УДК 81'42
И.В. Тивьяева, канд. филол. наук, доцент
tivyaeva@yandex.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)
КАТЕГОРИЯ ПАМЯТИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ
Изучению памяти, работы ее механизмов и ее роли в жизни человека и общества посвящено огромное количество исследований. Операции памяти и различные эффекты ее функционирования не раз становились объектом интереса со стороны психологов и философов, историков и социологов, культурологов и искусствоведов, литературоведов и лингвистов. Обостренное внимание современных ученых к феномену памяти Н.А. Николина связывает, “с бурным развитием науки, эволюцией взглядов на пространство и время, с убыстрением темпов социальной жизни ” [20, с. 122].
Количество научных изысканий, посвященным проблематике памяти, в последние годы увеличивается столь стремительно, что некоторые исследователи считают этот факт достаточным основанием для выделения их в отдельную отрасль. Ян Ассман, автор теории культурной памяти, говорит о появлении новой парадигмы, базирующейся на категории памяти: «вокруг понятия воспоминания складывается новая парадигма наук о культуре, благодаря которой разнообразнейшие феномены и области культуры – искусство и литература, политика и общество, религия и право – предстают в новом контексте» [3, с. 12]. Его точку зрения разделяют и некоторые отечественные исследователи. В частности, О.В. Переходцева, рассматривая различные концепции памяти в зарубежном литературоведении, констатирует выделение исследований по проблематике памяти в отдельную отрасль не только в литературоведении, но и во всех гуманитарных науках [24].
Центральной категорией в теоретическом дискурсе современного гуманитарного знания является социальная память. У истоков исследования памяти как социального феномена стоит Морис Хальбвакс, впервые выдвинувший тезис о социальной природе памяти. До появления его работ «Социальные рамки памяти» и «Коллективная память» данная когнитивная способность человека рассматривалась исключительно как индивидуальный, то есть изолированный от всякого рода общественного воздействия, процесс хранения и обработки информации о внешнем мире. Значимость концепции памяти М. Хальбвакса в том, что она задала вектор исследования этого вида психической деятельности человека на многие годы вперед не только в среде социологов, но и среди представителей других областей гуманитарного знания, в первую очередь, среди теоретиков культуры и историков.
Не могли остаться в стороне и филологи, ведь именно в языке, как отмечает В.А. Болдычева, запечатлена социальная память народа, его познавательный опыт, морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы [4]. В литературе прошлого и нынешнего столетий категория памяти принадлежит к числу наиболее приоритетных. Художников слова, как и психологов, интересует, в первую очередь, память автобиографическая, формирующая субъективную историю жизненных событий личности, однако современная литература отличается переосмыслением этой традиционной категории. Понятие о памяти как о сокровищнице, хранилище национальной и общечеловеческой культуры, сменяется представлением о памяти как площадке для литературного творчества. Н.В. Морженкова указывает на «смещение акцента с того, что вспоминается, на сам причудливый процесс работы человеческой памяти, в ходе которого «плетется» образ прошлого» [19, с. 196].
В связи с утверждением антропоцентрической парадигмы в лингвистических исследованиях последних лет изучение памяти как одного из проявлений языковой личности также приобрело особую актуальность. Вопросы взаимодействия памяти и языка входят в круг проблем, важных для исследователей, работающих в рамках данной парадигмы. Обзор публикаций последних лет, посвященных рассматриваемой проблематике, позволяет говорить о различных направлениях исследования памяти в отечественной лингвистике.
