Елькина А.Д., Левченко А.О. СЕКЦИЯ "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
Posted: 07 Apr 2025, 14:54
УДК 7.03
Елькина А.Д., Левченко А.О. (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород)
Elkina A.D., Levchenko A.O. (Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod)
ЯЗЫЧЕСКИЕ КОРНИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ: СИМБИОЗ ТРАДИЦИЙ И СОВРЕМЕННОСТИ
PAGAN ROOTS IN CONTEMPORARY ART: SYMBIOSIS OF TRADITION AND MODERNITY
Аннотация: В статье рассматриваются языческие корни в современном искусстве и дизайне, акцентируя внимание на симбиозе традиционных культурных практик и современных художественных выражений. Анализируется, как элементы язычества, проявляющиеся на протяжении всей истории искусства, влияют на формирование новых смыслов и эстетических концепций в контексте современного искусства и дизайна, а также исследуется их роль в сохранении культурной идентичности. В результате выявляются ключевые аспекты взаимодействия традиций и современности, способствующие обогащению художественного языка и расширению границ восприятия как искусства, так и дизайна, подчеркивая тем самым непрерывность влияния языческих традиций на развитие художественной практики во все времена.
Annotation: The article examines the pagan roots in contemporary art and design, emphasizing the symbiosis between traditional cultural practices and modern artistic expressions. It analyzes how elements of paganism, which have manifested throughout the history of art, influence the formation of new meanings and aesthetic concepts within the context of contemporary art and design, as well as their role in preserving cultural identity. As a result, key aspects of the interaction between tradition and modernity are identified, contributing to the enrichment of artistic language and the expansion of the boundaries of perception in both art and design, thereby highlighting the continuous influence of pagan traditions on the development of artistic practice throughout the ages.
Ключевые слова: язычество, современное искусство, традиции, эстетические концепции, культурная идентичность, симбиоз, неоязычество, мотивы.
Key word: paganism, contemporary art, traditions, aesthetic concepts, cultural identity, symbiosis, neo-paganism, motives.
Языческие корни в современном искусстве и дизайне представляют собой важный аспект культурного наследия, который продолжает оказывать влияние на творческие практики и эстетические концепции. Симбиоз традиций и современности позволяет художникам и дизайнерам переосмыслять древние мифологические и ритуальные элементы, интегрируя их в контекст современных социальных и технологических реалий.
Формирование славянского язычества на территории Руси началось примерно во II-I тысячелетии до нашей эры. Язычество, как культурно-религиозное явление, представляет собой совокупность верований и практик, которые не относятся к основным мировым религиям, таким как христианство, ислам и иудаизм. Б.А. Рыбаков дал развёрнутое понимание данного термина, обосновывая его существование в науке. В основе такого понимания, вероятно, лежит представление о формационном развитии истории и присущее ему деление на религии первобытных и классовых обществ [6]. В широком смысле, язычество охватывает множество политеистических и анимистических традиций, существовавших в различных культурах до прихода монотеистических религий. Основные характерные черты язычества включают почитание множества богов и духов, связь с природой, ритуалы, направленные на обеспечение благополучия и гармонии с окружающим миром, а также использование мифологии для объяснения природных явлений и человеческого опыта [1]. В контексте исследования языческих корней в современном искусстве и дизайне следует рассмотреть феномен языческой мифологии, которая служит основой для многих художественных интерпретаций.
Языческая мифология выражается образно-поэтическими средствами. В ее основе лежит натуралистическое впечатление от внешне черт, в которых являет себя природа. «Мифы язычества – это специфическая форма самоосознания человеком своего места в мире на той стадии, когда он еще не обособился от природы, не противопоставил себя ей» [8].
В историческом контексте язычество играло значительную роль в формировании культурных и социальных структур древних обществ. Языческие верования и ритуалы способствовали сплочению общин, передаче знаний и традиций, а также формированию художественных и архитектурных стилей [7]. Язычество оказало влияние на искусство, начиная с древних цивилизаций, где мифологические сюжеты и образы богов вдохновляли творцов. В античности, например, греческая и римская мифология стали основой для создания множества произведений, отражающих идеалы красоты, силы и гармонии.
Влияние язычества на искусство в России можно проследить через различные исторические эпохи, начиная с древнерусского и заканчивая современным периодом.
