Page 1 of 1

Попелнухина Е.В., Курилова М.Ф. СЕКЦИЯ "Графический дизайн"

Posted: 10 Apr 2025, 17:03
by Кулешова А.И.
УДК 7.038
Попелнухина Е.В., Курилова М.Ф., преподаватель кафедры дизайна среды и моды (Россия, г. Белгород, Белгородский государственный институт искусств и культуры)
Popelnukhina E.V., Kurilova M.F., Lecturer at the Department of Environmental Design and Fashion (Russia, Belgorod, Belgorod State Institute of Arts and Culture)

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КРЕАТИВНОСТИ
ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND ABSTRACT ART: THE INTERACTION OF TECHNOLOGY AND CREATIVITY


Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи между искусственным интеллектом (ИИ) и абстрактным искусством. В работе рассматриваются различные аспекты, такие как возможности ИИ в создании уникальных художественных произведений, его влияние на развитие современного искусства и изменения в восприятии творчества. Особое внимание уделяется философским вопросам, связанным с использованием ИИ в искусстве, проблемам ИИ, а также перспективам дальнейшего развития этой области.
Ключевые слова: искусственный интеллект, абстрактное искусство, технологии, креативность, взаимосвязь, человек, философия, восприятие.
Annotation. The article is devoted to the study of the relationship between artificial intelligence (AI) and abstract art. The work examines various aspects, such as the possibilities of AI in creating unique works of art, its impact on the development of modern art and changes in the perception of creativity. Special attention is paid to philosophical issues related to the use of AI in art, the problems of AI, as well as the prospects for further development of this field.
Key words: artificial intelligence, abstract art, technology, creativity, interconnection, man, philosophy, perception.