Когнитивный подход к изучению памяти и языка позволяет реконструировать фрагмент языковой картины мира, соответствующий рассматриваемому феномену, с учетом национально-культурной специфики его концептуализации. В фокусе внимания лингвистов, работающих в рамках данного подхода, лексические, фразеологические и паремиологические единицы, принадлежащие к семантическому полю памяти, и их синонимы из числа единиц других семантических групп. В изысканиях последних лет описаны основные характеристики памяти как концепта, рассмотрены связи данного концепта с другими концептами и особенности его метафорического представления на материале различных языков. Так, интерпретируя результаты концептуального анализа существительного «память», Е.С. Кубрякова приходит к выводу, что память концептуализируется языком как «вместилище» [17]. В.В. Туровский, исследуя русские глаголы памяти, выстраивает наивную модель памяти и убедительно показывает, что в основе русского концепта памяти лежит концепт обладания [28]. Анна А. Зализняк приводит доказательства устойчивости метафоры обладания, используя в качества примера данные французского языка [15]. Рассматривая память как один из жанрообразующих концептов внутрисемейных родословных, А.А. Павлова дополняет разработанные ранее модели концепта «память» такими признаками, как «долженствование» и «личный опыт» [23]. О.В. Шаталова причисляет память к культурно маркированным концептам и в качестве основных способов концептуализации памяти называет метафоризацию, символизацию и ассоциативную насыщенность вербализующих его лексических единиц [29]. Д.Б. Агзамова и М.Г. Сабадашова проводят сравнение когнитивных признаков данного концепта в языковом сознании носителей различных языков [1; 26].
Особого внимания заслуживает также фундаментальное исследование Н.Г. Брагиной, также выполненное в рамках когнитивного подхода. Рассматривая концепт «память» в русском языке на материале художественной литературы XIX-XX вв. и современной публицистики, автор обращается к этимологии слова «память», анализирует фразеологизмы и устойчивые сочетания, включающие его в качестве компонента, описывает коммуникативные свойства памяти, выявляет особенности функционирования концепта «память» в философском, религиозном, мифологическом, литературном, социокультурном и политическом дискурсах, устанавливает его связи с другими концептами [7].
Основные положения лингвоконцептологии применительно к категории памяти получили дальнейшее развитие в диссертационном исследовании М.Г. Сабадашовой. Рассматривая память как компонент семантического единства – многоструктурного образования, объединяющего концепт и «антиконцепт», М.Г. Сабадашова приходит к выводу, что биологическая (психофизиологическая) память семантически противостоит забыванию, тогда как культурная память семантически противостоит забвению [26].
Прочное место среди лингвистических исследований, объектом которых является интересующая нас категория, занимают исследования особенностей репрезентации категории памяти различными языковыми средствами. В подобного рода изысканиях память трактуется как когнитивный процесс фиксации текущей информации с целью ее последующего использования, поэтому на первый план выходят языковые единицы, позволяющие зафиксировать поступающую извне информацию и позднее воспроизвести ее с минимальными потерями. Максимальным потенциалом при вербализации мнемических процессов обладают глаголы, или предикаты, памяти. Различные аспекты представления мнемических процессов посредством глаголов рассматривались в трудах Ю.Д. Апресяна [2], Т.В. Булыгиной [8], Г.Ф. Гибатовой [10], М.А. Дмитровской [13], В.В. Туровского [28], Анны А. Зализняк [14; 15], С.Р. Омельченко [21; 22], А.А. Павловой [23] и других лингвистов. Изучение семантических, морфологических и синтаксических характеристик мнемических глаголов позволило определить их количественный состав для разных языков, описать их парадигматические и синтагматические связи, выявить особенности функционирования и условия замещения глаголами других семантических групп.
Следует отметить, что когнитивно-ориентированный подход к описанию универсальных общечеловеческих категорий позволил лингвистам разработать новые методы исследования языковых проявлений работы механизма памяти. Например, работа Д.Б. Агзамовой [1] примечательна, в первую очередь, тем, что в ней в качестве методики построения номинативного поля концепта «память» используется психолингвистический эксперимент с носителями языка. Изучение особенностей вербализации мнемических процессов в русле когнитивистики позволило расширить рамки объекта и включить в исследование более широкие слои лексики. Так, результаты диссертационной работы Ю.Н. Рогачёвой показывают, что глаголы, для которых значение памяти не является системным, способны выступать в качестве квазисинонимов мнемических глаголов в контексте определенных когнитивных структур – моделей мнемической ситуации [25]. Использование мнемической ситуации как инструмента лингвистического анализа в исследовании Р.Ф. Исхаковой сделало возможным выявление особенностей основных этапов обработки информации в памяти, которые передаются с помощью английских глаголов to forget и to remember [16].