1. Древнерусский период (IX-XII века) этап, в который язычество было доминирующей религией на территории Руси. Древние славяне создавали деревянные идолы, такие как Перун и Велес, которые служили объектами поклонения. Эти идолы часто имели сложные орнаменты, отражающие природные элементы и мифологические сюжеты [6]. Так же были языческие святилища, такие как капища, которые имели особую архитектурную форму, в дальнейшем она могла оказать влияние на христианские церкви.
2. XII-XV века с принятием христианства в 988 году влияние язычества не исчезло, а трансформировалось, сохраняя элементы в народной культуре и искусстве [6]. Это проявлялось в фольклоре и декоративно-прикладном искусстве. Языческие мотивы продолжали жить в народных сказках и песнях. Например, персонажи, такие как Баба Яга и Кощей Бессмертный, имеют корни в языческой мифологии. В декоративно-прикладном искусстве это проявлялось в вышивке и резьбе по дереву, которые часто включали символы, такие как солнце и луна, имеющие сакральное значение.
3. XVI-XVIII века период смешения языческих и христианских традиций, находящих отражение в искусстве. В иконописи использовались различные символы. В произведениях можно увидеть элементы, связанные с природой, которые перекликались с языческими верованиями. Например, святой Христофор изображался на иконах с собачьей головой, а евангелисты – в виде животных: Лука – в образе быка, Иоанн – в образе орла, Марк – в образе льва. Это пошло от древнего почитания животных [3]. Даже сам Христос долгое время изображался в виде овна или рыбы, как и первые христиане, носившие амулеты в виде рыб. Также, по мнению профессора истории искусств Томаса Мэтьюза, изображения христианских фигур на иконах во многом заимствованы из более ранних языческих изображений их богов, в основном из греческого, египетского и римского пантеонов. В народных промыслах, таких как гжель и хохлома часто использовали мотивы, связанные с природой и мифологией.
4. XIX век в этот период романтизма и национального возрождения стали активно обращаться к народным корням и языческим традициям. В литературе поэты, такие как Александр Блок и Валерий Брюсов, вдохновлялись мифологией, создавая произведения, в которых отражались древние верования и образы. В произведениях Александра Пушкина «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане» чётко прослеживаются мифологические образы: русалка, Баба Яга, Кощей, царевна-Лебедь и другие. В живописи, такие художники как Илья Репин и Василий Суриков, использовали народные сюжеты, в которых можно увидеть влияние языческих традиций.
В последние десятилетия XX века происходит возрождение интереса к языческим верованиям и практикам в различных уголках мира. Подобное явление получило название «неоязычество», которое в России заявило о себе как одно из наиболее радикальных течений русского национализма, характеризуемое как субкультура [9, c. 6]. Оно охватывает широкий спектр традиций, от реконструкции древних политеистических культов до разработки новых, эклектичных духовных путей. Неоязычество основано на современной актуализации древних форм дохристианских верований с привлечением научных и мифологических источников, материалов фольклора. Неоязычество связывают с потребностью современного общества противостоять техногенной культуре, созданной христианским западным сознанием, восстановить нарушенное экологическое равновесие в мире и целостность сознания, преодолеть разрыв между Востоком и Западом. В качестве альтернативы фрагментированному и децентрированному современному миру неоязычество предлагает «новый космический и экологический менталитет». Такой «новый традиционный» тип мышления – причина явления, называемого «изобретенной культурой» [5, c. 57].
Современное возрождение интереса к язычеству, наблюдаемое в последние десятилетия, также находит отражение в искусстве и дизайне. Современные художники и дизайнеры обращаются к языческим символам, мифам и ритуалам, переосмысляя их в контексте современности. Это проявляется в различных формах, от живописи и скульптуры до моды и графического дизайна, где языческие мотивы используются для создания уникальных визуальных языков, подчеркивающих связь человека с природой и его культурное наследие.
Языческие элементы нередко используются для создания мифологической символики. Они используются для передачи определенных идей, эмоций и эстетики, например:
• Древо жизни – символизирует связь между небом, землей и подземным миром. Часто используется в графическом дизайне и интерьере.
• Солнце и луна – символы, олицетворяющие свет и тьму, мужское и женское начало. Эти символы часто встречаются в текстиле и украшениях.
• Змей – символ трансформации и обновления. В дизайне интерьеров и ювелирных изделиях змеиный мотив может символизировать защиту и мудрость.
• Круг – символ бесконечности и единства. Используется в различных формах дизайна, включая графику и архитектуру.
