ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАНДИНСКИЙ
Posted: 09 Jun 2011, 13:06
ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАНДИНСКИЙ
Чикова И. Е., гр. 830682г1
Научный руководитель: доц., канд. тех. наук Морозова Л.А.
Свою статью я хотела бы посвятить Василию Васильевичу Кандинскому. Этот человек известен всему миру не только как первый в истории искусства художник-авангардист, не только как превосходный живописец, график, литератор, но и, конечно же, как один из лучших преподавателей высшей школы промышленного искусства Баухауз в Германии.
Этот человек, открывший миру одно из самых загадочных и необычных направлений в живописи – авангард, «в одночасье отказался от многообещающей карьеры юриста, лишь увидев картину Клода Моне «Стога сена». Так он сам объяснял своё появление в искусстве. Василий Кандинский, чья роль в культуре ХХ века сравнима лишь с открытиями Пикассо, прошел трудный путь борьбы за новое искусство. Путь этот начинался не с завоевания признания у публики и критики, а с многолетней борьбы с самим собой. Перипетии внутреннего развития определили многое не только в живописи, но и в поэзии, теоретических и публицистических работах художника.
Василий Васильевич мало работал в России. Уже на первых порах своего творчества он уезжает в Мюнхен для изучения живописи и графики. Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы. Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал не типичные для него сюжеты – веера, кринолины, всадники, пейзажи. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи. Хотя "Вечеру" (1904 – 1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год – от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, до хаотических и беспокойных композиций. Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных "Крестоносцах" (1903) и в такой абстрактной работе, как "Композиция VII", 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там – раскрепощенное движение.
Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Он основатель и участник таких творческих групп и объединений как «Синий всадник», «Фаланга», «Бубновый валет». В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. В 1912 году выходит книга "О духовном в искусстве". Перевернувшая устоявшееся представление об искусстве вообще, эта книга стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма. Придя к мысли, что "цели природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны – и одинаково велики... и одинаково сильны", художник провозгласил творческий процесс "самовыражением и саморазвитием духа".
Но помимо творческих достижений, интересна и преподавательская деятельность Кандинского во всемирно известном Баухаузе. Здесь он в основном занимался усиленным аналитическим изучением отдельных элементов картины, результаты которого он представляет в 1926 году в сочинении «Точка и линия на плоскости». Также Кандинский много работает и экспериментирует с цветом, применяя аналитическую базу и полученные выводы в преподавательской деятельности. "Композиция VIII", 1923 – главная работа этого периода.
Но, как и всему новому, творчеству Кандинского также довелось пройти препятствия, трудности, критику, непонимание. В частности во время творчества художника в России решительно отрицалось любое проявление иррациональности в творческом процессе. В свою очередь, он энергично выступает против своих оппонентов-конструктивистов: "Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников, чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать "реалистическим академиком" можно так же легко, как "абстрактным академиком". Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом". Постоянные нападки коллег-художников, считавших его работы "изуродованным спиритизмом" являются решающей причиной, по которой Кандинский больше не вернулся в Россию. Картины Кандинского на многие годы убирают из советских музеев.
Кандинский до самого конца не усомнился в своем "внутреннем мире", мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм "мертворожденным"; они возникали из воли к содержательности и жизненности. Это поистине великий человек, давший миру одно из самых необычных и загадочных направлений в искусстве, пример для любого творческого человека.
Чикова И. Е., гр. 830682г1
Научный руководитель: доц., канд. тех. наук Морозова Л.А.
Свою статью я хотела бы посвятить Василию Васильевичу Кандинскому. Этот человек известен всему миру не только как первый в истории искусства художник-авангардист, не только как превосходный живописец, график, литератор, но и, конечно же, как один из лучших преподавателей высшей школы промышленного искусства Баухауз в Германии.
Этот человек, открывший миру одно из самых загадочных и необычных направлений в живописи – авангард, «в одночасье отказался от многообещающей карьеры юриста, лишь увидев картину Клода Моне «Стога сена». Так он сам объяснял своё появление в искусстве. Василий Кандинский, чья роль в культуре ХХ века сравнима лишь с открытиями Пикассо, прошел трудный путь борьбы за новое искусство. Путь этот начинался не с завоевания признания у публики и критики, а с многолетней борьбы с самим собой. Перипетии внутреннего развития определили многое не только в живописи, но и в поэзии, теоретических и публицистических работах художника.
Василий Васильевич мало работал в России. Уже на первых порах своего творчества он уезжает в Мюнхен для изучения живописи и графики. Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы. Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал не типичные для него сюжеты – веера, кринолины, всадники, пейзажи. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи. Хотя "Вечеру" (1904 – 1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год – от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, до хаотических и беспокойных композиций. Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных "Крестоносцах" (1903) и в такой абстрактной работе, как "Композиция VII", 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там – раскрепощенное движение.
Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Он основатель и участник таких творческих групп и объединений как «Синий всадник», «Фаланга», «Бубновый валет». В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. В 1912 году выходит книга "О духовном в искусстве". Перевернувшая устоявшееся представление об искусстве вообще, эта книга стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма. Придя к мысли, что "цели природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны – и одинаково велики... и одинаково сильны", художник провозгласил творческий процесс "самовыражением и саморазвитием духа".
Но помимо творческих достижений, интересна и преподавательская деятельность Кандинского во всемирно известном Баухаузе. Здесь он в основном занимался усиленным аналитическим изучением отдельных элементов картины, результаты которого он представляет в 1926 году в сочинении «Точка и линия на плоскости». Также Кандинский много работает и экспериментирует с цветом, применяя аналитическую базу и полученные выводы в преподавательской деятельности. "Композиция VIII", 1923 – главная работа этого периода.
Но, как и всему новому, творчеству Кандинского также довелось пройти препятствия, трудности, критику, непонимание. В частности во время творчества художника в России решительно отрицалось любое проявление иррациональности в творческом процессе. В свою очередь, он энергично выступает против своих оппонентов-конструктивистов: "Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников, чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать "реалистическим академиком" можно так же легко, как "абстрактным академиком". Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом". Постоянные нападки коллег-художников, считавших его работы "изуродованным спиритизмом" являются решающей причиной, по которой Кандинский больше не вернулся в Россию. Картины Кандинского на многие годы убирают из советских музеев.
Кандинский до самого конца не усомнился в своем "внутреннем мире", мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм "мертворожденным"; они возникали из воли к содержательности и жизненности. Это поистине великий человек, давший миру одно из самых необычных и загадочных направлений в искусстве, пример для любого творческого человека.