Глаголы памяти, однако, не единственные единицы языка, способные передавать значение памяти. На лексическом уровне эту функцию выполняют также прилагательные и фразеологизмы соответствующей семантики. Результаты многоаспектного анализа прилагательных со значением памяти представлены в работе Л.Н. Голайденко [11]. Фразеологические единицы, обозначающие психические процессы памяти, получили подробное описание в диссертационном исследовании Н.В. Скоромысловой [27].
В рамках дискурсивного подхода к исследованию памяти происходит смещение акцента в сторону ее автобиографической составляющей. Для лингвистов, занимающихся вопросами языковой актуализации автобиографической памяти, эта категория связана, в первую очередь, с прошлым опытом личности и особенностями его организации, структурирования и реконструкции посредством языка. При таком подходе память рассматривается как текстопорождающий фактор и в фокусе исследователей оказываются способы и формы репрезентации мнемического опыта субъекта в различных видах дискурса. В этой связи центральное место в работах лингвистов традиционно занимает автобиографический дискурс, претерпевший значительные трансформации в последние десятилетия. Л.М. Бондарева констатирует отступление от традиционной ретроспективной повествовательной перспективы, типичной для автобиографического дискурса, и переход к новым формам повествования, отличающимся «фрагментарностью, прерывистостью и незаконченностью» [5, с. 70]. Н.В. Морженкова отмечает установление новой модели памяти в современной автобиографии. На смену пространственной модели, представляющей память как хранилище опыта, приходит модель динамическая, рассматривающая работу автобиографической памяти как «динамичное “переплетение” воспоминаний и воображения», при этом современная автобиография характеризуется «подчеркнутой зыбкостью границ между правдой и вымыслом, прошлым и настоящим, переплетающимися в субъективном пространстве человеческой памяти» [19, с. 196].
Достоверность вспоминаемого и творческое воображение субъекта мнемического опыта объединяются А.В. Голубевым в рамках понятия «авторской памяти», которая представляет собой «интегрирующую смысловую структуру, содержательно охватывающую весь комплекс нарративных стратегий, обусловленных выбором писателем определяющих социально-идеологических, эстетических и художественных контекстов» [12, с. 156]. Изучение авторской памяти предполагает, с одной стороны, поиск решения проблемы соотношения объективности при передаче воспоминаний о событиях прошлого и художественного переосмысления, а также выявление и описание комплекса стратегий, используемых автором для репрезентации своих воспоминаний в словесной форме. Авторский выбор в данном случае определяет не только отбор фактов, включаемых в мемуарно-автобиографическое произведение, но и способ их организации и жанровую принадлежность автобиографического текста. Эти стороны манифестации авторской памяти также стали объектом лингвистического описания. Так, языковая личность автора автобиографии и выбор ею речевых стратегий получили освещение в статье В.В. Минзюковой [18]. Различные аспекты языкового структурирования текстов автобиографического и диаристического дискурсов рассматриваются в работах Л.М. Бондаревой [5; 6]. С.В. Волошиной был проведен анализ соотношения субъективного и объективного содержания в автобиографическом рассказе, выявлены особенности языкового воплощения автобиографии как речевого жанра с учетом специфики регионального дискурса [9].
Тем не менее, несмотря на немалое количество исследований, проведенных лингвистами с позиций теории дискурса, следует признать, что в современной науке о языке отсутствуют работы монографического характера, посвященные системному описанию особенностей вербализации памяти в различных типах дискурса. Решить эту задачу еще только предстоит лингвистам, работающим в рамках данного направления.