• Тотемные животные – символизируют защиту и связь с природой. В дизайне одежды и аксессуаров можно встретить изображения тотемных животных.
• Символы стихий – такие как вода, огонь, земля и воздух, которые могут быть использованы в дизайне для передачи определенных тем и настроений.
Эти символы могут быть адаптированы и переосмыслены в современном контексте, создавая уникальные и значимые дизайны. Многие современные художники вставляют символы из различных мифологий, представляя богов, духов и другие существа, что наполняет их работы особым смыслом. Эти символы могут быть абстрактными или реалистичными, но всегда несут в себе культурные ценности, связанные с конкретной традицией. Например, Анна Самойлова – русская художница, которая часто обращается к древнерусским мотивам, в частности, к языческим обрядам и обычаям. Она работает со старорусскими мотивами и языческими образами, переосмысляя их и интегрируя в повседневность, как, например, сделанные венцы с лентами для бренда Kotomа. [2]. В её работах фигурируют мотивы растительности как олицетворения единения души человека с природой, солнца, символизируя женское начало.
В современном дизайне можно увидеть использование природных мотивов и текстур, что отражает древнее почитание стихий. Это может проявляться в использовании органических форм, цветовых палитр и натуральных материалов, таких как дерево, камень, и текстиль, что создает гармонию с окружающей средой. Например, Игорь Андреев – сооснователь бренда Vereja, который построен на личной жизни автора и его воспоминаниях. Художника привлекает язычество с его многочисленными праздниками, а также русские сказки. Дизайнер возрождает традиционные техники работы над одеждой, вяжет вручную, и доказывает, что русские локальные коды – будущее моды [4].
Дизайнеры одежды Free People, часто используют мотивы солнца и луны в своих коллекциях. Они исследуют контраст между этими двумя элементами, тем самым добавляя многослойность и смысл к своим работам, добавляя одежде культурную ценность. Бренд «Славянская одежда» предлагает коллекции, в которых используются традиционные славянские узоры и символы, такие как коловрат, тризуб и другие. Одежда часто выполнена из натуральных тканей и украшена вышивкой.
В России есть несколько ювелирных магазинов и компаний, которые специализируются на создании украшений с рунами и языческими символами. Язычество предлагает множество тем, из которого могут черпать вдохновение современные мастера. Изделия, украшенные языческими мотивами, часто используют символы, связанные с природой, стихиями, божествами и животными. Например, творческая мастерская «Руна» создает индивидуальные украшения с руническими символами, предлагая клиентам возможность заказать уникальные изделия. Люди, носящие такие украшения, зачастую ищут в них не просто эстетическую красоту, но и глубинную связь с историей и природой. Каждое ювелирное изделие с языческими мотивами может быть личным оберегом, символом веры или даже талисманом, обладающим уникальной энергетикой. Также украшения бренда «Ethno Style Design» [10] вдохновлены древними образами и воплощены в современной авторской интерпретации. Основатель бренда Вадим Исаков использует в качестве вдохновения символику славянской культуры, в его работах видны мотивы солнца, растительности, змей.
Языческие мотивы в современном дизайне не только обогащают эстетическую составляющую произведений, но и вносят в них дух древних традиций, напоминая о глубокой связи человека с природой и его культурным наследием. Это обращение к истокам не только актуализирует старые символы, но и создает пространство для размышлений о современности и будущем, привнося в дизайн философские и исторические аспекты.
Симбиоз традиций и современности в искусстве представляет собой динамичный процесс, в котором современные художники интерпретируют и адаптируют языческие традиции, создавая новые формы выражения. Этот процесс включает в себя переосмысление мифологических сюжетов, символов и ритуалов, что позволяет интегрировать древние культурные элементы в современный контекст. Языческие символы, такие как изображения богинь, природных элементов и ритуальных объектов, становятся основой для создания визуальных нарративов, которые отражают современные социальные и экологические проблемы.
Влияние технологий и новых медиа на представление языческих тем в искусстве также является значительным. Цифровые технологии, такие как виртуальная и дополненная реальность, открывают новые горизонты для взаимодействия с языческими традициями. Художники могут создавать интерактивные инсталляции, которые позволяют зрителям погружаться в языческий контекст, исследуя его через призму современных технологий. Например, использование 3D-моделирования и анимации позволяет визуализировать мифологические сюжеты в новом свете, делая их более доступными и актуальными для современного зрителя.