Искусственный интеллект и абстрактное искусство, на первый взгляд, могут казаться разными областями, однако их взаимодействие открывает новые горизонты для художественного самовыражения. ИИ, обладая способностью анализировать и обрабатывать огромное количество данных, может создавать оригинальные абстрактные произведения, которые не только отражают логику, но и внедряют неожиданные элементы, что делает их визуально привлекательными. Это взаимодействие ставит под вопрос традиционные представления о том, что такое искусство, и каким образом оно создается.
В свою очередь, абстрактное искусство, с его фокусом на формах и цветах, предоставляет ИИ простор для экспериментов и инноваций, демонстрируя, как технологии могут расширить наши представления о художественном процессе. Такое слияние не только подчеркивает новые возможности в самовыражении, но и бросает вызов устоявшимся концепциям творчества, открывая двери для диалога между человеком и машиной в мире искусства. Таким образом, исследование этого взаимодействия может привести к более глубокому пониманию как креативности, так и будущего художественной практики.
Абстрактное искусство само собой характеризуется отсутствием определенных форм и традиционных сюжетов, позволяя художникам сосредоточиться на выразительности цвета, формы и текстуры. Оно возникло в начале XX века и стало ответом на быстро меняющийся мир, отражая новые идеи и концепции, которые не могли быть адекватно переданы через реализм. Вместо представления окружающей действительности абстрактные художники стремились выразить внутренние эмоции и философские идеи, создавая работы, которые могут восприниматься и интерпретироваться на множестве уровней [2].
Однако восприятие абстрактного искусства зачастую вызывает трудности у зрителей. Отсутствие четкого содержания может привести к недоумению. В то время как одни зрители могут находить в абстракции глубокий смысл и эмоциональный отклик, другие могут считать такие произведения сложными или даже бессмысленными. Это подчеркивает одну из основных проблем восприятия абстрактного искусства: разнообразие индивидуальных реакций на одно и то же произведение. Такие различия могут зависеть от культурного и образовательного контекста, а также от личных ощущений и переживаний зрителей.
Некоторые считают, что абстрактное искусство освобождает зрителя от необходимости искать определенный смысл и позволяет сосредоточиться на чистом ощущении и эмоциональном отклике. В этом контексте важно осмыслить, что абстракция может выступать не только как художественный метод, но и как способ осознания более широких философских вопросов о субъективности, реальности и человеческих эмоциях.
Вопросы философии абстрактного искусства и его интерпретации во многом перекликаются с проблемами, стоящими перед искусственным интеллектом в наше время. Абстрактное искусство и его освобождение от традиционных форм в своё время подняло множество острых вопрос, что напоминает современное обсуждение о том, как воспринимать и интерпретировать результаты работы ИИ. Аналогичным образом, как зрители абстрактных произведений могут различно воспринимать их смысл и ценность, так и общество сталкивается с множественными интерпретациями созданного ИИ контента, от художественных работ до текстов и музыки [4].
Кроме того, философские идеи о природе авторства и креативности в абстрактном искусстве перекликаются с актуальными вопросами о роли человека в творческом процессе, когда речь идет о машинах. В абстрактном искусстве художники нередко становятся соавторами своих работ, направляя собственные эмоции и концепции через абстракцию, так же как люди составляют запросы для искусственного интеллекта, получая некий продукт, который каждый может оценивать по-своему.
Искусственный интеллект сегодня сталкивается с множеством проблем, которые серьезно затрагивают как этические, так и философские аспекты его функционирования и воздействия на общество. Одной из самых обсуждаемых тем является вопрос того, кто несет ответственность за решения, которые принял искусственный интеллект. Алгоритмы ИИ в некоторых сферах принимают решения, которые напрямую могут влиять на жизнь людей. Примером могут служить истории из медицины или судебно-правовой деятельности. Именно это показывает, как мы относимся к проблеме ответственности, морали и выбора с точки зрения современных технологий [1].
Рассмотрим вопрос о том, как нам понимать искусственный интеллект. Зачастую поисковые запросы работают так, что вопросов становится больше, чем ответов. Не всегда понятно, что имелось в виду. Такой момент вызывает опасение и сомнение среди пользователей. Можно сказать, что отношение общества к ИИ разделено, многим симпатизирует такое решение проблемы или вопроса. Другие же испытывают некоторые опасения, касаемо того, что в дальнейшем робототехника, в том числе и ИИ заменит их несмотря на правовые аспекты.
Спорные моменты, возникающие по поводу искусственного интеллекта так же строятся вокруг того, как компьютерный разум может быть создателем искусства. Смотря на то, что он сам по определённым запросам может сформулировать и нарисовать картину и другой документ, классические мысли о творцах и авторах видоизменяются. Здесь возникает дилемма: кто же является автором работы? Художник, который разработал алгоритм, или сама машина? Этот вопрос пока остаётся открытым и вызывает много дискуссий среди критиков и теоретиков искусства.
Если смотреть с данной точки зрения, то можно заметить, как вопросы и проблемы, с которыми сталкивается абстрактное искусство и искусственный интеллект в той или иной мере являются схожими. И в первом и во втором случае присутствуют вопросы восприятия, авторства и трактовки. Так же, как и в ИИ, так и в абстрактном искусстве появляется пространство для эмоционального восприятия зрителей. Как на примере абстрактного искусства люди по-разному воспринимают произведение, так и с искусственным интеллектом общество продолжает искать в нем новые смыслы. Когда произведение создано ИИ, зритель сталкивается не знает, как оценить работу, зная, что она создана не человеком. Это заставляет переосмыслить саму природу искусства и авторства. Благодаря такой взаимосвязи видно, что в условиях современной реальности нужно глубже понимать и толковать искусство и современные технологии [3].
Несмотря на то, что абстрактное искусство и ИИ это две области, которые кажутся противоположными друг другу: одна связана с эмоциями, интуицией и свободной творчества, другая – с технологиями и логическими алгоритмами, между ними существует интересная и многогранная связь.
Алгоритмы машинного обучения могут интерпретировать и стилизовать существующие изображения, превращая их в абстрактные формы.
Влияние ИИ на восприятие абстрактного искусства велико. Сегодня некоторые художники используют ИИ для автоматизации определённых аспектов творческого процесса. Например, создание абстрактных узоров или геометрических композиций может быть частично создано с помощью программного обеспечения, что ускоряет процесс и открывает новые возможности для экспериментов.
Отсюда возникают коллаборации «человек – машина», появляются проекты, где авторы и ИИ работаю вместе, создавая произведения, которые невозможно было бы сделать без участия обеих сторон. Здесь можно увидеть, как технологии могут обогащать творческий процесс, открывая новые горизонты для самовыражения.
Но это подчеркивает взаимосвязь между художественным выражением и технологическим прогрессом: каждое новое достижение, будь то в области искусства или ИИ, является отражением человеческого опыта, стремлений и эмоций.
Данная область также порождает важные философские и этические вопросы, касающиеся природы искусства, авторства и оригинальности.
Таким образом, параллели между абстрактным искусством и искусственным интеллектом раскрывают общие проблемы и вопросы. Эти взаимодействия открывают новые горизонты для обсуждения и самовыражения, подчеркивая важность человеческого вклада в каждую творческую практику. В эпоху цифровых технологий и новых художественных форм мы должны помнить, что в конечном счете человечность и креативность остаются в центре всех творческих процессов.

Библиографический список:


1. Ахромеева, Т.С. Искусственный интеллект как проблема культуры / Е.С. Ахромеева // Обсерватория культуры. – 2020. – №3. – С. 228-241.
2. Ван Кэин. Искусственный интеллект и будущие пути развития искусства / Кэин Ван // Культура и цивилизация. – 2023. – Том 13. – №7А. – С. 146-153.
3. Гуреева, Е.А. Современное искусство и искусственный интеллект / Е.А. Гуреева, Е.М. Кипарисова // Вестник науки. – 2024. – №12 (81) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovre ... -intellekt (дата обращения 04.04.2025).
4. Изучение абстрактного искусства с помощью искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZuyOUhMUhC0DfIv1 (дата обращения 04.04.2025).