Антропоцентрический подход, доминирующий в гуманитарных науках последних десятилетий, объясняет повышенный интерес лингвистов к памяти как к общечеловеческому феномену, который видится как важнейшая форма личностного и этнокультурного самосознания. В работах отечественных лингвистов категория памяти получает различную трактовку в зависимости от конкретных исследовательских задач и направлений, в рамках которых осуществляется исследование. Широкий научный интерес к памяти со стороны языковедов, безусловно, оправдан и продуктивен, так как позволяет увидеть новые грани отражения в языке и речи этого сложного психологического, философского и культурно-исторического феномена, однако, как справедливо отмечает А.В. Голубев, «выявление специфики мнемонической деятельности как отдельной личности, так и коллективных институций требует не только комплексного охвата текстуальных массивов, но и выработки методологических оснований, опираясь на которые мы можем в той или иной мере преодолеть односторонность, неполноту, случайный характер предпринимаемых исследовательских практик» [12]. В этом, на наш взгляд, заключается основная задача исследователей, усилия которых направлены на изучение взаимодействия памяти и языка. Результатом концентрации этих усилий должна стать разработка собственно лингвистической теории памяти, необходимость создания которой начинает осознаваться в языковедческих кругах.
Список литературы
1. Агзамова Д.Б. Построение номинативного поля концепта «память» в английском и узбекском языках путем проведения ассоциативного эксперимента // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. №2. С. 191-198.
2. Апресян Ю.Д. Системообразующие смыслы ‘знать’ и ‘считать’ // Русский язык в научном освещении. 2001. №1.
3. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 363 с.
4. Болдычева В.А. Традиция и язык как способы трансляции культуры // Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2009 №90 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tradit ... ii-kultury (дата обращения: 18.11.2012)
5. Бондарева Л.М. К проблеме организации текстового пространства в немецкоязычном автобиографическом дискурсе // Вестник РГУ им. И. Канта. Вып. 2. Филологические науки. 2006. С. 69-74.
6. Бондарева Л.М., Петешова О.В. Писательский диаристический дискурс с позиций теории интердискурсивности // Вестник РГУ им. И. Канта. Вып. 2. Филологические науки. 2008. С. 60-66.
7. Брагина Н.Г. Память в языке и культуре. М.: Языки славянских культур, 2007. 514 с.
8. Булыгина Т.В. К построению типологии предикатов в русском языке // Семантические типы предикатов. М.: Наука, 1982.
9. Волошина С.В. Автобиографический рассказ как объект лингвистического исследования // Вестник Томского государственного университета. №308. 2008. С. 11-15.
10. Гибатова Г. Ф. Мир мысли в русских предикатах // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. №124. 2010. С. 182-192.
11. Голайденко Л.Н. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. №8. 2012. С. 205-215.
12. Голубев А.В. Феномен авторской памяти в междисциплинарном диалоге. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. Вып. 4 (20). 2012. С.156-166 URL: http://www.rfp.psu.ru/archive/4.2012/golubev.pdf (дата обращения: 15.02.2013.)
13. Дмитровская М.А. Философия памяти // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.С.78-85.
14. Зализняк А.А. Концептуализация памяти по данным русского языка // URL: old.kpfu.ru/ss/cogsci04/science/cogsci04/92.doc (дата обращения: 01.03.2013.)
15. Зализняк А.А. Память и забвение в русской языковой картине мира // Материалы второй международной конференции по когнитивной науке. 9-13 июня 2006 г. Санкт-Петербург. Т. 2. С. 275-276. URL: http://www.cogsci.ru/cogsci06/thesis.htm (дата обращения: 05.07.2012.)
16. Исхакова Р.Ф. Когнитивно-семантический анализ мнемических глаголов (на материале современного английского языка). Автореф. дис. … канд. филол. наук, 10.02.04. С-Пб., 2009. 18 с.
17. Кубрякова Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова память // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.
18. Минзюкова В.В. Автобиографический текст: речевая стратегия как аспект реализации языковой личности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. №2. 2011. С. 8-11.