Искусство, как средство духовного поиска, играет ключевую роль в формировании идентичности и осмыслении духовности в современном мире. В условиях глобализации и быстрого технологического прогресса, многие люди сталкиваются с кризисом идентичности, что подчеркивает необходимость обращения к культурным корням и традициям. Языческие корни, с их глубокими связями с природой и ритуальными практиками, предоставляют уникальную возможность для взаимодействия с окружающим миром и самими собой. Эти традиции, основанные на уважении к природе и циклам жизни, могут служить источником вдохновения для современных художников и дизайнеров, позволяя создавать работы, которые не только отражают культурное наследие, но и способствуют экологической осознанности.
Библиографический список
1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. Санкт-Петербург: Тип. М.М. Стасюлевича, 1914. 386 с.
2. Бланарь А. В мастерской у Анны Самойловой [Электронный ресурс] // The Blueprint. Культура. Интервью. – 2020. – URL: https://theblueprint.ru/culture/art/u-anny-samojlovoj
3. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи Санкт-Петербург : Аксиома, 1995. 252, [1] с. : ил. (Малая история культуры).
4. Зиза Т. Создатель бренда Vereja Игорь Андреев объясняет, как носить локальное, почему фольклор – это круто и дает оценку петербургской идентичности [Электронный ресурс] // Sobaka.ru. – 2021. – URL: https://www.sobaka.ru/fashion/heroes/129935
5. Иващенко Я.С. Неоязычество в современном изобразительном искусстве на примере жизнетворчества А.А. Осиповой [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2023. – № 29. – С. 57. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neoya ... voy/viewer
6. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси/Б.А. Рыбаков. Москва: Наука, 1988 782 с.
7. Силаков Е.С. Место и роль язычества восточных славян в русской духовной культуре : специальность 09.00.11 : автореферат кандидата философских наук Курск, 2000. 140 с.
8. Философский энциклопедический словарь / Главная редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – Москва: Советская Энциклопедия, 1983. – 840 с.
9. Шнирельман В. Русское родноверие. Неоязычество и национализм в современной России – Москва : ББИ, 2012. – 312 с. – ISBN: 978-5-89647-291-9.
10. Ethno Style Design [Электронный ресурс] // Blesk/ Stuff concept store. – 2025. – URL: https://bleskstuff.ru/ethno-style-design
Елькина А.Д., Левченко А.О. (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород)
Elkina A.D., Levchenko A.O. (Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod)
ЯЗЫЧЕСКИЕ КОРНИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ: СИМБИОЗ ТРАДИЦИЙ И СОВРЕМЕННОСТИ
PAGAN ROOTS IN CONTEMPORARY ART: SYMBIOSIS OF TRADITION AND MODERNITY
Аннотация: В статье рассматриваются языческие корни в современном искусстве и дизайне, акцентируя внимание на симбиозе традиционных культурных практик и современных художественных выражений. Анализируется, как элементы язычества, проявляющиеся на протяжении всей истории искусства, влияют на формирование новых смыслов и эстетических концепций в контексте современного искусства и дизайна, а также исследуется их роль в сохранении культурной идентичности. В результате выявляются ключевые аспекты взаимодействия традиций и современности, способствующие обогащению художественного языка и расширению границ восприятия как искусства, так и дизайна, подчеркивая тем самым непрерывность влияния языческих традиций на развитие художественной практики во все времена.
Annotation: The article examines the pagan roots in contemporary art and design, emphasizing the symbiosis between traditional cultural practices and modern artistic expressions. It analyzes how elements of paganism, which have manifested throughout the history of art, influence the formation of new meanings and aesthetic concepts within the context of contemporary art and design, as well as their role in preserving cultural identity. As a result, key aspects of the interaction between tradition and modernity are identified, contributing to the enrichment of artistic language and the expansion of the boundaries of perception in both art and design, thereby highlighting the continuous influence of pagan traditions on the development of artistic practice throughout the ages.
Ключевые слова: язычество, современное искусство, традиции, эстетические концепции, культурная идентичность, симбиоз, неоязычество, мотивы.
Key word: paganism, contemporary art, traditions, aesthetic concepts, cultural identity, symbiosis, neo-paganism, motives.
Языческие корни в современном искусстве и дизайне представляют собой важный аспект культурного наследия, который продолжает оказывать влияние на творческие практики и эстетические концепции. Симбиоз традиций и современности позволяет художникам и дизайнерам переосмыслять древние мифологические и ритуальные элементы, интегрируя их в контекст современных социальных и технологических реалий.
