Секция "Лингвистика". Доклад Кудиновой О.А. (г. Тула)

2-я научно-практическая интернет-конференция с международным участием

Moderator: Irina Tivyaeva

Locked
Irina Tivyaeva
Posts: 167
Joined: 01 Dec 2011, 12:53

Секция "Лингвистика". Доклад Кудиновой О.А. (г. Тула)

Post by Irina Tivyaeva »

УДК 811.111-26
О.А. Кудинова, аспирант
walwow@bk.ru (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ДЕНОТАТИВНОЕ ВРЕМЯ РАССКАЗОВ Р. БРЕДБЕРИ

Творчество Рэя Бредбери – это объединение реальности и фантастики, современности и прошлого, страшной мистики и сказочности, космического и земного. Писатель обращается к проблеме смысла человеческой жизни на земле, к вопросу назначения человека на земле.
В своих произведениях автор описывает страшный мир будущего, который в рассказе выступает как мир настоящего. Для реалистичности вводятся типичные герои, типичные представители американского общества, наделенные такими качествами, как целеустремленность, вера в успех, надежда на светлое и счастливое будущее, работоспособность.
Герои рассказов путешествуют во времени, в космосе, что ненадолго помогает им отвлечься от проблем. Главные герои стремятся вернуться в прошлое, только от настоящего все равно не уйти. Фантастика Р. Бредбери – это наша реальность, наша жизнь, только описывается она на других планетах и в казалось бы далеком для нас будущем. Данные временные измерения формируют уникальный образ художественного времени в рассказах Р.Бредбери и выражают индивидуально-авторское осмысление сущности времени.
Авторское сознание не слепо копирует реальный мир с помощью языковых средств, а выделяет в нем значимые для него как творческого субъекта события, свойства, качества. В результате создается денотативность текста. Знание автора о мире закрепляется в текстовых содержательных категориях денотативной структуры – времени и пространства. Денотативный подход к исследованию рассказов Р.Бредбери предполагает характеристику объективного мира, отраженного в тексте произведения, то есть анализ образов художественного времени, воплощенных в данных произведениях.
Основным видом времени в рассказах является фантастическое время, с помощью которого построена вся система повествования. Сверхъестественное в произведении обостряет чувства читателя. В рассказе «Мессия» этим сверхъестественным выступает марсианин, который принимает обличие Мессии: «A shape. A figure. … The figure stood behind and beyond the baptismal font.
… And the face of the Spirit was good and familiar. Those strange beautiful deep and incisive eyes were as he knew they always must be. There was the gentleness of the mouth, and the paleness framed by the flowing locks of hair and beard. The Man was robed in the simplicity of garments worn upon the shores and in the wilderness near Galilee. …the Figure, the Spirit, the Man, the Ghost, Whatever…» [6]
Живо, красочно, реалистично писатель смог изобразить нереальную, невероятную ночь в купели католической церкви. Большое место уделяется описанию Мессии. Молодому священнику кажется, что сбылась его самая заветная мечта стать свидетелем Второго Пришествия. Описывая происходящее автор доказывает нам, насколько для человека важна его мечта, вера и любовь.
В рассказе «И грянул гром» в качестве сверхъестественного выступает перемещение во времени. В далеком для нас будущем - 2055 году мистер Экельс обращается в фирму, организующую сафари в доисторический период с помощью машины времени - «TIME SAFARI, INC.SAFARIS TO ANY YEAR IN THE PAST». С помощью машины времени главный герой переместился во время, в котором «Christ isn't born yet, Moses has not gone to the mountains to talk with God. The Pyramids are still in the earth, waiting to be cut out and put up. Alexander, Caesar, Napoleon, Hitler-none of them exists» [7].
Известно, что космическое время – это время, далекое для человека. Но в рассказе оно тесно связано с фантастическим временем. Один из ключевых образов здесь – Тропа, символизирующая путь к желанному (в данном случае – тропа в джунгли как единственный путь, чтобы добраться до места охоты), но прежде недосягаемому - «the metal Path. It's an anti-gravity metal. Its purpose is to keep you from touching this world of the past in any way. Stay on the Path. Don't go off it» [7].
Не менее важный вид времени, используемый писателем,- социальное время, которым представлены будущая по мнению Р.Бредбери Америка, жизнь и быт городских обывателей, являющиеся важной частью композиционной структуры рассказов. Описанию интересных неординарных событий, которые вносят разнообразие в повседневную городскую жизнь посвящена большая часть произведений. Например:
- Смерть собаки, которая являлась неотъемлемым членом семьи Бентли, стала для них тяжелым испытанием, перевернула их размеренную счастливую жизнь без проблем и забот, заставила задуматься о многом, вспомнить лучшие моменты в жизни.
«It was a day of holocausts, cataclysms, tornadoes, earth-quakes, blackouts, mass murders, eruptions, and miscellaneous dooms, at the peak of which the sun swallowed the earth and the stars vanished. But to put it simply, the most respected member of the Bentley family up and died. Dog was his name, and dog he was» [5].
