Page 1 of 1

Секция "Лингвистика". Доклад Королевой Н.В. (г. Тула)

Posted: 10 Mar 2013, 22:17
by Irina Tivyaeva
УДК 81'42
Н.В. Королева, ассистент
sweetyflier@yandex.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ КОММУНИКАЦИИ

Центральное место концепта «языковая личность» в представленной работе обусловливает необходимость, с одной стороны, его более подробного рассмотрения с точки зрения различных исследователей данной проблематики, а с другой стороны, представления нашего понимания ЯЛ в контексте ее изучения как участницы бизнесобщения. Определения, представленные в работах различных исследователей, обнаруживают сходные черты. Например, по мнению Г.И. Богина, это понятие включает в себя многослойный, многокомпонентный, структурно-упорядоченный набор языковых способностей, умений, готовностей производить и воспринимать речевые произведения [1, с. 35]. Согласно определению Ю.Н. Караулова, языковая личность - это совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений, различающихся степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности и определенной целевой направленностью [3, с. 3]. С.А. Сухих понимает под языковой личностью сложную, многоуровневую функциональную систему, включающую уровень владения языком (языковую компетенцию), уровень владения способами осуществлять речевое взаимодействие (коммуникативную компетенцию), уровень знаний о мире (тезаурус), получающие непосредственное отражение в структуре дискурса, который имеет соответственно экспонентный, субстанциональный и интенциональный аспекты [6, с. 87].
ЯЛ, функционируя в обществе, вовлечена в различные формы деятельности с характерными для них видами речи. Риторика предполагает, что каждому виду речи должен соответствовать свой общепринятый автор, своя ЯЛ. Мы исходим из перечня основных видов ЯЛ, предложенного Ю.В.Рождественским, который разделяет их по следующим признакам [5, с. 150-176 ]:
1. по числу участников: отдельный человек (говорящий или пишущий), коллегия (когда один пишет, а другой подписывает или издает), коллектив (группа людей принимает участие в создание текста);
2. по виду речи: образ автора в семейно-бытовой, в публичной, судебной, учебной речи, гомилетике, в письмах и документах, в научных сочинениях, в массовой коммуникации и т.д.
Исходя из вышесказанного, мы применительно к нашему исследованию пониманием под языковой личностью предпринимателя языковую личность, участвующую в профессиональной (коммерческой) деятельности с целью создания и использования материальных ценностей и представляющую собой такое сочетание способностей и характеристик, которые позволяют ей создавать и воспринимать речевые произведения в процессе деловой коммуникации в предпринимательской среде и отличают ее от других языковых личностей, обеспечивая ее коммуникативную индивидуальность.
Понятие языковой личности рассматривается как в трудах лингвистов, так и в культурно-социологических исследованиях. Существует множество определений данному понятию, например:
Языковая личность – человек, существующий в языковом пространстве, в общении, стереотипах поведения [4, с. 16].
Языковая личность – личность, рассматриваемая в перспективе культурной традиции народа, этноса [6, с. 18].
Языковая личность – совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:
а) степенью структурно-языковой сложности
б) глубиной и точностью отражения действительности
в) определенной целевой направленностью.
Как мы видим, все эти определения взаимодополняют друг друга, так как отражают основные черты языковой личности:
- ее включенность в социум;
- наличие у нее культурологических черт;
- деятельностную направленность языковой личности.
Существуют несколько аспектов изучения языковой личности. Так, например, В.А. Маслова выделяет три таких аспекта:
1) ценностный – мировоззренческий аспект, рассматривающий систему ценностей.
2) культурологический – уровень освоения культуры как эффективного средства повышения интереса к языку.
3) личностный – индивидуальное, глубинное в человеке.
У В.И. Карасика мы можем наблюдать похожую классификацию, хотя последние два аспекта он дефинирует как "познавательный" и "поведенческий", вкладывая в них тот же смысл, что и В.А. Маслова.
Согласно Ю.Н. Караулову, языковую личность следует рассматривать на трех уровнях, а именно:
1) вербально-семантический: для носителя языка это – нормальное владение естественным языком, а для исследователя – традиционное описание формальных средств выражения определенных значений.
2) когнитивный: единицами данного уровня являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, систематизированную "картину мира", отражающую иерархию ценностей. Данный уровень предполагает расширение значения и переход к знаниям, охватывает интеллектуальную сферу личности, давая исследователю выход через язык, через процесс говорения и понимания к знанию, сознанию, процессам познания человека.
3) прагматический: цели, мотивы, интересы, установки и интенциональности. Закономерный и обусловленный переход от оценок речевой деятельности языковой личности к осмыслению реальной деятельности в мире.
Из трех уровней языковой личности лишь последний характеризует индивида именно в плане его коммуникативных способностей. Вербально-семантических характеристик явно недостаточно для оценки коммуникативных способностей и возможностей. Известно, что значительное место в естественной коммуникации занимают невербальные средства, передающие до 65% смысловой и оценочной информации. Когнитивный уровень в данной модели естественно ориентирован в большей степени на языковые характеристики личности. Для коммуникации, наряду с системой социальных и культурологических ценностей, большое значение имеют и другие когнитивные факторы, связанные с механизмами адекватного восприятия и целенаправленной передачи информации.