Формирование славянского язычества на территории Руси началось примерно во II-I тысячелетии до нашей эры. Язычество, как культурно-религиозное явление, представляет собой совокупность верований и практик, которые не относятся к основным мировым религиям, таким как христианство, ислам и иудаизм. Б.А. Рыбаков дал развёрнутое понимание данного термина, обосновывая его существование в науке. В основе такого понимания, вероятно, лежит представление о формационном развитии истории и присущее ему деление на религии первобытных и классовых обществ [6]. В широком смысле, язычество охватывает множество политеистических и анимистических традиций, существовавших в различных культурах до прихода монотеистических религий. Основные характерные черты язычества включают почитание множества богов и духов, связь с природой, ритуалы, направленные на обеспечение благополучия и гармонии с окружающим миром, а также использование мифологии для объяснения природных явлений и человеческого опыта [1]. В контексте исследования языческих корней в современном искусстве и дизайне следует рассмотреть феномен языческой мифологии, которая служит основой для многих художественных интерпретаций.
Языческая мифология выражается образно-поэтическими средствами. В ее основе лежит натуралистическое впечатление от внешне черт, в которых являет себя природа. «Мифы язычества – это специфическая форма самоосознания человеком своего места в мире на той стадии, когда он еще не обособился от природы, не противопоставил себя ей» [8].
В историческом контексте язычество играло значительную роль в формировании культурных и социальных структур древних обществ. Языческие верования и ритуалы способствовали сплочению общин, передаче знаний и традиций, а также формированию художественных и архитектурных стилей [7]. Язычество оказало влияние на искусство, начиная с древних цивилизаций, где мифологические сюжеты и образы богов вдохновляли творцов. В античности, например, греческая и римская мифология стали основой для создания множества произведений, отражающих идеалы красоты, силы и гармонии.
Влияние язычества на искусство в России можно проследить через различные исторические эпохи, начиная с древнерусского и заканчивая современным периодом.
1. Древнерусский период (IX-XII века) этап, в который язычество было доминирующей религией на территории Руси. Древние славяне создавали деревянные идолы, такие как Перун и Велес, которые служили объектами поклонения. Эти идолы часто имели сложные орнаменты, отражающие природные элементы и мифологические сюжеты [6]. Так же были языческие святилища, такие как капища, которые имели особую архитектурную форму, в дальнейшем она могла оказать влияние на христианские церкви.
2. XII-XV века с принятием христианства в 988 году влияние язычества не исчезло, а трансформировалось, сохраняя элементы в народной культуре и искусстве [6]. Это проявлялось в фольклоре и декоративно-прикладном искусстве. Языческие мотивы продолжали жить в народных сказках и песнях. Например, персонажи, такие как Баба Яга и Кощей Бессмертный, имеют корни в языческой мифологии. В декоративно-прикладном искусстве это проявлялось в вышивке и резьбе по дереву, которые часто включали символы, такие как солнце и луна, имеющие сакральное значение.
3. XVI-XVIII века период смешения языческих и христианских традиций, находящих отражение в искусстве. В иконописи использовались различные символы. В произведениях можно увидеть элементы, связанные с природой, которые перекликались с языческими верованиями. Например, святой Христофор изображался на иконах с собачьей головой, а евангелисты – в виде животных: Лука – в образе быка, Иоанн – в образе орла, Марк – в образе льва. Это пошло от древнего почитания животных [3]. Даже сам Христос долгое время изображался в виде овна или рыбы, как и первые христиане, носившие амулеты в виде рыб. Также, по мнению профессора истории искусств Томаса Мэтьюза, изображения христианских фигур на иконах во многом заимствованы из более ранних языческих изображений их богов, в основном из греческого, египетского и римского пантеонов. В народных промыслах, таких как гжель и хохлома часто использовали мотивы, связанные с природой и мифологией.
4. XIX век в этот период романтизма и национального возрождения стали активно обращаться к народным корням и языческим традициям. В литературе поэты, такие как Александр Блок и Валерий Брюсов, вдохновлялись мифологией, создавая произведения, в которых отражались древние верования и образы. В произведениях Александра Пушкина «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане» чётко прослеживаются мифологические образы: русалка, Баба Яга, Кощей, царевна-Лебедь и другие. В живописи, такие художники как Илья Репин и Василий Суриков, использовали народные сюжеты, в которых можно увидеть влияние языческих традиций.
