем – тенёвки и разживки. При этом нередко возникает необходимость корректировки созда-ваемого сюжетного изображения относительно изначального замысла – это может быть связано с погрешностями в нанесении элементов композиции, по-требностью в замене некоторых оттенков цветов или дополнения композиции деталями в пользу более удачного художественного решения.
На заключительной стадии создания проекта автор анализирует и ха-рактеризует результаты выполнения задания, а также прорабатывает воз-можности применения полученного изделия для реализации тех или иных социокультурных мероприятий. При этом полезными становятся материалы, освоенные в курсе дисциплины «Теория и практика социокультурной дея-тельности». Таким образом, обосновывается практическая значимость раз-работанного и реализованного творческого проекта, характеризуются воз-можные сферы его полезного применения, что позволяет обучающемуся оценить выполненное им декоративное панно не только с эстетической, но и с утилитарной точки зрения.
Материалы данной статьи подтверждают, что при разработке заданий на курсовое проектирование одним из ключевых принципов должен являться междисциплинарный подход. Именно его реализация подразумевает закреп-ление полученных ранее обучающимся знаний, умений и навыков и форми-рование компетенций, обеспечивающих выпускнику успехи в творческой де-ятельности. Опыт кафедры культурологии ННГАСУ демонстрирует, что не-смотря на сложность составления подобных заданий, а также их выполнения, как у автора проекта, так и у его преподавателя возрастает заинтересован-ность в качественном выполнении подобной комплексной задачи в рамках тесного сотрудничества. Это становится возможным при грамотной органи-зации и осуществлении предпроектного исследования, которому должна от-водиться важнейшая роль в структуре проекта.

Библиографический список

1. Вахитова, Р. Р. Применение современных педагогических методов при осуществ-лении профессиональной подготовки культурологов / Р. Р. Вахитова, С. Г. Ефимова, А. А. Кондрашкина, С. В. Пепеляева. – Текст: электронный // Методология современной образова-тельной деятельности. В 2 т. Т. 2 / под общей редакцией Б. Н. Герасимова. – Нижний Новго-род : НИЦ «Открытое знание», 2020. – С. 49-71. – ISBN 9780463417881. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_4 ... 399911.pdf (дата обращения: 11.04.2025).
2. Романчук, Н. В. Метод проектов как фактор развития творческого потенциала сту-дентов при изучении педагогических дисциплин / Н. В. Романчук. – Текст: электронный // Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы : материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 27-28 мая 2010 г. – Витебск : Витебский госу-дарственный университет им. П.М. Машерова, 2010. – С. 170-171. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_3 ... 501595.pdf (дата обращения: 11.04.2025).
3. Рупасова, Я. Е. Междисциплинарная проектная деятельность как технология под-готовки студентов бакалавриата к инновационной деятельности / Я. Е. Рупасова. – Текст : электронный // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 6 (91). – С 321-325. – ISSN 1991-5497. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_4 ... 441018.pdf (дата обраще-ния: 11.04.2025).
Post Reply

Return to “Дизайн XXI века”