Page 1 of 1

Амелина П.В. СЕКЦИЯ "Дизайн интерьера"

Posted: 10 Mar 2025, 12:52
by Кулешова А.И.
УДК 741/744
Амелина П.В. (Россия, г. Санкт-Петербург, СПГХПА им. А.Л. Штиглица)
Amelina P.V. (Russia, St. Petersburg, SPGHPA named after A.L. Stiglitz)

РОЛЬ СКЕТЧИНГА В ПРАКТИКЕ ДИЗАЙНЕРА ИНТЕРЬЕР
THE ROLE OF SKETCHING IN THE INTERIOR DESIGNER'S
PRACTICE


Аннотация: В данной статье анализируется важность скетчинга в работе дизайнеров интерьеров, подчеркивая его роль в визуализации идей и ускорении процесса проектирования. Освещаются преимущества скетчинга, такие как эффективное общение с клиентами и стимулирование креативности. Исследование на основе литературного обзора показывает, что скетчинг улучшает взаимопонимание между дизайнером и клиентом, обогащая проектный процесс.
Annotation: This article analyzes the importance of sketching in the work of interior designers, emphasizing its role in visualizing ideas and speeding up the design process. The advantages of sketching, such as effective communication with clients and stimulating creativity, are highlighted. A study based on a literature review shows that sketching improves mutual understanding between the designer and the client, enriching the design process.
Ключевые слова: скетчинг, дизайн интерьеров, визуализация, креативный процесс, профессиональная практика, взаимодействие с клиентом, проектирование.
Keywords: sketching, interior design, visualization, creative process, professional practice, customer interaction, design.


Введение
Скетчинг, как один из ключевых инструментов дизайнера интерьеров, играет неоценимую роль в процессе разработки и реализации дизайн-проектов. Этот метод не только позволяет дизайнерам быстро и наглядно передавать свои визуальные идеи, но и значительно упрощает коммуникацию с клиентами, помогая им лучше понять предлагаемые концепции и визии. Кроме того, скетчинг способствует более эффективному и скоординированному взаимодействию внутри дизайнерской команды, поскольку позволяет быстро обмениваться идеями и находить совместные решения.
Несмотря на широкое распространение и доступность цифровых технологий, которые предлагают различные программы для трехмерного моделирования и визуализации, ручной скетчинг по-прежнему остается важным элементом в процессе создания дизайна интерьера. Качество компьютерной графики напрямую зависит от того, как дизайнер владеет техникой ручной графики. Индивидуальная графическая манера, «почерк» дизайнера свидетельствует о его профессионализме [2, с. 3]. Скетчинг не только способствует развитию творческих способностей дизайнера, но и позволяет более свободно и интуитивно исследовать различные композиционные и стилистические решения.

Основная часть
Скетчинг в дизайне интерьера — это не просто инструмент для визуализации идей, но и способ исследования пространства, форм, материалов и света. Различные стили скетчинга позволяют дизайнерам интерьера подходить к каждому проекту уникально, адаптируя свои методы к специфике задачи и предпочтениям клиента. Владение искусством рисования, основанном на живом человеческом восприятии, переживании впечатлений от наблюдения натуры, поможет достичь более высокого результата не только на подготовительном этапе проекта, но и в работе над окончательным вариантом, создаваемым с помощью компьютерных технологий [3, с. 5].
Один из популярных стилей — это быстрый скетчинг, который часто используется на начальных этапах проекта. Этот стиль характеризуется свободными, динамичными линиями, которые не стремятся к детализации, а скорее захватывают общее впечатление и атмосферу предполагаемого пространства. Быстрый скетчинг позволяет дизайнеру быстро перенести на бумагу первоначальные идеи и концепции, делая акцент на массах, пропорциях и композиции, а не на точности и деталях.
Противоположностью быстрому скетчингу является детализированный скетчинг, который применяется для финальной презентации проекта клиенту. В этом стиле дизайнеры стремятся к максимальной точности и реализму, детально прорабатывая текстуры, свет и тени, мебель и декор. Такие скетчи часто выполняются с использованием различных техник, включая тушь, маркеры или акварель, что позволяет добиться более выразительного и живого изображения.
Еще один интересный стиль — это концептуальный скетчинг. Этот стиль используется для исследования и разработки ключевых идей проекта. Концептуальные скетчи часто абстрактны и могут включать не только традиционные визуальные элементы, но и схематические изображения, диаграммы и символы, которые помогают обсудить и развить основные темы и идеи проекта.
Технический скетчинг — это стиль, который применяется для точной передачи размеров, форм и конструктивных решений. Эти скетчи более формализованы и часто включают в себя элементы чертежа, такие как масштаб, аннотации и размерные линии. Технический скетчинг требует от дизайнера не только художественных навыков, но и глубоких знаний в области строительства и материаловедения.
Использование различных стилей скетчинга помогает не только визуализировать идеи, но и исследовать разные аспекты дизайна, от общей концепции до мельчайших деталей. Это делает скетчинг неотъемлемой частью творческого процесса в дизайне интерьера, способствуя созданию более продуманных и гармоничных пространств.