- Америка, штат Аризона, 22 августа 1961 год. Вилли Берсингер и Сэмюэль Фиттс возвращаются с рудников домой, в маленький городок Утесы. Только въехав в город они понимают, что что-то не так. Весь город выкрашен в разные цвета, газоны идеально подстрижены, аккуратно одетые мальчишки бегают по улицам, в каждом доме новые обои, в парикмахерской полным-полно людей, чьи волосы были уже пострижены и напомажены, а лица тщательно выбриты. То же самое в Фениксе, Тусоне, Денвере, Питтсбурге, Цинциннати, Буффало. Даже Чикаго стал чистым, выкрашенным и новеньким и носит название "Жемчужина Востока"! Что же случилось во всех городах Америки?
«… four weeks ago, a late Saturday morning, women and children staring at clowns and magicians on TV. In beauty shops, women staring at TV fashions. In the barbershop and hardware stores, men staring at baseball or trout fishing. Everybody everywhere in the civilized world starling. No sound, no motion, except on the little black and white screens. ‘And then, in the middle of all that staring...’ ‘Sunspots on the sun.’‘Biggest damn sunspots in the history of mortal man. Whole damn world flooded with electricity Wiped every TV screen clear as a whistle, leaving nothing and, after that, more nothing’» [3].
Перестали работать приемники, телевизоры. Люди толпами пошли в кинотеатры, в магазины, в парикмахерские, чтобы сбежать от тишины, окутавшей их. Все из-за солнечных пятен. 28 дней, которые потрясли мир! 28 дней тишины, ставшие бедствием для людей.
В данных контекстах автор описывает жизнь простых городских жителей. Правдоподобность и достоверность повествования достигаются с помощью конкретной информации – название городов, упоминание дат, времен года.
В завершение анализа образа художественного времени обратимся к психологическому времени. Человек, его переживания, духовные искания составляют центр литературного произведения. В эпизодах, описывающих душевное состояние героев, внутренний мир их передается весьма динамично. При этом мы наблюдаем особую, сверхъестественную связь душевного состояния персонажей с их восприятием течения времени. Например, в следующем контексте мы наблюдаем динамичную смену воспоминаний главного героя рассказа «The October Game»:
«But now it was October again. There had been other Octobers and when he thought of the long winter he had been filled with horror year after year to think of the endless months mortared into the house by an insane fall of snow, trapped with a woman and child, neither of whom loved him, for months on end. During the eight years there had been respites. In spring and summer you got out, walked, picknicked; these were desperate solutions to the desperate problem of a hated man.
But, in winter, the hikes and picnics and escapes fell away with leaves. Life, like a tree, stood empty, the fruit picked, the sap run to earth. … But now, the eighth winter coming, he knew things were finally at an end. He simply could not wear this one through. There was an acid walled off in him that slowly had eaten through tissue and bone over the years, and now, tonight, it would reach the wild explosive in him and all would be over!» [4].
В данном фрагменте присутствует также эффект сжатия времени, с помощью которого автору удалось создать ощущение быстротечности жизни, быструю смену событий, переживаний, ураган чувств и эмоций.
Проведя денотативный анализ художественного текста в рассказах Р. Бредбери, мы видим, что разные временные измерения формируют в произведении уникальный образ художественного времени. Данный анализ позволяет судить о том, насколько глубока философская мысль автора, выраженная посредством духовного мира его персонажей, помогает нам воссоздать более полную и целостную индивидуально-авторскую картину мира в произведениях и получить верное представление об особенностях языка и стиля писателя.

Список литературы

1. Новикова В.Г. Фантастическая новелла Р. Брэдбери. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Нижний Новгород, 1992. 17 с.
2. Pell Sarah-Warner J. // Ray Bradbury. Ed. By M.H.Greenberg and J.D.01ander. NY: Taplinger publ. co, 1980. 194 p.
3. Bradbury R. Almost the End of the World // Raybradbury [сайт] URL: http://raybradbury.ru/library/story/57/10/0/ (дата обращения: 17.02.2013).
4. Bradbury R. The October Game // Raybradbury [сайт] URL: http://raybradbury.ru/library/story/48/3/0/ (дата обращения: 17.02.2013).
5. Bradbury R. No News, or What Killed the Dog // Raybradbury [сайт] URL: http://raybradbury.ru/library/story/94/5/0/ (дата обращения: 17.02.2013).
6. Bradbury R. The Messiah // Raybradbury [сайт] URL: http://raybradbury.ru/library/story/71/1/0/ (дата обращения: 17.02.2013).
7. Bradbury R. A sound of Thunder http://raybradbury.ru/library/story/52/8/0/ (дата обращения: 17.02.2013).
Locked

Return to “Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактические аспекты профессиональной подготовки переводчиков”