Безусловно, обоснование модели языковой личности является значительным вкладом в разработку теоретического и практического аспектов социальной коммуникации. Изучение языковой личности и путей ее формирования в пределах выделенных характеристик может иметь различную степень глубины в зависимости от конкретной цели исследования, например, в сравнительном или историческом плане, в различных коммуникативных сферах, особенно связанных с общественными отношениями.
Для социологии коммуникации важным является вопрос – в какой степени понятие языковой личности коррелирует с понятием личности как члена социальных структур различных типов. Языковая личность участвует во всех типах коммуникации, поэтому при ее описании необходимо учитывать не только индивидуальные характеристики, но и нормы речевой деятельности той или иной социальной группы. В связи с этим возникло противопоставление таких понятий, как "индивидуальная языковая личность" (основан на индивидуальных характеристиках), и "коллективная языковая личность" (основан на характеристике индивида как члена коллектива, малой группы) [2, с. 98]. Второе понятие может быть принято лишь условно, так как сущность языковой личности в основе своей остается стабильной по главным параметрам, хотя, несомненно, индивидуальные характеристики совершенствуются в процессе социализации индивидуума и варьируются в соответствии с коммуникативной сферой, социальной ситуацией и типом коммуникации. В этом плане интересен опыт создания своеобразного портрета известного филолога, профессора А.А.Реформатского как языковой личности на основе наблюдений за его речевой деятельностью его коллег, друзей и близких.
Языковая личность в настоящее время активно изучается в лингвистике. Ю.Н.Караулов под языковой личностью понимает совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:
а) степенью структурно-языковой сложности,
б) глубиной и точностью отражения действительности,
в) определенной целевой направленностью.
В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых им текстов. Три выделенные им в дефиниции аспекта анализа текста сами по себе всегда существовали по отдельности как внутрилингвистические и вполне самостоятельные задачи.
Понятие "языковая личность", образовано проекцией в область языкознания соответствующего междисциплинарного термина, в значении которого преломляются философские, социологические и психологические взгляды на общественно значимую совокупность физических и духовных свойств человека, составляющих его качественную определенность. Прежде всего под "языковой личностью" понимается комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения - по существу личность речевая. Под "языковой личностью" понимается также совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения,- личность коммуникативная. И, наконец, под "языковой личностью" может пониматься закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода "семантический фоторобот", составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре - личность словарная, этносемантическая". [3, с. 64-72.]
В понятии языковой личности фиксируется связь языка с индивидуальным сознанием личности, с мировоззрением. Любая личность проявляет себя и свою субъектность не только через предметную деятельность, но и через общение, которое немыслимо без языка и речи. Речь человека с неизбежностью отражает его внутренний мир, служит источником знания о его личности. Более того, "очевидно, что человека нельзя изучить вне языка...", поскольку, даже с обывательской точки зрения, трудно понять, что представляет из себя человек, пока мы не услышим, как и что он говорит. Но также невозможно "язык рассматривать в отрыве от человека", так как без личности, говорящей на языке, он остается не более чем системой знаков. Эта мысль подтверждается В. Воробьевым, который считает, что "о личности можно говорить только как о языковой личности, как о воплощенной в языке". Под языковой личностью в языкознании понимается "совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений, языковая компетенция, характеризующаяся глубиной и точностью отражения действительности, степенью структурно-языковой сложности, при этом интеллектуальные характеристики языковой личности выдвигаются на первый план». По мнению Ю.Н. Караулова, "языковая личность – вот та сквозная идея", которая "пронизывает все аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека вне его языка". Языковая личность является видом полноценного представления личности, вмещающим в себя и психический, и социальный, и этический и другие компоненты, но преломленные через ее язык, ее дискурс. [3, с. 34-42.]

Список литературы

1. Богин Г.И. Субстанциальная сторона понимания текста. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 1984.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. М.: Лабиринт, 2000.
3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1989.
4. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста. М., 2000.
5. Рождественский Ю. В. Теория риторики. М.: Добросвет,
1999.
6. Сухих С.А., Зеленская В.В. Прагмалингвистическое моделирование коммуникативного. Краснодар: Изд-во Кубанск. гос. ун-та, 1993.