В последние десятилетия XX века происходит возрождение интереса к языческим верованиям и практикам в различных уголках мира. Подобное явление получило название «неоязычество», которое в России заявило о себе как одно из наиболее радикальных течений русского национализма, характеризуемое как субкультура [9, c. 6]. Оно охватывает широкий спектр традиций, от реконструкции древних политеистических культов до разработки новых, эклектичных духовных путей. Неоязычество основано на современной актуализации древних форм дохристианских верований с привлечением научных и мифологических источников, материалов фольклора. Неоязычество связывают с потребностью современного общества противостоять техногенной культуре, созданной христианским западным сознанием, восстановить нарушенное экологическое равновесие в мире и целостность сознания, преодолеть разрыв между Востоком и Западом. В качестве альтернативы фрагментированному и децентрированному современному миру неоязычество предлагает «новый космический и экологический менталитет». Такой «новый традиционный» тип мышления – причина явления, называемого «изобретенной культурой» [5, c. 57].
Современное возрождение интереса к язычеству, наблюдаемое в последние десятилетия, также находит отражение в искусстве и дизайне. Современные художники и дизайнеры обращаются к языческим символам, мифам и ритуалам, переосмысляя их в контексте современности. Это проявляется в различных формах, от живописи и скульптуры до моды и графического дизайна, где языческие мотивы используются для создания уникальных визуальных языков, подчеркивающих связь человека с природой и его культурное наследие.
Языческие элементы нередко используются для создания мифологической символики. Они используются для передачи определенных идей, эмоций и эстетики, например:
• Древо жизни – символизирует связь между небом, землей и подземным миром. Часто используется в графическом дизайне и интерьере.
• Солнце и луна – символы, олицетворяющие свет и тьму, мужское и женское начало. Эти символы часто встречаются в текстиле и украшениях.
• Змей – символ трансформации и обновления. В дизайне интерьеров и ювелирных изделиях змеиный мотив может символизировать защиту и мудрость.
• Круг – символ бесконечности и единства. Используется в различных формах дизайна, включая графику и архитектуру.
• Тотемные животные – символизируют защиту и связь с природой. В дизайне одежды и аксессуаров можно встретить изображения тотемных животных.
• Символы стихий – такие как вода, огонь, земля и воздух, которые могут быть использованы в дизайне для передачи определенных тем и настроений.
Эти символы могут быть адаптированы и переосмыслены в современном контексте, создавая уникальные и значимые дизайны. Многие современные художники вставляют символы из различных мифологий, представляя богов, духов и другие существа, что наполняет их работы особым смыслом. Эти символы могут быть абстрактными или реалистичными, но всегда несут в себе культурные ценности, связанные с конкретной традицией. Например, Анна Самойлова – русская художница, которая часто обращается к древнерусским мотивам, в частности, к языческим обрядам и обычаям. Она работает со старорусскими мотивами и языческими образами, переосмысляя их и интегрируя в повседневность, как, например, сделанные венцы с лентами для бренда Kotomа. [2]. В её работах фигурируют мотивы растительности как олицетворения единения души человека с природой, солнца, символизируя женское начало.
В современном дизайне можно увидеть использование природных мотивов и текстур, что отражает древнее почитание стихий. Это может проявляться в использовании органических форм, цветовых палитр и натуральных материалов, таких как дерево, камень, и текстиль, что создает гармонию с окружающей средой. Например, Игорь Андреев – сооснователь бренда Vereja, который построен на личной жизни автора и его воспоминаниях. Художника привлекает язычество с его многочисленными праздниками, а также русские сказки. Дизайнер возрождает традиционные техники работы над одеждой, вяжет вручную, и доказывает, что русские локальные коды – будущее моды [4].
Дизайнеры одежды Free People, часто используют мотивы солнца и луны в своих коллекциях. Они исследуют контраст между этими двумя элементами, тем самым добавляя многослойность и смысл к своим работам, добавляя одежде культурную ценность. Бренд «Славянская одежда» предлагает коллекции, в которых используются традиционные славянские узоры и символы, такие как коловрат, тризуб и другие. Одежда часто выполнена из натуральных тканей и украшена вышивкой.