Результаты исследований
Любая дизайнерская идея предчувствуется творцом и берёт начало своего развития в рисунке, где формируется в схемах, набросках, эскизах на протяжении всей проектной работы над объектом [4, с. 3].
Скетчинг, как инструмент визуализации идей в дизайне интерьера, играет ключевую роль в улучшении взаимопонимания между дизайнером и клиентом. Это утверждение подтверждается как литературными исследованиями, так и опросами профессиональных дизайнеров. В рамках данного исследования был проведен обзор научных работ и анализ ответов специалистов, что позволило глубже понять, как именно скетчинг влияет на проектный процесс и клиентское восприятие.
Литературный обзор показал, что скетчинг не только помогает дизайнерам быстро передавать свои идеи, но и способствует более глубокому их пониманию со стороны клиентов. В статьях, посвященных психологии восприятия и коммуникации в дизайне, упоминается, что визуальные образы могут значительно улучшить коммуникативные процессы, так как они позволяют клиентам лучше представить конечный результат, облегчают понимание сложных концепций и идей [1, с. 3]. Это особенно важно в контексте дизайна интерьера, где конечный продукт должен соответствовать как функциональным, так и эстетическим ожиданиям заказчика.
Опросы дизайнеров подтвердили, что использование скетчинга на различных этапах проекта способствует более тесному взаимодействию с клиентом. Дизайнеры отмечают, что скетчи позволяют обсуждать с клиентами различные аспекты проекта более продуктивно, чем это возможно с помощью словесных описаний или даже компьютерных визуализаций. Скетчи могут быть быстро изменены или дополнены в ходе обсуждения, что делает процесс более гибким и интерактивным.
Кроме того, скетчинг способствует более глубокому пониманию задач и предпочтений клиента со стороны дизайнера. В процессе создания скетчей дизайнеры часто приходят к новым идеям или решениям, которые могут быть предложены клиенту. Это не только обогащает проектный процесс, но и увеличивает удовлетворенность клиентов, так как они видят, что их пожелания учитываются и развиваются.
Исследование также выявило, что скетчинг может служить мостом между техническими аспектами дизайна и его визуальным восприятием. Дизайнеры, владеющие навыками скетчинга, часто лучше понимают структурные и функциональные ограничения проекта, что позволяет им предлагать решения, которые являются не только красивыми, но и практичными.
Cкетчинг является неотъемлемой частью процесса дизайна интерьера, способствующей улучшению взаимопонимания между дизайнером и клиентом и обогащению проектного процесса. Эти выводы подкрепляются как теоретическими исследованиями, так и практическим опытом профессионалов в области дизайна интерьера.

Заключение
Применение скетчинга в дизайнерских студиях оказывает значительное влияние на повышение общей производительности и качества работы. Этот метод обеспечивает возможность наглядно и быстро передавать визуальные идеи внутри команды, что способствует более эффективному взаимопониманию и коллаборации между участниками проекта. Скетчинг ускоряет процесс обсуждения и утверждения дизайнерских решений, поскольку позволяет представить концепцию в доступной и понятной форме, что существенно сокращает время на доработки и изменения.
Кроме того, этот подход позволяет клиентам лучше визуализировать предлагаемые решения и активно участвовать в процессе дизайна. Клиенты чувствуют себя более вовлеченными в процесс, когда могут непосредственно видеть, как реализуются их идеи и предложения, что способствует росту их удовлетворенности и доверия к дизайнерской студии. Это, в свою очередь, может привести к увеличению числа повторных обращений и рекомендаций со стороны клиентов, что является важным аспектом для развития и роста любой дизайнерской компании.
Интеграция скетчинга в ежедневную практику дизайнерских студий не только улучшает внутренние процессы проектирования и сотрудничества, но и способствует более глубокому и продуктивному взаимодействию с клиентами, что в конечном итоге ведет к повышению качества предоставляемых услуг и удовлетворенности клиентов.

Библиографический список

1. Гнездилова А.В., Козлова В.Ю. Роль визуальных коммуникаций в успешности бизнеса : Международный научный журнал «Вестник науки» № 6 (63) Т.1—Тольятти, 2023. — 1354 c.
2. Кефала, О. В. Ручная архитектурная графика : учебное пособие / О. В. Кефала. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. — 88 c.
3. Пятахин, Н. П. Формирование композиционного мышления. Часть 4. Интерьер. Система заданий по дисциплине Рисунок : учебно-методическое пособие / Н. П. Пятахин. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2011. — 48 c.
4. Рац А. П. Архитектурный рисунок и графика : методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению подготовки 270800 «Строительство» / составители А. П. Рац. — М. : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014. — 52 c.