УДК 378.6
В.В. Карпунина, ассистент
suwell@tula.net (Россия, Тула, ТулГУ)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
История благотворительности и волонтерства начинается с самого зарождения нашей цивилизации. Правители многих стран в праздничные дни выходили на улицы и подавали милостыни беднякам, верующие приходили в храмы, чтобы поработать во славу Божью, создавались и создаются благотворительные организации, фонды.
Слово волонтер (доброволец) произошло от французского «volontaire» и изначально означало «солдат-доброволец» [1]. Во Франции, Англии, России и других странах в XVII-XVIII волонтерами называли людей, добровольно идущих на военную службу. При объявлении войны стране, королю, царю в армию шли служить добровольцы [2]. В настоящее время понятие «волонтер» намного шире. Волонтерами или добровольцами считают людей, которые бескорыстно готовы потратить свои силы и время на пользу конкретному человеку или обществу. Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками [3]. Традиционными видами волонтерской помощи в России являются милосердие, благотворительность, меценатство [4].
Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия [5].По определению В.И. Даля «милосердие – любовь на деле, готовность делать добро всякому» [6]. Русская православная церковь воспринимает милосердие как один из важнейших путей христианской заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя».
Благотворительность – в узком смысле слова – оказание честными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. В широком смысле – это безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы или более широких общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию [7].
Меценатство – характерная в особенности для эпох господства дворянства и буржуазии материальная поддержка влиятельными лицами деятелей культуры и искусств [8].
Волонтерская деятельность включает в себя следующие направления:
• досуговая, творческая деятельность (организация свободного времени детей, подростков, молодежи, незащищенных слоев населения);
• социально-психологическая и юридическая (оказание консультаций);
• спортивная (организация общественных спортивных мероприятий);
• восстановление и уход за воинскими захоронениями;
• экологическая деятельность;
• туристическая и краеведческая деятельность;
• информационно-просветительская деятельность;
• реставрационно-историческая деятельность;
• социальная деятельность (патронирование детских домов, пожилых людей, инвалидов);
• медицинская деятельность (помощь и уход за больными, службы милосердия);
• духовно-просветительская деятельность;
• научная деятельность;
• трудовая помощь (участие в субботниках, трудовых лагерях и бригадах) и др. [9]
Студенты, изучающие иностранные языки, могут принимать участие во всех перечисленных выше направлениях, например:
• провести для детей новогодний утренник;
• для детей из интернатов или детских домов подготовить театральное выступление;
• помочь восстановить памятник;
• принять участие в субботниках или в мероприятиях по уборке мусора; провести со школьниками или со студентами младших курсов информационно-просветительские беседы по темам «Спид, венерические заболевания», «Влияние алкоголя, наркотиков на здоровье человека», «Что такое волонтерство, благотворительность и волонтерское движение» и др.;
• провести спортивные мероприятия, конкурсы, олимпиады в школах, вузах;
• помочь туристическим фирмам сопроводить, принять, встретить туристов из других городов и стран;
• помочь сотрудникам специальных медицинских учреждений по уходу за больными;
• помочь преподавателям создать сборник научных статей, тезисов студентов старших курсов и выпускников вузов и т.д.
Будущие переводчики и лингвисты могут внести также свой особый вклад в развитие волонтерства в стране, например:
• перевести с иностранного на русский язык информацию с сайта иностранного благотворительного фонда;
• поработать устными или письменными переводчиками в благотворительных фондах, которые тесно сотрудничают с такими же иностранными благотворительными организациями (в частности, в Тульской региональной общественной организации помощи детям-инвалидам с особенностями развития «Маленькая страна», Международном благотворительном фонде БИСЕ);
• провести для студентов младших курсов или старшеклассников на иностранном языке мини-конференции, семинары, круглые столы по темам «Здоровый образ жизни», «Мир на планете Земля», «Поможем вместе природе» и т.д.;
• провести в детском саду для детей дошкольного возраста занятие на иностранном языке, с использованием красок, фломастеров, цветной бумаги;
• посадить с первокурсниками и со школьниками клумбу цветов или аллею деревьев, и на месте, в свободной атмосфере провести мастер-класс по иностранному языку с использованием лексики по теме «Природа, охрана окружающей среды»;
• вместе со школьниками принять участие в строительстве или реставрации детских площадок, и при этом всем пообщаться на иностранном языке в живой и неформальной обстановке, используя как разговорную, так и тематическую лексику;
• подготовить благотворительный концерт или несколько выступлений на иностранном языке в детских домах, интернатах, специальных валеоцентрах;
• оказывая благотворительную помощь усадьбам, заповедникам или зоопаркам, провести мини-экскурсию по этим местам на иностранном языке и т.д.
Таким образом, мы видим, что волонтерский труд основан на благотворительной, бескорыстной помощи всему живому. Благотворительность дает хорошую возможность развить свой духовный, нравственный, а также профессиональный потенциал. Для студентов-лингвистов и будущих переводчиков оказание благотворительной помощи по своей специализации – это всегда возможность реализовать себя в разных направлениях переводческой деятельности, приобрести новый профессиональный опыт, а для многих – определиться с выбором жизненного пути.
Список литературы
1. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка // [сайт] URL: http://slovari.yandex.ru (дата обращения 16.11.2011)
2. История волонтерства // Официальный сайт «Союз благотворительных организаций в России» [сайт] URL: http://www.sbornet.ru/publics/show-6.htm (дата обращения 19.01.2012)
3. Волонтер – кто это? // Официальный сайт «Сочинский государственный университет» [сайт] URL: http://www.sutr.ru/publicactivity/volun ... unteer.php. (дата обращения 04.02.2012).
4. Степанова И.А. Формирование мобильности будущих специалистов социальной сферы в волонтерской деятельности. Автореферат дис. канд. пед. наук. Москва 2010. С.15
5. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова // [сайт] URL:http://www.ozhegov.org/ (дата обращения 13.02.2012)
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. // [сайт] URL:http://slovari.yandex.ru (дата обращения 11.03.2012)
7. Степанова И.А. Формирование мобильности будущих специалистов социальной сферы в волонтерской деятельности. Дис. канд. пед. наук. Москва 2010. С. 53-66
8. Литературная энциклопедия. // [сайт] URL:http://slovari.yandex.ru (дата обращения 16.11.2011)
9. Концепция воспитательной работы в ТулГУ.
10. Википедия // [сайт] URL:http://ru.wikipedia.org (дата обращения 10.04.2012)
Секция "Лингводидактика". Доклад Карпуниной В.В. (г. Тула)
Moderators: Irina Tivyaeva, Elena Zelenina
-
- Posts: 167
- Joined: 01 Dec 2011, 12:53