В России есть несколько ювелирных магазинов и компаний, которые специализируются на создании украшений с рунами и языческими символами. Язычество предлагает множество тем, из которого могут черпать вдохновение современные мастера. Изделия, украшенные языческими мотивами, часто используют символы, связанные с природой, стихиями, божествами и животными. Например, творческая мастерская «Руна» создает индивидуальные украшения с руническими символами, предлагая клиентам возможность заказать уникальные изделия. Люди, носящие такие украшения, зачастую ищут в них не просто эстетическую красоту, но и глубинную связь с историей и природой. Каждое ювелирное изделие с языческими мотивами может быть личным оберегом, символом веры или даже талисманом, обладающим уникальной энергетикой. Также украшения бренда «Ethno Style Design» [10] вдохновлены древними образами и воплощены в современной авторской интерпретации. Основатель бренда Вадим Исаков использует в качестве вдохновения символику славянской культуры, в его работах видны мотивы солнца, растительности, змей.
Языческие мотивы в современном дизайне не только обогащают эстетическую составляющую произведений, но и вносят в них дух древних традиций, напоминая о глубокой связи человека с природой и его культурным наследием. Это обращение к истокам не только актуализирует старые символы, но и создает пространство для размышлений о современности и будущем, привнося в дизайн философские и исторические аспекты.
Симбиоз традиций и современности в искусстве представляет собой динамичный процесс, в котором современные художники интерпретируют и адаптируют языческие традиции, создавая новые формы выражения. Этот процесс включает в себя переосмысление мифологических сюжетов, символов и ритуалов, что позволяет интегрировать древние культурные элементы в современный контекст. Языческие символы, такие как изображения богинь, природных элементов и ритуальных объектов, становятся основой для создания визуальных нарративов, которые отражают современные социальные и экологические проблемы.
Влияние технологий и новых медиа на представление языческих тем в искусстве также является значительным. Цифровые технологии, такие как виртуальная и дополненная реальность, открывают новые горизонты для взаимодействия с языческими традициями. Художники могут создавать интерактивные инсталляции, которые позволяют зрителям погружаться в языческий контекст, исследуя его через призму современных технологий. Например, использование 3D-моделирования и анимации позволяет визуализировать мифологические сюжеты в новом свете, делая их более доступными и актуальными для современного зрителя.
Искусство, как средство духовного поиска, играет ключевую роль в формировании идентичности и осмыслении духовности в современном мире. В условиях глобализации и быстрого технологического прогресса, многие люди сталкиваются с кризисом идентичности, что подчеркивает необходимость обращения к культурным корням и традициям. Языческие корни, с их глубокими связями с природой и ритуальными практиками, предоставляют уникальную возможность для взаимодействия с окружающим миром и самими собой. Эти традиции, основанные на уважении к природе и циклам жизни, могут служить источником вдохновения для современных художников и дизайнеров, позволяя создавать работы, которые не только отражают культурное наследие, но и способствуют экологической осознанности.
Библиографический список
1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. Санкт-Петербург: Тип. М.М. Стасюлевича, 1914. 386 с.
2. Бланарь А. В мастерской у Анны Самойловой [Электронный ресурс] // The Blueprint. Культура. Интервью. – 2020. – URL: https://theblueprint.ru/culture/art/u-anny-samojlovoj
3. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи Санкт-Петербург : Аксиома, 1995. 252, [1] с. : ил. (Малая история культуры).
4. Зиза Т. Создатель бренда Vereja Игорь Андреев объясняет, как носить локальное, почему фольклор – это круто и дает оценку петербургской идентичности [Электронный ресурс] // Sobaka.ru. – 2021. – URL: https://www.sobaka.ru/fashion/heroes/129935
5. Иващенко Я.С. Неоязычество в современном изобразительном искусстве на примере жизнетворчества А.А. Осиповой [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2023. – № 29. – С. 57. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neoya ... voy/viewer
6. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси/Б.А. Рыбаков. Москва: Наука, 1988 782 с.
7. Силаков Е.С. Место и роль язычества восточных славян в русской духовной культуре : специальность 09.00.11 : автореферат кандидата философских наук Курск, 2000. 140 с.
8. Философский энциклопедический словарь / Главная редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – Москва: Советская Энциклопедия, 1983. – 840 с.
9. Шнирельман В. Русское родноверие. Неоязычество и национализм в современной России – Москва : ББИ, 2012. – 312 с. – ISBN: 978-5-89647-291-9.
10. Ethno Style Design [Электронный ресурс] // Blesk/ Stuff concept store. – 2025. – URL: https://bleskstuff.ru/ethno-style-design