19. Морженкова Н.В. Модернистская автобиография: жанровые трансформации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 7. №1. С. 195-203.
20. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2003. 256 с.
21. Омельченко С.Р. Глагольная репрезентация языковой ментальности // Вестник ВГУ. Сер. Гуманитарные науки. №1. 2005. С. 192-203.
22. Омельченко С.Р. Функционально-семантическая характеристика русских ментальных глаголов // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 31. С. 217-229.
23. Павлова А.А. Концептосфера внутрисемейных родословных. Дисс. … канд. филол. наук, 10.02.01. Белгород, 2004. 211 с.
24. Переходцева О.В. Концепции памяти в современном западном литературоведении // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. Вып. 1 (17). 2012. С. 157-164.
25. Рогачёва Ю.Н. Репрезентация фрейма «память» в современном английском языка (На материале глагольной лексики). Дис. … канд. филол. наук, 10.02.04. Белгород, 2003. 182 с.
26. Сабадашова М.Г. Лексико-фразеологические способы выражения семантического единства «память/забвение» в русском и английском языках. Автореф. дис. … канд. филол. наук, 10.02.20. Волгоград, 2012. URL: http://vgpu.org/node/1116 (дата обращения: 01.03.2013.)
27. Скоромыслова Н.В. Фразеосемантическое поле психических процессов памяти. Дис. … канд. филол. наук, 10.02.19. М., 176 с.
28. Туровский В.В. Память в наивной картине мира: забыть, вспомнить, помнить // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.
29. Шаталова О.В. Репрезентация концепта «память» в текстах русских элегий первой трети XIX века (лингвокультурологический аспект). Дис. … канд. филол. наук, 10.02.01. Уфа, 2005. 250 с.
Секция "Лингвистика". Доклад Тивьяевой И.В. (г. Тула)
Moderator: Irina Tivyaeva
-
- Posts: 167
- Joined: 01 Dec 2011, 12:53
Re: Секция "Лингвистика". Доклад Тивьяевой И.В. (г. Тула)
Очень интересная тема, особенно познавательным представляется исследование отражения памяти в языке. А что конкретно может, на Ваш взгляд, служить материалом для такого исследования?
-
- Posts: 167
- Joined: 01 Dec 2011, 12:53
Re: Секция "Лингвистика". Доклад Тивьяевой И.В. (г. Тула)
На наш взгляд, наиболее полное описание особенностей вербализации процессов памяти возможно только на фоне дискурса, поэтому материалом для подобного исследования должны стать массивы текстов, репрезентирующие различные типы дискурса.
-
- Posts: 4
- Joined: 28 Mar 2013, 20:01
Re: Секция "Лингвистика". Доклад Тивьяевой И.В. (г. Тула)
Спасибо большое за столь глубокое изучение такого феномена как память и Ваш вклад в изучение этой категории с лингвистической точки зрения.
Какое бы Вы дали определение концепту "память", или какое определение ведущих лингвистов-когнитологов Вам ближе?

Какое бы Вы дали определение концепту "память", или какое определение ведущих лингвистов-когнитологов Вам ближе?

-
- Posts: 167
- Joined: 01 Dec 2011, 12:53
Re: Секция "Лингвистика". Доклад Тивьяевой И.В. (г. Тула)
Различные аспекты концептуализации памяти получили достаточно подробное описание в статье О.Г. Ревзиной "Память и язык" (http://www.nsu.ru/education/virtual/cs10revzina.pdf) и монографии Н.Г. Брагиной "Память в языке и культуре" [7]. Нам бы хотелось особо отметить, что память принадлежит к числу динамичных концептов, т.е. постоянно модифицируется в нашем языковом сознании. Например, о специфике модификации концепта "память" в лингвокультурологическом пространстве Интернета см. статью И.В. Пожидаевой (http://archive.nbuv.gov.ua/portal/natur ... cle/41.pdf)